Культура поведения на практических занятиях

Внимательно выслушать вступительное слово преподавателя, уяснить цели и задачи семинарского (группового) занятия, основные вопросы, выносимые на обсуждение, и порядок их обсуждения. Активно включиться в обсуждение поставленных проблем, внимательно следить за ходом дискуссии. Строго соблюдать порядок и дисциплину в аудитории, уважительно относиться к выступлениям своих товарищей.

Методика выступления на семинаре

Доклад по форме: «Товарищ преподаватель, товарищи студенты! Докладывает студент Иванов. Тема моего выступления «Правовая система Русского централизованного государства».

Структура выступления:

· указать цель выступления;

· изложить тезисно суть обсуждаемой проблемы;

· обосновать выдвигаемые теоретические положения конкретными фактами из источников права и изученной литературы;

· определить значение данной проблемы для становления квалифицированного юриста МЧС России;

· подвести итог и сделать общий вывод.

Выступающий излагает свой ответ кратко, чётко и по существу проблемы. Не следует забывать о методической стороне выступления: для активизации познавательной деятельности аудитории следует подготовить презентацию, широко использовать классную доску, технические средства обучения, в т.ч. ПК и мультимедийный проектор, подготовить выставку литературы.

Критерии оценки выступления:

· научно-теоретический уровень выступления;

· степень творчества и самостоятельности в подходе к раскрытию обсуждаемого вопроса;

· доказательность и убедительность;

· культура речи, жестов, мимики;

· умение анализировать и делать выводы;

· связь с деятельностью специалиста МЧС России.

Отчётность по практическим занятиям

Обучаемые обязаны отчитаться за все темы семинарских и групповых занятий. Если обучаемый по какой-либо причине отсутствовал на занятии, а также если он получил оценку «неудовлетворительно», то он обязан не позднее семи дней после этого занятия прибыть с конспектом к преподавателю на индивидуальное собеседование, отчитаться по теме и получить положительную оценку.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Тема 2/2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Русская Правда» — основной памятник юридической мысли

Древней Руси.

Учебные вопросы:

1. Происхождение и характеристика древнерусского юридического памятника.

2. Общественный и государственный строй «Киевской Руси» в «Русской Правде».

Методические указания

Изучение данных вопросов следует начать с чтения рекомендованной учебной литературы. Затем следует обратиться непосредственно к тексту «Русской Правды», который целесообразно изучать по следующим изданиям:

Инв. № 1554у. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век – 1917 год). Сост. В.А. Томсинов. М., 2004. С. 7-20.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории отечественного государства и права России. М., 2004 и др. издания.

В ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя необходимо в полном объёме отработать 1-й и 2-й вопросы. При изучении первого вопроса обратить внимание на исторические условия, время создания, списки и редакции «Русской Правды». Уяснить, чем обусловливались изменения в содержании правовых норм. Затем дать общую историко-юридическую характеристику памятника права. При рассмотрении второго вопроса найти в «Русской Правде» правовые нормы, отражающие явления родового строя и быта, проанализировать социально-правовое положение классов и социальных групп древнерусского общества. Подробно и обстоятельно изучить нормы уголовного права и процесса. При конспектирование обязательно указывать на полях (в скобках) соответствующие статьи «Русской Правды», с указанием и наименованием страниц литературного источника. Результаты работы нужно предоставить в письменном виде (конспект).

Вопросы для самоконтроля:

1. В каких исторических условиях и когда создана «Русская Правда»?

2. Что представляют собой списки и редакции «Русской Правды»?

3. Какова общая историко-юридическая характеристика памятника?

4. Какие статьи «Русской Правды» отражают явления родового строя и быта? О чём они повествуют?

5. Какие статьи «Русской Правды» раскрывают социальную структуру общества, правовое положение классов и социальных групп древнерусского государства? Что говорят данные статьи об общественном строе Киевской Руси?

6. Что представляло собой уголовное право в Древнерусском государстве? Какие явления уголовно-процессуального права отражены в «Русской Правде»?

Рекомендуемая литература:

История отечественного государства и права: учебник /(Под ред.)

Р.С.Мулукаева.М.,2012.703с.эл.Ресурс . http://www.knigafund.ru/books/106682

История отечественного государства и права: учебное пособие //Под ред. Г.Ю. Курсковой, А.В. Давиденко. М., 2014. 423 с. (эл. ресурс). http://www.knigafund.ru/books/172355

Инв. № 1554у. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X век – 1917 год). Сост. В.А. Томсинов. М., 2004. С. 7-20.

Инв. № 1963у. Кузнецов И.Н. История государства и права России. М., 2009. Гл. 2, с. 74-77, 89-99.

Инв. № 1963у. История отечественного государства и права. Под ред. О.И. Чистякова. Ч.1. М., 2004. Гл. 2, с. 57-60, 66-76.

Тихомиров М.Н. Исследование о Русской Правде. М.-Л., 1941.

Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение, источники, её значение. М., 1950.

Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. М., 1988.

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н\д, 1995.

Занятие 2/3.Семинар

Наши рекомендации