Международные организации как арена дипломатической деятельности

Одной из важнейших функций международных организаций явля­ется то, что они предоставляют возможность их членам встречаться, излагать свою точку зрения, вести дискуссии, договариваться или же выражать несогласие. Сами по себе форумы нейтральны. Они могут быть использованы как трибуна (например, ежегодная сессия Генас-самблеи ООН) для популяризации позиции, а также для увеличения чис­ла сторонников, расширения дипломатической поддержки той или иной инициативы. Не случайно, что в период холодной войны ООН называли «ареной сражений» Востока и Запада. По подсчетам одного специали­ста, в 1970-е годы почти 80% публикаций представляли ООН именно в качестве арены дипломатической деятельности.

Действительно, представители различных стран через ООН и ее специализированные учреждения пытались донести до сведения миро­вого сообщества свои представления о насущных мировых проблемах. Страны Третьего Мира выступали за создание «нового экономического порядка», поскольку «старый», созданный в Бреттон-Вудсе (МВФ, МБРР, ГАТТ), не отражал их интересов и более того к началу 1970-х годов обнаружил свою слабость. Появление новых экономических цен­тров в Западной Европе и Азии было вызовом многолетнему доминиро­ванию США в экономической сфере. Ослабление доллара в результате отрицательного торгового баланса, инфляция привели к тому, что в
-----539-----

1971-1973 гг. основанная на долларе валютная система Бреттон-Вудса рухнула. Доллар США перестал быть «золотым» и был девальвирован. В 1973-1974 гг, после арабо-израильской войны ОПЕК приняла решение о введении эмбарго на экспорт нефти, что привело к почти 4-кратному повышению цен на нефть, которое нанесло еще один мощный удар по экономике западных государств, по-прежнему сохранявших контроль над международными финансовыми и торговыми институтами. Вместе с тем развитые страны Запада впервые убедились в серьезности претензий представителей Третьего Мира и наличии у них эффективного инстру­мента отстаивания собственных интересов.

К этому времени страны Третьего Мира уже инициировали созда­ние форума для изложения своих взглядов по экономическим вопросам (Конференция ООН по вопросам Торговли и Развития, 1964). В резуль­тате встреч и консультаций в рамках этой организации по предложению Р. Пребиша была сформирована Группа 77 (1964), выражавшая интере­сы развивающихся государств Африки, Азии и Латинской Америки. Таким образом, к концу 1960-х годов страны Третьего Мира имели большие возможности для пропаганды своих идей, однако в институтах Бреттон-Вудса, в Экономическом и Социальном Совете, а также на Конференции ООН по Вопросам Торговли и Развития они не обладали достаточными возможностями для принятия нужных им решений.

Весной 1974 г. на Шестой Специальной сессии Генеральной Ас­самблеи ООН по вопросам сырьевых ресурсов и развития Группа 77 приняла Декларацию и Программу Действий по учреждению Нового Экономического Порядка. Основные положения этого документа своди­лись к следующему:

  • • постоянный суверенитет государств в отношении их естественных ресурсов;
  • • право развивающихся стран создавать ассоциации экспортеров сырья;
  • • введение индексации цен на сырье в зависимости от цен на им­порт из развитых стран;
  • • установление международного контроля за деятельностью мультинациональных корпораций.

Шестая Специальная Сессия Генассамблеи не привела к сущест­венным результатам. Однако принятая позднее на очередной сессии Ге­неральной Ассамблеи Хартия об Экономических Правах и Обязанностях Государств встретила оппозицию со стороны развитых стран, 16 из ко­торых проголосовали против или воздержались (при 120 поддержавших
-----540-----

Хартию). Президент США Форд назвал это решение «тиранией боль­шинства». Тем не менее отдельные положения Хартии можно было сме­ло занести в актив развивающихся стран. Например, в документе содер­жались важные положения по вопросам принятия решений, а также о распределении прибыли, образующейся в результате экономического сотрудничества. В частности, в резолюции 3281 ГА ООН говорилось, что «все государства в юридическом отношении равны и... имеют пол­ное право на равных участвовать в процессе принятия решений на меж­дународном уровне... а также в распределении прибыли...» (Weiss, Forsythe, Coate, 215).

В 1975 г. по предложению Франции были проведены встречи пред­ставителей ряда развитых и развивающихся государств для обсуждения вопросов отношений Севера и Юга. Первая Конвенция, подписанная в Ломе (1975) между государствами ЕЭС и 46 странами Африки, Кариб­ского моря и Тихого океана (АКТС), создавала более благоприятные условия для торговли развивающихся стран. Во-первых, почти все их экспортные товары, направлявшиеся в страны ЕЭС, не облагались по­шлиной. Во-вторых, была создана финансовая схема, предусматривав­шая компенсационные выплаты в отношении 12 видов сырья, экспорти­руемых из АКТС. В-третьих, страны ЕЭС согласились увеличить размер помощи для развития экономики соответствующих государств. Кроме того, в течение 1975 г. более широкий круг участников был представлен на встречах под эгидой Организации Промышленного Развития ООН в Лиме (Перу), на встрече министров стран Британского Содружества в Кингстоне, на сессиях Организации Экономического Сотрудничества и Развития, а также Экономического и Социального Совета. Эта подгото­вительная работа завершилась летом 1975 г. принятием документа на Седьмой Специальной Сессии ГА ООН, который закладывал основы сотрудничества в экономической сфере между развитыми и развиваю­щимися странами. США согласились с предложением о создании систе­мы компенсационных выплат экспортерам сырья с целью стабилизации их экономики в случае роста цен на импортируемые ими товары; выра­зили готовность оказывать финансовую помощь развивающимся стра­нам через Всемирный Банк, а также Программу Развития под эгидой ООН; упростить передачу технологий странам Третьего Мира. Несмот­ря на решения, принятые на Седьмой Специальной Сессии ГА, к концу 1970-х годов программа трансформации экономических отношений Се­вера и Юга во многих сферах была свернута. Администрация Рейгана в начале 1980-х годов дала ясно понять, что США не будут поддерживать
-----541-----

эти программы. 1980-е годы часто называют «потерянным» для Юга десятилетием. Эта тенденция продолжала сохраняться во многом и в последующее время, поскольку развитые страны Запада отдают пред­почтение разрешению проблем в Восточной Европе и на территории бывшего СССР,

Международные организации как арена дипломатической деятель­ности нашли свое отражение и в работе их институтов. В случае перего­воров об установлении «нового экономического порядка» проявилась тенденция к вовлечению в открытую дискуссию максимального числа участников. Специальная Сессия ГА ООН идеально подходила для это­го. Если к этому добавить, что наряду со специализированными учреж­дениями ООН (Всемирный Банк, а также один из департаментов Конфе­ренции ООН по Вопросам Торговли и Развития), в дискуссии приняли участие Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию, Экономический и Социальный Совет, то станет очевидным поистине масштабный характер этой работы, дающий возможность выявить весь спектр мнений по чрезвычайно актуальной проблеме.

Другие международные организации также выполняют функцию арены для обсуждения вопросов, относящихся к их компетенции. На своих сессиях Международный Олимпийский Комитет принимает ре­шение о месте проведения Олимпийских Игр, расширяет их программу, утверждает списки препаратов, запрещенных для употребления спорт­сменами и т.д. По подавляющему большинству вопросов в МОК ведутся жаркие дебаты, в ходе которых стороны отстаивают свою позицию, за­щищая кандидатуру того или иного города на право быть столицей Игр. Делегаты Международного Комитета Красного Креста обсуждают про­блемы оказания помощи в зоне вооруженных конфликтов, делятся опы­том, высказывают предложения, направленные на популяризацию зна­ний о гуманитарном праве. Организация по Безопасности и Сотрудниче­ству в Европе, объединяющая все европейские государства, а также США и Канаду, является уникальным форумом для обсуждения вопро­сов европейской безопасности.

Наконец, ежегодные сессии Генассамблеи ООН предоставляют возможность главам государств и правительств членов организации вы­ступить с обращением к своим коллегам, поделиться размышлениями о насущных проблемах их стран, внести предложения на рассмотрение всех членов мирового сообщества.
-----542-----

18.3. Международные организации как самостоятельные субъекты международных отношений

Эта третья функция международных организаций предполагает, что международные организации (по крайней мере, некоторые из них) могут выступать на международной арене в качестве более или менее незави­симых от влияния внешних сил субъектов. Если под «самостоятельно­стью» организации понимать способность вырабатывать решения, не полностью совпадающие с интересами ведущих ее членов, или же зна­чительно усиливать позицию одного или нескольких государств, а также наличие стабильной и четкой структуры принятия решений (Дойч), то обнаружится, что в мире существует достаточно большое количество таких организаций. Несомненно, ОПЕК в 1973-1974 гг. была мощным самостоятельным субъектом международных отношений несмотря на то, что отдельные ее члены находились в экономической зависимости от развитых стран.

Способность международных организаций влиять на ход событий на международной арене вытекает из того, что появляются группы лю­дей, идентифицирующих себя и свои интересы не с отдельными госу­дарствами, а корпорациями, регионами, религиозными, культурно-на­циональными направлениями и т.д. Различные основания идентичности объясняют природу разных объединений, в том числе и международных. Внешним подтверждением того, что та или иная организация вос­принимается в качестве самостоятельной, является вербальное ее отде­ление от государств-членов. Заявления о том, что «ООН должна что-то сделать в Косово» или «МВФ виноват в экономическом кризисе в Рос­сии», подчеркивают не позиции и «вину», например США, за те или иные решения, а организаций в целом.
Естественно, что все международные организации зависят от вхо­дящих в них субъектов. Однако многие организации обладают структу­рой, которая позволяет им добиться много большего, нежели в случаях, когда государства взаимодействуют в более узком составе или же встре­чаются от случая к случаю. Анализ деятельности неправительственных международных организаций показывает, что степень их корпоративной идентичности еще более высока. Например, МККК стал активным субъ­ектом практически всех вооруженных конфликтов, и практически никто не соотносит эту организацию с каким-либо одним государством. В не­сколько меньшей степени это относится к движениям Гринпис, Между­народная Амнистия (Amnesty International). Ряд неправительственных международных организаций (Конфедерация Свободных Профсоюзов, Международная Организация Стандартизации, Международная Торго­вая Палата, Всемирная Федерация Ассоциаций в Поддержку ООН и др.) работают в контакте с крупными межгосударственными организациями (Экономическим и Социальным Советом, МОТ, ЮНЕСКО, Организа­цией по вопросам Продовольствия и Сельского Хозяйства в своих спе­цифических сферах). Каждая из этих организаций обладает стабильной и четкой структурой, заставляющей государства корректировать свое поведение на международной арене.

Степень независимости той или иной международной организации от внешнего воздействия различна. МККК, например, вполне независим в своей деятельности, поскольку имеет четко сформулированные задачи и в течение долгого времени реализует программу, соответствующую интересам подавляющего большинства государств. Кроме того, принци­пы его деятельности (нейтральность, гуманность и др.) и эффективность помощи жертвам вооруженных конфликтов предполагают невмешатель­ство в работу МККК со стороны государств.
Международные судебные органы (Международный Суд и Евро­пейский Суд, например) независимы в своей деятельности, принимают самостоятельные решения. Однако преувеличивать их независимость также нельзя. Помимо принятия того или иного судебного решения, не­обходимо еще обеспечить его реализацию, что, безусловно, невозможно сделать без доброй воли суверенных государств.

Еще одним важным фундаментом самостоятельности международ­ной организации является социальный феномен, связанный с появлени­ем и развитием бюрократии, modus operand! любой организации, кото­рая со временем становится политически активной. Само существование международной организации означает, что представляющие ее чиновни­ки могут принимать решения, которые расходятся с интересами отдель­ных членов, и влиять на действия других.

Международная бюрократия, работающая в международных инсти­тутах, обладает разной компетенцией в соответствии с уставами тех или иных международных организаций. В ряде случаев решения бюрокра­тии непосредственно затрагивают граждан государств-членов организа­ции (например, ЕС). Деятельность Совета Безопасности ООН в сфере миротворчества, принуждения к миру, а также гуманитарных «интер­венций» также является выражением растущей активности одного из важнейших институтов Объединенных Наций. Однако, как правило, ре­шения международной бюрократии не носят обязательного характера.
-----544-----

Тем не менее ее относительная самостоятельность и способность при­нимать важные решения предопределяют необходимость обращения к изучению мотивации, взглядов и настроений чиновников международ­ных организаций. С этой точки зрения принятие того или иного решения должно рассматриваться как выбор среди различных альтернатив, коль скоро мы предполагаем, что рациональный компонент преобладает над иррациональным в сфере человеческих отношений. В связи с этим важ­ным представляется обращение к исследованию вопросов, связанных с администрированием (управлением) международными организациями, характеристикой основных принципов службы в международных орга­низациях в целом и особенностей работы в отдельных организациях.

Обычно называют четыре основных принципа международной гра­жданской службы:

  1. 1) лояльность (чиновники МО должны «забыть» на время о своей национальной принадлежности и руководствоваться интересами органи­зации);
  2. 2) аполитичность (чиновники МО являются администраторами, управленцами, а не политиками);
  3. 3) независимость от политического давления со стороны нацио­нальных правительств и групп государств;
  4. 4) профессионализм (прием на службу в основном по принципу профессиональных качеств: в ряде организаций существует квотирован-ное представительство).

Бюрократия международных институтов представляет собой доста­точно значительную силу, которой «есть, что терять». Например, зар­плата еврократов в 2-3 раза превосходит оплату труда чиновников такой же квалификации на национальном уровне в странах ЕС и нередко пре­вышает 100 тыс. долларов в год.

Одним из примеров относительно самостоятельной деятельности на международной арене являются миротворческие операции ООН. Устав этой организации и дополнения к нему не содержат прямых упоминаний о миротворческой функции ООН. В частности, в Главе 6 (ст. 33-38), посвященной Мирному разрешению споров, и в Главе 7 (ст. 39-51), рас­крывающей позицию ООН в отношении действий, представляющих уг­розу миру, нарушение мира, а также акты агрессии, речь идет о необхо­димости разрешать споры путем переговоров, используя самые различ­ные механизмы (посредничество, примирение, арбитраж и др.). При этом Совет Безопасности может призвать стороны использовать эти ме­ханизмы, а также принять ту или иную спорную ситуацию к своему рас-
-----545-----

смотрению на предмет выяснения того, не представляет ли она угрозу миру и безопасности (ст. 34). Совет Безопасности может выносить ре­комендации по разрешению споров (ст. 36), а государства, в свою оче­редь, могут обращаться в Совет Безопасности или Генассамблею ООН в поисках мирного разрешения конфликта (ст. 35, 37, 38),

В Главе 7 подчеркивается право Совета Безопасности изучать во­просы, связанные с наличием угрозы миру, нарушением мира или актом агрессии, делать рекомендации или же принимать решения о том, какие меры необходимо предпринять в соответствии со ст. 41-^2, чтобы со­хранить или восстановить мир и безопасность.

Ст. 41 и 42 содержат перечень мер, к которым Совет Безопасности может призвать государства ООН для реализации принятых им реше­ний. Если санкции невоенного характера не возымеют действия, то пре­дусмотрены возможности использования военно-воздушных, военно-морских и сухопутных сил для сохранения или восстановления мира и безопасности. Ст.47 предполагала создание специального военного ор­гана, состоящего из начальников штабов постоянных членов СБ, глав­ной задачей которого было принятие коллективных решений относи­тельно наиболее адекватных мер военного характера для поддержания мира и безопасности. С началом холодной войны этот институт ООН практически не работал.

Однако миротворческие операции под эгидой ООН появились еще в период холодной войны. В конце 1940-х годов Совет Безопасности и Генассамблея ООН учредили специальные группы для наблюдения за развитием ситуации в Греции, Палестине, Кашмире и Индонезии. Пер­вая крупная военная операция была предпринята ООН в ноябре 1956 г., когда специальные подразделения ООН выступили в качестве буфера между Египтом и Израилем и тем самым позволили вывести британские и французские войска, которые поддерживали Израиль в ходе кризиса вокруг Суэцкого канала. Впоследствии похожие операции предприни­мались в Конго, на Кипре, на Синайском полуострове и Голанских вы­сотах, в Ливане, в ходе ирано-иракской войны, в Анголе, Намибии, Цен­тральной Америке, в ходе ирако-кувейтского конфликта, в бывшей Югославии, Грузии и др.

Эти операции вряд ли можно отнести к тем мерам, которые пере­числены в Главе 7 Устава ООН. Миротворчество не есть принуждение к миру. В случае проведения миротворческих операций вооруженные си­лы используются с согласия правительств государств, на территории которых предполагается их проведение. Они не направлены на вмеша-
-----546-----

тельство во внутренние дела этих государств. В большинстве случаев контингент миротворческих сил состоял из представителей малых или неприсоединившихся государств. Лишь в последние годы вооруженные силы США и России вынуждены взять на себя основное бремя в осуще­ствлении миротворческих операций. Кроме того, миротворческие силы создаются по мере надобности. Их главная задача состоит в предотвра­щении эскалации уже существующего конфликта. Поэтому миротворче­ские операции не подпадают под перечень мер по мирному урегулиро­ванию конфликта в соответствии с Главой 6 Устава ООН, хотя и спо­собствуют достижению поставленных в ней целей. Практика показыва­ет, что в тех случаях, когда в ходе миротворческих операций предпри­нимались попытки поддержать какое-либо политическое решение, они терпели неудачу (Конго, 1960-1964 гг., Кэмпдэвидские соглашения о мирном урегулировании между Египтом и Израилем, операция в Сома­ли и др.).

Концепция миротворчества была составной частью системы «пре­вентивной дипломатии», сторонником которой был Д. Хаммершельд. Он считал, что одной из задач Секретариата ООН является стабилизация зон конфликтов особенно там, откуда уходили бывшие колониальные державы.

Появление феномена миротворчества как инициативы ООН связано с тем, что в период холодной войны процесс деколонизации оказался как бы в тени конфронтации между Востоком и Западом. Это развязало руки Секретариату ООН и позволило ему играть активную роль. С появ­лением по решению Генассамблеи ООН специальных воинских подраз­делений под эгидой Объединенных Наций (United Nations Emirgency Force— UNEF) в 1956-1957 гг. возможности Генерального Секретаря существенно расширились. Именно он принимал решение о структуре этих подразделений, руководил работой двух консультативных комите­тов по политическим и военным вопросам, состоявших из работников Секретариата ООН, а также представителей стран, предоставивших в распоряжение ООН воинские контингенты. Хаммершельд принимал окончательные решения относительно осуществлений этих операций. Генеральный Секретарь в соответствии со ст.99 Устава, дающей ему право вынесения на рассмотрения Совета Безопасности важных по его мнению вопросов для поддержания мира и безопасности, поставил в повестку дня необходимость проведения миротворческой операции в Конго (1960). Впоследствии ее реализация встретила оппозицию со сто­роны СССР. В дальнейшем функции Генерального Секретаря в вопросах проведения миротворческих операций стали, скорее, менедерскими (У Тан, Вальдхайм, де Куэльяр, Бутрос Гали, Анан).
-----547-----

С окончанием холодной войны условия для работы Генерального Секретаря существенно улучшились. Постоянные члены Совета Безо­пасности в течение нескольких лет не пользовались правом вето. 31 мая 1992 г. в заседании СБ впервые принимали участие главы государств и правительств. Шестой по счету Генеральный Секретарь ООН Б. Бутрос-Гали (Boutros Boutros-Ghali, Египет), избранный на этот пост в конце 1991 г., в июне 1992 г. вынес на обсуждение программу действий, на­правленную на укрепление мира и безопасности, включавшую в себя активизацию миротворческих усилий ООН. Однако неудачи миротвор­ческих операций в Сомали (1993), Руанде (1994) и Боснии (1994) заста­вили Б. Бутроса-Гали скорректировать свою позицию относительно ми­ротворчества, В 1995 г. он внес предложение в будущем ограничиться проведением менее масштабных операций, нежели в Сомали. Его пре­емник, Кофи Аннан, в своей деятельности вынужден учитывать опыт своего предшественника, финансовые трудности, с которыми столкну­лась Организация, и другие обстоятельства, не прибегая в течение дол­гого времени к активным действиям даже тогда, когда того требовали обстоятельства (этнические чистки в Косово со стороны югославской армии осенью 1998 г.).

Третьим обстоятельством, помогающим уяснить степень самостоя­тельности институтов ООН, особенно при проведении миротворческих операций, является изучение вопроса о том, какое влияние они оказали на урегулирование того или иного конфликта, мог ли какой-либо другой субъект международных отношений выполнять эту функцию и если да, то в какой степени. Вероятно, нейтральные государства, объединенные вооруженные силы ряда государств (например, Контактной группы), а также отдельные региональные организации могли бы отчасти заменить ООН при проведении миротворческих операций. Однако следует учи­тывать, что допустимость участия названных выше субъектов также рассматривалась бы в каждом конкретном случае. Их использование в миротворческих операциях, несомненно, привело бы к снижению роли ООН и его Секретариата. Вместе с тем неучастие ООН в миротворчест­ве в период холодной войны могло привести к трояким последствиям: 1) либо к расширению и углублению противостояния великих держав в Третьем Мире; 2) либо к продолжению локальных конфликтов; 3) либо к привлечению третьих стран к урегулированию в каждом конкретном случае с высокой вероятностью менее эффективных действий, нежели
-----548-----

при участии ООН. Существенная ограниченность в ресурсах (матери­альных и людских), узкая международная основа для реального урегу­лирования конфликта в регионе, представляющего интерес для великих держав, а также отсутствие желания подвергать риску жизни своих сол­дат— все это минимизирует вероятность активного участия третьих стран в миротворчестве. Кроме того, нельзя не учитывать и факта из­вестной инерции любой системы, в том числе международной. За пле­чами ООН большой опыт в проведении миротворческих операций и со­ответствующая репутация, В этом смысле миротворческие операции ООН и та роль, которую играет при их осуществлении Секретариат, по­казывают возможности организации в целом и ее институтов оказывать серьезное влияние на развитие ситуации на международной арене.

Названные выше три основные функции международных организа­ций не исключают друг друга. ООН, например, можно рассматривать в качестве инструмента внешней политики различных государств, форума для обсуждения актуальных вопросов международных отношений, а также активного участника мировой политики. Важность каждой из на­званных функций, как было показано выше, менялась. Другие междуна­родные организации могут выполнять две или три из названных функ­ций. Европейские Сообщества, например, использовались Францией для регулирования процесса экономического и политического развития ФРГ, получения поддержки для развития своего сельского хозяйства, а та, в свою очередь, использовала ЕЭС для получения доступа к рынкам членов Сообществ и — в более широком контексте — для возвращения в мировое сообщество после поражения во второй мировой войне. Не­сомненно, что ЕЭС были форумом для обсуждения насущных вопросов интеграции, отношений с внешним миром и т.д. В настоящее время в соответствии с Маастрихтскими соглашениями Европейский Союз явля­ется активным участником международных отношений, вырабатывая единую политику в сфере безопасности и сношений с внешним миром.

В противоположность этому, Содружество Независимых Госу­дарств вряд ли можно считать активным субъектом международных отношений. До сих пор доминирующей функцией этого института явля­ется предоставление возможности для встреч, дискуссий и обсуждения вопросов, представляющих интерес для его членов, а на раннем этапе его существования такой функцией был мирный процесс «развода» бывших республик СССР. Попытки некоторых политиков России ис­пользовать Содружество для сохранения своего военно-политического доминирования на территории бывшего СССР не увенчались успехом.
-----549-----

Помимо названных выше трех основных функций, международные организации проявляют себя еще в нескольких сферах, показывающих, как работает международная система в целом.

Международные организации внесли существенный вклад в нор-мотворческую деятельность международной политической системы. В Уставе Организации Объединенных Наций содержатся положения, представляющие собой основу современной международной системы. В Преамбуле этого документа говорится о необходимости соблюдать «фундаментальные права человека»; уважать равенство людей незави­симо от их пола, расы, национальной принадлежности; способствовать социальному прогрессу и созданию условий для лучших условий про­живания людей и т.д. В Главе 1 Устава названы цели и принципы, кото­рым должны следовать миролюбивые государства в отношениях друг с другом: уважение норм международного права, мирное разрешение конфликтов, развитие международного сотрудничества. Более широкий перечень основных принципов международного права содержится в Ре­золюции Генеральной Ассамблеи ООН 1970 г. Важными документами, устанавливающими своего рода стандарт в сфере прав человека, явля­ются принятая Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая Декларация прав человека (1948), Женевские Конвенции (1949), а также Пакты 1966г. о гражданских и политических правах, и об экономических, со­циальных и культурных правах. Защита прав человека стала одной из важнейших функций ООН. В Ежегоднике ООН за 1991 г. данной про­блеме было уделено больше внимания, нежели какой-либо другой. ООН пытается решать эту проблему главным образом путем заключения со­ответствующих договоров об установлении стандартов в этой сфере.

В экономической сфере ООН и ее специализированные учреждения также играют ключевую роль. Созданные в 1944 г. в Бреттон-Вудсе ин­ституты по-прежнему являются основой существующего экономическо­го порядка, хотя со стороны бывших колониальных государств давно звучат призывы к его пересмотру. Как уже отмечалось выше, деятель­ность Группы 77, Конференции ООН по Вопросам Торговли и Развития, Шестая и Седьмая сессии Генеральной Ассамблеи ООН внесли сущест­венные коррективы в систему Бреттон-Вудса.
Существенной новацией в экономическом развитии стало внимание к экологическим проблемам, связанным с промышленным производст­вом (Венская Конвенция 1985 г. и Монреальский Протокол 1987 г. от­носительно мер по предотвращению дальнейшего разрушения озонового слоя; Международная Конвенция о предотвращении загрязнения мо­ря нефтью 1959 г. и Международная Конвенция 1990 г. и др.).

Международные организации также выполняют важную функцию по вовлечению отдельных государств в международную политическую и экономическую системы. Например, вхождение новых независимых государств в мировое сообщество после распада СССР происходило не только путем признания их другими суверенными государствами, но и посредством вхождения в различные международные организации (ООН, ОБСЕ, международные экономические институты, различные региональные институты и т.д.). Членство Организации Освобождения Палестины в ООН и других международных организациях дало ей воз­можность эффективнее отстаивать свои права.
Одной из форм вхождения в «западное сообщество» стало членство в Северо-Атлантическом Альянсе, а также Европейском Союзе, куда вскоре после исчезновения советского блока устремилось большинство восточноевропейских государств.

Активное участие в обсуждении вопросов европейской безопасно­сти предоставляется членам Организации по Безопасности и Сотрудни­честву в Европе.
Активизации сотрудничества стран и народов северных государств, их стремление к укреплению безопасности, стабильности и в перспекти­ве их идентичности служит созданный в 1993 г. Евро-Арктический Ба­ренц-регион, включающий в свой состав отдельные территории Норве­гии, Швеции, Финляндии и России.

Миролюбивые суверенные государства, признающие Устав ООН и обязующиеся его выполнять, могут смело обращаться в ООН с просьбой о вступлении в эту Организацию. Совершенно иначе обстоит дело с принятием новых членов в НАТО и ЕС. Существуют очень строгие кри­терии отбора новых членов, для того чтобы эти организации не утратили свои качественные характеристики. Например, условия Экономического и Валютного Союза стран ЕС в соответствии с так называемым Стаби­лизационным Пактом предполагают жесткие санкции в отношении тех государств, которые не смогут поддерживать дефицит бюджета на уров­не не более 3% ВНП.
Очевидно, что организации с четко определенным географическим критерием имеют естественные пределы своего расширения.
Как уже отмечалось, международные организации участвуют в со­циализации государств и народов на международной арене. Смысл со­циализации состоит в развитии у государств лояльности в отношении
-----551-----

международной системы, приобщении их к основным ее ценностям и нормам. Социализация происходит как на глобальном уровне (членство в ООН), так и на локальном (организации с ограниченным членством). Эта социализация проходит непосредственно и путем государственного взаимодействия.

Среди межгосударственных организаций наиболее развитыми ин­струментами социализации обладает Европейский Союз, который через все свои институты стремится пропагандировать идею европейской ин­теграции и подчеркивает прежде всего европейскую, а не национальную идентичность.

Процесс социализации происходит на межгосударственном уровне. Со временем представители государств, встречаясь друг с другом и об­суждая те или иные проблемы, все лучше и лучше узнают друг друга и начинают в большей степени учитывать интересы других государств, осознавать и применять «правила игры», принятые в международном сообществе в целом и в той или иной организации. Еще в период холод­ной войны Советский Союз и страны Центральной и Восточной Европы вынуждены были считаться (по крайней мере внешне) со стандартами в области прав человека, изложенными в Заключительном Акте Совеща­ния по безопасности и сотрудничеству в Европе. Весьма болезненное приспособление авторитарных режимов в странах социалистического содружества к подписанным в Хельсинки документам по правам чело­века также следует рассматривать как важный этап в процессе их дви­жения в направлении демократических преобразований в конце 1980-х -начале 1990-х годов. Однако процесс социализации может проходить весьма болезненно и иногда приводить к эксцессам. Например, наруше­ние руководством Беларуси Венской конвенции 1961 г. о дипломатиче­ских сношениях спровоцировало летом 1998 г. демарш дипломатическо­го корпуса западных государств, покинувших республику.

Аналогичное воздействие на поведение России в ходе чеченской кампании 1999-2000 гг. оказывали парламентарии Совета Европы.
Вместе с тем стремление Латвии к вступлению в ЕС, имеющего вы­сокие стандарты в сфере соблюдения прав человека, вынуждает ее пере­сматривать свою политику в отношении русскоязычного населения, ко­торое в течение долгого времени подвергалось дискриминации. Госу­дарства, стремящиеся к тому, чтобы их пригласили в Северо-Атлантический Союз, наряду со многими другими критериями, должны урегулировать территориальные споры (если они, конечно, есть). На­пример, Румыния, желавшая оказаться в числе первых стран Централь-
-----552-----

ной и Восточной Европы среди кандидатов в НАТО, заключила соот­ветствующие соглашения о границе с Венгрией и Украиной, в отноше­нии которых имела территориальные претензии. Схожими мотивами в решении вопросов о границе на завершающей стадии переговоров со своими соседями руководствовались Латвия и Эстония.

Международные организации способствуют минимизации кон­фликтов между их членами. Первоначально направленный против СССР и его союзников, НАТО впоследствии внес большой вклад в пре­дотвращение конфликта между членами альянса — Грецией и Турцией, а также способствовал постепенному вхождению в сообщество демо­кратических государств Испании после падения режима Франко.
Таким образом, процесс социализации предшествует формальному членству государства в организации и продолжается постоянно, по­скольку любая международная организация представляет собой разви­вающийся социальный организм, не говоря уже о международной сис­теме в целом.

Важной функцией некоторых МО является их способность высту­пать в качестве арбитров в случае споров между их членами. Напри­мер, процесс рассмотрения споров в рамках ГАТТ-ВТО во многом схож с арбитражем. НАФТА также предполагает несколько процедур арбит­ража. Международный центр разрешения инвестиционных споров (ICSID) также обеспечивает возможности нейтрального рассмотрения споров между частными инвесторами и правительствами государств, в которые делались вложения средств.

В заключение отметим, что международные организации выполня­ют также функции по распространению информации — аналитической, статистической, ознакомительной и др. — не только среди членов орга­низации, но и среди более широкой аудитории. Распространение ин­формации осуществляется самыми разными способами— посредством выпуска бюллетеней, справочников, ежегодников, обзоров, монографий, доступных, как правило, через отделы прессы и информации (ООН, ЕС, НАТО, ОБСЕ и др.), а также через глобальные компьютерные сети. Важно отметить, что МО выступают в качестве нейтральных и более объективных источников информации, нежели национальные государ­ства или отдельные их ведомства.
Итак, международные правительственные и неправительственные организации играют важную роль в системе международных отноше­ний, существенно дополняя возможности традиционной двусторонней дипломатии, создавая предпосылки для быстрого вхождения новых не-
-----553-----

зависимых государств в мировое сообщество, повышая эффективность международного сотрудничества и существенно экономя ресурсы его членов. Появление и развитие международных организаций связано как раз с тем, что определенные задачи не могли быть решены отдельными го­сударствами или традиционными методами. Выступая в к

Наши рекомендации