Теоретические подходы к проблеме происхождения государства и права

Происхождение государства и права — одна из сложнейших про­блем современной юридической науки. На протяжении всего существования советской власти в России и в других советских республиках доминировала одна концепция «происхождения», ко­торая была изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Сегодня после ухода с миро­вой политической сцены СССР, а с ним и советской формы госу­дарства ученые-юристы заговорили о самых разных теоретических подходах к проблеме происхождения государства и права: от суб­станционального, генезисного и до так называемого факторного. При этом одни напрочь отрицают старое, не предлагая ничего вза­мен, другие настолько свыклись с марксистским подходом, что и не собираются от него отказываться. А кое-кто просто рассматривает существующие теории происхождения государства и права либо пу­ти их формирования1.

Очевидно, плодотворным является подход, при котором разум­но, с учетом требований времени, грамотно используются все дос­тижения правовой мысли, в том числе марксистской. Только вобрав все лучшее, что сделано в науке до нас, можно четко либо с высо­кой степенью четкости ответить на вопрос: как, каким образом возникли государство и право? Возникновение государства так же, как и возникновение права, неразрывно связано с появлением не­равенства между людьми, группами людей, классами и противоре­чий в обществе.

Государство отнюдь не существовало извечно. Оно появляется лишь на определенной ступени развития общества, когда с ростом производительности труда возникает острая потребность в урегули­ровании сложных социальных ситуаций, противоречий, конфликтов между людьми и т.д., образуется частная собственность и общество раскалывается на слои, группы, классы. Это же касается и права. То есть государство и право возникают из внутреннего развития са-

теоретические подходы к проблеме происхождения государства и права - student2.ru 1 См: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2004. С. 5—6.

мого общества. С возникновением частной собственности и образо­ванием неравных слоев, групп людей и др. в обществе создаются непримиримые противоречия. Последствием этого и является государство.

Государство есть продукт общества на известной ступени своего развития; признание того, что это общество запуталось в неразре­шимых противоречиях с жизнью, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых в силах лишь с помощью специального аппарата, т.е. государства. И это действительно так. Известно, что до образования неравенства между людьми и воз­никновения государства и права человеческое общество существо­вало и развивалось в условиях первобытно-общинного строя.

При первобытно-общинном строе основой производственных отношений является общественная собственность на средства произ­водства. Причина того, что в первобытно-общинном строе существо­вала общественная собственность, лежит в низком уровне развития производительных сил, беспомощности обособленной личности, ее неспособности бороться за существование своими силами. Люди вынуждены были сообща добывать средства на жизнь, изготовлять орудия производства. Никто не мог в одиночку идти на охоту, рас­полагая одними орудиями из дерева и камня или даже появивши­мися позднее луком и стрелами. На зверя шли массой людей и одо­левали, убивали зверя совместными усилиями. Жилые постройки, лодки, важнейшие орудия труда также производились массой лю­дей, всем миром. В результате коллективного производства при­своение продуктов общего труда также становится коллективным. Общий труд вел к общей собственности на средства производства, равно как и на продукты производства.

Этот первобытный тип коллективного или совместного произ­водства был, конечно, результатом слабости отдельного человека, а не обобществления средств производства. При первобытно-общин­ном строе нет еще понятия частной собственности на средства производства, нет неравенства между людьми, эксплуатации, ущем­ления прав, свобод человека и т.д.

Долгое время люди жили в условиях так называемого перво­бытного стада, объединяясь в небольшие стада-коммуны. Еду они добывали собиранием плодов, кореньев, позднее — примитивной охотой, причем охотились лишь на мелких животных; жили в пе­щерах и на деревьях, одежды сначала вовсе не имели, позднее стали кутаться в звериные шкуры. Орудиями служили неотделанные кам­ни и палки. Этот период в жизни человечества называли в свое время «младенчеством человеческого рода» — низшей ступенью ди­кости. В таком состоянии человечество оставалось десятки, а веро­ятнее всего, сотни тысяч лет.



II. Проблемы теории государства


Наши рекомендации