Комитет министров (был образован в 1802 г.)

Общая характеристика периода

Политические и экономические особенности периода:

Ø сохраняется абсолютная монархия

Ø происходит дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата;

Ø появляются новые центральные органы власти

Ø углубляется специализация отдельных органов власти

Ø происходит кризис феодализма и развитие капиталистических отношений

Ø начинается промышленный переворот

Ø увеличивается применение наемного труда

1. Государственность России в первой половине XIX в.

Форма правления – абсолютная монархия

Государственно-территориальное устройство - империя

Политический режим – авторитарный

Система гос. органов:

1. Император – глава государства.

a. Статус - Император провозглашался носителем верховной самодержавной неограниченной власти.

b. Власть императора переходила по наследованию. Престол переходил к ближайшему нисходящему родственнику умершего (императора) по мужской линии. В случае отсутствия последних допускалось наследование родственниками женского пола.(Такой порядок был закреплен Актом Павла I от 1797 г.и зафиксирован в Своде Основных государственных законов.

c. Функции императора:

i. Принятие законов

ii. высшее государственное управление;

iii. назначение и увольнение министров;

iv. верховное командование вооруженными силами;

v. руководство внешней политикой;

vi. вопросы войны и мира;

vii. высшая судебная власть.

2. Непременный совет РИ. Был создан в 1801 г. В него вошло 12 членов во главе с генерал-фельдмаршалом Н.И. Салтыковым. Этот орган имел статус высшего законосовещательного органа при Императоре. Непременный совет был ликвидирова в 1810 г. Вместо него был создан Государственный Совет.

Государственный Совет (был образован в 1810 г.)

a. Статус – верховный законосовещательный орган

b. Состав – Членов Государственного совета назначал и увольнял император, (ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором). Численность - В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году — 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802—1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.

c. Функции:

i. Подготовка законопроектов

d. Изменения – серьезные изменения отсутствуют

Комитет министров (был образован в 1802 г.)

a. Статус – высший правительственный совещательный орган. Принимали только рекомендательное решение. Окончательное решение оставалось за Императором.

b. Состав – министры, наследники престола, председатель государственного совета, обер-прокурор Святейшего синода (численность, 19-24 чел) – входили в состав по должности и статусу.

c. Функции – очень разнородные

i. Железнодорожные дела

ii. Дела о назначении пенсий отставным чиновникам

iii. Дела об учреждении акционерных обществ Дела о старообрядцах и сектантах

iv. И др.

d. !Особенность – не объединял министров в единое правительство и не координировал и не контролировал их деятельность.

5. Министерства и др. ведомства – первые 8 созданы в 1802 г.

a. Статус – центральные отраслевые органы государственной власти РИ, Подчинялись непосредственно императору. Министров назначал император.

b. Состав

i. М Военно-сухопутных сил 1802 г.

ii. М Военно-морских сил 1802 г.

iii. М Иностранных дел 1802 г.

iv. М ВД 1802 г.

v. М Коммерции 1802 г.

vi. М финансов 1802 г.

vii. М народного просвещения 1802 г.

viii. М юстиции 1802 г.

ix. Главное управление водяных и сухопутных сообщений 1809 г.

x. Министерство императорского двора и уделов 1826 г.

xi. Министерство государственных имуществ – 1837 г.

xii. И др.

c. Структура - Каждое министерство получило следующую структуру: во главе министерства. стоял министр с товарищем (т.е. заместителем), при министре имелись канцелярия и совет. Рабочий аппарат министерств состоял из департаментов, которые делились на отделения, а отделения на столы. В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия.

d. Функции

i. Управление соответствующей сферой общества.

Например,

Министерство государственных имуществ — заведовало государственными землями и иным государственным имуществом в Российской империи.

Министерство финансов — ведало вопросами финансово-экономической политики.

Министерство внутренних дел Российской империи —ведало вопросами государственной безопасности, общественной безопасности, охраны правопорядка, руководства местными органами власти, борьбы с преступностью, охраны мест лишения свободы, разрешительной системы, цензуры в средствах массовой информации и книгоиздания.

e. Особенность -. На протяжении всего XIX в. министерства были разрозненны, не имели органа, координирующего их деятельность, министры подчинялись напрямую императору.

6. Сенат – высший государственный орган. Учрежден Петром 1 в 1711 г. Во второй половине 19 ве.

a. Статус – во первой половине XIX в. – высший судебный орган. Состав – сенаторов назначал сам император. В Сенате создавались департаменты (до 12 штук). Каждый департамент составляется из сенаторов, назначенных по высочайшему усмотрению. По закону число их не может быть менее трёх; в действительности число сенаторов колеблется от 6—7 (департамент герольдии) до 18 (гражданский кассационный департамент).

b. Функции

1) надзор за деятельностью государственных учреждений – рассматривали вопросы о законности их деятельности

2) обнародование законов – публиковали законы и рассылали их региональным властям.

3) рассмотрение дел в кассационном порядке: кассационный департамент по гражданским делам и кассационный департамент по уголовным делам.

Синод

a. Статус - Святейший правительствующий синод (рус. дореф. Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ) — высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721—1917).

b. Состав - Члены Святейшего правительствующего синода назначались императором. Ими были представители церкви. Представителем императора в Синоде был Обер-прокурор. Это была светская должность.

c. Функции –административные и судебные в церковной сфере

Например,

· право (с согласия верховной власти) открывать новые кафедры,

· избирать и поставлять епископов,

· устанавливать церковные праздники и обряды,

· канонизировать святых,

· вопросы духовного просвещения народа

· и др.

8. С.Е.И.В.К. – впервые создана при Петре 1

a. Статус – центральный орган власти, подразделялась на несколько отделений, статус каждого приравнивался к министерскому

b. Состав и функции. Все должностные лица назначались императором. Возглавлял отделения - Император

i. Первое отделение (образовано в 1826 г.) – занималось подготовкой высочайших указов

ii. Второе отделение (образовано в 1826 г.) – приведение в порядок действующих законов. Под руководством М. М. Сперанского отделение подготовило Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи. В 1882 году преобразовано в Кодификационный отдел при Государственном совете.

iii. Третье отделение (образовано в 1826 г.) – занималось сыском и следствием по политическим дела, осуществляло цензуру, боролось с сектанством и т.д. Фактически это был высший орган политической полиции. В 1880 г. реорганизовано в Департамент государственной полиции при Министерстве внутренних дел.

iv. Четверторе отеделение (образовано в 1828 г.) - Ведомство учреждений императрицы Марии было создано в 1828 году на основе канцелярии скончавшейся императрицы Марии Фёдоровны. Подобно канцелярии вдовствующей императрицы, оно занималось делами благотворительности: женским образованием, приютами, здравоохранением.

v. Пятое отделение было создано в 1835 году для подготовки реформы государственной деревни (см. реформа Киселёва) и управления государственными крестьянами Петербургской губернии. Во главе этого отделения был поставлен граф П. Д. Киселёв. В 1837 преобразовано в Министерство государственных имуществ Российской империи.

vi. Шестое отделение учреждено в 1842 году временно. Занималось устроением мирной жизни в Закавказском крае.

3. Кодификация русского права в первой половине XIX в.

Причины для кодификации:

a. Огромное количество законов, которые действовали в России в тот период.

b. Продолжали действовать акты, которые были приняты в 17 и 18 веках, явно устаревшие

c. Все законы не были упорядочены, было много законов, которые регулировали одни и те же отношения, существовали законы, противоречащие друг другу.

d. Все это затрудняло деятельность государственных, в том числе судебных органов, по применению законов. (Судьи, например по одному и тому же делу могли найти источники с совершенно противоположными нормами. Это порождало произвол, взяточничество, затягивание дел.)

e. В стране развивались новые экономические отношения – капиталистические, которые кроме того требовали обновленного правового регулирования.

Орган кодификации. Для проведения кодификации существующую комиссию по кодификации, созданную еще при Александре 1, преобразовали во II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Официально Второе Отделение возглавил профессор Михаил Андреевич Балугьянский, учитель Николая I по политическим наукам. Но практически руководил работой этого органа Сперанский Михаил Михайлович

2. План кодификации, предложенный Сперанским

a. Первый этап - Собрать воедино все законы, изданные в России с момента принятия Соборного Уложения, и расположить их в хронологическом порядке.- (создать ПСЗ)

b. Второй этап - Привести все действующие законы в определенную систему - ( создать СЗРИ)

c. Третий этап - Издать новые уложения по гражданскому, уголовному, торговому праву.

3. Реализация кодификации:

Первый этап:

К 1830 г. был выполнен первый пункт плана и подготовлено ПСЗ.

ПСЗ (полное собрание законов) – полное собрание всех законов, принятых с 1649г. по 1825г., как действующих, так и не действующих, расположенных в хронологическом порядке.

Оно состояло из 46 томов: 40 томов – нормативные акты, 6 томов – указатели, чертежи, рисунки. В состав первого ПСЗ вошли 30 920 правовых актов.

Второй этап:

К 1832 г. было реализовано второе направление и подготовлен СЗРИ.

СЗРИ (свод законов Российской Империи) – это собрание всех законов, действующих в РИ на момент 1832 г., расположенных в тематическом порядке. Свод был опубликован в 1833, а в действие введен с 1835г.

Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах. Например, книга 1. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе (том 1-3), книга 5 – содержала гражданское законодательство (том 10), книга 8 (том 15) – законы уголовные.

Третий этап кодификации: -создание новых кодексов по основным отраслям права. Был подготовлен и принят только кодекс уголовного права – Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Уложение о наказаниях 1845 года - это первый кодифицированный источник российского уголовного права.

Внешняя структура: Кодекс состоял из 15 томов.

Уложение 1845 года о наказаниях уголовных и исправительных состояло из

2224 статей. Его структура такова: 12 разделов, распадающихся на главы,

некоторые главы – на отделения, отделения – на отделы, отделы на статьи.

Структура по содержанию: По содержанию достаточно четко прослеживалось деление закона на общую и особенную части (впервые общие понятия уголовного законодательства были выделены в самостоятельный раздел в Своде законов Российской Империи).

Наши рекомендации