Основные государственные законы

СТР.

Манифестом 17 октября 1905 года Мы возвестили об 456

осуществлении Нами законодательной власти в единении с

представителями народа и о даровании населению незыблемых основ

гражданской свободы.

Установив новые пути, по которым будет проявляться

Самодержавная власть Всероссийских Монархов в делах

законодательства, Мы утвердили Манифестом 20 февраля сего года

порядок участия выборных от народа в сих делах и определили

временными правилами условия пользования населением гражданскою

свободою.

Вместе с тем, в видах укрепления основ обновляемого

государственного строя, Мы повелели свести воедино постановления,

имеющие значение Основных Государственных Законов, подлежащих

изменению лишь по почину Нашему, и дополнить их положениями,

точнее разграничивающими область принадлежащей Нам нераздельно

власти верховного государственного управления от власти

законодательной.

Начертанные на сих основаниях, по предуказаниям Нашим,

Основные Государственные Законы Мы признали за благо утвердить и

препровождаем в Правительствующий Сенат для обнародования их

установленным порядком.

Правительствующий Сенат к исполнению сего не оставит учинить

надлежащее распоряжение.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою

подписано: «Николай».

На подлинных Собственною Его Императорского Величества рукою

написано: «Быть по сему».

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ

1. Государство Российское едино и нераздельно.

2. Великое княжество Финляндское, составляя нераздельную

часть Государства Российского, во внутренних своих делах

управляется особыми установлениями на основании особого

законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в

армии, во флоте и во всех государственных и общественных

установлениях. Употребление местных языков и наречий в

государственных и общественных установлениях определяется особыми

законами.

Глава первая457

Глава вторая

Глава третья

О законах

42. Империя Российская управляется на твердых основаниях

законов, изданных в установленном порядке.

43. Сила законов равно обязательна для всех без изъятия

российских подданных и для иностранцев, в Российском Государстве

пребывающих.

44. Никакой новый закон не может последовать без одобрения

Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу

без утверждения Государя Императора.

45. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если

чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере,

которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет

Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно.

Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные

Государственные Законы, ни в Учреждения Государственного Совета и

Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или

Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром

или Главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в

Государственную Думу в течение первых двух месяцев после

возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере

законопроект или его не примут Государственная Дума или

Государственный Совет.

46. Законы, особенно изданные для какой-либо местности или

части населения, новым общим законом не отменяются, если в нем

именно такой отмены не постановлено.

47. Каждый закон имеет силу только на будущее время, кроме

тех случаев, когда в самом законе постановлено, что сила его

распространяется и на время предшествующее, или что он есть

только подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего.

48. Общее хранение законов полагается в Правительствующим

Сенате. Посему все законы должны быть вносимы в подлиннике или в

заверенных списках в Правительствующий Сенат.

49. Законы обнародываются во всеобщее сведение

Правительствующим Сенатом в установленном порядке и прежде

обнародования в действие не приводятся.

50. Законодательные постановления не подлежат обнародованию,

если порядок их издания не соответствует положениям сих Основных

Законов.

51. По обнародовании, закон получает обязательную силу со

времени назначенного для того в самом законе срока, при

неустановлении же такового срока — со дня получения на месте

листа Сенатского издания, в коем закон напечатан. В самом

издаваемом законе может быть указано на обращение его, до

обнародования, к исполнению по телеграфу или посредством

нарочных.

52. Закон не может быть отменен иначе, как только силою

закона. Посему, доколе новым законом положительно не отменен

закон существующий, он сохраняет полную свою силу.

53. Никто не может отговариваться неведением закона, когда

он был обнародован установленным порядком.

54. Постановления по строевой, технической и хозяйственной

частям, а равно Положения и наказы учреждениям и должностным

лицам военного и военно-морского ведомств, по рассмотрении

Военным и Адмиралтейств Советами, по принадлежности,

непосредственно представляются Государю Императору, если только

сии постановления, Положения и наказы относятся собственно к

одним упомянутым ведомствам, не касаются предметов общих законов

и не вызывают нового расхода из казны или же вызываемый ими новый

расход покрывается ожидаемыми сбережениями по финансовой смете

Военного или Морского Министерства, по принадлежности. В том же

случае, когда новый расход не может быть покрыт указанными

сбережениями, представление означенных постановлений, Положений и

наказов на Высочайшее утверждение допускается лишь по испрошении

в установленном порядке ассигнования соответственного кредита.

55. Постановления по военно-судебной и военно-морской 460

судебной частям издаются в порядке, установленном в Сводах

Военных и Военно-морских Постановлений.

Глава четвертая

Действий

56. Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно

созываются указами Государя Императора.

57. Продолжительность ежегодных занятий Государственного

Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в

течение года определяются указами Государя Императора.

58. Государственный Совет образуется из Членов по

Высочайшему назначению и Членов по выборам. Общее число Членов

Совета, призываемых Высочайшею Властью к присутствованию в Совете

из среды его Членов по Высочайшему назначению, не должно

превышать общего числа Членов Совета по выборам.

59. Государственная Дума образуется из Членов, избираемых

населением Российской Империи на пять лет на основаниях,

указанных в законоположениях о выборах в Думу.

60. Государственный Совет проверяет полномочия своих Членов

по выборам. Равным образом, Государственная Дума проверяет

полномочия своих Членов.

61. Членом Государственного Совета и Членом Государственной

Думы одно и то же лицо одновременно быть не может.

62. Состав Членов Государственного Совета по выборам может

быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих

Членов по указу Государя Императора, коим назначаются и новые

выборы Членов Совета.

63. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего

срока полномочий ее Членов распущена указом Государя Императора.

Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.

64. Государственный Совет и Государственная Дума пользуются

равными в делах законодательства правами.

65. Государственному Совету и Государственной Думе в

порядке, их Учреждениями определенном, предоставляется возбуждать

предположения об отмене или изменении действующих и издании новых

законов, за исключением Основных Государственных Законов, почин

пересмотра которых принадлежит единственно Государю Императору.

66. Государственному Совету и Государственной Думе в

порядке, их Учреждениями определенном, предоставляется обращаться

к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным

по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких,

последовавших с их стороны, или подведомственных им лиц и

установлений, действий, кои представляются незакономерными.

67. Ведению Государственного Совета и Государственной Думы и

обсуждению их в порядке, Учреждениями их определенном, подлежат

те дела, кои указаны в Учреждениях Совета и Думы.

68. Законодательные предположения рассматриваются в

Государственной Думе и, по одобрении ею, поступают в

Государственный Совет. Законодательные предположения,

предначертанные по почину Государственного Совета,

рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу.

69. Законопроекты, не принятые Государственным Советом или

Государственною Думою, признаются отклоненными.

70. Законопроекты, предначертанные по почину

Государственного Совета или Государственной Думы и не

удостоившиеся Высочайшего утверждения, не могут быть внесены на

законодательное рассмотрение в течение той же сессии.

Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета

или Государственной Думы и отклоненные одним из сих установлений,

могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той

же сессии, если последует Высочайшее на то повеление.

71. Законопроекты, поступившие в Государственную Думу и

одобренные как ею, так и Государственным Советом, равно как

законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета

и одобренные как им, так и Государственною Думою, представляются

Государю Императору Председателем Государственного Совета.

72. При обсуждении Государственной Росписи не подлежат

исключению или сокращению назначения на платежи по

государственным долгам и по другим, принятым на себя Российским

Государством, обязательствам.

73. Кредиты на расходы Министерства Императорского Двора, 461

вместе с состоящими в его ведении учреждениями, в суммах, не

превышающих ассигнований по Государственной Росписи на 1906 год,

обсуждению Государственного Совета и Государственной Думы не

подлежат. Равным образом, не подлежат их обсуждению такие

изменения означенных кредитов, которые обусловливаются

постановлениями Учреждения об Императорской Фамилии,

соответственно происшедшим в ней переменам.

74. Если Государственная Роспись не будет утверждена к

началу сметного периода, то остается в силе последняя,

установленным порядком утвержденная, Роспись, с теми лишь

изменениями, какие обусловливаются исполнением последовавших

после ее утверждения узаконений. Впредь до обнародования новой

Росписи, по постановлениям Совета Министров, в распоряжение

Министерств и Главных Управлений открываются постепенно кредиты в

размерах действительной потребности, не превышающие, однако, в

месяц, во всей их совокупности, одной двенадцатой части общего по

Росписи итога расходов.

75. Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности

военного времени и на особые приготовления, предшествующие войне,

открываются по всем ведомствам, в порядке верховного управления,

на основаниях, в законе определенных.

76. Государственные займы для покрытия как сметных, так и

сверхсметных расходов, разрешаются порядком, установленным для

утверждения Государственной Росписи доходов и расходов.

Государственные займы для покрытия расходов в случаях и в

пределах, предусмотренных в статье 74, а также займы для покрытия

расходов, назначаемых на основании статьи 75, разрешаются

Государем Императором в порядке верховного управления. Время и

условия совершения государственных займов определяются в порядке

верховного управления.

77. Если по заблаговременном внесении в Государственную Думу

предположений о числе людей, потребном для пополнения армии и

флота, закон по сему предмету не будет в установленном порядке

издан к 1 мая, то указом Государя Императора призывается на

военную службу необходимое число людей, не свыше, однако,

назначенного в предшествующем году.

Глава пятая

Частями

78. Направление и объединение действий Министров и

Главноуправляющих отдельными частями по предметам как

законодательства, так и высшего государственного управления

возлагается на Совет Министров на основаниях, в законе

определенных.

79. Министры и Главноуправляющие отдельными частями имеют

право участия в голосовании в Государственном Совете и

Государственной Думе только в том случае, если они состоят

Членами сих установлений.

80. Обязательные постановления, инструкции и распоряжения,

издаваемые Советом Министров, Министрами и Главноуправляющими

отдельными частями, а также другими, на то законом

уполномоченными, установлениями, не должны противоречить законам.

81. Председатель Совета Министров, Министры и

Главноуправляющие отдельными частями ответствуют перед Государем

Императором за общий ход государственного управления. Каждый из

них в отдельности ответствует за свои действия и распоряжения.

82. За преступные по должности деяния Председатель Совета

Министров, Министры и Главноуправляющие отдельными частями

подлежат гражданской и уголовной ответственности на основаниях, в

законе определенных.

Выверено по изданию: Полное Собрание Законов Российской Империи.

Собрание третье. Том XXV. 1905. Отделение I. № 27805.

СТР.

Манифестом 17 октября 1905 года Мы возвестили об 456

осуществлении Нами законодательной власти в единении с

представителями народа и о даровании населению незыблемых основ

гражданской свободы.

Установив новые пути, по которым будет проявляться

Самодержавная власть Всероссийских Монархов в делах

законодательства, Мы утвердили Манифестом 20 февраля сего года

порядок участия выборных от народа в сих делах и определили

временными правилами условия пользования населением гражданскою

свободою.

Вместе с тем, в видах укрепления основ обновляемого

государственного строя, Мы повелели свести воедино постановления,

имеющие значение Основных Государственных Законов, подлежащих

изменению лишь по почину Нашему, и дополнить их положениями,

точнее разграничивающими область принадлежащей Нам нераздельно

власти верховного государственного управления от власти

законодательной.

Начертанные на сих основаниях, по предуказаниям Нашим,

Основные Государственные Законы Мы признали за благо утвердить и

препровождаем в Правительствующий Сенат для обнародования их

установленным порядком.

Правительствующий Сенат к исполнению сего не оставит учинить

надлежащее распоряжение.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою

подписано: «Николай».

На подлинных Собственною Его Императорского Величества рукою

написано: «Быть по сему».

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ

1. Государство Российское едино и нераздельно.

2. Великое княжество Финляндское, составляя нераздельную

часть Государства Российского, во внутренних своих делах

управляется особыми установлениями на основании особого

законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в

армии, во флоте и во всех государственных и общественных

установлениях. Употребление местных языков и наречий в

государственных и общественных установлениях определяется особыми

законами.

Глава первая457

Наши рекомендации