Повинности феодально-зависимых крестьян.
1. Работать весь сельскохозяйственный цикл: весна-лето-осень
2. Поддерживать в надлежащем виде все хозяйственные постройки феодала
3. Натуральные работы (повинности):
- Ловля рыбы
- Охота
- Выпечка хлеба
- Варка пива, кваса, меда
Главные формы феодальной повинности:
- барщина ( работа )
- оброк ( в натуральной или денежной форме )
В 14 веке преобладает натуральный оброк
Система государственного управления в московском государстве в XV – начале XVI вв.
ВЫСШИЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ:
1. Великий князь.Основные функции:
1. Высшее административное лицо в государстве
2. Назначал и контролировал всю администрацию
3. Высшая судебная инстанция
4. Военная функция – главнокомандующий
5. Дипломатическая функция (все договоры подписывались князем)
Власть князя была ограничена традициями с Киевских времен. По важным вопросам князь советовался с наиболее влиятельной аристократией, т.е. с боярской думой. Также необходимо было все серьёзные вопросы обсуждать в кругу родственников.
2. Боярская дума.Впервые этот термин упоминается в источниках 1517 года.
· Совещательный орган при Великом князе, в который входили самые известные бояре (с 1517г);
· Чин боярина, с одной стороны, являлся наследственным и был доказательством принадлежности к высшей аристократии, а с другой стороны,мог жаловаться князем;
· Второй чин после боярина, «окольничий» (жаловался за заслуги);
· Б.Дума состояла из 10-12 бояр, 5-6 окольничих.
Характер взаимодействия Боярской думы и Великого князя. Боярская дума зависима от Великого князя (в тоже время великий князь зависим от Боярской Думы).
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ:
1. Дворец – хозяйственно-административные функции, выполнял обязанности по обеспечению жизни и деятельности Великого князя
2. Казна –финансовый орган, личная канцелярия великого князя.
3. Приказы (на базе Дворца и Боярской Думы) - сбор налогов, переговоры с иностранными державами государь поручал своему казначею. Поручения эти не были постоянным делом. Переговоры с послами, например, сегодня вёл один боярин, а завтра – другой. Со временем эти поручения – приказы – становятся постоянной службой. В помощь боярину привлекался особый чиновник – дьяк и другие помощники. Работали они в специальных помещениях. Так возникли органы центрального управления – приказы. Приказы – центральные органы управления, которые ведали одной илинесколькими отраслями государственной жизни. Приказная система окончательно сформировалась в середине 16 века в ходе реформ Избранной Рады (реформ Ивана IV).К числу первых приказов относится Посольский. Разрядный приказ – занимался делами служилых людей, их учетом, определением на должности и т.п. Разбойничий приказ – боролся с «лихими» людьми.
Высшие и центральные органы функционировали на основе принципа местничества. Местничество – размещение по иерархической лестнице с учетом происхождения и знатности рода; принцип замещения вакантных должностей на военной и гражданской службе с учетом знатности рода и службы предков. Все назначения записывались в разрядные книги, которые хранились в Боярской Думе. Местничество было отменено в 1682 г. Федором Алексеевичем.
Государев двор – негосударственное учреждение. Социально-политическая корпорация – верхи феодального общества. Государев двор – опора великого князя, социально-политическая опора русского государства. Все назначения проводились из состава Государева Двора, то есть это – кадровый резерв.
МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ.
Основная административно-территориальная единица Российского государства – уезд. Как правило, границы уезда совпадали с границами бывших удельных княжеств. Уезд делился на волости, волости – на селения. Волость объединяла несколько селений под предводительством одного должностного лица либо помещика. Наместниками Великий князь назначал потомков бывших удельных князей, волостеля – дети боярские.
Функции наместников:
1. Административные функции (контроль за границами землевладений), скрепление всех поземельных сделок;
2. Полицейские функции
3. Контроль за соблюдением правил торговли и взимание пошлин
4. Судебные функции – местная судебная инстанция; судебные пошлины;
5. Военно-дипломатическая функция (только наместники). По указанию князя наместник мог руководить военными действиями, устанавливать дипломатические связи.
Основной принцип организации системы местного управления являлся принцип кормлений. Суть в том, что местная администрация жалованье от Великого князя за службу не получала, а сам наместник и волостеля содержались местным населением, то есть они кормились местным населением. Структура кормлений:
1. Часть судебных и тому подобных пошлин, которые по закону наместники и волостеля могли оставить у себя (денежные кормления)
2. Натуральные кормления – продукты. Они проводились три раза в год – на Рождество, на Пасху, на Петров день
Права кормленщиков и их обязанности фиксировались в специальных грамотах.