Социал-демократия и марксизм о правовом государстве.

Социал-демократия — родная сестра коммунизма. Они вышли из одного чрева — из марксизма. Если коммунизм воспринял и развивал наиболее радикальные стороны марксистской теории учения об экономической эксплуатации и классовой борьбе, учение о социальной революции и диктатуре пролетариата, то социал-демократия уже в 1880-1890-е годы подвергала критике основные положения марксизма. Германский социал-демократ Э. Бернштейн в книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899) выступил против конечных целей марксистского учения — социалистической революции и диктатуры пролетариата. Он отвергал экспроприацию собственности, политические перевороты, считал неприемлемым такой метод управления обществом, как диктатура, пусть даже осуществляемая целым классом. Чтобы избежать переворотов и насилия, следует отказаться от радикальных целей борьбы. В то же время, считает Э. Бернштейн, необходимо вести постоянную мирную борьбу за улучшение экономического и социального положения рабочих, за социалистическую демократию. «Движение — это все, а цель — ничто» — таков основной лозунг Э. Бернштейна.

Впротивовес марксистскому тезису о разрушении буржуазной государственной машины, как аппарата эксплуатации рабочих, социал-демократическое движение повело линию на постепенное реформирование этой машины и всего общества. Начало практическому врастанию социал-демократии в политическую систему общества положил французский социалист А. Мильеран, в 1890 году вошедший в «буржуазное» правительство. Это способствовало дальнейшему изменению теории и практики социал-демократии.

Современная социал-демократия отказалась от узко классового подхода и стремится представлять интересы всех трудящихся или даже всего народа. Отсюда рост социальной базы социал-демократических партий. Ныне их поддерживают не только рабочие, но и крестьяне, техническая и творческая интеллигенция, студенты, чиновники, мелкие торговцы и предприниматели, пенсионеры и др.

Идеологической основой современной социал-демократия является доктрина демократического социализма. Ее основные ценности — свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность. Как видим, социал-демократы не решают антитезу «свобода — равенство» в пользу того или другого, а пытаются найти баланс, равновесие, своеобразный свободно-равенственный консенсус. Равенство для социал-демократа имеет социальный смысл.

В отличие от либерального равенства прав и возможностей, социал-демократическое равенство подразумевает такие социальные гарантии как право на труд, достойную человека зарплату, право на отдых и т.д. Причем, малоимущим социальные права предоставляются за счет налогов, собираемых государством с граждан. В таком перераспределении национального дохода видят социал-демократы социальную справедливость. Гарантией социального равенства и справедливости выступает солидарность всех трудящихся, т. е. объединение их в национальном и международном масштабе для защиты своих прав. Социал-демократы считают, что социализм неразрывно связан с демократией и его утверждение есть постепенная демократизация политики, экономики и всего общества. Политические ценности демократии состоят в гарантии прав и свобод граждан, всеобщем избирательном праве и многопартийности, законности и реальном участии в управлении обществом. Экономическая демократия, по мысли социал-демократов, есть такая система хозяйства, которая обеспечивает общественный контроль над экономической деятельностью, разработкой природных ресурсов в интересах общества, активное участие государства и трудящихся в экономической деятельности и управлении производством. Социальная демократия - это и есть собственно демократический социализм, есть обеспечение всех социальных прав трудящихся (на труд, образование, отдых, лечение, жилище, пенсию), ликвидация всех форм угнетения дискриминации и эксплуатации, создание условий для свободного развития каждой личности, что и является условием свободного развития общества.

Важнейшим элементом марксистского учения о государстве и праве является тезис об их классовом характере. Этот тезис вытекает из историко-материалистического понимания природы социальных классов и их взаимодействия. Классовая общественно-экономическая формация, по Марксу и Энгельсу, непременно передает политической и юридической надстройке качество классовости. В это качество заключено два ряда свойств. Один ряд – общие моменты, характеризующие всякое государство и всякое право. Второй ряд – свойства, порождаемые конкретно-исторической спецификой определенной классовой формации. В их числе – тип связи законодательной, исолнительной и судебной властей (если они разграничены), принцип построения и функционирования аппарата государства, порядок нормотворчества и т.д. Для марксизма характерно акцентирование в природе государства его принуждающего начала. Вся совокупность воззрений Маркса и энгельса на природу государства сведена к следующей формуле: «государство – организация для систематического насилия одного класса над другим». Фундаментальный характер идеи диктатуры пролетариата в общей системе марксистских воззрений на государство и право усматривается прежде всего из такой ее оценки самими создателями этого направления коммунизма. При этом насилие может выражаться как в прямой физической форме, так и в более мягких формах: ограничение свободы, ущемление в правах, идеологический прессинг.



Наши рекомендации