Феодальные отношения в средневековом Китае

Право средневекового Китая

ЛИТЕРАТУРА:

Абдурахманова И.В. История зарубежных стран. – М., 2005

Батыра К.И. Всеобщая история государства и права. – М., 2009

Крашенинников Н.А. История зарубежных стран. Ростов - на Дону, 2009

Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2006

Орлова Н.Е. История государства и права зарубежных стран. – М., 2009

Желудков А.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2007

Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2008

Черниловский З.М. Хрестоматия по истории зарубежных стран. – М. 2009

Якушев А.В. История государства и права зарубежных стран. - Спб. 2008

Борисюк В. И. Политические институты США. - М., 2008

Ивонин Ю. Е. Становление европейской системы государств. - Минск, 2009

История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 1- 4. - М., 2004

Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского государства. -СПб., 2009

Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. - СПб., 2000

Прокопьев В. П. История германской государстсвенности 10-18 вв. – М., 2004

Ратиани Г. М. Франция: судьба двух республик. - М., 2000.

Розин В.М. Генезис права. - М., 2000.

Разумович Н. П. Политическая и правовая культура: Древняя Греция. - М., 2009

Савельев В. А. Капитолий США: Прошлое и настоящее. - М., 2008

Семиряга М. И. Тюремная империя нацизма и ее крах. - М., 2001

Сироткин В. Г. История Франции: Пятая республика. - М., 2009

Хачатурян Н. А. Сословная монархия во Франции XII – XV вв. -М., 2008

Шишова И. А. Раннее законодательство в античной Греции. - СПб, 2001

Филиппов С. В. Судебная система США. - М., 2000

Чиркин В. Е. Государственная власть в развивающихся странах. - М., 2000

Эйдус Х.М. История Японии с древнейших времен до наших дней. - М., 2005

Вопрос 1. Феодальные отношения в средневековом Китае

1. В первых веках н. э. в Китае окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила свое по­ложение крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло крупное землевладение "сильных до­мов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях.

Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в. на короткое время объединением страны под властью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничтожена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Китая была воссоздана династия Цзинь, по­лучившая название Восточной Цзинь (317 - 420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сяньбийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств. В этот период получила развитие система надельного землевла­дения, называвшаяся в то время "системой равных полей"; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение.

Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал дина­стию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая: Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние об­щинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строитель­ство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей. Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан.

Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристокра­тии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экза­менов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.

2. В социальной структуре Китая выделялись три сословно-классовые группы:

1. благородные люди - светская и духовная знать, военное и граж­данское чиновничество. Это были привилегированные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Восьми условиях для бла­гоприятного рассмотрения дел" - "Ба и", наделивший чиновни­чество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в.) Богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почетных званий и ученых степеней;

2. добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуще­ству мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

3. дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендато­ры, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батраками, стражниками, слугами и т. д.

Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведе­ния, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запреща­лось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

3. Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной вла­стью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограниченные права.

При императоре существовал Государственный совет, на должно­сти в котором назначались члены императорского дома и влия­тельные сановники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств). Первому канцлеру подчинялись: ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников; ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью; ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, зани­мавшееся обложением и сбором налогов.

В ведении второго канцлера находились:

ü военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи;

ü ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;

ü ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.

Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, органи­зовывали торжественные церемонии.

Управление на местах основывалось на территориальном принципе.

Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на де­сять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.

В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

ü административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;

ü военная;

ü надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении -она должна была контролировать весь местный управленче­ский аппарат, вести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала цент­рализации государственного аппарата.

4. В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судебные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции.

На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV -XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей - выборный старейшина деревни. Судебные дела в основном решались в уездных управах - ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголов­ным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством.

Если дело не было окончательно решено в области или про­винции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решения выносились от имени императора.

Наши рекомендации