Тест I. Предмет и методология исторической науки. Киевская Русь.

1. Сгруппируйте под цифрой «1» письменные исторические источники, под цифрой «2» – вещественные:

1) летописи;

2) археологические находки;

3) надписи на стене, посуде, бересте (граффити);

4) монеты;

5) газеты;

6) архитектурные памятники.

   

2. Какие функции исторической науки вы считаете наиболее важными для общества, объясните свою точку зрения:

1) познавательная;

2) воспитательная;

3) накопление и сохранение практического опыта прошлых поколений?

_________________________________________________________

3. Соотнесите названия и области изучения вспомогательных исторических дисциплин:

1) историография; А) изучает монеты и денежные знаки;

2) палеография; Б) изучает гербы;

3) нумизматика; В) изучает историю письма;

4) источниковедение; Г) историю исторической науки;

5) геральдика. Д) приемы и методы исследования источников.

         

4. Определите авторов теории и подходов в изучении истории России:

1) теория государственности; А) В.О. Ключевский;

2) психологический анализ деятельности;

выдающихся личностей; Б) С.М. Соловьев;

3) социально-экономический анализ. В) Н.М. Карамзин.

     

5. Подберите доказательства в пользу и против «норманнской теории»:

1) слово «Русь» скандинавского происхождения;

2) славяне призвали варягов-русов на княжение, т.к. «не было порядка на их земле»;

3) призвание иностранцев на княжение было обычным явлением в этот период истории;

4) образование государства – результат внутренних социально-экономических процессов у славянских племен;

5) призвание новгородцами варягов положило начало новой правящей династии.

ЗА ПРОТИВ
   

6. Все части исторического знания связывает наука о законах развития человека и человеческого общества:

1) философия истории;

2) естествознание;

3) историография.

7. Со второй половины ХХ века в исторических исследованиях преобладает:

1) формационный подход;

2) хронологический подход;

3) цивилизационный подход.

8. Расставьте в хронологическом порядке пять основных общественно-экономических формаций:

1) феодальная формация;

2) рабовладельческая формация;

3) первобытнообщинная формация;

4) коммунистическая формация;

5) капиталистическая формация.

         

9. Определите лишний этап в цивилизационном подходе:

1) период дикости;

2) период варварства;

3) период феодализма;

4) промышленная цивилизация;

5) постпромышленная цивилизация.

10. Расположите в хронологической последовательности имена российских историков:

1) Н.М. Карамзин;

2) В.О. Ключевский;

3) С.М. Соловьев;

4) М.В. Ломоносов;

5) М.Н. Покровский;

6) Б.А. Рыбаков.

           

11. Какие занятия славян можно назвать основными, а какие – подсобными промыслами?

1) рыболовство;

2) охота;

3) земледелие;

4) скотоводство;

5) бортничество.

ОСНОВНЫЕ ПОДСОБНЫЕ
   

12. Чем являлись города для восточных славян, прежде всего? Объясните свою точку зрения:

1) местом проживания князя, знати;

2) центром сбора дани;

3) центром ремесла и торговли;

4) административным и политическим центром?

_______________________________________

13. Иностранные авторы называли предков славян (вычеркните лишнее):

1) анты;

2) венеды;

3) сколоты;

4) скифы;

5) вандалы.

14. Соотнесите богов славянского языческого пантеона и их «сферы влияния»:

1) Велес; А) покровитель князя и дружины;

2) Перун; Б) покровитель скотоводов и торговцев;

3) Сварог; В) покровительница земледелия;

4) Макошь. Г) старший бог, символ неба.

       

15. Что из перечисленного относится к предпосылкам образования Древнерусского государства:

1) великое переселение народов;

2) крещение Руси;

3) подсечно-огневое земледелие;

4) переход от родовой общины к соседской?

16. Расставьте в хронологической последовательности правление первых киевских князей:

1) Олег;

2) Владимир Святой;

3) Игорь;

4) Ярослав Мудрый;

5) Святослав;

6) Ольга;

7) Рюрик.

             

17. Соотнесите события (явления) и имена:

1) крещение Руси; А) Кирилл и Мефодий;

2) создание славянской азбуки; Б) Борис и Глеб;

3) первые русские святые. В) Владимир.

     

18. Соотнесите термины и определения:

1) смерд; А) раб, полностью зависимый от хозяина;

2) холоп; Б) свободный крестьянин-общинник;

3) рядович. В) временно зависимый крестьянин, заключивший договор на определенных условиях.

     

19. Выберите основную причину ослабления южной Руси в середине XII в.:

1) спад экономического развития региона в связи с ухудшением плодородности земель;

2) массовый отток населения на северо-восток в связи с набегами кочевников;

3) развитие феодальных отношений.

20. Соотнесите термины и определения:

1) уроки; А) сбор дани с зависимых племен;

2) погосты; Б) норма дани, собираемая с территории;

3) полюдье. В) место, куда свозили всю дань жители данной земли.

     

21. Выберите три важнейших направления политической деятельности первых киевских князей:

1) борьба за выход к морю;

2) защита границ от нападения степных кочевников;

3) завоевание новых территорий и объединение племен под властью Киева;

4) превращение свободных общинников в феодально-зависимых людей;

5) приобретение иностранных торговых рынков и охрана ведущих к ним путей.

     

22. Соотнесите события и имена:

1) объединение северной и южной Руси; А) Рюрик;

2) основание новой княжеской династии; Б) Олег;

3) создание «Русской правды»; В) Нестор;

4) написание «Повести временных лет». Г) Ярослав Мудрый.

       

23. Какие главные направления деятельности были характерны для перечисленных ниже князей:

1) Владимир; А) законодательные преобразования;

2) Ярослав Мудрый; Б) распространение христианства;

3) Святослав; В) административные преобразования;

4) Ольга. Г) военные походы, расширение территории.

       

24. Соотнесите события и даты:

1) крещение Руси; А) 882 г.;

2) объединение северной и южной Руси; Б) 945 г.;

3) гибель князя Игоря. В) 988 г.

     

Наши рекомендации