Социально-экономический и политический строй Киевской Руси

Центристская теория

Современные историки (Юрганов, Кацва) пытаются преодолеть крайности

обеих этих теорий. Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию Древнерусского государства привела необходимость регулирования отношений между людьми, проживающими на одной территории, а также защиты своей земли от внешних врагов. Они пришли к следующим выводам:

Норманны сами в то время не имели государственности - процесс формирования государства начался до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам;

Вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования государства; каким бы путем он не пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он завладел ей в той форме, в какой она существовала у ильменских словен;

Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив контроль над двумя важнейшими отрезками пути "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство.

ИРАНО-СЛАВЯНСКАЯ ТЕОРИЯ

Согласно этой теории существуют два вида русов - русы-ободриты или руги, жители Рюгена (прибалтийские славяне), и причерноморские русы, потомки славянских и иранских племен. Словенами ильменскими были приглашены русы-ободриты. При объединении восточнославянских племен в единое государство - Русь, происходит сближение двух видов русов.

Так же, форма “рос” имеет тождественность с иранскими языками ( от слова рохс). Со времени скифского господства в Северном Причерноморье ираноязычные народы имели влияние на нетранские племена. Среди этих неиранских племен были и славянские племена (анты), что проживали между Поднепровьем и Подонцовьем в период раннего средневековья, и которые имели отношения с иранскими племенами.

Кельтско-славянская теория

По мнению академика НАН Украины В.Г. Скляренко, новгородцы обратились за помощью к варягам-славянам (прибалтийским славян), которые назывались рутенами, или русами.

Название рутены (русы) происходит от одного из кельтских племен, так как кельты-рутены приняли участие в этническом формировании славян о.Рюген. Кроме них еще существовали азовско-черноморские русы - потомки антов и кельтов-рутенов, известные еще до приглашения новгородцами варягов-славян.

И азовско-черноморские русы, и варяги-русы - славянско-кельтского происхождения, только первые имеют восточнославянско-кельтское, а вторые - западнославянско-кельтское происхождение. А запорожские казаки были потомками азовско-черноморских русов.

Индоиранская теория

Индоиранская гипотеза настаивает на том, что этноним «рос» имеет иное, чем «рус», происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этого мнения, также берущего начало от М. В. Ломоносова, отмечают, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором, где он помещается по соседству с народами «людей-псов» и амазонок, что многие авторы трактуют как Северное Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ирано-язычным (сарматским) племенам роксаланов, или росомонов, упоминаемых античными авторами.

Вариант этой теории разрабатывал Г. В. Вернадский, который помещал первоначальную территорию русов в дельте Кубани и полагал, что своё имя они усвоили от роксаланов («светлых аланов»), которые, по его мнению, были частью антов. При этом он считал русов этническими скандинавами.

В 60-е гг. XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья, известное по памятникам салтово-маяцкой культуры.

Хазарская теория

По мнению профессора Гарвардского университета (США) О. Прицака, автора шеститомного исследования «Происхождение Руси», Древнерусское государство не было основано ни варягами, ни славянами. Оно представляло собой полиэтничный и многоязычный торговый союз, который в процессе установления своего контроля над торговыми путями между Балтийским, Средиземным и Каспийским морями создал в Восточной Европе политическое объединение под названием Русь.

Иными словами, «Русью» изначально именовалась не этническая общность, а особая подвижная социальная группа, состоявшая из профессиональных воинов-купцов. Синтез корпорации морских и речных кочевников (викингов, варягов) со степными кочевниками (хазарами) способствовал, по мнению Прицака, появлению в IX—X вв. Волжско-Русского каганата.

Деятельность первых князей

Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862-879).

Сведений о правлении Рюрика практически не сохранилось. По одному из преданий, спустя год после его прибытия в Новгород, там произошло восстание некоего Вадима Храброго, который "сеял смуту против власти чужеземца Рюрика". (Н.М. Карамзин)

Во время правления Рюрика к землям славян были присоединены земли фино-угорских племен. Согласно летописи, Рюрик был женат на княжне Урманской Эфанде и имел сына Игоря. По непроверенным источникам конца XVI - начала XVII века, Рюрик умер в Кореле в 879 году, передав правление государством и малолетнего сына Игоря своему дальнему родственнику Олегу.

Однако в настоящее время вопрос о происхождении Рюрика дискуссионен. Современный исследователь А.Г. Кузьмин считает, что под варягамиследует понимать племя на южном берегу Балтики. Варягами, следовательно, называли жителей поморья. Призвание варягов и политика Рюрика и его потомков лишь ускорили процесс складывания славянской государственности.

Олег (879 - 912 гг.) - великий князь киевский опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

После смерти Рюрика он начал править в Новгороде. Ему подчинялись окрестные племена: чудь, меря, ильменские славяне, весь, кривичи. Из них и еще из варягов собрал он большое войско и двинулся на юг.

Пошел в землю северян и вскоре посадил своего ставленника в Любече. В 882 году войско Олега подошло к Киеву, где в то время правили Аскольд и Дир. Олег хитростью выманил их из города и убил. Затем он занял Киев и провозгласил его столицей, сказав: «се буди мати городам русским». С этого и начинается история Киевской Руси.

Олег активно строит города, чтобы удержать завоеванные земли и защитить их от набегов кочевников. Первым признаком государства стал также регулярный сбор дани с подвластных племен. Главным занятием Олега было расширение пределов государства на восток и запад от Днепра. В 883 году ему покорилось племя древлян. Но самый значительный вклад - это установление тесных контактов с Византией. В 911 году в Константинополе был заключен договор, содержащий юридические нормы взаимоотношений русских с греками. На Руси память об Олеге, очевидно, сохранялась долго, хотя о времени его смерти и даже месте погребения, точно ничего не известно. В историю Олег вошел под именем «вещий», то есть ясновидящий, знающий будущее. По словам С.М.Соловьева, в истории он остался собирателем племен, строителем городов и начинателем порядка.

Наследником Олега стал Игорь (912-945), по некоторым сведениям, сын Рюрика. При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. Он подчинил племя уличан и способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Игорь продолжал активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, организовал военные походы против Византии (941,944). В 944 г. с Византией был заключен взаимовыгодный договор. Игорь первый из русских князей столкнулся с печенегами - тюркским кочевым народом. С помощью дружины князь осуществлял полюдье - периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. В 945 г. он был убит древлянами за попытку повторного сбора дани. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен.

Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945-969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. Ольга, следуя традиции кровной мести, она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, о чем рассказывается в «Повести временных лет».

В «Повести временных лет» дается описание государственной деятельности княгини. В отличие от Игоря, взимавшего дань произвольно, по сути дела, Ольга провела первую в истории Древнерусского государства налоговую реформу. В 946 г. она ввела фиксированный размер дани - уроки, порядок ее сборов и их систематичность, что способствовало укреплению княжеской власти на подвластных территориях. Летопись упоминает об организации Ольгой становищ и погостов, которые впоследствии становятся административными центрами государства.

Экономическое укрепление, последовавшее за административными реформами княгини Ольги, способствовало повышению политического веса Киевской Руси в международных отношениях. Закрепить это новое положение своего государства Ольга решила приобщением к христианской вере. Причем княгиня стремилась получить крещение именно из рук византийского патриарха и именно в столице империи - Константинополе, так как это повышало престиж внутри Руси и за ее пределами.

Согласно летописи, Ольга была первой княгиней, принявшей христианство. Видимо, это произошло в 955 г. в Константинополе. Она вернулась в Киев со священником, что способствовало дальнейшему распространению христианской религии в русских землях.

В эпоху, когда война была главным средством решения политических споров, Ольга стремилась к международному признанию без применения силы. В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств.

В 964 г. княгиня передала власть достигшему совершеннолетия Святославу, но во время его длительных военных походов продолжала управлять страной.

Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964-972) был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.

После гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980-1015).

Став великим князем, Владимир присоединяет к Киеву новые земли, укрепляет границы, особенно на юге, строит там пограничные укрепленные линии («засечные полосы») с системой крепостей на реках Десна, Осетр, Трубеж, Сулла, Стугна, которые служили преградой для кочевников. Он понимал, что единому государству нужна единая религия. С этой целью он проводит языческую реформу, создает пантеон (иерархию) языческих богов во главе с Перуном. Но население это нововведение не приняло. Тогда Владимир решает выбрать новую веру, и в конце концов его выбор останавливается на православном христианстве. Официальной датой крещения Руси считают 988 г. При Владимире Святославовиче Древнерусское государство вступило в фазу своего расцвета и широкого признания. Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко. Владимир расширял и укреплял Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости - города (Переяславль, Белгород и др.). Принятие христианства на Руси укрепило власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности, способствовало становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.

Особое значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зарождается русское летописание.

После смерти Владимира началась междоусобная война между его наследниками, в результате которой киевским князем стал Ярослав (1019-1054), получивший прозвище «Мудрый». При Ярославе Мудром Древнерусское государство достигло наивысшего могущества. Был посажен отцом на княжение сначала в Ростов, потом в Новгород.

Ярослав соединил под своей властью почти все древнерусские земли. В 1030 г. совершил успешный поход в Прибалтику, где основал город Юрьев (ныне г. Тарту). В 1036 г. разгромил печенегов. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников.

Ярослав принял первый кодекс законов - Русскую Правду, отстроил Киев, который в эту эпоху стал одним из красивейших городов Европы. Князь Ярослав поставил в русские митрополиты киевского монаха Илариона, устранив, таким образом, церковную зависимость от Византии. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами.

3. Владимир Великий (980-1015рр.)-Один из самых ярких политических деятелей европейского масштаба. Он, использовав междоусобную борьбу за власть двух своих братьев - Олега и Ярополка, заручившись поддержкой варяжской дружины, в 980 г. стал великим киевским князем. Княжение Владимир начал с того, что посадил наместниками своих дружинников во многих городах Русской земли. Он завершил длительный процесс формирования территории Киевского государства: в 982 г. - покорил окончательно вятичей, в 984 г. - радимичей, походом 981 г. вернул Перемышль и Червенские города, восстановил западные границы Руси. В 988 г. Владимир провел административную реформу, по которой вождей племенных объединений заменили в разных городах государства сыновья Великого князя. Этим самым были уничтожены сепаратизм племенной верхушки и обеспечено единство Руси. В результате реформы окрепла система государственной власти на местах. При Владимире завершился процесс формирования государственной территории. Киевская Русь превратилась в крупнейшую европейскую державу, которая протянулась от Карпат до Волги, от Балтики до Черного и Азовского морей. Большое внимание князь Владимир уделял защите рубежей государства от нападения степных кочевников, особенно печенегов с юга. Он начал строить новые города (пограничные) и заселять их сильными и ловкими воинами. В конце Х в. создал огромную и сложную систему валов, крепостей, укрепленных городов, должна была защитить Русь от врагов.
Христианство стало официальной государственной религией на Руси с 988 г. после крещения Владимира Великого, которое состоялось в Херсонесе. Христианство, во-первых, укрепило международный авторитет Киевской Руси, во-вторых, вывело Русь в число передовых европейских стран, в-третьих, способствовало расширению экономических и культурных связей, в-четвертых, стимулировало развитие письменности, литературы, архитектуры, искусства, в-пятых, способствовало объединению населения Киевской Руси под руководством единого князя, наместника Бога на земле.
Ярослав Мудрый (1019-1054). После смерти Владимира между его сыновьями началась жестокая борьба за власть. Старший сын Владимира Святополк убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Решающая битва между двумя претендентами на киевский престол Святополком и Ярославом состоялась весной 1019 г. на реке Альте, она закончилась победой Ярослава. С братом Мстиславом, который княжил в Тмутаракани, вопрос о разделе сфер влияния Ярослав решил мирным путем, предложив ему земли днепровского левобережья с Черниговом. После смерти Мстислава 1036 г. Ярослав окончательно объединил Русь.
Первоочередной задачей Ярослава Владимировича, так же, как и его отца, была защита родной земли от печенегов. Он продолжил дело фортификування южных рубежей государства, строил новые города (Юрьев, Корсунь и др.). В 1036 г., когда огромная орда печенегов прорвала укрепления и окружила Киев, Ярослав собрал большое войско и наголову разгромил врага, отогнав его навсегда от рубежей Русской земли. Одновременно Ярославу Мудрому пришлось заботиться о защите западных границ: отвоевывать у польских феодалов земли, захваченные Болеславом Храбрым 1018 г., освободить от поляков волынский город Белз, вместе с Мстиславом отвоевать и воссоединить с Древнерусского государства / 1031 / всю Июнь Русь.
Во внешней политике Ярослав Мудрый предпочитал методам дипломатических связей, подкрепляя их династическими браками. Сам князь был женат на дочери шведского короля Ингигердой, его дочь Анна была женой французского короля Генриха I, Елизавета - норвежского короля Геральда Смелого, Анастасия - венгерского короля Андрея. Сыновья Ярослава Мудрого Изьяслав, Святослав и Всеволод благодаря бракам скрепили дружеские отношения Киевской Руси с Польшей, Германией и Византией.

Яндекс.Директ

Социально-экономический и политический строй Киевской Руси - student2.ru Батя снова в зданииРаскрыта тайна босса всех блогеров. Подробнее на rus-gazetarus-gazeta.ru
Социально-экономический и политический строй Киевской Руси - student2.ru Доставка Живых иВареных РаковВкуснейшие ракина побережье. Акции.Доставка. Раки от 300 р. Оптовые цены.raki-sochi.comАдрес и телефонСочи

Галицко-Волынское княжество возникло на территории Галицких и Волынских земель и было крупнейшим на юге Руси. Здесь возникли крупные боярские вотчины. Благоприятный климат, природные почвы, степные пространства создавали условия для пашенного земледелия и скотоводства. Развитие ремесел способствовало возникновению городов (XII в. — более 80). Среди них — Перемышль, Галич. Холм, Луцк, Берестье, Владимир-Волынский — центры княжеств, ремесла и торговли. Через Галицкую и Волынскую земли проходили многочисленные горные и сухопутные торговые пути. Здесь правили потомки Ростислава и Мономаха. В 1153 г. галицким князем стал воинственный Ярослав Осмомысл (Мудрый). При нем Галицкое княжество достигло своего расцвета, славилось богатством. В последние годы правления между Ярославом и боярством часто возникали конфликты. Его сын Владимир тоже боролся с боярскими кланами Галиции, а также с волынским князем Романом Мстиславичем, который пытался захватить Галич. В 1199 г. ему это удалось, и Романом Волынским было образовано Галицко-Волынское княжество, а в дальнейшем он стал великим киевским князем (1203). После смерти Романа Галицко-Волынское княжество распалось. Галицкое боярство начало длительную феодальную войну. Бояре заключили договор с венгерскими и польскими феодалами, венгры захватили Галицкое княжество и часть Волыни. Началась национально-освободительная борьба против захватчиков. Она позволила сыну Романа Даниилу укрепиться на Волыни, в 1238 г. взять Галич и вновь объединить Юго-Западную Русь в единое княжество, которое в 1240 г. включало и территорию Киевского княжества. Но экономический и культурный подъем был прерван нашествием Батыя. После разгрома монголо-татарами Галиции и Волыни эти земли были захвачены Литвой и Польшей.

Владимиро-Суздальское княжество. В течение долгих веков Северо-Восточная Русь была дикой окраиной, которую восточные славяне заселили относительно поздно. Плодородные почвы, богатые леса, множество рек и озер создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и ремесла. Здесь проходили торговые пути на юг, восток и запад, что обусловило развитие торговли. Северо-восточные земли хорошо были защищены лесами и реками от набегов кочевников. Здесь сложились крупные городские центры — Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе были построены города Владимир и Переяславль. В 1125 г. суздальским князем стал младший сын Мономаха — Юрий Долгорукий (1125—1157). Он постоянно воевал с Волжской Булгарией, вел борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли и дважды захватывал киевский престол. При нем впервые упоминается Москва (Юрий пригласил своего союзника черниговского князя Святослава к себе в Москов 4 апреля 1147 г. – эту дату принято считать годом основания Москвы). В 1157 г. Юрий умер в Киеве (отравлен) и власть перешла к Андрею Боголюбскому: расширение Ростово-Суздальского княжества, воевал с Новгородом, Волжской Булгарией, ходил на Киев, взял его, подверг страшному разорению, но в Киеве не остался. Андрей Боголюбский проводил жесткую политику по отношению к боярам в своем княжестве: жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчин. Он перенес столицу из Ростова в молодой торгово-промышленный город Владимир. Под Владимиром в Боголюбове устроил свою резиденцию. Заговор против князя, в который были вовлечены слуги Андрея. 29 июня 1174 г. заговорщики ворвались в княжеский дом и зарубили князя. После смерти Андрея началась усобица. Ростовские и суздальские бояре пытались отдать престол своим ставленникам, но жители Владимира предложили сыновей Юрия — Михаила и Всеволода. В 1176 г. князем стал Всеволод Большое Гнездо. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Он первым среди князей Северо-Востока принял титул великого князя. Всеволод жестоко наказал мятежных бояр. При нем была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжество на части и вели усобицы. Лишь в XIV в. Северо-Восточная Русь станет центром объединения русских земель.

Центристская теория

Современные историки (Юрганов, Кацва) пытаются преодолеть крайности

обеих этих теорий. Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию Древнерусского государства привела необходимость регулирования отношений между людьми, проживающими на одной территории, а также защиты своей земли от внешних врагов. Они пришли к следующим выводам:

Норманны сами в то время не имели государственности - процесс формирования государства начался до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам;

Вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования государства; каким бы путем он не пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он завладел ей в той форме, в какой она существовала у ильменских словен;

Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив контроль над двумя важнейшими отрезками пути "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство.

ИРАНО-СЛАВЯНСКАЯ ТЕОРИЯ

Согласно этой теории существуют два вида русов - русы-ободриты или руги, жители Рюгена (прибалтийские славяне), и причерноморские русы, потомки славянских и иранских племен. Словенами ильменскими были приглашены русы-ободриты. При объединении восточнославянских племен в единое государство - Русь, происходит сближение двух видов русов.

Так же, форма “рос” имеет тождественность с иранскими языками ( от слова рохс). Со времени скифского господства в Северном Причерноморье ираноязычные народы имели влияние на нетранские племена. Среди этих неиранских племен были и славянские племена (анты), что проживали между Поднепровьем и Подонцовьем в период раннего средневековья, и которые имели отношения с иранскими племенами.

Кельтско-славянская теория

По мнению академика НАН Украины В.Г. Скляренко, новгородцы обратились за помощью к варягам-славянам (прибалтийским славян), которые назывались рутенами, или русами.

Название рутены (русы) происходит от одного из кельтских племен, так как кельты-рутены приняли участие в этническом формировании славян о.Рюген. Кроме них еще существовали азовско-черноморские русы - потомки антов и кельтов-рутенов, известные еще до приглашения новгородцами варягов-славян.

И азовско-черноморские русы, и варяги-русы - славянско-кельтского происхождения, только первые имеют восточнославянско-кельтское, а вторые - западнославянско-кельтское происхождение. А запорожские казаки были потомками азовско-черноморских русов.

Индоиранская теория

Индоиранская гипотеза настаивает на том, что этноним «рос» имеет иное, чем «рус», происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этого мнения, также берущего начало от М. В. Ломоносова, отмечают, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором, где он помещается по соседству с народами «людей-псов» и амазонок, что многие авторы трактуют как Северное Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ирано-язычным (сарматским) племенам роксаланов, или росомонов, упоминаемых античными авторами.

Вариант этой теории разрабатывал Г. В. Вернадский, который помещал первоначальную территорию русов в дельте Кубани и полагал, что своё имя они усвоили от роксаланов («светлых аланов»), которые, по его мнению, были частью антов. При этом он считал русов этническими скандинавами.

В 60-е гг. XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья, известное по памятникам салтово-маяцкой культуры.

Хазарская теория

По мнению профессора Гарвардского университета (США) О. Прицака, автора шеститомного исследования «Происхождение Руси», Древнерусское государство не было основано ни варягами, ни славянами. Оно представляло собой полиэтничный и многоязычный торговый союз, который в процессе установления своего контроля над торговыми путями между Балтийским, Средиземным и Каспийским морями создал в Восточной Европе политическое объединение под названием Русь.

Иными словами, «Русью» изначально именовалась не этническая общность, а особая подвижная социальная группа, состоявшая из профессиональных воинов-купцов. Синтез корпорации морских и речных кочевников (викингов, варягов) со степными кочевниками (хазарами) способствовал, по мнению Прицака, появлению в IX—X вв. Волжско-Русского каганата.

Деятельность первых князей

Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862-879).

Сведений о правлении Рюрика практически не сохранилось. По одному из преданий, спустя год после его прибытия в Новгород, там произошло восстание некоего Вадима Храброго, который "сеял смуту против власти чужеземца Рюрика". (Н.М. Карамзин)

Во время правления Рюрика к землям славян были присоединены земли фино-угорских племен. Согласно летописи, Рюрик был женат на княжне Урманской Эфанде и имел сына Игоря. По непроверенным источникам конца XVI - начала XVII века, Рюрик умер в Кореле в 879 году, передав правление государством и малолетнего сына Игоря своему дальнему родственнику Олегу.

Однако в настоящее время вопрос о происхождении Рюрика дискуссионен. Современный исследователь А.Г. Кузьмин считает, что под варягамиследует понимать племя на южном берегу Балтики. Варягами, следовательно, называли жителей поморья. Призвание варягов и политика Рюрика и его потомков лишь ускорили процесс складывания славянской государственности.

Олег (879 - 912 гг.) - великий князь киевский опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

После смерти Рюрика он начал править в Новгороде. Ему подчинялись окрестные племена: чудь, меря, ильменские славяне, весь, кривичи. Из них и еще из варягов собрал он большое войско и двинулся на юг.

Пошел в землю северян и вскоре посадил своего ставленника в Любече. В 882 году войско Олега подошло к Киеву, где в то время правили Аскольд и Дир. Олег хитростью выманил их из города и убил. Затем он занял Киев и провозгласил его столицей, сказав: «се буди мати городам русским». С этого и начинается история Киевской Руси.

Олег активно строит города, чтобы удержать завоеванные земли и защитить их от набегов кочевников. Первым признаком государства стал также регулярный сбор дани с подвластных племен. Главным занятием Олега было расширение пределов государства на восток и запад от Днепра. В 883 году ему покорилось племя древлян. Но самый значительный вклад - это установление тесных контактов с Византией. В 911 году в Константинополе был заключен договор, содержащий юридические нормы взаимоотношений русских с греками. На Руси память об Олеге, очевидно, сохранялась долго, хотя о времени его смерти и даже месте погребения, точно ничего не известно. В историю Олег вошел под именем «вещий», то есть ясновидящий, знающий будущее. По словам С.М.Соловьева, в истории он остался собирателем племен, строителем городов и начинателем порядка.

Наследником Олега стал Игорь (912-945), по некоторым сведениям, сын Рюрика. При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. Он подчинил племя уличан и способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Игорь продолжал активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, организовал военные походы против Византии (941,944). В 944 г. с Византией был заключен взаимовыгодный договор. Игорь первый из русских князей столкнулся с печенегами - тюркским кочевым народом. С помощью дружины князь осуществлял полюдье - периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. В 945 г. он был убит древлянами за попытку повторного сбора дани. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен.

Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945-969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. Ольга, следуя традиции кровной мести, она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, о чем рассказывается в «Повести временных лет».

В «Повести временных лет» дается описание государственной деятельности княгини. В отличие от Игоря, взимавшего дань произвольно, по сути дела, Ольга провела первую в истории Древнерусского государства налоговую реформу. В 946 г. она ввела фиксированный размер дани - уроки, порядок ее сборов и их систематичность, что способствовало укреплению княжеской власти на подвластных территориях. Летопись упоминает об организации Ольгой становищ и погостов, которые впоследствии становятся административными центрами государства.

Экономическое укрепление, последовавшее за административными реформами княгини Ольги, способствовало повышению политического веса Киевской Руси в международных отношениях. Закрепить это новое положение своего государства Ольга решила приобщением к христианской вере. Причем княгиня стремилась получить крещение именно из рук византийского патриарха и именно в столице империи - Константинополе, так как это повышало престиж внутри Руси и за ее пределами.

Согласно летописи, Ольга была первой княгиней, принявшей христианство. Видимо, это произошло в 955 г. в Константинополе. Она вернулась в Киев со священником, что способствовало дальнейшему распространению христианской религии в русских землях.

В эпоху, когда война была главным средством решения политических споров, Ольга стремилась к международному признанию без применения силы. В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств.

В 964 г. княгиня передала власть достигшему совершеннолетия Святославу, но во время его длительных военных походов продолжала управлять страной.

Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964-972) был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.

После гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980-1015).

Став великим князем, Владимир присоединяет к Киеву новые земли, укрепляет границы, особенно на юге, строит там пограничные укрепленные линии («засечные полосы») с системой крепостей на реках Десна, Осетр, Трубеж, Сулла, Стугна, которые служили преградой для кочевников. Он понимал, что единому государству нужна единая религия. С этой целью он проводит языческую реформу, создает пантеон (иерархию) языческих богов во главе с Перуном. Но население это нововведение не приняло. Тогда Владимир решает выбрать новую веру, и в конце концов его выбор останавливается на православном христианстве. Официальной датой крещения Руси считают 988 г. При Владимире Святославовиче Древнерусское государство вступило в фазу своего расцвета и широкого признания. Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко. Владимир расширял и укреплял Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости - города (Переяславль, Белгород и др.). Принятие христианства на Руси укрепило власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности, способствовало становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.

Особое значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зарождается русское летописание.

После смерти Владимира началась междоусобная война между его наследниками, в результате которой киевским князем стал Ярослав (1019-1054), получивший прозвище «Мудрый». При Ярославе Мудром Древнерусское государство достигло наивысшего могущества. Был посажен отцом на княжение сначала в Ростов, потом в Новгород.

Ярослав соединил под своей властью почти все древнерусские земли. В 1030 г. совершил успешный поход в Прибалтику, где основал город Юрьев (ныне г. Тарту). В 1036 г. разгромил печенегов. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников.

Ярослав принял первый кодекс законов - Русскую Правду, отстроил Киев, который в эту эпоху стал одним из красивейших городов Европы. Князь Ярослав поставил в русские митрополиты киевского монаха Илариона, устранив, таким образом, церковную зависимость от Византии. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами.

3. Владимир Великий (980-1015рр.)-Один из самых ярких политических деятелей европейского масштаба. Он, использовав междоусобную борьбу за власть двух своих братьев - Олега и Ярополка, заручившись поддержкой варяжской дружины, в 980 г. стал великим киевским князем. Княжение Владимир начал с того, что посадил наместниками своих дружинников во многих городах Русской земли. Он завершил длительный процесс формирования территории Киевского государства: в 982 г. - покорил окончательно вятичей, в 984 г. - радимичей, походом 981 г. вернул Перемышль и Червенские города, восстановил западные границы Руси. В 988 г. Владимир провел административную реформ

Наши рекомендации