Все полеты любого иностранного воздушного судна над территорией какого - либо государства подчинены его полному и исключительному суверенитету
Основные принципы сотрудничества в области международной гражданской авиации изложены в Чикагской Конвенции:
1.Полный и исключительный суверенитет каждого государства на свое воздушное пространство.
2.Обеспечение безопасности полетов по международным воздушным линиям на территории государства.
3.Обязательство применять гражданскую авиацию только в мирных целях, целях укрепления дружбы между народами и перевозки различных грузов.
4.Предоставление средств и создание необходимых условий для осуществления международных воздушных сообщений своими компаниями.
5.Установление регулярного воздушного сообщения путем заключения двухсторонних и многосторонних соглашений между государствами.
6.Предоставление Договаривающимися государствами друг другу права на регулярные полеты на их территорию, когда между ними еще не заключено соглашение о воздушном сообщении.
7.Осуществление свободных полетов над открытым морем и проливами для всех государств.
8.Каждое государство имеет право регулировать коммерческую деятельность на своей территории.
9.Каждое государство имеет право регулировать административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию по отношению к экипажам, воздушным судам и пассажирам.
10.Любое воздушное судно, вторгшееся в пределы воздушного пространства любого государства считается нарушителем. Государство может применять соответствующие меры к нарушителям воздушного пространства, вплоть до принудительной посадки.
11.Каждое государство, совершающее полеты на своих воздушных судах в пределах другой страны, должно подчиняться действующим в этой стране правилам, постановлениям, касающимся полета и маневрирования воздушных судов.
97.Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
Международное воздушное пространство расположено над открытым морем, исключительной экономической зоной, международными проливами, архипелажными водами и Антарктикой. Принцип свободы открытого моря предполагает существование принципа открытого воздушного пространства над ним. Принцип свободы полетов над открытым морем представляет собой своеобразную реализацию принципа свободы открытого моря.
Все государства независимо от того, являются ли они прибрежными или внутриконтинентальными, имеют право на свободу полетов, т.е. право без чьего-либо разрешения осуществлять воздухоплавание над открытым морем. Государства не вправе претендовать на установление каких-либо суверенных прав над международным воздушным пространством.
Принцип свободы полетов закреплен в Женевской конвенции об открытом море 1958 г. (ст. 2) и в Конвенции по морскому праву 1982 г. (ст. 87), но в соответствии с данной Конвенцией свобода полетов ограничена.
Государство сохраняет свою юрисдикцию по отношению к зарегистрированному в нем воздушному судну, которое осуществляет полеты в международном воздушном пространстве. Власть другого государства на данное воздушное судно не распространяется, что означает недопустимость вмешательства в полеты воздушных судов.
Государство обязано не допускать, чтобы его воздушные суда Соз давали угрозу безопасности полетов воздушным судам других государств и безопасности мореплавания. В этих целях государства заклю чают соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. Не допускаются имитация атак имитация применения оружия по самолетам и кораблям, выполнение военными самолетами опасных облетов иностранных морских судов иные действия, представляющие опасность для полетов в воздушном пространстве или судоходства в открытом море.
Каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, должно иметь национальность и регистрационные знаки. Воздушное судно имеет национальность того государства, в чей государственный реестр оно занесено. Государство, под юрисдикцией которого находится воздушное или морское судно, ставшее объектом нападения или опасных маневров, вправе поставить вопрос об ответственности того государства, воздушное судно которого допустило опасные действия.
Некоторые государства установили зоны безопасности или зоны опознания, при полете в которых воздушные суда других государств обязаны соблюдать особые требования. Такие зоны установлены США над прибрежными водами открытого моря Тихого и Атлантического океанов. Воздушные суда, направляющиеся в США со стороны моря, должны сообщать о своем месте нахождения, направлении и плане полета в зоне безопасности. Такие же зоны установлены Грецией, Канадой, Южной Кореей (воздушное судно, не сообщившее необходимых данных, может быть признано нарушителем воздушного пространства Южной Кореи).
Упорядочение режима полетов над открытом морем входит в компетенцию ИКАО. В рамках этой организации разрабатываются унифицированные летно-технические нормы. Нормы Приложения II к Чикагской конвенции «Правила полетов» должны соблюдаться воздушными судами всех государств при полетах над открытым морем-В этом пространстве нормы Приложения действуют без каких-либо исключений. Единый режим международных полетов над открытым морем необходимо поддерживать в целях обеспечения безопасности воздухоплавания. Приложение II устанавливает основные, наиболее общие требования к международным полетам. В отдельных районах открытого моря применяются национальные правила, принятые прибрежными государствами.
98.Правовое регулирование международных воздушных сообщений и воздушной коммерческой деятельности
Одной из основных проблем международных воздушных сообщений является вопрос о коммерческих правах на воздушном транспорте. Коммерческие права на международном воздушном транспорте заключаются в предоставлении авиапредприятиям возможности осуществлять перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты. Коммерческий характер такой деятельности проявляется в том, что она имеет возмездный характер.
Предоставление коммерческих прав принадлежит государству И связано с его суверенитетом. Коммерческая деятельность на воздушном транспорте имеет различный объем. В зависимости от объема выделяются различные уровни коммерческих прав, т.е. категории общих Прав на осуществление коммерческой деятельности (коммерческие свободы воздуха — термин впервые употреблен в Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.).
Первоначально в международной практике сложились пять коммерческих свобод воздуха, которые впоследствии были закреплены в Чикагской конвенции 1944 г.:
1. Право транзитных беспосадочных полетов через территорию государства, которое предоставляет это право.
2. Право на транзитный полет через территорию иностранного государства с правом технических посадок на иностранной территории без коммерческой деятельности, т.е. для заправки, сервисного обслуживания и т.п.
3. Право государства регистрации воздушного судна высаживать на иностранной территории пассажиров, выгружать почту и грузы, взятые на территории государства флага воздушного судна.
4. Право государства принимать на своей территории иностранное воздушное судно с пассажирами, почтой и грузами, следующее на территорию государства флага воздушного судна.
5. Право государства принимать на своей территории пассажиров, почту и грузы, которые должны быть доставлены на территорию третьего государства; право государства регистрации воздушного суд
на высаживать пассажиров, выгружать почту и грузы, следующие из третьего государства. В международной практике свобода перевозок в третьи страны не предоставляется, так как снижает конкурентоспособность национальных авиапредприятий по перевозке пассажиров, грузов и почты.
Вскоре после подписания Чикагской конвенции в некоторых международных соглашениях и в международной практике были установлены дополнительные свободы воздуха, не перечисленные в Чикагской конвенции:
1. Право государства осуществлять перевозки пассажиров, почты и грузов между двумя иностранными государствами через собственную территорию (Соглашение о транзите 1944 г.).
2. Право государства использовать воздушные суда своей национальности для осуществления перевозок пассажиров, почты и грузов, Минуя свою собственную территорию.
До принятия Чикагской конвенции 1944 г. в международном воздушном праве существовала свобода каботажа: право государства осуществлять перевозки, начало и окончание которых — пределы одного и того же иностранного государства. Каботажем занимались авиапредприятия развитых государств. Чикагская конвенция запретила каботажные перевозки на исключительной основе, так как они могут причинить ущерб экономике государства, в пределах территории которого осуществляется каботаж, — воспрепятствовать развитию его собственной авиационной индустрии. Однако на основе двустороннего соглашения между заинтересованными государствами каботажные перевозки имеют правомерный характер (например, Соглашение между Российской Федерацией и Индией).
Принцип взаимности является определяющим в регулировании маршрутов и пунктов посадок. Государства устанавливают специальные линии для воздушных перевозок. Объем перевозок и частота движения по договорным воздушным линиям осуществляются на основе двусторонних международных соглашений. Эти соглашения предусматривают и регулирование тарифов на перевозки. Правовые аспекты коммерческой деятельности в нерегулярном воздушном сообщении главным образом регулируются Пражским соглашением 1956 г.