Баталина, Валентина Владимировна 2 страница

рЭ'Макс Вебер (1864—1920) разработал идею эконо­мической рациональности, где важное место от­водилось рациональной бюрократии. Исследовал типологию политического поведения. pS* Роберто Михельс (1876—1936) открыл закон оли-гархизации, занимался теорией властных отноше­ний.

pS3 Русские мыслители Владимир Соловьев (1853— 1900) и Семен Франк (1877— 1950) создали теорию соборности как особого социально-политическо­го обустройства России.

К середине XIX в. из философии выделились в самосто­ятельные науки политология, социология, теория государ­ства и права, психология.

Среди политических учений, актуальных и сегодня, можно назвать бихевиоризм, который достиг наи­высшего расцвета в 1920-е гг. Основным принципом бихевиоризма является понимание поведения людей как

совокупности вербальных и эмоциональных реакций на воздействие внешней среды.

Системный подход все составляющие политической жизни связывает в единое целое.

Ценностный, подход полагает, что наличие ценностей определяет политическую деятельность.

10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ В РОССИИ

Большинство русских мыслителей и философов на­зывали православие духовно-нравственной основой русской государственности и политических традиций. Православие было принято русским князем Владимиром I Великим в 998 г. и распространено на все Древнерусское государство. Первые русские политические трактаты XI—XIV вв. («Слово о законе и благодати», «Повесть времен­ных лет») имели большое значение для современников. Из­вестна также политическая теория «Москва — третий Рим» старца Филофея. Эти документы стали духовной основой для начала создания российской государственности. В них Русь называется преемницей истинной христианской веры. Вслед за поздней Римской империей и Византией Русь со­хранила православие для многих поколений своих граждан как основной закон общественной жизни. Опираясь на пра­вославие, русская монархия сохраняла за собой власть в государстве до февраля 1917г.

Просвещенный абсолютизм XVIII в. оказал влияние на особенности российской политической мысли. По­пулярными в России стали труды французских мыс­лителей Вольтера, Дидро и Руссо. Одним из их последовате­лей был Александр Николаевич Радищев (1749—1802). Развивая теорию естественного права, он пришел к выводу, что самодержавие является «наипротивнейшим человече­скому естеству состоянием», что «страждущее общество» мо­жет стать свободным благодаря восстанию доведенного до•крайности» народа. Проблемы преобразования государ­ственного устройства поднимались в работах AM. Фурсова, Ю.С. Пивоварова и в полной мере М.М. Сперанского. Рос­сийская политико-правовая наука XIX в. представлена име­нами Б.Н. Чичерина, Л. Петражицкого. В конце XIX — на­чале XX в. русская политическая мысль разделилась на две зетви: державную и демократическую, для которых были характерны консерватизм и либерализм. Одним из ярких философов начала XX в. был Иван Александрович Ильин 1882— 1954). Его труд «Философия Гегеля как учение о кон­кретности Бога и человека»(1918) получил признание в со-зременной философии. Его теория демократии стала од­ним из важнейших достижений своего времени.

11. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Российские политические традиции опирались на идеи консерватизма, традиционализма и либерализма.

Термин «консерватизм* впервые употребил фран­цузский писатель Ф'. Шатобриан применительно к . политическим силам, защищавшим феодальные при­вилегии. Консерватизмом называют систему идей, кото­рая используется для оправдания и стабилизации любой об­щественной структуры независимо от ее объективного мес­та в социально-политическом процессе. Его главной идеей является сохранение исторической традиции, которая в ос­новных вопросах должна оставаться неизменной и может изменять лишь некоторые формы. Консерваторы близки к традиционалистам.

f

Традиционализм, опираясь на идею сохранения тра­диций в различных областях общественной жизни (в политике, праве, экономике), воспринимает одни элементы социального наследия и отбрасывает другие. Тра­диционализм не отвергает новые идеи, он может воспри-

нимать их позитивно, и в этом плане он выбирает не только свое прошлое, но и будущее. Если консерватизм тормозит прогрессивные процессы социального развития, традици­онализм воспринимает их и использует для улучшения жиз­недеятельности социальной структуры.

Для русской интеллигенции XIX в. были привлекатель­ными идеи либерализма. Идеи экономического либе­рализма, разработанные А. Смитом («Система есте­ственной свободы»), предлагали освободить экономическую деятельность от воздействия государства, предоставить полную свободу частному предпринимательству и торговле. В области общественного устройства либерализм (Локк и др.) предлагал «создание правового государства», имея в виду конституционное правление, разделение исполнительной и законодательной власти, обеспечение политических прав граждан. Либерализм предлагал форму общественного уст­ройства, где регулирование социальных и экономических от­ношений должен был осуществлять «свободный рынок». Единственная обязанность государства при этом состоит в охране собственности граждан. Впоследствии «неолибера-листы» дополнили либерализм идеями о социальной роли государства. Они считали, что частичное вмешательство го­сударства в экономическую сферу необходимо для созда­ния благоприятных условий для здоровой конкуренции.

Либерализм и традиционализм сохранили свою популяр­ность до настоящего времени и остаются влиятельными политическими течениями (в США и др.).

12. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Огромные территории Российского государства во все времена привлекали разного рода агрессоров: татаро-монгольские орды, польско-шведские набеги, войны с турецкой империей, Отечественная война 1812 г. с Наполеоном, новые войны с Османской импери­ей. В XX столетии Россия пережила две мировые войны. Ис--орики посчитали, что в период с 1236 по 1989 г. России пришлось воевать 463 года. Сама Россия также активно •прирастала» новыми землями (Поволжье, Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия, Северный Кавказ). Все эти земли уже были населены разными народностями, и русские пе­реселенцы мирно сосуществовали с коренными народами, создавая единое общество.

Известный русский философ, поэт и публицист B.C. Соловьев (1853— 1900) говорил, что «все хоро­шее в России основано на забвении национального эгоизма». Философское творчество он связывал с позитив-шт решением вопроса о справедливости государст-■щ.сго устройства — «быть или не быть правде на земле». мании разумная государственность возможна зри условии реализации христианских идеалов.

Идея национального возрождения разрабатывалась } . декабристами. Они считали, что абсолютная, неогра­ниченная власть монарха мешает развитию страны, г" монархии Россия должна перейти к конституционно-мо-всхическому правлению. Опираясь на традиции француз-оого Просвещения, теории естественного права и обще­ственного договора, декабристы пытались найти истоки ^сской национальной идеи. Точка зрения декабристов о не-гхслимости «с усердием сохранять» русскую «национальную самобытность» была актуальна на протяжении многих деся-ти.-9етий XIX и начала XX в. Она присутствовала в трудах мно-п*х русских мыслителей: от П.И. Пестеля до Н. А. Бердяева.

-=п| Н.А. Бердяев (1874—1948) большое значение при-i 4 Ш давал формированию личности. В личности он видел концентрацию всех духовных и душевных способно­стей человека, личность лишена индивидуализма и эгоцент­ризма. Свободная социальность характерна для личности


изнутри, и ее Бердяев называет «соборностью». Н. А. Бердя­ев был противником марксизма и коммунизма, социальной революции.

13. ТИПОЛОГИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В СОСТАВ РОССИИ

РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ И НАРОДОВ. ИСТОРИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ КАК

НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕРЖАВЫ

Начало возникновения великорусского этноса отно­сят к концу XIV в. После Куликовской битвы (1380) московиты, смоляне, новгородцы, тверичи стали на­зываться русскими. С XIV до XVI в. Русское государство ос­ваивало новые территории, увеличивалось численно, этни­ческая система усложнялась. Государство боролось за национальную независимость, появились новые формы сосуществования различных вероисповеданий. Период с XVI до начала XIX в. характеризуется расширением терри­торий и расселения русского населения, политическими и социальными конфликтами.

Большая часть народов России относится к четырем язы­ковым семьям: индоевропейской, уральско-юкагирской, ал­тайской, северокавказской.

r^TJj До 1917 г. в Российской империи принадлежность к 2 Ш той или иной конфессии была основным признаком этнической классификации. В паспорте имелась гра­фа «вероисповедание». Все православные назывались рус­скими.

После 1917 г. упростилась этническая система. Мно­гие этнические субстраты со своей субкультурой и укладом жизни перестали существовать (дворян­ство, мещанство, священничество). Народы, населявшие Россию, русифицировались. Сократилась численность народов, составлявших российское государство. Стали са­мостоятельными государствами Финляндия, Польша и пр. В советский период национальный вопрос рас­сматривался с точки зрения марксистского учения. Марксистская наука нацией называла «историческую общность людей, складывающуюся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литератур­ного языка, некоторых особенностей культуры и характера». 3 советском паспорте графа «национальность» заполнялась по заявлению гражданина, выбравшего национальность од­ного из родителей. В 1936 г. в составе СССР было 11 союз­ных республик, восемь автономных областей и восемь на­циональных округов. Политическая карта отдельных госу­дарств накануне Второй мировой войны «перекраивалась». 3 СССР с 1939 по 1945 г. некоторые народы переселялись в Казахстан, Среднюю Азию, Сибирь. Это коснулось немцев Поволжья, крымских татар, турок-месхетинцев, чеченцев. Национально-государственные образования этих народно­стей были ликвидированы.

14. ВЛАСТЬ И СОБСТВЕННОСТЬ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Одна из основных аксиом власти состоит в признании факта принадлежности государственной власти опре­деленному органу, наделенному правовыми полномочия­ми. Власть, не основанная на правовой санкции, юридиче­ски индифферентна, поскольку не имеет правового измере­ния. Правосознание основывается на восприятии власти как полномочия. Полномочие имеет силу или влияние в меру своей правоты, а право берет свои истоки в естественном праве.

Государственная власть обладает полномочиями осу­ществлять от имени всего общества внутреннюю и внешнюю политику, исключительным правом изда­ния законов и других документов, обязательных для всего населения, правом взимать налоги и сборы. Государствен-

ная власть имеет систему органов и учреждений, осуще­ствляющих функции управления обществом. Власть опи­рается на государственное право, закрепляющее систему правовых норм, обязательных для граждан. Юрисдикция данного государства распространяется на определенную государственную территорию. Самостоятельное воздей­ствие государственной власти на экономику, политику, культуру очень значительно. Оно может способствовать развитию общественных отношений или тормозить его. Форма правления также различна.

r^i] Под формой правления понимают организацию вла-2 I|J сти, характеризующуюся ее формальным источни­ком. При монархической форме правления у влас­ти — монарх, при республиканской — народное большин­ство.

Государственная власть должна осуществляться людьми, удовлетворяющими политическому и этическому цензу. Власть должна быть авторитетной, и ее авторитет доб­ровольно признается подчиненными. Многие мыслители го­ворили, что власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное

безвластие.

Очень важным моментом является политическая про­грамма. Она должна включать меры, которые направлены на достижение общих интересов. Только служение общему ин­тересу обеспечивает государственной власти действительный авторитет и делает ее центром политического единения.

Государственная власть должна осуществлять функцию справедливого распределения и имеет право отступать от этого принципа, когда это диктуется необходимостью.

15. РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

В политической теории и практике принято называть реформой более или менее прогрессивное преобра­зование, изменение, переустройство общественной

жизни, ведущее к лучшему и не уничтожающее основ имею­щейся социальной структуры.

В истории России известны монархи, прослывшие ре­форматорами. Петр I попытался приблизить государствен­ное устройство России к европейским образцам. Он ре­формировал российскую государственность масштабно и в западной манере. Период правления Екатерины II назы­вали «золотым веком Российской империи». Императрица -ринадлежала к правителям, которые, оставаясь в выска­зываниях приверженцами самых смелых начинаний, на деле придерживаются скорее консервативной политики. ■Ч-ександр II, размышляя о реформировании российской го-г.^арственности, пришел к выводу о необходимости отме­ны крепостного права, существовавшего в России до 1861 г.

Проблема особенностей российского реформирования ■игересна многим политологам. Спецификой российских „•еформ называют несоответствие теоретических планов и разработок их результатам. Российские реформы теорети­чески прогрессивны, являют собой образцы гуманизма и де­мократии для всего мира, однако их фактическое исполне-we искажает сущность проводимых мероприятий. Планы реформ, обсуждавшиеся й строившиеся в период правле-гая Александра II, не были осуществлены.

М.С. Горбачев — первый радикальный реформатор в со­ветском государстве. Его идея «перестройки» социали-т-кческого общества, изменения внешней политики СССР считается мощным реформаторским движением, изменив-_>гм ход развития страны от развитого социализма к капи--глизму. Политику Горбачева называли важным шагом для ссзлания в нашей стране правового демократического го-с.^рства. Однако многие из его начинаний не получили ;еззития, другие были так изменены, что их осуществле­нное только мешало демократизации общества.

-=^~ Как свойственно любой реформаторской эпохе, по-2 __ следующие годы становятся временем отката, контр-реформ, а затем и застоя. Такое чередование перио-

дов политической и исторической активности нации зало­жено в самой природе ее развития.

16. СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ XX в.

В 1917 г. большевики захватили власть в Петрогра­де. В ходе осуществления государственной деятель­ности была начата политика «военного коммуниз­ма», характеризующаяся организацией тоталитарного режима. Начались гонения на другие партии, провозгласив­шие необходимость демократизации государственного ус­тройства и свободу личности приоритетными достижения­ми революций. Были запрещены все партии, кроме партии большевиков, которая являлась правящей.

Уничтожена свобода печати под предлогом необхо­димости борьбы с классовыми врагами.

Развился новый тип отношений партии и государст­ва. Был создан институт комиссаров, руководство органами власти осуществлялось через фракции РКП(б). Был органи­зован «красный террор» против оппозиции, партийная гвар­дия стала основой новой армии и репрессивных органов.

Введено тотальное огосударствление экономики — продразверстка, национализация, централизация распреде­ления на безденежной основе.

Эти нововведения соответствовали исходным представ­лениям марксизма о создании общества социализма, при­нимались в экстремальных условиях гражданской войны и экономической разрухи.

г^гт] С 1920 г. большевики были вынуждены ослабить 2 Ш контроль над экономикой (введение нэпа); ограни­чиваются масштабы террора.

Однако запрещается фракционная деятельность в пар­тии, профсоюзы начинают определяться как «школа ком­мунизма».

К 1928 г. основные политические события состояли 3JJJ в уничтожении новой экономической политики

(нэп), в утвердившемся тоталитарном режиме чинов-жки и партийные функционеры имели больше власти и привилегий, чем те, кто находился на нижних этажах пира-щшща власти.

•=1 В период научно-технической революции (ЙТР) ос-4 _. новные политические события включали идеологи­зацию экономики. Централизация управления ею в гуках государства оказалась менее эффективной, чем ры­ночная экономика, основанная на многообразии форм соб-г-венности и регулируемая демократическим государством. Логика функционирования тоталитарной системы все, что не хэнтролировалось государством, называла потенциаль-вс враждебным.

-=^ Этапе!966по 1982г. («брежневская эпоха») харак-> „ теризовался возвратом тоталитарной системы к при­сущему ей статичному состоянию постепенного за-пввамия.

5 обществе начал создаваться новый слой интеллиген-а«4. способной воспринять идеи, альтернативные тотали-врным.

Несмотря на запреты власти, стало развиваться право-мг^ггное движение. Одновременно дальнейший рост кор-рьт^ии и бюрократизма сочетался с быстрым развитием те-

17. ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Политология является одной из молодых гуманитар­ных дисциплин, самостоятельной отраслью научного знания она стала в конце 40-х гг. XX в. В XVI в. италь-


нееси экономики.

янский мыслитель Н. Макиавелли предложил разделить фи­лософию, этику и политическую науку на самостоятельные направления гуманитарных наук. До второй половины XIX в. политология развивалась как учение о государстве и политико-философская теория. Некоторые ученые связы­вали появление правовой школы в Германии (в первой по­ловине XIX в.) с началом оформления политологии в само­стоятельную науку. Иногда ее возникновение связывают с именем Ф. Лейбера, читавшего в 1857 г. курс лекций по по­литической теории в Колумбийском университете.

В России значительный вклад в развитие политической науки внесли М.М. Ковалевский, Б.И. Чичерин, П.И. Новго­родцев.

Как предмет изучения политология рассматривает: 0 государства, партии и политические институты; 0 управление на национальном и местном уровнях; публичное право и судебно-правовое поведение; политику и политическое поведение; международные отношения, публично-администра­тивную деятельность и организационное поведение.

Наиболее часто в политологии используются следу­ющие методы:

0 социологический, который определяет специфи­ку политической социологии;

0 культурологический, помогающий исследовать зави­симость политических процессов от характера и уровня развития политической культуры; 0 нормативный, направленный на выяснение значения политических явлений для общества и личности, оцен­ку этих явлений с позиции осуществления общего бла­га, справедливости, свободы и других ценностей; 0 функциональный, включающий изучение зависимо­сти между политическими явлениями, теоретическое осмысление этических оценок политики и ориента­цию на факты и логику; 3 системный, который рассматривает политику как целостный, сложно устроенный механизм, непре­рывно взаимодействующий с окружающей средой; институциональный, направленный на изучение по­литических институтов и др.

4 .

К основным понятиям и категориям политологии относятся:

0 политическая власть; политическая система; политический лидер; политические отношения и процессы и др.

18. ПОНЯТИЕ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ

-=Г Политическая власть представляет собой вид соци-1 _ альных отношений, осуществляющихся наделением одного субъекта функциями принятия решений, обя­зательных для другого субъекта. Имеются разные трак-пъовки понимания власти.

рё" Биологический подход (М. Марсаль, М. Дюверже). При биологическом подходе власть рассматривает­ся как явление, присущее человеку и животному. Природу власти биологический подход ищет в при­роде человека как части общей биологической струк­туры.

^'Антропологический подход (М. Вебер). Понятие власти распространяется на все социальные струк­туры. Власть определяется как все политические действия, обоснованные ее авторитетом. $S" Психологический подход рассматривает власть с позиции восприятия ее индивидом. Восприятие ос­новывается на особых качествах лидера или на пси­хологических особенностях человека

Социологический подход трактует власть как поли­тическое воздействие одного субъекта на другой. Социологический подход выделяет такие определе­ния власти:

— бихевиористское, рассматривающее власть как осо­бый тип поведения, для которого характерно под­чинение одних индивидов другим;

— структурно-функциональное, считающее властьнаиболее эффективной формой организации обще­ства, опирающейся на разделение функций управ­ления и исполнения;

— телеологическое, расценивающее власть как способдостижения цели и получения результатов;

— конфликтологическое, которое определяет властькак способ разрешения политических конфликтов. Философский подход определяет власть как «воз­можность и способность субъекта оказывать влия­ние на деятельность людей, опираясь на личный ав­торитет, насилие, и другие методы».Философский подход выявляет методы осуществле­ния власти в виде организации, принуждения, конт­роля, убеждения, воспитания.

Структура политической власти состоит: 0 из субъекта, являющегося элементом власти и наделенного функцией принятия решений, оказыва­ющего воздействие на объект власти; объекта, выполняющего функцию подчинения по от­ношению к субъекту; ресурсов, которые включают методы и средства по­литической власти (социальные, экономические, культурно-информационные, принудительные, как армия и милиция). Поскольку ресурсы общества распределяются неравномерно, это ведет к посто­янному соперничеству объекта и субъекта власти. 2* 1) 2) 3) 4)

ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ

Легитимностью называют способность политиче- ской системы организовать себе поддержку народа. рЗ" Основными источниками легитимностимож-но назвать:

политический режим, изменение которого связа­но с рядом факторов:

в политический процесс включаются новые соци­альные группы;

создаются эффективные отношения между граж­данской властью и военными структурами; национальный престиж политической системы воз­растает или падает;

оформляется символика государственной власти и существующего режима: конституция, государст­венный флаг, гимн, герб и т.п.; создается почва для уверенности граждан в дости­жении достойной жизни;

идеологию, поскольку она является формой выра­жения потребностей человека и средством контро­ля его деятельности;

политическое лидерство— основывается на спо­собностях и умении лидера создавать соответству­ющий образ (имидж).

Выделяют три основных вида легитимности: идеологическая, под которой понимают нравствен­ные качества индивидов, их уверенность в необхо­димости и правомерности политического строя и обосновывающих его принципов; структурная —предполагает признание индиви­дами норм политического режима и его механизмов; персональная —является созданием уверенности индивидов в личностных качествах лидера, его спо­собности управлять существующей системой.


Существуют основные признаки легитимности, к которым относят:

— результаты выборов;

— попытки свержения правительства;

— проведение митингов демонстраций, пикетов;

— уровень принуждения и др.Законодательные нормы обеспечивают лишь внешнюю

стабильность, зачастую их недостаточно для поддержания общественного порядка. Внутренняя устойчивость систе­мы создается доверием общества к власти. Вырабатывает­ся определённое политическое соглашение, если гражда­не поддерживают политическую систему и ее ценности. pS* Дпя поддержания легитимности системы исполь­зуются:

— жесткий контроль выполнения законов;

— единое законодательство;

— борьба с коррупцией.

Делегитимация является процессом утраты поли­тической властью общественной поддержки. Делегитимизация имеет свои причины: 0 противоречия между ценностями общества и инте­ресами правящей элиты;

0 наличие коррупции в политических структурах; 0 излишняя бюрократизация общества.

20. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Термин «политическая жизнь» подразумевает нали­чие активной деятельности субъектов в области по­литики. Политическая жизнь включает совокупность фактов, компетенции, заинтересованности и ценностей. Политическая жизнь представляет собой постоянный твор­ческий процесс индивидов (политика как особый вид ис-■усства). Это одна из областей реализации интересов, та-.тантов и амбиций личности.

Йохан Хейзинг, нидерландский культуролог, историк и r-клософ, называет политическую жизнь разновидностью иры.результат которой почти невозможно предсказать. Он -слностью зависит от активности политических деятелей и i-oc способностей.

Компоненты, составляющие политическую жизнь, 2 __ можно подразделить на две группы:

1) поведенческий компонент составляют методы и формы осуществления политической деятельнос­ти, способы воздействия на общественность и го­сударственные органы власти, взаимоотношения субъектов политики;

2) институционный компонент составляют социаль­но-политические институты, к которым относятся: го­сударства, политические организации и учреждения, общественные объединения, средства массовой ин­формации. Сюда же можно отнести субъект полити­ки в качестве носителя политического действия; объект политики, под которым понимается то, на что направлено политическое действие. :.-._ -.ическим интересом называется взаимодействие : -т--:в, при котором для удовлетворения своих потреб-—t -'- : бъекты вынуждены обращаться к государствен-

". -.„ческие потребности представляют собой вое-"■■"-■= :- съектом политики условий своего существо-

3 -

Сущность политической жизни отражается ка­тегориями политического пространства и политиче­ского времени. Под термином «политическое про-гтво» понимается вся совокупность частных и общих есов, а также область деятельности политических Пив,уровень их активности в политической жизни.

Категории политического пространства и времени включа­ют компоненты организации политической жизни, ее харак­терные особенности, анализируя которые можно изучить своеобразие политической жизни любой страны. Анализ закономерностей политической жизни помогает прогнози­ровать последствия политических изменений в ближайшей перспективе.

21. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В современной науке политическая система харак­теризуется как многофункциональный механизм, включающий государственные и негосударственные социальные институты, которые осуществляют политиче­ские функции. Некоторые авторы определяют политическую систему как комплекс взаимодействий для осуществления властного распределения ресурсов. В любом случае поли­тическая система направлена на создание единства полити­ческих действий, на интеграцию общественных отношений.

Политическая система состоит: 0 из политических структур, включающих государ­ственное устройство, партийные организации, об­щественные объединения и др.;

0 правовых норм, законодательно регулирующих об­щественные отношения; 0 политической деятельности; 0 общественного сознания.

Политическая система включает функции организации ресурсов для достижения общественных целей, разработ­ки целей и задач общества, распределения ценностей, ре­гулирования конфликтов, объединения элементов обще­ственной жизни в единый механизм.

Политическая система активно функционирует при на­личии в обществе единства ценностей и интересов. В ре­альной жизни чаще встречается смешанный тип поведения

ьектов, когда часть принципов политической системы принимается субъектом, а другая часть отвергается как

—е-риемлемая.

-=г~ Существуют показатели эффективности поли-3 __ тической системы, уровня ее комфортности для

общества. К таким показателям относятся: 11 устойчивый экономический рост:

благосостояние общества и отдельных его граждан; 0 продолжительность жизни людей; 0 уровень социального неравенства в обществе.

[С=г Политические системы имеют основные формы, ко-- . торые подразделяются:

0 на тоталитарную — отличается тенденцией власти полностью подчинить себе общество и каж­дого гражданина; 2j авторитарную — сохраняет самостоятельность

Наши рекомендации