Раздел 5. Тема 5.1. Межгосударственные конфликты и политико-правовые средства их предотвращения и урегулирования.

Студент должен

знать:

- сущность и причины региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – XXI в.;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов, направленных на урегулирование межгосударственных конфликтов;

иметь представление:

- о видах, типах, специфике межгосударственных конфликтов;

уметь:

- идентифицировать межгосударственные конфликты.

Понятия, составляющие содержание темы: межгосударственный конфликт, мирное сосуществование, территориальная целостность и суверенитет, национальная безопасность.

Понятие межгосударственного конфликта. Международные отношения и внешнеполитический интерес государства как основа межгосударственных конфликтов. Субъекты и виды межгосударственных конфликтов. Типология и специфика современных межгосударственных конфликтов.

Причины появления новых межгосударственных конфликтов в современном мире. Формы и методы их предотвращения и урегулирования. Политико-правовые средства предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности. Роль Российской Федерации в предотвращении и урегулировании конфликтов.

Тема 5.3. Россия в мировом внешнеполитическом процессе.

Студент должен

знать:

- основные направления современной внешней политики Российской Федерации;

иметь представление:

- о геополитическом положении современной России;

- о концепции внешней политики Российской Федерации;

уметь:

- определять основные тенденции современных международных отношений;

- проводить рационально-критический анализ внешней политики Российской Федерации, ее действий на международной арене и мер, принимаемых руководством государства для обеспечения национальной безопасности.

Понятия, составляющие содержание темы: геополитика, глобальные процессы, национальные интересы, интеграция.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы.

Динамика глобальных процессов и направления внешней политики России. Геополитическое положение современной России. Разработка концептуальных основ внешней политики. Концепция национальной безопасности РФ 2000 г.

Национальные интересы России в международной сфере. Партнёрство России с США. Потенциал российско-американского сотрудничества. Борьба с международным терроризмом. Проблема вступления России в ВТО.

Партнёрство с Европейским союзом. Налаживание российско-европейского сотрудничества. Европейская энергетическая хартия и позиция России.

Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Шанхайская декларация. Россия и «Большой Восток». Возвращение России в страны Латинской Америки и Африки.

Интеграционные и дезинтеграционные тенденции в Содружестве Независимых Государств. Разработка стратегии многосторонней интеграции. Политика консолидации СНГ. Союзное государство России и Беларуси. Таможенный союз.

Мировой экономический кризис и его влияние на политическую карту мира.

Тематический план семинарских и практических занятий

№№ п/п Тема семинарского (практического) занятия Колич. час.
1. Тема 2. Россия и мир: выбор пути развития.
2. Тема 1.2. Интеграционные, поликультурные, миграционные и иные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира: проблемы, пути их решения..
3. Тема 2.5. Итоги перестройки. Причины и последствия распада СССР.
4. Тема 2.7. Содержание и последствия социально-экономических преобразований в России в начале ХХI в.: достижения и просчеты.
5. Тема 2.9. Проблемы государственного строительства суверенной России.
6. Тема 3.3. Сущность и причины межэтнических противоречий и конфликтов и пути их разрешения.
7. Тема 4.3. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
8. Тема 5.2. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности.
9. Тема 5.4. Место и роль России в современном мире в начале ХХI в.  
10. Зачет
  ИТОГО

Планы практических занятий.

Введение.Тема 2. Семинар-диспут. Россия и мир: выбор пути

Развития.

Вопросы для обсуждения:

1. «Что есть Россия?»

Россия – это Восток или Запад? Или она соединяет в себе оба начала? А может быть, Россия уникальна?

Восток и Запад»?

Догоняющая цивилизация»?

«Русский путь?»

2. Какова ваша точка зрения на место нынешней России в цивилизационном процессе? По какому пути должна идти Россия сегодня? Каковы ценностные ориентиры развития современной России?

Методические рекомендации:

При подготовке первого вопроса семинара-диспута группа делится на три подгруппы.

1. Первая подгруппа студентов разрабатывает проблему: «Россия - западная цивилизация». Представляет мультимедийную презентацию и комментарии к ней, подтверждающие, что Россия относится к западному типу цивилизации.

2. Вторая подгруппа студентов разрабатывает проблему: ««Россия – восточная цивилизация». Представляет мультимедийную презентацию и комментарии к ней, подтверждающие, что в России достаточно ценностей восточной цивилизации.

3. Третья подгруппа студентов стремится объединить исторический материал, изложенный первыми двумя группами и предположить свой взгляд на место России в мире.

Ответы на второй вопрос готовят все студенты самостоятельно в ходе подготовки к семинару-диспуту.

Литература

Основная

- Андреев А. Место России в мире: Европа или Евразия? Интернет-ресурс: //http://www.perspektivy.info/print.php?ID=49892

- Андреев А. Оценка населением образа России и ее положения в мире //

- Ионов И.Н. Российская цивилизация. Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - М., 2003. *

- Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. - М., 2008.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - М., 2008. *

Дополнительная

- Герасимов Г. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 годы. Учебное пособие для вузов. - М., 2008.

- Захарова Е.Н. Особенности российской цивилизации. Между Западом и Востоком: пособие для учащихся и учителей. - М., 2002.

- Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. Раздел V.Проект мира III тысячелетия. - М., 2004.

- Сурков В. Основные тенденции и перспективы развития современной России. – М., 2006.

Раздел 1.Тема 1.2. Семинар. Интеграционные, поликультурные, миграционные и иные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира: проблемы, пути их решения.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные направления социально-экономической политики в период «неоконсервативной революции» в ключевых регионах мира.

2. Эволюция политического строительства в ведущих государствах мира в период формирования постиндустриального общества.

Методические рекомендации:

В ходе подготовки к семинару студенты должны ориентироваться на примеры из истории и практику сегодняшнего дня, складывающихся на Американском континенте, Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на следующие проблемы:

- определить ключевые изменения в сфере развития производственных факторов (в инвестиционной системе, системе планирования, налоговой системе, области трудовых отношений);

- разобраться с социальной структурой современного западного общества; миграционными процессами в мире, существующими проблемами защиты окружающей среды;

- выявить причины нарастания социальной напряженности и экономических противоречий на рубеже 80-90-х гг.;

- рассмотреть основные направления корректировки государственной политики в области экономики на протяжении 90-х гг.

При подготовке ко второму вопросу следует обратить внимание на:

- основные тенденции современного конституционного строительства в ведущих странах Запада;

- развитие партийно-политической системы;

- эволюцию политической идеологии;

- развитие альтернативного политического движения (экологического, антивоенного ит.д.).

Подготовка доклада на тему:

- Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. и его последствия для развития современного мира.

Литература

Основная

- История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-2000 гг. / Под ред. Язькова Е.Ф. – М.: Простор, 2003.

- Новейшая история стран Европы и Америки: ХХ век. Учебное пособие в 3 ч./ Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. Глава 1. - М., 2001.

- Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. - М., 2008.

Дополнительная

- Давидсон А.Б. Ключевая проблема XXI столетия: последствия распада империи // Новая и Новейшая история. 2006. №2. С. 3-21.

- Глинка С.П., Орлик И.И. Россия и Центрально-Восточная Европа на рубеже ХХ-ХХ1 веков // Новая и новейшая история. 2006. №4. С. 3-26.

- Единый Европейский Акт. Договор о Европейском союзе. – М.: Наука и образование, 1998.

- Европейский союз на пороге XXI века: Выбор стратегии развития / Под ред. Ю.А. Борко, О.Б. Буториной. - М., 2001.

- Искандеров П.А. История Косово в прицеле дискуссий // Вопросы истории. 2010. №3. С. 38-54.

- Калашников Н.И. Азиатско-Тихоокеанский регион в мировой политике. - М., 1989.

- Маастрихтский договор. – М.: Проспект, 1994. 600 с.

- Роузфилд С. Сравнительная экономика стран мира: Культура, богатство и власть в XXI веке / Пер. с англ. - М., 2004.

- От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах. – М.: Стио ПРЕСС, 1996.

- Супян В.Б. Американская экономика. Новые реальности и приоритеты XXI века. - М., 2001.

- Черников Г.П., Черникова Д. А. Европа на рубеже XX–XXI веков. - М., 2006.

Тема 2.5. Семинар-дискуссия. Итоги перестройки. Причины и последствия распада СССР.

Вопросы для обсуждения:

1. В связи с 20-летием Августовского (1991 г.) путча в российском обществе было много разговоров о «шести годах, которые изменили страну, изменили мир, изменили нас». Какие аргументы вы могли бы привести «за» и «против» каждого из этих заявлений?

2. Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость Советского государства?

3. Почему национальные и социальные проблемы в СССР не были своевременно решены и привели к кризису?

4. В ряде учебников мы встречаем высказывания о том, «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с таким мнением?

5. Считаете ли вы, что распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в.? Аргументируйте свой ответ.

6. Почему весной 1991 г. на всесоюзном референдуме большинством голосов жители СССР высказались за сохранение союзного государства, а осенью этого же года отдали его судьбу на откуп политикам?

7. Был ли у руководства страны шанс сохранить СССР? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите конкретные аргументы. Точка зрения и аргументы Е.Т. Гайдара («пытаться сохранить СССР было можно, но сохранить – нельзя»).

8. Если, по мнению ряда авторов вариативных учебников истории, «для всесторонней, объективной оценки перестройки еще нет достаточной временной дистанции», то зачем поднимать вопросы об исторических уроках «перестройки», причинах распада СССР, конце холодной войны и т.д.? Зачем включать этот период еще «неопределившегося» прошлого в учебники истории?

9. «Фактор Горбачева»: какие смыслы вкладывают в это понятие современники «перестройки» и их потомки? Как на этот вопрос отвечают авторы вариативных учебников? А что по этому поводу думал сам «архитектор перестройки»?

Методические рекомендации:

В ходе подготовки к семинару-диспуту необходимо ознакомиться с содержанием данной тематики в нескольких учебниках по истории России. Сопоставить оценки периода «перестройки», которые имеются у них. В ходе дискуссии использовать эти оценочные материалы в качестве аргументов при ответах на тот или иной вопрос.

К семинару-диспуту подготовить:

- сообщение «Личность М.С. Горбачева в воспоминаниях современников».

-сравнительный анализ Проектов новых союзных соглашений в условиях обострения межнациональных конфликтов.

В качестве самостоятельного домашнего задания каждый студент в письменной форме дает развернутый ответ на следующий вопрос:

1. Каковы, по мнению М.С. Горбачева (см. работу: Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1988), основные результаты развития страны с 1985 г.? Сгруппируйте их по нескольким направлениям.

Литература

Основная

- Алексашкина Л.Н. Новейшая история. ХХ век. Учебник-практикум. 11 кл. – М., 2002.

- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В., Шестаков В.А. Перестройка и крах СССР.1985–1993. - СПб., 2010.

- Герасимов Г. История современной России: поиск и обретение свободы.

1985-2008 годы. Учебное пособие для вузов. - М., 2008.

- Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. - М., 1988.

- Зуев М.Н. История России с древнейших времён до начала XXI века для школьников ст. классов и поступающих в вузы: учеб. пособие. - М., 2009.

- История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева и др. – М., 2011.

Дополнительная:

- Волобуев О.В.и др.Россия и мир. Учебник. 10-11 кл. – М., 2002. Ч. 2.

- Горбачёв М.С. Понять перестройку… - М., 2006.

- История России. ХХ век: 1939 – 2007. - М., 2009.

Тема 2.7. Практикум. Содержание и последствия социально-экономических преобразований в России на рубеже ХХ-ХХI вв.: опыт, проблемы, тенденции.

Предусматривает работу с источниками.

Методические рекомендации:

1. В ходе подготовки к занятиям рекомендуется ознакомиться с содержанием разделов учебников, посвященных социально-экономическим преобразованиям в период с 1992 по 2011 гг.

2. Используя, в том числе и средства массовой информации, в письменной форме подготовить ответ на вопрос:

Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики в современной России.

3. Подготовить:

- сообщение на тему: «Коллективный портрет «экономических младореформаторов».

- исследование-презентацию на тему:

Основные экономические параметры развития России в 1992-1999 гг.

Основные экономические параметры развития России в 2000-2011 гг.

Литература

Основная

- История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева. – М., 2011.

- Медведев Д.А., Путин В.В. Россия 2020: Главные задачи развития страны. - М., 2008.

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2002 года. – hht://www.government.ru/content/ governmentactiviti?rfgovernmentdecision/?archivi/2008/11/17/2982752.htm

Дополнительная

- Абалкин Л.И., Мильнер Б.З., Медведев В.А. и др. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - М., 1997.

- Гайдар Е.Т. Власть и собственность: Смуты и институты. Государство и эволюция. – СПб., 2009.

- Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика). /Отв. ред. Ю.Ф. Воробьев. - М., 1996.

- Ельцин Б.. Исповедь на заданную тему. - М., 1990.

- Лопатников Л.И. От плана к рынку. Очерки новейшей экономической истории России. - СПб., 2010.

- Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая. - СПб., 2010.

- Экономические реформы в России в 90-е годы. Путь в ХХI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Отв. ред. Д.С. Львов. - М., 1999.

- Экономические реформы в России: Итоги, перспективы. /Отв. ред. В.П. Логинов. - М., 1997.

Тема 2.9. Семинар. Проблемы государственного строительства суверенной России.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы и противоречия становления российской государственности (1992-2000 гг.).

2. Политическая модернизация в начале ХХI в.: задачи, содержание, тенденции.

Методические рекомендации:

В ходе подготовки ответа на первый вопрос обратите внимание на следующее:

- октябрьские события 1993 г. в Москве. Их последствия. Президентские указы: «О реформировании органов государственной власти и местного самоуправления в Москве и Московской области»; «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». Какие новые органы власти были сформированы в России в ходе политической реформы? Чем была продиктована необходимость принятия новой Конституции РФ? Когда в современной России была возобновлена деятельность Государственной думы? Каковы ее основные функции? Каковы результаты парламентских выборов 1999 г. и президентских выборов 2000 г.? Как они повлияли на общественно-политическую обстановку в стране? Особенности и этапы развития многопартийности в России. Политические партии России. Политическая жизнь в регионах страны. Почему становление нового Российского государства было столь трудным?

В ходе подготовки ответа на второй вопрос обратите внимание на следующее:

- содержание реформ политической системы с 2000 по 2011 гг. Меры по укреплению власти в центре и на местах. Уясните содержание административной, военной реформ, реформы судебной системы. Особенности партийного строительства. Отношение власти и олигархии. Изменения в избирательной системе.Назовите основные достижения россиян в становлении новой российской государственности.

Подготовить:

- сообщение на тему: «Политический портрет Б.Н. Ельцина».

- проанализируйте Конституцию России как первой в истории страны демократической конституции. Укажите в письменной форме статьи Конституции РФ, которые отражают противоречия переходного времени и являются результатом политических компромиссов.

Литература

Основная

- История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева. – М., 2011.

- Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

- Данилов А.А., Пыжиков А.В. Россия в 90-е гг. XX в. – М., 2002.

- Медведев Д.А., Путин В.В. Россия 2020: Главные задачи развития страны. - М., 2008.

Дополнительная

- Бирюков Н.И., Сергеев В.М. Становление институтов представительной власти в современной России. - М., 2004.

- Гайдар Е.Т. Власть и собственность: Смуты и институты. Государство и эволюция. – СПб., 2009.

- Кобринский А.Л. Проблемы государственного строительства в Российской Федерации. - М., 2001.

- Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая. - СПб., 2010.

- Разуваева Н.Н. История России: конец ХХ века: курс лекций. - Уфа, 2010.

Тема 3.3. Обсуждение ключевых проблем, поставленных в лекциях, в форме управляемой дискуссии. Сущность и причины межэтнических противоречий и конфликтов и пути их разрешения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что представляет собой межэтнический конфликт? В чем его сущность?
  2. Какие причины могут привести к возникновению межэтнического конфликта?
  3. Назовите примеры межэтнических противоречий, конфликтов, которые имели место на постсоветском пространстве, в том числе и Российской Федерации.
  4. В чем причина обострения межэтнических отношений в России в 1990-е годы?
  5. Была ли, с вашей точки зрения, у российских политических лидеров возможность избежать обострения национальных конфликтов в России?
  6. В чем причины кризиса в Чеченской республике?
  7. Была ли, с вашей точки зрения, возможность избежать этого кризиса или смягчить его проявления? Ответ обоснуйте.
  8. Чем завершилась «первая чеченская кампания»?
  9. Чем завершилась «вторая чеченская кампания»?
  10. Какие проблемы этнополитического характера, существующие сегодня во взаимоотношениях между федеральным центром и субъектами РФ, вы можете назвать?
  11. Что вы знаете о националистических движениях в современной России.
  12. Назовите принципы федеративного устройства современной России.
  13. Как вы понимаете значение понятия «толерантность»?

Литература

Основная

- Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. - СПб., 2004.

- История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева. – М., 2011.

- Медведев Д.А., Путин В.В. Россия 2020: Главные задачи развития страны. - М., 2008.

- Данилов А.А., Пыжиков А.В. Россия в 90-е гг. XX в. – М., 2002.

Дополнительная

- Абдулатипов Р.Г. Российская нация: Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. - М., 2005.

- Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. - М., 2007.

- Здравомыслов В.Г., Матвеева С.Я. Межнациональные конфликты в России // Общественные науки и современность. - 1996. - № 2.

- Каменская Г.В. Федерализм: мифология и политическая практика. - М., 1998.

- Матвеева С.Я. Национальные проблемы России: современные подходы // Общественные науки и современность. - 1997. - № 1.

- Матвеев В.В. Национальный вопрос и государственно-политические реальности России // Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д., 1998.

- Нуруллаев А.А., Нуруллаев Ал. А. Религиозно-политический экстремизм // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 83.

- Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. – М., 2006.

- Сидорина Т.Национализм. Теории и политическая история. – М., 2006.

Тема 4.3. Практическое занятие. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

Порядок проведения:

Заслушивание индивидуальных проектно-исследовательских работ студентов. Примерные темы работ:

«Роль науки в укреплении государственных традиций».

«Роль религиозных институтов в сохранении духовно-нравственного здоровья общества».

«Традиция как основная форма передачи межпоколенного опыта».

«Роль религии в сохранении традиций российского общества».

«Духовные ценности и ориентиры россиян в период социально-экономических и политических преобразований».

«Духовно-нравственное состояние российского общества в начале ХХI в.».

«Наука и искусство на рубеже ХХ-ХХI вв.».

«Роль и место культуры в сохранении современных национальных традиций в Российской Федерации» и др. работы по теме практического занятия.

Литература

- Аналитический доклад ИС РАН в сотрудничестве с Фондом Ф. Эберта "Молодежь новой России: ценностные приоритеты". - М., 2007. Режим доступа - http://isras.ru/analytical_report_Youth.html 7.

- Выступления Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге 2 июня 2009. Режим доступа - http://www/religare.ru/2_65619/html 6.

- История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева. – М., 2011.

- Попов А.В. Культурология. - М., 1999.

- Традиции в современном обществе. - М., 1990.

- Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах. - М., 2008.

Тема 5.2. Практическое занятие. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности.

Порядок проведения:

1. В ходе занятия студент выступают с краткими информационными сообщениями (3-4 мин.) по следующим темам:

Всемирные и региональные правительственные организации:

- Совет Европы;

- Организация американских государств (ОАГ);

- Лига арабских государств (ЛАГ).

Всемирные и региональные неправительственные организации:

- Всемирный Совет мира;

- Европарламент;

- Международный Красный Крест;

- Международный союз студентов.

Военно-политические организации:

- Североатлантический пакт (НАТО);

- Азиатско-Тихоокеанский совет (АЗПАК);

- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Экономические и финансовые организации:

- Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, "Общий рынок");

- Международный валютный фонд (МВФ);

- Всемирная торговая организация (ВТО);

- Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

- Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);

- Парижский клуб.

2. Работают с документами, характеризующими деятельность Организации Объединенных наций (ООН); Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе; Содружество независимых государств (СНГ).

Тема 5.4. Семинар-дискуссия. Место и роль России в современном мире в начале ХХI в.

Вопросы для обсуждения:

1. Определите характерные черты современного мирового процесса? Каковы основные закономерности превращения мира в целостность? В чем выражается увеличение уровня мирового взаимодействия? Каковы, на Ваш взгляд, основные итоги исторического пути, пройденного человечеством на протяжении ХХ в. и как Вам видятся перспективы развития в XXI веке?

2. В чем проявляется неравномерность развития на современном этапе? Какие страны в настоящее время претендуют на мировое лидерство? Охарактеризуйте основные направления внешней политики России на рубеже ХХ-ХХI вв. Каковы перспективы международного развития России в начале XXI века?

3. Какие проблемы определяли процесс становления СНГ? В чем выразились центростремительные и центробежные тенденции? Каково место России и других стран СНГ в мировой иерархии стран? Что означает для стран СНГ превращение в мировую периферию? Объясните, почему только тесное интегрирование стран СНГ может обеспечить им достойное место в мировом иерархическом разделении государств. Каковы тенденции развития отношений России со странами СНГ в начале XXI века?

4. Назовите геополитический характер вызовов, с которыми столкнулась Россия на рубеже ХХ-ХХI вв. Какие достижения и одновременно просчеты России в области внешней политики вы можете назвать?

Литература

Основная

- История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева. – М., 2011.

- Новиков С.В. Всеобщая история. – М., 2010.

- Обществознание: Глобальный мир в XXI веке. Учебник. 11 класс / Под ред. Л.В. Полякова. - М., 2008.

- Россия в мировой истории: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). – М., 2003.

- Школьный учебник истории и государственная политика / Багдасарян В.Э., Абдулаев Э.Н., Клычников В.М. и др./ Под ред. В.И. Якунина. - М., 2009.

Дополнительная

- Герасимов Г.. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 годы. Учебное пособие для вузов. - М., 2008.

- Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая. - СПб., 2010.

Наши рекомендации