Оценка кадастровой стоимости земли

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-методической работе

_______________ О.В. Фомичева

«_____»______________201__г.

ОЦЕНКА КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЛИ

Учебное пособие

по МДК.02.01 «Кадастры и кадастровая оценка земель»

ПМ.02. «Осуществление кадастровых отношений »

для специальности

21.02.05 "Земельно-имущественные отношения"

Базовая подготовка

Санкт-Петербург

201_ г.

Разработчик:

Агапиева Р.И. преподаватель ГБПОУ «АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДОЙ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ПЕЧАТИ»

Одобрено на заседании цикловой комиссии

экономики, сервиса и земельно-имущественных отношений

Протокол №

________________201 г.

Председатель цикловой комиссии

____________________ С.В.Пименова

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………………4

РАЗДЕЛ 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ. 5

1.1. Земельные участки - объект государственной кадастровой оценки. 5

1.2. Нормативно-правовая база регулирующая вопросы кадастровой оценки земель. ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» .....................................................................6

1.3. Понятие кадастровой оценки земель, зонирование и налогообложение земель.. 9

1.4. Взаимодействие государственных и муниципальных органов при осуществлении кадастровой оценки земель 14

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ. 16

2.1. Основание для проведения работ по государственной кадастровой оценке земель. Задание на выполнение работ по кадастровой оценке земель. 16

2.2. Объекты и субъекты отношений кадастровой оценки земель. Договор подряда (контракт) оценочных работ. Результат работ кадастровой оценки земель. 18

2.3. Цели и задачи кадастровой оценки земель. Нормативные акты, стандарты, методические и нормативно-технические документы, регулирующие проведение государственной кадастровой оценки земель. 23

2.4. Порядок проведения работ по кадастровой оценке земель. Типология земельных участков

для расчета кадастровой стоимости земель....................................................................................26

РАЗДЕЛ 3. КАДАСТРОВАЯ И РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ЗЕМЛИ...........................................37

3.1. Понятие кадастровой стоимости земельного участка, ее особенности и применение. Кадастровая стоимость вновь образуемых земельных участков.................................................37

3.2. Рыночная стоимость земельных участков: понятие и использование. Оценка рыночной стоимости земли ..............................................................................................................................39

РАЗДЕЛ 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬ. 43

4.1. Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости земель, особенности ее проведения. Утверждение и опубликование результатов определения кадастровой стоимости земель.................................................................................................................................................43

РАЗДЕЛ 5. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ О РЕЗУЛЬТАТАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬ. 44

5.1. Органы, осуществляющие рассмотрение споров кадастровой стоимости земель, их характеристика. Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земель. 44

5.2. Досудебное урегулирование споров по кадастровой оценке земель. Профессиональный независимый эксперт: понятие и функциональные обязанности 49

Литература ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ...………………………………………..50

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПМ.02. «Осуществление кадастровых отношений» является обязательным профессиональным модулем предусмотренным требованиями ФГОС для специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения».

Учебное пособие представляет собой конспект лекций для обучающихся и состоит из семи разделов, в которых изложен основной теоретический материал в соответствии с рабочей программой. Материал учебного пособия разбит на отдельные темы, хорошо структурирован, логически изложен, жирным шрифтом и курсивом выделены основные понятия, необходимые для запоминания студентом.

Содержание пособия позволяет оьбучающемуся использовать его для подготовки к учебным занятиям, для самостоятельного изучения пропущенного учебного материала, а также познакомиться с дополнительным материалом, более успешно подготовиться к итоговой аттестации.

Пособие построено в соответствии с требованиями к уровню подготовленности лиц, обучающихся по специальностям среднего профессионального образования, и призвано помочь будущим специалистам выработать умения выявлять территориальные проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций в области земельно-имущественных отношений.

РАЗДЕЛ 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ

1.1. Земельные участки - объект государственной кадастровой оценки

Земельные участки, относящиеся ко всем категориям земель, являются объектами государственной кадастровой оценки. Область применения результатов кадастровой оценки земельных ресурсов широка. В первую очередь государственная кадастровая стоимость всех земельных участков будет служить одним из главных критериев в формировании земельного налога. В соответствии с Налоговым кодексом РФ ст. 391 налоговая база конкретного участка земли определяется в качестве его кадастровой стоимости. Кроме этого, кадастровая стоимость используется для расчета оплаты за аренду земельных участков, числящихся в государственной и муниципальной собственности. Также кадастровая стоимость применяется для определения цены выкупа за землю и стартовой стоимости, когда проводятся торги, и для определения налоговых возможностей муниципальных образований в сфере определения размеров субсидий и субвенций.

Основные характеристики земельного участка:

- адрес, кадастровый номер;

- площадь;

- оформленные права на земельный участок;

- разрешенное использование;

- разрешенная максимальная этажность и /или максимальная плотность застройки;

- форма;

- геологические, гидрогеологические, сейсмологические, топографические характеристики;

- улучшения, относящиеся к земельному участку (инженерные коммуникации, благоустройство, озеленение, дороги, тротуары, подъездные пути, ограждение, парковка);

- охрана территории;

- размер платы за землю (арендная плата или земельный налог);

- наличие обременений, сервитутов.

Обзор данного документа

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации
    • Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
    • Статья 3. Понятие оценочной деятельности
    • Статья 4. Субъекты оценочной деятельности
    • Статья 5. Объекты оценки
    • Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки
    • Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки
    • Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки
  • Глава II. Основания для осуществления оценочной деятельности и условия ее осуществления
    • Статья 9. Основания для проведения оценки объекта оценки
    • Статья 10. Обязательные требования к договору на проведение оценки
    • Статья 11. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки
    • Статья 12. Достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения
    • Статья 13. Оспоримость сведений, содержащихся в отчете
    • Статья 14. Права оценщика
    • Статья 15. Обязанности оценщика
    • Статья 15.1. Обязанности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор
    • Статья 16. Независимость оценщика и юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор
    • Статья 16.1. Утратила силу
    • Статья 16.2. Эксперт саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 17. Утратила силу
    • Статья 17.1. Экспертиза отчета
  • Глава III. Регулирование оценочной деятельности
    • Статья 18. Регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков
    • Статья 19. Функции уполномоченных федеральных органов
    • Статья 19.1. Совет по оценочной деятельности
    • Статья 20. Стандарты оценочной деятельности
    • Статья 20.1. Типовые правила профессиональной этики оценщиков и требования к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики
    • Статья 21. Профессиональное обучение оценщиков
    • Статья 21.1. Единый квалификационный экзамен
    • Статья 21.2. Квалификационный аттестат
    • Статья 22. Саморегулируемая организация оценщиков
    • Статья 22.1. Функции саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 22.2. Основные права и обязанности саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 22.3. Раскрытие информации саморегулируемой организацией оценщиков
    • Статья 23. Порядок включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков
    • Статья 24. Требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 24.1. Ведение саморегулируемой организацией оценщиков реестра членов саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 24.2. Органы саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 24.3. Порядок проведения саморегулируемой организацией оценщиков контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации оценщиков требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики
    • Статья 24.4. Порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 24.5. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и ведение сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков
    • Статья 24.6. Обеспечение имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности
    • Статья 24.7. Договор обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности
    • Статья 24.8. Компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 24.9. Условия и порядок размещения средств компенсационного фонда
    • Статья 24.10. Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков и иные объединения саморегулируемых организаций оценщиков
  • Глава III.1. Государственная кадастровая оценка
    • Статья 24.11. Понятие государственной кадастровой оценки
    • Статья 24.12. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки
    • Статья 24.13. Формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке
    • Статья 24.14. Отбор исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение оценки
    • Статья 24.15. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости
    • Статья 24.16. Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости
    • Статья 24.17. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости
    • Статья 24.18. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости
    • Статья 24.19. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик
    • Статья 24.20. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости
    • Статья 24.21. Фонд данных государственной кадастровой оценки
  • Глава IV. Заключительные положения
    • Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Основание для проведения работ по государственной кадастровой оценке земель. Задание на выполнение работ по кадастровой оценке земель

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (далее - заказчик работ).

Решение о проведении государственной кадастровой оценки в обязательном порядке должно содержать следующие сведения:

- год начала проведения работ по определению кадастровой стоимости;

- вид или виды объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки;

- категория или категории земель в случае, если объектами недвижимости, подлежащими государственной кадастровой оценке, являются земельные участки;

- наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены объекты недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки;

- наименования муниципального образования, муниципальных образований, на территориях которых расположены объекты недвижимости и в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки в случае, если государственной кадастровой оценке подлежат объекты недвижимости, расположенные на территориях не всех муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты принятия такого решения, размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта у органа, принявшего решение о проведении государственной кадастровой оценки, - на официальном сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и направляет его копию в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (далее - орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке).

Основанием для проведения работ по кадастровой оценке земельных участков на конкретной территории (РФ, субъекта РФ, МО) является:

- нормативный акт (Приказ, Постановление) государственного или органа местного самоуправления «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков»,

- государственный или муниципальный контракт (договор) между субъектами отношений (Заказчиком и Исполнителем работ).

Тем не менее, в качестве основания для проведения работ по кадастровой оценке также должны рассматриваться и другие документы, без которых Заказчик работ не имел бы необходимый статус государственного Заказчика, и проведение работ в целом не имело бы достаточных оснований. Это Постановления и Распоряжения:

- «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции»;

- «Осуществление государственной кадастровой оценки земельных участков в части принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки, в том числе, выступление заказчиком работ по определению кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, направление сведений о кадастровой стоимости в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости».

Задание на оценку должно содержать:

- определенное количество объектов оценки (земельных участков) которые расположены на конкретной территории, в соответствии с перечнем объектов оценки, подлежащих государственной кадастровой оценке в субъекте Российской Федерации, органе местного самоуправления представленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;

- перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, учтенных в государственном кадастре недвижимости (ГКН);

- имущественные права на объекты оценки: оценке подлежит право собственности на объекты оценки;

- цель оценки: определение кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на конкретной территории, на дату оценки;

- предполагаемое использование результатов оценки: результаты оценки будут использованы для целей внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель, в том числе, в качестве базы для исчисления земельного налога;

- вид определяемой стоимости: кадастровая стоимость;

- дата оценки: ч.м.г., дата формирования перечня объектов оценки Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;

- перечень объектов оценки передается Исполнителю Заказчиком письмом от ч.м.г. в электронном виде на DVD-диске, являющимся неотъемлемой частью Контракта (договора);

- срок проведения оценки: в соответствии с Календарным планом выполнения работ с ч.м.г. по ч.м.г.

В рамках выполняемых работ может не предполагаться получение от Заказчика правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, документов технической инвентаризации и других документов об объектах оценки, а также могут не учитываться предполагаемое использование результатов настоящей оценки, все расчеты могут базироваться на предположении о том, что: все оцениваемые участки принадлежат юридическим или физическим лицам на праве собственности и рассматриваются как свободные от застройки; не подлежат учету ограничения (обременения) на объекты оценки; в качестве единственно возможного использования объекта оценки рассматривается его вид разрешенного использования, внесенный в государственный кадастр недвижимости (ГКН).

Цели кадастровой оценки

Условно можно выделить следующие цели государственной кадастровой оценки:

  • правовая: государственная регистрация прав на землю и сделок с ними, защита прав землепользователей и субъектов Российской Федерации;
  • экономическая: для корректного установления налогооблагаемой базы, ставок земельного налога и величины арендной платы за землю; определения величины компенсационных выплат при изъятии земель для муниципальных нужд;
  • информационная: поддержка рынка земли, фондового рынка ценных земельных бумаг и ипотеки; информирование широкого круга заинтересованных лиц о стоимости земель;
  • управленческая: оценка эффективности существующего функционального использования территории, расчетная поддержка проектных разработок генерального плана города и в планировании крупномасштабных мероприятий общегородского характера.

Кадастровая оценка земель проводится с целью:

- создания условий для продуктивной работы органов местного самоуправления и обеспечения условий для предоставления разнообразных услуг населению и бизнес структурам, связанных с использованием кадастровой информации;

- обеспечения получения прав собственности на недвижимое имущество;

- совершенствования налогового администрирования, создания достоверного информативного источника.

Система кадастровой оценки городских земель предназначена для оценки всей земельной собственности города в целях совершенствования территориально экономического зонирования, определения нормативов земельных платежей, обеспечения всех видов рыночных операции с землей, создания и развития земельного фондового рынка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

При этом принимаются во внимание сервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей, установленные в законодательном, административном и судебном порядке.

Система кадастровой оценки городских земель предназначена:

- для оценки всей земельной собственности города в целях совершенствования территориально экономического зонирования,

- определения нормативов земельных платежей,

- обеспечения всех видов рыночных операции с землей,

- создания и развития земельного фондового рынка.

В современном обществе кадастровая оценка земель используется в следующих целях:

  • в фискальных целях для налогообложения недвижимости, установления ставок земельного налога и величины арендной платы;
  • для информационной поддержки рынка земли, фондового рынка ценных земельных бумаг и ипотеки;
  • для оценки эффективности существующего функционального использования территории, расчетной поддержки проектных разработок генерального плана города и в планировании крупномасштабных мероприятий общегородского характера;
  • для информирования широкого круга заинтересованных лиц о стоимости городских земель для осуществления их прав и обязанностей в отношении принадлежащей им недвижимости и планируемых сделок с недвижимостью.

Главная цель кадастровой оценки земель - создание базы для налогообложения.

Задачи государственной кадастровой оценки земель:

- принять решение о проведении государственной кадастровой оценки земель;

- провести отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земель (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;

- провести классификацию земель по целевому назначению и виду разрешенного использования;

- проанализировать данные, близкие по значению кадастровой стоимости земельных участков;

- провести учет таких факторов, как сложившаяся застройка, землепользование, размещение рек, путепроводов, железных дорог, улиц и дорог, границы кадастровых кварталов и районов;

- сформировать перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке;

- определить кадастровую стоимость земельных участков и составить отчет об определении кадастровой стоимости;

- экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков;

- утверждение результатов определения кадастровой стоимости земельных участков;

- внесение результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости (ГКН).

Кадастровая оценка земель осуществляется одновременно по всем землям административно-территориального образования. Полученные показатели не могут превышать уровень рыночных цен или статические значения базовой стоимости на земли с аналогичным видом использования, устанавливаемые государственными органами по оценочно-территориальным зонам, городам и поселкам.

Проведение кадастровой оценки земель населенных пунктов состоит из двух этапов:

1. Формирование перечня земельных участков

2. Расчет их кадастровой стоимости.

Описание участков недр.

В данной таблице приведен пример участка недр «Никольский-1».

Расположен на территории Иркутского района Иркутской области, в 3,5 км на восток от окраины поселка Никольск.

Глины на участке недр представлены залежью, вытянутой с юга на север.

Полезная толща представлена глиной белого или серого цвета, мощностью от 2,0 до 5,2 метров и глиной белого или серого цвета высокой пластичности, мощностью от 2,0 до 5,7 метров.

Площадь участка недр - 18,6 га.

Описание участка недр «Никольский - 1» представлено в Таблице 2.

Таблица 2

Описание участка недр
Объект недвижимости Состав сведений Описание  
Участок недр «Никольский - 1» Контур залегания 18,6 га  
  Минимальная и максимальная глубина залегания участка недр 0,5 до 3,1 метров в центральной части; 14,3 м в восточной  
  Назначение Для разведки и добычи глин  

Описание водных объектов

В данной таблице приведен пример обособленного водного объекта на примере Пироговского водохранилища, которое является частью Клязьминского.

Соединено с Учинским водохранилищем искусственным каналом им. Москвы.

На западном окончании построена плотина, сквозь которую вытекает Клязьма.

Описание представлено в Таблице 3.

Таблица 3

Описание обособленного водного объекта
Объект недвижимости Состав сведений Описание  
Пироговское водохранилище Местоположение (адрес) Московская область, Мытищинский район  
  Площадь границ Не установлена  
  Площадь 600 га (по документам)  
  Целевое назначение Земли водного фонда  
  Перечень видов разрешенного использования Рыбный промысел, яхт-клуб, отдых  
  Описание особых публично-правовых ограничений в использовании и оборотоспособности Водоохранная зона, прибрежная полоса  
  Зоны действия публичных и частных сервитутов Сервитуты отсутствуют  
  Классификация типа объекта и его назначение Поверхностный водный объект  

Рис.1. Схема кадастровой стоимости земельных участков

РАЗДЕЛ 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬ

4.1. Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости земель, особенности ее проведения. Утверждение и опубликование результатов определения кадастровой стоимости земель

Исполнитель работ обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, в течение сорока пяти рабочих дней с даты представления такого отчета в эту саморегулируемую организацию оценщиков.

При проведении экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости также проводится анализ всех представленных к нему замечаний с их соответствующими обоснованиями, содержащимися в справке о замечаниях.

По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на такой отчет, содержащее также информацию о проведении анализа представленных замечаний в результате включения в фонд данных государственной кадастровой оценки проекта отчета об определении кадастровой стоимости.

Отрицательное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет об определении кадастровой стоимости включает в себя исчерпывающий перечень выявленных нарушений и замечаний и их соответствующее обоснование.

Исполнитель работ с учетом выявленных нарушений и замечаний дорабатывает отчет об определении кадастровой стоимости и обеспечивает проведение его повторной экспертизы.

При отсутствии положительного экспертного заключения на отчет об определении кадастровой стоимости он не принимается заказчиком работ.

Экспертное заключение на отчет об определении кадастровой стоимости составляется на бумажном носителе и в форме электронного документа.

Утверждение и опубликование результатов определения кадастровой стоимости земель

В течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).

Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.

В течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, и один экземпляр положительного экспертного заключения на такой отчет, составленного в форме электронного документа, направляются заказчиком работ в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости, в том числе на определенную дату, а также дату ее внесения в государственный кадастр недвижимости и ее определения, можно получить бесплатно в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 01.10.2013 № 566, обратившись в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации с запросом

Ведение фонда данных государственной кадастровой оценки осуществляется органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.

РАЗДЕЛ 5. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ О РЕЗУЛЬТАТАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬ

5.1. Органы, осуществляющие рассмотрение споров кадастровой стоимости земель, их характеристика. Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земель

Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и в соответствии с пунктом 13 Административного регламента по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 г. № 215, разъяснение результатов государственной кадастровой оценки как в отношении общих результатов государственной кадастровой оценки земель определенной категории, так и в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка и осуществляет территориальное Управление Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены:

- в суде, или

- в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены:

· физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;

· юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;

· органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

На основании изложенного правообладатель земельного участка вправе провести проверку правильности определения кадастровой стоимости соответствующего земельного участка на основании разъяснений результатов государственной кадастровой оценки земель, предоставляемых Управлением Росреестра по субъекту Российской Федерации.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В состав комиссии входят представители:

- органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,

- органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке,

- уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

- кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета) и

- подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества,

- саморегулируемых организаций оценщиков.

Требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее - порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности.

При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии.

Кандидатуры представителей предпринимательского сообщества, в том числе в целях ротации, выдвигаются некоммерческими организациями, основанными на членстве и объединяющими потребителей оценочных услуг.

Основания для пересмотра результатов определения кадастровой с

Наши рекомендации