Его последствия и роль в истории Руси»
Кафедра истории
ИСТОРИЯ
Тематика и методические указания
по написанию рефератов
Санкт-Петербург
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания предназначены для студентов, которым в процессе учебы в ВУЗе предстоит выполнить ряд письменных учебно-научных работ. Студенческие работы не случайно названы учебно-научными. Начиная с первого курса, студенты должны осваивать приемы и методы научных исследования, в ходе которых получается новое научное знание, а также приемы оформления результатов проведенных исследований в письменном виде.
Социальные и гуманитарные науки, как и любая наука вообще, реализует себя через постановку научных проблем и их решение. Результаты проведенных научных исследований представляются научному сообществу, которое подвергает эти результаты проверке, признает или отвергает их. Выработаны строгие критерии научности полученного знания. Такая работа должна давать новое знание, систематизированное и проверенное.
В ходе проведения научной работы должны выполняться такие требования, как следование действующей в данном научном сообществе логике научного исследования, овладение языком науки, корректное (выполненное по правилам, принятым в данном научном сообществе) оформление результатов исследования.
Исследовательская работа в любой отрасли знания должна отвечать критериям научности, представляя систему доказательности и формируя способы репрезентации нового научного знания с применением целого комплекса приемов научного исследовательского труда.
Цель данных методических указания состоит в том, чтобы ознакомить студентов с требованиями к представлению результатов исследований, действующими в научном сообществе, прежде всего к оформлению письменных работ в вузе и дать необходимые пояснения по их выполнению.
Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения. Содержание материала должно быть проблемно-поискового характера.
Важно подчеркнуть, что реферат – это тот вид письменной работы, в которой происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов научной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования.
К основным направлениям подготовки студентов к работе над рефератом относятся следующие:
· обучение четкой формулировке темы, определению ее границ, всех аспектов ее содержания, разъяснение требований, которым должна удовлетворять выбранная для реферата тема;
· обучение умению определять и точно формулировать цели реферата;
· формирование умений осмысленно читать и анализировать различные источники (опубликованные документы, мемуары, периодическую печать), определять их тему и проблематику, выделять главную и второстепенную информацию;
· ознакомление студентов со структурными особенностями реферата, спецификой его введения, заключения, основной части; делением текста на параграфы и абзацы, их оптимальным соотношением;
· обогащение речи студентов языковыми клише, характерными для научного стиля;
· кроме того, методические указания знакомят с основными требованиями к оформлению письменного текста в соответствии с действующими государственными стандартами в области библиографии, издательского дела, научно-исследовательских работ.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РЕФЕРАТА
Работа над рефератом состоит из следующих этапов деятельности студента:
Выбор темы
При выборе темы нужно учесть следующее:
Тема исследования должна быть актуальной, отражать насущные проблемы современной науки, практики, соответствовать запросам общества, отрасли образования. Тема должна быть содержательной, информативной и довольно разработанной в науке, чтобы по ней можно было найти достаточное количество литературы.
Не следует выбирать слишком широкие темы. Такие заголовки как «Россия при Иване Грозном», «Реформы Петра I», «Александр I» или «СССР в годы правления Сталина» могут быть предпосланы большой научной монографии, но никак не учебному реферату. Выбор слишком широкой темы приведет к тому, что она попросту не будет раскрыта, а реферат превратится в простое перечисление общеизвестных фактов.
Одна из целей написания реферата заключается в том, чтобы его автор досконально разобрался в каком-либо узком, конкретном вопросе. При слишком же общей формулировке темы автор реферата не сможет добавить к своим знаниям ничего сверх того, что сообщает ему учебник.
При формулировке темы необходимо поставить перед собой конкретный исследовательский вопрос. Определить для себя, какие именно проблемы избранного времени Вам интересны. В этом случае уже приведенные в качестве неудачных темы можно переформулировать так: «Опричнина Ивана Грозного: причины создания и итоги деятельности», «Реформа центральных и местных органов власти при Петре I», «Причины незавершенности реформ Александра I», «И.В. Сталин: характеристика личности».
Автор должен поставить перед собой предельно конкретную задачу: ознакомиться с литературой по избранной проблеме и сопоставить различные точки зрения, высказанные историками.
В этой связи приветствуется такая формулировка тем как:
· «Возникновение древнерусского государства и норманский вопрос»;
· «Оценка реформ Петра I в исторической литературе»;
· «Культ личности Сталина: историки спорят»
и им подобных.
При выборе темы рекомендуется выполнить ряд последовательных шагов (алгоритм):
1.Какого рода сюжеты Вам наиболее интересны:
историко-политические (связанные с обстоятельствами тех или иных переворотов, осуществлением реформ и борьбы вокруг них, революционными событиями и пр.);
военно-исторические (история военного искусства, те или иные войны, которые вела Россия и их последствия);
историко-экономические (развитие экономики и хозяйства России на разных этапах ее развития, экономические последствия тех или иных политических реформ) или
историко-культурные (при этом помните, что реферат пишется по истории, а не по культурологии).
2.Определите период истории России, который кажется Вам наиболее интересным и привлекательным.
3.Обратившись к учебнику, выясните: какие события из интересующей Вас группы имели место в избранный период (например, если Вы решили для себя, что интересуетесь событиями политической истории и периодом конца XIX – начала XX вв., то Вы можете посвятить реферат революции 1905 –07 гг., «Думской» монархии, политическому кризису самодержавия в ходе первой мировой войны и т.п.)
Выбрав тему, необходимо четко ее придерживаться. Так, если реферат озаглавлен: «СССР в конце 40-х – начале 50-х гг.: время обманутых ожиданий», не следует включать в него рассказ о событиях 30-х гг. Если же тема реферата «Комиссия Екатерины II для составления нового Уложения», не нужно подробно описывать личную жизнь императрицы, обстоятельства ее приезда в Россию и пр.
Особенно важно придерживаться данного правила при работе над темой, связанной с анализом литературы. Так, если тема звучит «Личность Ивана Грозного в исторической литературе», то нужно сосредоточиться в первую очередь именно на мнениях различных историков, а не на описании событий жизни Ивана Грозного.
Составление плана
После выбора темы полезно сначала прочесть соответствующие разделы учебника или курса лекций, монографий по теме и составить первоначальный приблизительный план реферата. Такой план поможет отбору литературы и облегчит работу над ней. Работая с литературой и делая выписки, следует определить, в какой раздел реферата войдет этот материал. Тогда станет ясно, к какому разделу материала недостаточно.
Составленный первоначально план по мере сбора и осмысления материала может меняться и уточняться. Окончательный вариант плана реферата составляется после проработки всей отобранной литературы по теме. Чем подробнее будет составлен план, тем легче писать реферат. Целесообразно наметить примерный объем каждой главы и параграфа.
Например:
«Крещение Руси»
Введение
1. Переход от язычества к христианству
2. Альтернативы принятию христианства и обусловленность выбора князем Владимиром
3. Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной церкви
4. Значение принятия христианства
Заключение
Список литературы
«Иго Золотой Орды:
Работа с литературой
ВАЖНО:В научной работе необходимо использовать научную литературу –МОНОГРАФИИ - исследования какого-либо автора, в данном случае историка, по какой-либо теме.
Например:
Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание. 1930-33 гг. М., 1996. 300 с.
или статьи из специализированных журнальных изданий: «Вопросы истории», «Отечественная история» и т.д.
ВАЖНО:
Структура реферата
Реферат (с учетом всех особенностей и специфики поставленных целей и задач) имеет типовую структуру, которая включает следующие элементы:
ВВЕДЕНИЕ, в котором обосновывается:
· актуальность избранной темы с позиции научной значимости (малая изученность вопроса, его дискуссионность и прочее);
· анализируется историография проблемы (то есть история изучения проблемы); историографический анализ проводится по хронологическому принципу, если реферат посвящен одной теме, или проблемно-хронологическому принципу, в случае рассмотрения студентом в реферате разных аспектов, имевших место в одну историческую эпоху; данная часть работы направлена на знакомство студента с ходом развития исторической науки в России и за рубежом; в данной части введения должны быть проанализированы все работы (монографии, статьи), которые использованы для написания реферата и приведены в «Списке литературы и источников» в конце работы;
· анализ источников по теме. Необходимо дать краткий обзор исторических источников, который приводится по тому же принципу, что и историографический анализ;
· ставится цель работы. Студент может выбирать одну из следующих целей:
– критически осмыслить, рассмотреть основные современные теории, связанные с проблемой…..
– изложить результаты научных исследований, посвященных проблеме ...
– подробно охарактеризовать своеобразие (специфику)...…
– рассмотреть вопрос (содержание теории) …...
– описать (осветить) состояние изучения проблемы ...…
– обосновать (доказать) следующую точку зрения (концепцию, теорию, идею)… ...
– осуществить критический анализ отдельных положений современной теории о …...
– сопоставить разные точки зрения на …...
– дать оценку, анализ (чего?) …...
– обобщить (что?) …...
– представить точки зрения разных ученых на (что?) ...
· определить задачи, на решение которых будет направлена реферативная работа; задачи напрямую связаны с поставленной выше целью;
· оговаривается структура работы. Основная часть реферата структурируется по главам, параграфам, количество и название которых определяются автором.
Главы должны соотноситься с темой работы как часть и целое и, как правило, соответствуют поставленным исследователем задачам. Параграфы каждой главы также должны соотноситься с ней как часть и целое.
Деление работы на главы и параграфы осуществляется так, чтобы части работы были пропорциональными по объему и научному содержанию. Оптимальный размер введения - до 10% текста. То же самое относится к заключению. Остальной объем работы приходится на основную часть.
ГЛАВЫ РАБОТЫ должны иметь названия; в них излагаются ход и результаты исследования, делаются выводы по результатам решения научных проблем.
Лучше всего руководствоваться следующими соображениями: глава - это часть текста, в которой содержится большая смысловая единица, параграф - это подраздел текста внутри главы, содержащий логически важную часть главы. Параграфы делятся на абзацы, в которых содержится небольшая, но законченная мысль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,где подводятся итоги проведенного исследования и дается решение поставленной во введении проблемы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ к реферату оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных в процессе написания реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий. В нем указываются: фамилии автора, инициалы, название работы, место и время её публикации.
В случае необходимости письменная работа может включать вспомогательные указатели (чаще всего именной, географических и этнических названий) и приложения. Каждое приложение (таблицы, графики, диаграммы, карты и пр.) нумеруется и оформляется с нового листа.
Оформление реферата
Технические требования к реферату:
Реферат выполняется в электронном виде в текстовом редакторе WORD. Шрифт Times New Roman, размер шрифта – 12, межстрочный интервал – 1,5.
Для начала нового абзаца используется автоматический отступ (1,25 см). Между абзацами не должно быть интервалов и отступов (0).
Поля: левое – 3 см, правое, верхнее, нижнее – по 2 см.
Заголовки в тексте выделяются полужирным и располагаются по центру. Подзаголовки выделяются полужирным курсивом.
Текст должен быть отформатирован по ширине листа.
Черновой вариант реферата необходимо внимательно прочесть: отредактировать, сверить цитаты, фактические данные, даты, имена и т.д. Реферат должен быть написан грамотно. Необходимо систематическое (согласно плану) и логичное расположение материала с выделением абзацев.
Страницы нумеруются.Нумерация страниц проставляется начиная с 3 страницы, с которой начинается «Введение». Титульная страница и страница с оглавлением не нумеруются, но учитываются. Используется сквозная нумерация страниц реферата.
В состав научно-справочного аппарата письменной работы входят следующие элементы:
· Титульный лист
· Оглавление (используется автоматическое оглавление, которое создается стилями)
· Подстрочные примечания (подстрочные примечания (ссылки) приводятся во всех случаях, когда в письменной работе используются и цитируются источники и литература).
Максимальный объем цитаты – три - четыре фразы. Цитаты из источников и литературы заключаются в кавычки. В конце цитируемого фрагмента перед точкой приводятся данные об источнике.
Список литературы и источников
Источники:
1. Русская Правда // Российское законодательство Х – ХХ вв. Т. 1. М., 1988. С. 15 – 27.
Литература:
1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.
2. Павленко Н.И. Петр Великий. М.,1990.
3. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879–1929. История и личность. – М., 1990.
Список использованной литературы должен соответствовать сноскам в тексте реферата.
· Вспомогательные указатели (приложение)
В приложение выносится иллюстративный аппарат, имеющий отношение к содержанию основной части реферата (таблицы, схемы, графики, портреты, карты и т.д.). Каждое приложение нумеруется и располагается на отдельной странице.
ВАЖНО:
Сегодня трудно представить себе научную, а в особенности – квалификационную работу, написанную без обращения к материалам сети Интернет. Однако студенты иногда обращаются к этим материалам не в целях поиска необходимой информации, а пытаясь попросту «скачать» реферат по заданной теме. В сайтах, предлагающих готовые рефераты, курсовые и даже дипломные работы, в глобальной сети нет недостатка. Однако пользоваться их услугами – недопустимо. Подобные работы будут возвращаться незачтенными, поскольку попросту являются плагиатом. Также недопустимым является и компоновать из нескольких готовых рефератов один, представляя его как свой. Целью написания реферата является ознакомления автора с научной литературой по теме, а не с уже готовыми реферативными работами.
Поэтому студенту, решившему «скачать» готовую работу из Сети, следует знать, что, во-первых, адреса рефератных сайтов хорошо знакомы преподавателям, а во-вторых, что установить факт заимствования готового реферата из Интернета для преподавателя не составляет труда: надо лишь воспользоваться любым сайтом-поисковиком.
Обращаясь при написании реферата к услугам сети Интернет, надо помнить прежде всего о следующих предоставляемых ею возможностях.
Во-первых, Интернет содержит информацию о нормах оформления письменных работ. Здесь помощь могут оказать, прежде всего, информационно-справочный портал Грамота.ру (www.gramota.ru), а также официальный сайт Российской книжной палаты (www.bookchamber.ru).
Во-вторых, в Интернете доступен большой объем справочной информации. Здесь можно воспользоваться закладкой «Словари», имеющейся на любом поисковом сайте. Большую популярность последнее время получила и Свободная энциклопедия «Википедия» (ru.wikipedia.org). Пользоваться ее материалами надо с некоторой осторожностью, потому что модерирование русскоязычной Википедии только начинается и, как следствие, эта электронная энциклопедия содержит как вполне доброкачественные, так и совершенно халтурно сделанные справочные статьи.
В-третьих, следует помнить, что большинство авторитетных журналов и газет сегодня имеют электронные версии, статьи и другие материалы этих изданий доступны как в «бумажной» версии, так и в сети Интернет.
В-четвертых, Интернет содержит электронные публикации различных, выходивших в прежние годы, научных монографий. Если в процессе работы над рефератом автор пользовался именно электронной публикацией книги, ссылку надо оформлять именно на эту публикацию.
При пользовании материалами, опубликованными в сети Интернет, ссылки на них необходимо оформлять в тех же случаях, что и при пользовании «бумажными» публикациями, а также включать их в список использованной литературы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Наиболее употребительные
Языковыми клише
Характерной чертой научного стиля, в том числе и реферативных текстов, является широкое использование так называемых клише– особых лексико-синтаксических конструкций, речевых стереотипов, регулярно встречающихся в определенных повторяющихся ситуациях. Эти клише в силу их частого употребления обязательно нужно вводить в словарный запас авторов текстов.
Каждое из речевых клише обычно употребляется в определенных смысловых компонентах реферата, его структурных частях. Поэтому клише выступают не только как символ его принадлежности к научному стилю, но и как полезное средство создания смыслового каркаса текста, обеспечения его связности и целостности.
Ниже приводятся наиболее характерные клише, которые особенно важно знать студентам.
Тема
– Реферат посвящен такому актуальному вопросу, как... …
– Реферат посвящен характеристике проблемы... …
– Реферат посвящен решению вопроса... …
– Реферат посвящен анализу литературы... …
– Темой реферата является... …
– В реферате рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?).
Проблема
– В центре внимания автора находятся... …
– На первый план автором выдвигаются... …
– Главные усилия автора направлены на... …
– В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы)...
Согласие
– Мы разделяем точку зрения автора... …
– Нельзя не согласиться с мнением автора о том... …
Несогласие, критика
– Хочется опровергнуть взгляды автора... …
– Следует отметить недостатки в позиции, аргументации автора.
– Нельзя принять утверждения (кого о чем?), потому что... …
– Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения автора (на что?).
– Автор упускает из виду...…, не подтверждает выводы фактами, необоснованно утверждает (что?).
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ …………..……………………..……………………..3
ГЛАВА 1. Россия и НАТО в современных международных условиях……………………………………...….………….………5
§ 1.Россия и НАТО: эволюция взаимоотношений. ……....….5
§ 2. НАТО: факторы пересмотра стратегических приоритетов………………………………………………...…….…..….10
ГЛАВА II. Расширение НАТО на восток как проблема российской безопасности ………………………….………….……18
§ 1.Расширение НАТО на восток: состояние вопроса……..18
§ 2.Поиск стратегии для России в условиях расширения НАТО на восток…………………………………..………..……..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………….……………...……29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..……………………..30
Приложение 4
Образец оформления введения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. С завершением «холодной войны» проблемы войны и мира приобрели новое звучание. Наблюдается рост числа неядерных, локальных, межгосударственных и внутригосударственных конфликтов. Сохраняются разногласия по многим вопросам, в том числе и относящимся к сфере военной безопасности, между Российской Федерацией и Соединенными Штатами, которые остаются наиболее мощными в военном отношении державами современного мира.
Начиная с 1993 г., расширение Североатлантического альянса на восток является ведущей линией в отношениях между Россией и Западом и в формировании российской внешней политики. При этом история дискуссий о расширении НАТО свидетельствует о глубоких различиях в восприятии проблемы российскими и западными наблюдателями.
Актуальность исследования проблемы взаимоотношений России и НАТО в современной их постановке исключительно велика. От того, какие подходы к проблемам войны и мира возобладают в США, во многом зависит будущее состояние системы международных отношений. От того, как будут сформулированы контуры военно-политических доктрин и направлений военного строительства США на XXI век, зависит содержание военных доктрин и направленность военного строительства в других странах мира и в Российской Федерации.
Историография проблемы.
В советский период политика США и практически любые действия НАТО рассматривались в советской литературе как враждебные и агрессивные[1]. С конца 1980-х гг. в анализе отношений с НАТО, советские исследователи переходят от конфронтационного тона к идее равноправного взаимовыгодного сотрудничества основанного на сознании паритета военных возможностей НАТО[2].
В 1992 г. в связи с завершением «холодной войны» Россия и десять стран СНГ были приняты в члены Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС). Россия и НАТО подписали документ программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) и Индивидуальную программу в рамках ПРМ. Политический диалог начал активно развиваться.
Основное внимание стало концентрироваться на вопросах взаимодействия с США в урегулировании локальных конфликтных ситуаций, уже не связанных с прошлым советско-американским соперничеством, а также сокращения стратегических ядерных арсеналов, предотвращения распространения ядерного оружия[3].
В последнее время на первый план исследования историков и политиков выступили проблемы расширения НАТО на восток, дискуссия по вопросу статуса Косово, сотрудничества России и НАТО и другие[4].
В работе использованы публикации и выступления известных отечественных и зарубежных ученых и политиков, военных аналитиков, изучающих особенности развития российско-американских отношений в ХХ и ХХI вв., в том числе по линии военно-политического сотрудничества.
Цель исследования состоит в том, чтобы показать особенности и перспективы развития взаимоотношений России и НАТО в новых политических международных условиях.
Структура реферата состоит введения, двух глав, в каждом по два параграфа, заключения и списка литературы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГОСТ 2.105 – 95. ЕСКД. «Общие требования к текстовым документам»
ГОСТ 7.32 – 2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»
ГОСТ Р 6.30 – 2003 «Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»
ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»
ГОСТ 7.12 – 77 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании»
ГОСТ 7.11 – 78 «Сокращение слов и словосочетаний на иностранных языках в библиографическом описании»
ГОСТ 7.80 – 2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»
ГОСТ 7.82 – 2001 «Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления»
ГОСТ 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления »
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РЕФЕРАТА.. 5
Выбор темы.. 5
Составление плана. 7
Работа с литературой. 9
Структура реферата. 10
Оформление реферата. 13
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.. 17
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 24
Приложение 1
Наиболее употребительные
языковыми клише. 24
Приложение 2
Образец оформления титульного листа. 27
Приложение 3
Образец оформления содержания. 28
Приложение 4
Образец оформления введения. 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 32
[1] Ларин В. Международные отношения и идеологическая борьба. (60-70-е годы). М., 1976; Шальнев А.А. «Звездные войны»: что думают американцы. М., 1987; Яковлев А.Н. От Трумэна до Рейгана. Доктрины и реальности ядерного века. М., 1984; Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. М., 1983.
[2] Савельев А. Предотвращение войны и сдерживание: подходы ОВД и НАТО // МЭиМО. 1989. N 6. С. 19-29.
[3] Арбатов А.Г. Становление внешней политики России и некоторые аспекты ее новой военной доктрины// Полис. 1994. N 4. С.14-17; Арбатов А.Г. Россия: национальная безопасность в 90-е годы // Мировая экономика и международные отношения. 1994. N 8-9; Давыдов В.Ф. Россия и США: проблемы взаимодействия и укрепления режима нераспространения ядерного оружия. М, 1997.
[4] Тэлбот С. Для чего нужно расширяться НАТО //США-ЭПИ. 1995. №4; Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического Договора и Российской Федерацией. // Российская газета. 1997. 28 мая; Холбрук Р. Америка - европейская держава //США-ЭПИ. - 1995. № 4. С. 6-10.
Кафедра истории
ИСТОРИЯ
Тематика и методические указания
по написанию рефератов
Санкт-Петербург
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания предназначены для студентов, которым в процессе учебы в ВУЗе предстоит выполнить ряд письменных учебно-научных работ. Студенческие работы не случайно названы учебно-научными. Начиная с первого курса, студенты должны осваивать приемы и методы научных исследования, в ходе которых получается новое научное знание, а также приемы оформления результатов проведенных исследований в письменном виде.
Социальные и гуманитарные науки, как и любая наука вообще, реализует себя через постановку научных проблем и их решение. Результаты проведенных научных исследований представляются научному сообществу, которое подвергает эти результаты проверке, признает или отвергает их. Выработаны строгие критерии научности полученного знания. Такая работа должна давать новое знание, систематизированное и проверенное.
В ходе проведения научной работы должны выполняться такие требования, как следование действующей в данном научном сообществе логике научного исследования, овладение языком науки, корректное (выполненное по правилам, принятым в данном научном сообществе) оформление результатов исследования.
Исследовательская работа в любой отрасли знания должна отвечать критериям научности, представляя систему доказательности и формируя способы репрезентации нового научного знания с применением целого комплекса приемов научного исследовательского труда.
Цель данных методических указания состоит в том, чтобы ознакомить студентов с требованиями к представлению результатов исследований, действующими в научном сообществе, прежде всего к оформлению письменных работ в вузе и дать необходимые пояснения по их выполнению.
Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения. Содержание материала должно быть проблемно-поискового характера.
Важно подчеркнуть, что реферат – это тот вид письменной работы, в которой происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов научной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования.
К основным направлениям подготовки студентов к работе над рефератом относятся следующие:
· обучение четкой формулировке темы, определению ее границ, всех аспектов ее содержания, разъяснение требований, которым должна удовлетворять выбранная для реферата тема;
· обучение умению определять и точно формулировать цели реферата;
· формирование умений осмысленно читать и анализировать различные источники (опубликованные документы, мемуары, периодическую печать), определять их тему и проблематику, выделять главную и второстепенную информацию;
· ознакомление студентов со структурными особенностями реферата, спецификой его введения, заключения, основной части; делением текста на параграфы и абзацы, их оптимальным соотношением;
· обогащение речи студентов языковыми клише, характерными для научного стиля;
· кроме того, методические указания знакомят с основными требованиями к оформлению письменного текста в соответствии с действующими государственными стандартами в области библиографии, издательского дела, научно-исследовательских работ.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РЕФЕРАТА
Работа над рефератом состоит из следующих этапов деятельности студента:
Выбор темы
При выборе темы нужно учесть следующее:
Тема исследования должна быть актуальной, отражать насущные проблемы современной науки, практики, соответствовать запросам общества, отрасли образования. Тема должна быть содержательной, информативной и довольно разработанной в науке, чтобы по ней можно было найти достаточное количество литературы.
Не следует выбирать слишком широкие темы. Такие заголовки как «Россия при Иване Грозном», «Реформы Петра I», «Александр I» или «СССР в годы правления Сталина» могут быть предпосланы большой научной монографии, но никак не учебному реферату. Выбор слишком широкой темы приведет к тому, что она попросту не будет раскрыта, а реферат превратится в простое перечисление общеизвестных фактов.
Одна из целей написания реферата заключается в том, чтобы его автор досконально разобрался в каком-либо узком, конкретном вопросе. При слишком же общей формулировке темы автор реферата не сможет добавить к своим знаниям ничего сверх того, что сообщает ему учебник.
При формулировке темы необходимо поставить перед собой конкретный исследовательский вопрос. Определить для себя, какие именно проблемы избранного времени Вам интересны. В этом случае уже приведенные в качестве неудачных темы можно переформулировать так: «Опричнина Ивана Грозного: причины создания и итоги деятельности», «Реформа центральных и местных органов власти при Петре I», «Причины незавершенности реформ Александра I», «И.В. Сталин: характеристика личности».
Автор должен поставить перед собой предельно конкретную задачу: ознакомиться с литературой по избранной проблеме и сопоставить различные точки зрения, высказанные историками.
В этой связи приветствуется такая формулировка тем как:
· «Возникновение древнерусского государства и норманский вопрос»;
· «Оценка реформ Петра I в исторической литературе»;
· «Культ личности Сталина: историки спорят»
и им подобных.
При выборе темы рекомендуется выполнить ряд последовательных шагов (алгоритм):
1.Какого рода сюжеты Вам наиболее интересны:
историко-политические (связанные с обстоятельствами тех или иных переворотов, осуществлением реформ и борьбы вокруг них, революционными событиями и пр.);
военно-исторические (история военного искусства, те или иные войны, которые вела Россия и их последствия);
историко-экономические (развитие экономики и хозяйства России на разных этапах ее развития, экономические последствия тех или иных политических реформ) или
историко-культурные (при этом помните, что реферат пишется по истории, а не по культурологии).
2.Определите период истории России, который кажется Вам наиболее интересным и привлекательным.
3.Обратившись к учебнику, выясните: какие события из интересующей Вас группы имели место в избранный период (например, если Вы решили для себя, что интересуетесь событиями политической истории и периодом конца XIX – начала XX вв., то Вы можете посвятить реферат революции 1905 –07 гг., «Думской» монархии, политическому кризису самодержавия в ходе первой мировой войны и т.п.)
Выбрав тему, необходимо четко ее придерживаться. Так, если реферат озаглавлен: «СССР в конце 40-х – начале 50-х гг.: время обманутых ожиданий», не следует включать в него рассказ о событиях 30-х гг. Если же тема реферата «Комиссия Екатерины II для составления нового Уложения», не нужно подробно описывать личную жизнь императрицы, обстоятельства ее приезда в Россию и пр.
Особенно важно придерживаться данного правила при работе над темой, связанной с анализом литературы. Так, если тема звучит «Личность Ивана Грозного в исторической литературе», то нужно сосредоточиться в первую очередь именно на мнениях различных историков, а не на описании событий жизни Ивана Грозного.
Составление плана
После выбора темы полезно сначала прочесть соответствующие разделы учебника или курса лекций, монографий по теме и составить первоначальный приблизительный план реферата. Такой план поможет отбору литературы и облегчит работу над ней. Работая с литературой и делая выписки, следует определить, в какой раздел реферата войдет этот материал. Тогда станет ясно, к какому разделу материала недостаточно.
Составленный первоначально план по мере сбора и осмысления материала может меняться и уточняться. Окончательный вариант плана реферата составляется после проработки всей отобранной литературы по теме. Чем подробнее будет составлен план, тем легче писать реферат. Целесообразно наметить примерный объем каждой главы и параграфа.
Например:
«Крещение Руси»
Введение
1. Переход от язычества к христианству
2. Альтернативы принятию христианства и обусловленность выбора князем Владимиром
3. Крещение Руси и о