Реформы Петра I в области государственного управления, экономики, культуры и их оценка в историографии.

РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Петр I стал первым абсолютным монархом (самодержцем) в истории Российского государства В первой четверти XVIIIв.был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления.Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма. С 1708 года сложилась следующая система органов власти и управления. Вся полнота законодательной,исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра,который после окончания Северной войны получил титул императора.В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат,обладавший и значительными законодательными функциями. Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения (Трое являлись представителями знати – князья М. В. Долгорукий, Г.И. Волконский, П. А. Голицын, трое – бывшие члены Боярской думы и трое – из дворян. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, но утверждал все монарх. Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов государственной власти в I четверти ХVШ в. было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось "учинить фискалов во всяких делах". Фискалитет создавался как особая отрасль сенатского управления. Глава фискалов (обер-фискал) состоял при Сенате, который "ведал фискалов". Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что "ко вреду государственному интересу быть может"; докладывать "о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте", "не вкрадываются ли в государство шпионы", а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции –"взыскание всех безгласных дел".

Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий,каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату.Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам,которые входили в их ведение. Коллегия иностранных дел заменила собой Посольскую канцелярию. На Военную коллегию возлагалось управление "всеми воинскими делами": комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. Адмиралтейская коллегия ведала "флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями". Малороссийская коллегия была с целью "ограждать малороссийский народ" от "неправедных судов" и "утеснений" налогами на территории Украины. Камер-коллегия должна была осуществлять высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы. Штатс-контор-коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль за государственными расходами. Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату. Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами. Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Юстиц -коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных судов; Вотчинная коллегия образованная в 1721г. разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные решения по поместным и вотчинным делам.

Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея). Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, Компетенция Синода ограничивалась светской властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть. Кроме коллегий было создано известное число контор,канцелярий,департаментов,приказов,функции которых были также четко разграничены. В 1708 - 1709 гг. страна была разделена на 8 губерний,различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор,сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. Губернии в 1719 г. были разделены на провинции,число которых равнялось 50. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах.

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров.Стали открываться светские школы,образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников,пришедших на смену церковным. Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт,пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организо ванной книготорговли,а также созданием и развитием сети библиотек.С 1702г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости". В этот период написан ряд важных работ по истории, стали собирать древние письменные источники,снимать копии летописей,грамот,указов и других актов.Это было началом музейного дела в России. Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге. С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов.Облик города стали определять уже не культовая архитектура,а дворцы и особняки,дома правительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра,в это же время были написаны первые драматургические произведения.

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ

Политика протекционизма-экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот:металлургические, оружейные,судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей,которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Проводились ежегодные рекрутские наборы. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724г.)

Внешняя политика Петра I

Отличительной чертой внешней политики России в первой четверти XVIII столетия была ее высокая активность. Почти непрерывные войны, которые велись Петром, были направлены на решение основной общенациональной задачи — обретения Россией выхода к морю.

Азовские походы (1695—1696):

Русь вела борьбу с крымскими и ногайскими татарами за обладание обширными прибрежными землями Чёрного и Азовского морей. Первый Азовский поход, начавшийся весной 1695 года, окончился неудачно. Но в 1969 г., после строительства флота и увеличения сухопутной армии, русские войска овладели Азовом. Для закрепления своих позиций на Азовском море был построен порт Таганрог. Однако получить выход к Чёрному морю через Керченский пролив Петру не удалось.

Великое посольство (1697—1698):

(Рига, Кёнигсберг, Голландия, Англия, Австрия)

Великое посольство было организовано с целью лучше узнать расстановку сил, укрепить положение России и союз европейских держав против Турции.

В ходе Великого посольства Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику. Петр хорошо понимал, что именно через Балтийское море возможно установление прочных связей с развитыми странами Европы.

Северная война (1700-1721):

В 1700 г. Россия в союзе с Саксонией и Данией объявила войну Швеции. Исход войны имел решающее значение для России. строительство в устье Невы Санкт-Петербурга и строительство русского флота, вышедшего на просторы Балтики, означало, что «окно в Европу» было прорублено. Победа в Полтавской битве в 1709 году, в результате которой была уничтожена сухопутная армия шведов, определила исход Северной войны.

Прутский поход: 1710 г.- Турция объявила войну России. Только вернув Турции Азов и разрушив Таганрог, Россия добилась перемирия.

В результате Ништадского мира между Россией и Швецией 1721 г. Россия получила выход к Балтийскому морю, Эстляндию и Лифляндию.

1722 – 1723 – Каспийский поход - Воспользовавшись внутриполитическим кризисом в Иране, Россия активизировала внешнюю политику в Закавказье. В ходе этого похода Россия приобрела владения на берегу Каспийского моря: Дербент, Баку, провинции Ширван, Гилян, Мазендеран и Астрабад

Таким образом, Россия решила главную внешнеполитическую задачу, которую русские цари пытались осуществить в течение двух веков - выход к морю. Именно при Петре I была создана Российская империя. Россия прочно вошла в круг европейских держав. Были установлены постоянные дипломатические отношения с крупными европейскими странами.

Наши рекомендации