Развитие искусства в среде русской эмиграции

При всем разнообразии политических убеждений, социального положения и возможностей среди эмигрантов великая русская культура как основа исторической памяти и национальной самоидентификации продолжала быть объединяющим и сплачивающим разбросанное по всему миру уникальное экстерриториальное государство «Русское Зарубежье» звеном. В эмигрантских центрах, как правило, столицах принявших их государств – воссоздавалась атмосфера старой России: устраивалось коллективное празднование традиционных праздников, благотворительные вечера и балы. Открывались повсюду русские столовые и рестораны, часто с цыганским хором.

По мере угасания надежды на возвращение усиливалось понимание необходимости сохранить русскую национальную традицию. В Русском Зарубежье развился культ А.С. Пушкина. День рождения великого поэта с 1925 года стал отмечаться как общеэмигрантский "День русской культуры" вплоть до начала Второй мировой войны. В этот день русская эмиграция, по выражению писателя Е. Чирикова, "олицетворяла себя с Ноевым Ковчегом во время потопа": устраивались балы, выпускались альманахи, специальные журналы, проводились конференции, ставились спектакли.

В эмиграции оказались многие известные писатели дореволюционной России: А. Куприн, И. Бунин, Б. Зайцев, Е. Чириков, Н. Шмелев. Продолжая лучшие традиции русского реализма за рубежом, они создали прекрасные образцы высокой литературы. Тоска по Родине, ностальгия предопределили особую силу эмоциональной передачи глубокого осмысления не только революционных событий в России, но и смысла человеческого существования в их произведениях. Общемировым признанием реалистической школы русской прозы стало решение Нобелевского комитета о награждении в 1933 г. писателя И. Бунина. Следует отметить, что в числе кандидатов были также писатель-эмигрант Д. Мережковский и писатель из Советской России М. Горький.

Представители Серебряного века русской культуры талантливые русские поэты и прозаики также внесли свою лепту в сокровищницу отечественной и мировой культур. Б. Зайцева, И. Шмелева, Д. Мережковского переводили и издавали на многих языках.

Как и в предреволюционные годы, большой популярностью у эмигрантов пользовался знаменитый юмористическим писатель А. Аверченко, сатирики Саша Черный (А.М. Гликберг) и Дон Аминадо (А.П. Шполянский). Произведения бывших сатириконцев, напоминавшие о прежней жизни, были не менее дороги русским изгнанникам, чем большие романы знаменитых писателей.

За рубежом развивалась и поэзия Серебряного века, благодаря творчеству К. Бальмонта, И. Северянина, З. Гиппиус, М. Цветаевой. В эмиграции дебютировали молодые таланты: В. Ходасевич, И. Одоевцева, Г. Иванов, Е. Таубер и А. Дураков.

Оживление в литературную жизнь русской эмиграции внесли Н. Берберова и, конечно же, В. Набоков (Сирин). Глубинный анализ эмоционально состояния персонажей в сочетании с увлекательным сюжетом сделал его произведения: «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар», всемирно известными и любимыми.

Эмигрантская пресса также продолжала традиции старой России. С 1918 по начало 1930-х гг. на русском языке выходило более тысячи периодических изданий. Одними из самых популярных газет эмиграции являлись "Последние новости" (Париж), редактором которой был П.Н. Милюков; "Возрождение" (Париж) (первым редактором был П.Б. Струве), "Руль" (Берлин), "Заря" (Харбин). Выходившие издания были всех политических оттенков и направлений.

Среди журналов Русского Зарубежья большим авторитетом пользовались посвященные проблемам русской культуры "Современные записки". Они стали сокровищницей высочайшего творчества литературной элиты зарубежного русского мира. В них печатались публицисты, писатели и поэты, произведения которых вошли в золотой фонд мировой культуры: А.Н. Толстой, А.Белый, В.Набоков. И. Бунин, М. Алданов, И. Шмелев, А. Ремизов, З. Гиппиус, Д. Мережковский, В. Маклакова и Б. Нольде, М. Цветаева, В. Ходасевич, Г. Иванова.

Журнал являлся публицистической площадкой и для религиозных философов: Л. Шестова, С. Франка, Г. Флоровского и других.

Литературные пристрастия эмигрантской молодежи тяготели к авангарду и экспериментам. Ностальгические настроения старшего поколения предопределили спрос на русскую литературную классику, который полностью удовлетворялся эмигрантскими издательствами.

Музыкальное и изобразительное искусство эмигрантской России легко интегрировалось в международную художественную среду, так как не было ограничено языковым барьером и было хорошо известно ещё в дореволюционные времена. Ещё в 1906 году С. Дягилев привез в Париж выставку русских художников. А с 1908 года на всю Европу, а потом и весь мир прогремели знаменитые дягилевские «Русские сезоны» — гастрольные выступления русских артистов балета и оперы. Многие артисты русского балета после событий 1917 года так и остались за границей: А. Павлова, Т. Карсавина, М. Кшесинская, В. Коралли, Н. Преображенская и А. Данилова. После смерти С. Дягилева в 1929 году его дело продолжил С.М. Лифарь. Он возглавлял Национальный балет Франции. Русский балет за границей внес огромный вклад в мировую хореографию.

За рубежом получило развитие творчество художников Серебряного века. Многие из них сотрудничали с «Русскими сезонами», делая декорации и эскизы костюмов оперных и балетных спектаклей. Среди них стоит выделить знаменитых «мирискуссников»: Н. Бенуа, Л. Бакста, Н. Гончарову. На Западе получили признание художники К. Коровин, Г. Серебрякова, в том числе, и как декораторы. В искусстве оформления книг проявили себя художники-иллюстраторы И. Билибин, М. Добужинский и Л. Зак. Особый вклад в развитие авангардной живописи внесли один из основоположников абстракционизма В. Кандинский и «сюрнатуралист» М. Шагал.

Творчество талантливых русских композиторов на Западе вызвало всеобщее признание и любовь, способствовало пропаганде национальной музыкальной культуры. Композиторы И.Ф. Стравинский, С.А. Кусевицкий, С.С. Прокофьев за рубежом создали одни из самых лучших своих творений. Самый русский по духу своей музыки композитор и виртуозный пианист С.В. Рахманинов, оказавшись в эмиграции, продолжал развивать классические традиции отечественной культуры.

Признание за рубежом получили и российские певцы. Среди которых следует выделить уникального русского баса Ф.И. Шаляпина и настоящих кумиров эмигрантской эстрады М. Вавича и В. Козина. Духовное состояние и настроение русской эмиграции, её ностальгию, тоску по Родине передал в своём творчестве А. Вертинский. Песни о судьбах забытых и потерянных людей, которые он часто пел в образе печального «субтильного Пьеро» принесли Вертинскому славу выразителя духа Русского Зарубежья.

В эмиграции оказалась также большая группа русских актеров и театральных деятелей. В 20-е годы выступали перед русскоязычной аудиторией "Пражская группа" артистов Московского художественного театра и труппа Михаила Чехова. Выносили на суд зрителя свои спектакли артисты "Русского романтического театра" (Берлин), "Зарубежного камерного театра" и "Театра драмы и комедии" (оба в Париже), драматической студии В. Томского (Харбин). Однако в 30-ые годы гастроли из-за экономических проблем прекратились, а труппы распались. Поэтому драматическое искусство Зарубежья было не так широко известно на Западе, как, например, русский балет.

Русское Зарубежье 20-30-х годов сохранило и обогатило культурное наследие дореволюционной России. Благодаря деятельности русских эмигрантов отечественная и мировая культура пополнилась новыми шедеврами искусства и научными открытиями, был накоплен мощный идейный потенциал, который начинает осмысливаться в современной России.

Наблюдая за событиями в России со стороны, многие эмигранты изменили свое отношение к советской власти. Увидев, что белое движение сотрудничает с рвущим на части тело бывшей Российской империи антантовцами, а большевики под интернациональными лозунгами воссоединяют его, они решили вернуться. Ощущение перерождения советской власти витало в идейной атмосфере эмиграции. Выход в 1921 году сборника «Смена вех» дал мощный толчок к возвращению эмигрантов на Родину. В 1923 году в Советскую Россию вернулся А.Толстой, который за год до этого в открытом письме Н.В. Чайковскому выразил чаяния эмигрантов- «сменовеховцев»: «Совесть меня зовет не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, — но вколотить в истрепанный бурями русский корабль. По примеру Петра»[36]. Последовавшие вскоре в 1924 году декреты ВЦИК и СНК об амнистии участников белого движения ещё больше всколыхнули волну движение «возвращенцев». После прихода к власти Гитлера в Германии и становившейся все более очевидной нависшей над Россией опасности, многие творцы отечественной культуры и научные деятели, переживая за судьбу Родины, вернулись ещё до начала Великой Отечественной войны из эмиграции в СССР. Среди них были: писатель А. Куприн, поэтесса М. Цветаева, композитор С. Прокофьев, артист, певец и композитор А. Вертинский. Они продолжили творить на родной земле, приумножая отечественную и мировую культуру.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие задачи советская власть ставила перед «культурной революцией» и насколько удалось их реализовать?

2. Как отразились радикально-революционные тенденции на развитии советской культуры в 20-е годы? Почему советская власть их не поддержала?

3. Каковы были проявления «сталинского ренессанса» в культуре 30-х годов?

4. Можно ли согласиться с утверждением, что «философский пароход» ознаменовал начало раскола единой русской культуры?

Литература:

1. Бибикова И., Володина Т., Иникова С., Каганович М., Пронина И., Хандурина Е. Художественная жизнь Советской России. 1917-1932: события, факты, комментарии: сборник материалов и документов. – М., 2010.

2. Дашкова Т. Телесность - Идеология - Кинематограф. Визуальный канон и советская повседневность. – М., 2013.

3. Куляпин А., Скубач О. Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи. – М., 2013.

4. Манин В. Искусство и власть. Борьба течений в советском изобразительном искусстве 1917-1941 годов. – СПб., 2008.

5. Прохоренко А. Очерки по истории и философии культуры русского зарубежья. – СПб., 2010.

6. Соскин В.Л. Российская советская культура. 1917-1927. Очерки социальной истории. – М., 2004.


Наши рекомендации