Пределы религиозной толерантности в античной Греции

В античной Греции (VIII-II в.в. до н.э.) существовали различные по масштабам города-государства – так называемые полисы. Их особенности заключались, прежде всего, в четком разделении на граждан, пользовавшихся правами, и лишенных их рабов и чужеземцев, а так же в участии, хоть и в различной степени, в управлении государством всех граждан, а не только узкого круга знати.

Естественно, что такое участие в управлении делами полиса вело к осознанию личной значимости, что способствовало развитию не только политической, но и определенной духовной свободы. Сословие жрецов в античной Греции так и не сформировалось, жреческие должности замещались путем выборов на определенный срок. Совершать ритуал мог любой полноправный член общества. Религия в жизни античной Греции не играла доминирующей роли. Роль религии сводилась, в основном, к интегративной функции и заключалась в освящении полисного строя. В известном мифе о Прометее, вдохнувшем в людей разум, похитившем для них огонь у богов, научившем их различным искусствам, отражены сложные и многогранные представления того времени о взаимоотношениях между богами и человеком, характерные для античной культуры.

Иноземцам в Афинах позволялось почитать своих богов при условии отсутствия кощунства вотношении богов греческих, так как за оскорбление собственных богов (покровителей полиса) местьбогов всему полису и его жителям должна была последовать незамедлительно и неотвратимо.

Понимание свободы совести в античном мире во многом определялось демократической формой правления в городах-полисах. Наиболее смелые мыслители выступали за осуществление права высказывать свои мысли и взгляды, невзирая на авторитеты.

Основатель милетской школы Фалес и его ученики Анаксимандр и Анаксимен в VI в. до н.э. учили, что все вещи обязаны своим возникновением природе и ее первоначалам – воде, воздуху и апейрону. В противоположность религиозным представлениям о происхождении мира и человека по воле богов они обосновали теорию естественного происхождения мира.

Вслед за милетцами идеи свободы обосновал знаменитый философ Гераклит Эфесский

(520-460 гг. до н.э.), который весьма определенно высказался о небожественном происхождении мира.

Он писал: "Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим". В представлении Гераклита человек – также одно из преходящих состояний огня. Его "психея" (греч. – душа) образуется из водных испарений и поэтому в своем развитии зависит от огня.

Выдающийся мыслитель Демокрит (460-370 гг. до н.э.) положил начало новому этапу развития свободомыслия. Опираясь на материалистическое понимание картины мира, в основе которого лежала его атомистическая теория, он сделал попытку объяснить природу не прибегая к сверхъестественным силам. Демокрит в своих трудах отрицал саму идею сотворения мира, не признавал бессмертия души и вмешательство бога в жизнь людей. Он объяснял происхождение религии невежеством и страхом людей, беспомощностью их перед силами природы. Атеистическая направленность атомизма была подмечена Гегелем, считавшим, что "атомистика противопоставляет себя представлению о сотворении мира и сохранении его силою высшего существа" (Гегель, 1977). Выводом из атомистического учения была атеистическая идея вечности и бесконечности мира, бесчисленного количества миров, которое исключало существование богов, стоящих над природой и человеком.

В дальнейшем идеи Демокрита нашли свое продолжение в трудах другого греческого мыслителя Эпикура (341-270 гг. до н.э.), который не только утверждал, что в основе религиозности лежит страх, но и конкретизировал, что человек испытывает страх прежде всего перед смертью. Таким образом, выяснив истоки религии, Эпикур одновременно наметил пути ее устранения через проникновение в сущность вещей и избавление людей от страха смерти. Опираясь на атомизм Демокрита, Эпикур отстаивал идею о бесконечности и вечности мира. Он отмечал, что миры безграничны по числу как похожие на этот наш мир, так и непохожие, нет ничего, что препятствовало бы безграничному числу миров.

В V в. до н.э. появилась "теория обманов" (авторство неизвестно). Согласно данной теории религия предстает как выдумка одних людей для обмана других. Взгляда на религию как на сознательное человеческое установление придерживались и некоторые софисты, рассматривающие религию с общественно-политических и этических позиций. Не отрицая полезности религии, они все же указывали на ее земное, человеческое происхождение. Так, "софист Критий (460-403 гг. до н.э.) в недошедшей до нас трагедии «Сизиф» высказал мысль о том, что религию изобрели великие государственные деятели для обуздания человека и борьбы с преступностью. Они поместили бога, это мнимое существо, на небо с его громами, звездами, чтобы устрашать людей, не боящихся законов и преступающих их" (Павловский,

2006). Весьма ценной здесь является догадка о социальной функции религии. Критий считал религию полезной для общества, раз уж религия – продукт человеческого разума. Но при этом Критий полагал, что массовое поклонение одному божеству является не обоснованным, ибо, сколько людей – столько и взглядов, представлений и пристрастий. Вслед за Критием, многие софисты, будучи скептиками,выражали сомнение в истинности мифологических представлений и полагали, что на вопрос о существовании богов невозможно ответить "в силу неясности дела и краткости человеческой жизни".

Таким образом, в материалистической философии греков нашли выражение атеистические идеи вечности и бесконечности мира, тезис о происхождении мира из него самого, без какого-либо божественного участия. Все это не только подрывало представления о мире как порождении богов, но и ставило под сомнение необходимость исповедания какой-либо религии.

2. Эгейский или крито-микенский (III – II тысячелетия до н.э.). В это время складываются древнейшие цивилизации в Европе – на Крите и материковой Греции. Наиболее блестящий период: ХVI – XV вв. до н.э., когда на Крите возникло единое централизованное государство, сложилась специфическая высшая власть – теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу. Была создана письменность, сеть дорог, введена единая система мер и весов, сложилось развитое ремесло, построен мощный флот, были созданы шедевры искусства, в частности, живописи с утонченным чувством цвета и динамизмом. Огромную роль в жизни общества играла религия (культ Великой матери-богини в сочетании с божеством, олицетворяющим разрушение, изображавшегося в виде бога-быка Минотавра), накладывая отпечаток на все сферы духовной и практической деятельности. В этом отличие критской культуры от последующей греческой цивилизации. На Крите замкнутый аристократическо-жреческий слой противостоял остальному обществу. Культура элитарна, аристократична, отсюда ее уязвимость. Природные катастрофы привели к исчезновению этой утонченной культуры.

В материковой Греции греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканы еще в III – II тысячелетиях до н.э., создали свою цивилизацию, объединив догреческое население (пеласги) и пришельцев. Она уступала критской, хотя и появились некоторые нововведения: повозка с лошадьми, гончарный круг. Эта, так называемая, микенская культура находилась под сильным влиянием более передовой критской цивилизации.

В государствах ахейской Греции сложился тип цивилизации, близкой Востоку, с характерной централизацией, бюрократией, жречеством, отстранением основной массы населения от государственных дел. Об этом периоде хорошо повествует мифология, в частности, о Троянской войне.

На рубеже II – I тысячелетий до н.э. микенская цивилизация погибла под натиском северных племен (греки-дорийцы), живших в условиях первобытного строя. В результате резко понизился социально-экономический и культурный уровень Греции, оказались утрачены многие достижения культуры, в том числе и письменность, и общество вернулось к доклассовому уровню.

3.1 Гомеровский (предполисный) период: ХI – IХ вв. до н.э. Дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько веков назад. Из достижений микенской эпохи сохранилось немногое: гончарный круг, сравнительно высокая техника обработки металла, корабль с парусом, культура выращивания оливы и винограда. Из новшеств этого периода можно отметить появление техники выплавки и обработки железа. Но в целом, в ремесле и искусстве очевиден явный регресс, исчезла письменность. Греция того периода представляла собой страну, раздробленную на множество мелких самоуправляющихся округов; основой хозяйства была патриархальная моногамная семья (ойкос), а основные виды хозяйства: земледелие и скотоводство при общинной собственности на землю. От гомеровского периода до нас не дошло ни одного крупного архитектурного памятника, ни одного произведения литературы или изобразительного искусства (сам гомеровский эпос появился позже). Это было время упадка и культурного застоя.

3.2Архаическая Греция (VIII – VI вв. до н.э.). Тогда в Греции произошли глубочайшие изменения, имевшие долговременные последствия для судеб греческой, античной в целом, и мировой культуры. Сложились частная собственность, система частного права, городская цивилизация, гражданское общество, т.е. возник принципиально отличный от Востока и предшествующего развития самой Греции путь развития.

В VIII – VI вв. до н.э. происходила Великая греческая колонизация: созданы многочисленные колонии на побережье Средиземного и Черного морей, невиданное развитие получило ремесло, торговля – т.е. ускоренно развивались товарно-денежные отношения. Соответственно произошли существенные сдвиги в развитии культуры. Греческая культура стала новым и глубоко оригинальным явлением в мировом развитии.

Сложилась своеобразная религия. Появилась письменность и на ее основе сложилась литература разных жанров: эпос («Илиада» и «Одиссея», гомеровы гимны в честь богов); возникает авторская литература (Гесиод создал две крупные поэмы «Труды и дни» и «Теогония»); возникла лирическая поэзия (Архилох, Алкей, Сафо, Анакреонт), – воспевающая любовь, природу, радость жизни; развивается политическая лирика (Солон, Феогнид, Тиртей); басня (Эзоп). Разнообразие литературных жанров, разработка многих стихотворных размеров, богатство содержания, прекрасный язык – сделали молодую греческую литературу заметным культурным явлением.

В архитектуре возникла ордерная система, определившая дальнейшее развитие греческой и римской архитектуры. Она предполагала строгую соразмерность частей здания, широкое использование колонн, четкое разделение несущих и несомых частей, украшение храмов скульптурой и живописью, органическое включение здания в окружающий ландшафт. Сложились три вида ордера: дорический, ионический и коринфский.

В скульптуре возник господствующий образ, которой мог относиться к богу, герою или атлету-воину: обнаженного, физически здорового, жизнерадостного человека (так называемые куросы или аполлоны). Другим образом был образ задрапированной женской фигуры – богини или хранительницы домашнего очага, матери.

И хотя в архаической греческой скульптуре много схематизма и условностей, она определила общий путь развития греческой скульптуры, внеся свой вклад в разработку реалистически обобщенного образа прекрасного, гармонически развитого гражданина, защитника родного полиса и своей собственной свободы.

Возникает философия различных направлений: материализм (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), идеализм (Пифагор), началась разработка диалектики (Гераклит). Развитие философии и науки – показатель зрелости раннегреческой культуры.

Процесс исторического развития греческого общества в ходе «архаической революции» протекал в рамках мелких, внутренне сплоченных республик, опирающихся на гражданский коллектив среднезажиточных земледельцев. В таких мелких общественных и государственных образованиях появились более благоприятные возможности для создания рациональной и динамичной экономики, более сложной социальной структуры, разнообразных политических учреждений и высокой культуры, чем в рамках больших по территории, но слабосвязанных экономически монархий с дорогостоящим управленческим аппаратом. В рамках нескольких сот мелких государственных образований со сходной социально-экономической структурой, принципами политического управления и системой духовных ценностей была создана блестящая цивилизация, которая стала великим вкладом в сокровищницу мировой культуры.

3.4. Классический период (V – IV вв. до н.э.) – вершина в развитии античной культуры вообще. И хотя Греция пережила серьезные потрясения, связанные с греко-персидскими войнами (500 – 449 гг. до н.э.), новая система выстояла в войне с Великой Восточной державой и показала свои преимущества, создав условия для высочайшего расцвета древнегреческой цивилизации. В данном пособии обозначены лишь некоторые достижения классического периода.

4. Семья

Греческое жилище

Сохранилось очень мало греческих жилищ, поэтому мы не можем говорить с уверенностью, как выглядел обычный дом.

Греческие дома строились вокруг внутреннего дворика. В нем обычно стоял алтарь, перед которым молились, и колодец, из которого брали воду. Из него двери вели в комнаты первого этажа с земляным полом. Окна, выходящие наружу, были маленькими и закрывались ставнями. Это делало жилище закрытым от посторонних и безопасным. Лестницы вели из двора в верхний этаж, где располагались спальни и помещения для слуг. Стены дома — сырцовые кирпичи и укреплены деревянным каркасом. Воры могли проломить стены. Двери и ставни из дерева (дорого, т.к. мало) Петли на них из бронзы. У главного входа ставили статую бога Гермеса — герму, которая отгоняла зло. В богатых домах у входа стоял привратник, встречающий гостей.

Мужчин и женщины жили отдельной жизнью и имели отдельные комнаты.

Гинекей - женская часть дома. Здесь они проводили б. часть времени, занимаясь хоз/вом, пряли , вышивали.

Андрон — в этой комнате мужчины встречались с друзьями. Полулежали на ложах и Беседы.

В доме была также особая комната, где вся семья собиралась вокруг очага. Эта комната посвящалась богине Гестии.

В ванной комнате терракотовая ванна (керамика — смесь глины и песка) с отводной трубой, по которой вода вытекала наружу.

Мебель, в результате влияния восточных ремесел, до такой степени походила на восточную, что между восточными и греческими кроватями, стульями (насколько можно судить по изображениям) почти нельзя найти никакого различия. Она сделана из тех же материалов (дерево, металл) и стой же отделкой (серебро, слоновая кость). Даже рисунок украшений тот же — в основном растительные и животные формы.

Стулья — тронос (почетное место хозяина дома) климос — для женщин. Формой своей они походили на дреаневосточные троны, встречались и табуреты. Ножные скамейки. Столами пользовались только для обеда. Даже писали лежа: если на восковых табличках, то придерживая их левой рукой и прижимая к левому боку, а если на папирусе, то положив его на бедро. Восточный обычай лежания вместо сидения на стульях распространился и среди греков, изгнав постепенно стулья из мужской половины в женскую и заменил их диванами или мягкими ложами.

Но спартанцы оставались верны своей простоте и в этом отношении: стресление к удобству подавлялось в самом начале как противное закону. Мальчики до 15 лет спали на соломе, а с 15 на тростнике или камышах. Мужчины не пользовались подушками, а заменяли их даже за обедом деревянными колодками.

Одежда.Греческая одежда была очень проста. И мужчины и женщины драпировались в ткани, оборачивая их вокруг тела в виде туники или плаща. Одежду обычно делали из шерсти и льна. Однако в 5 в. днэ греки начали использовать хлопок, который привозили из Индии. В 4 в. днэ стали покупать прозрачные ткани на о. Кос. Роскошные ткани привозили из Египта, Персии, и Финикии. Но только богатые могли позволить какую-либо из них. Бедные носили одежду из материи иного качества, например некрашеной шерсти или небеленого льна.

Основное женское платье называлось хитон. Его делали из прямоугольного куска ткани. Хитоны были двух видов: дорийский (часть ткани складывали и оборачивали вокруг тела, оставляя одну сторону открытой) и ионийский (он застегивался в нескольких местах вдоль руки.). Другим видом женской одежды был гиматий — прямоугольная накидка. Что касается цвета женской одежды, то хоть белый считался самым праздничным, но были и желтые, и зеленые, и красные, и пурпурные. Украшения одежды были очень просты (скорее исключение, чем правило).

Греческие мужчины носили простую юбку или тунику, сшитую с одной стороны и застегнутую на одном или двух плечах. Ремесленники и рабы часто пользовались только одной набедренной повязкой. Мужчины тоже носили гиматий, иногда поверх туники. Удобной была короткая одежда — хламида, которую носили молодые мужчины, особенно для охоты, верховой езды. В нее одевались солдаты.

Мужчины в Греции покрывали себе голову только для защиты от дождя и солнца, например в дороге или в тевтре во время длинных, продолжающих в течении всего дня представлений. Женщины надевали головной убор исключительно для наряда. Иначе было с обувью. Хоть она тоже считалась принадлежностью нарядной одежды, ее надевали для предохранения ног как мужчины, так и женщины. Самой распространенной обувью у мужчин были сандалии. Изначально, никакой другой обуви и не существовало. Только потом появились башмаки и полусапожки.

Украшения были у греков исключительной принадлежностью только женского наряда, поскольку всякое излишнее убранство считалось неприличным для мужчины как признак изнеженности и женоподобия. В старину все заботы о своей внешности ограничивались только тем, что они ежедневно мылись в холодной и теплой воде и ухаживали за волосами.

Женщины натирали себе кожу и волосы благовонными маслами, кроме того, пользовались белилами, румянами и сурьмой. Тщательный уход за внешностью вменялся в обязанность. Например, чтобы талия как можно дольше оставалась тонкой, применяли широкий пояс наподобие корсета. О своднях говорится: «Они набирают новых девушек и в короткое время переделывают их так, что и узнать их нельзя. Которая мала ростом, той выстилают башмаки пробкой, которая высока, той дают башмаки на тонких подошвах и заставляют ее ходить, опустив голову, от этого ее рост кажется ниже. Тощи ли у нее бедра — недостающее восполняется подушками. Выдается ли у нее слишком живот, ей подкладывают поддельные груди, которые носят актеры и дело исправлено. Особенно краивые части тела с умыслом обнажают, и, если у нее прекрасные зубы, она должна смеяться и кстати, и некстати, чтобы люди могли любоваться ее красивым ртом».

Еда.Времена Гомера: Рано утром завтрак: пшенные, ячменные лепешки, размоченные в вине, смешенном с водой. Полдень — время обеда: мясные блюда, хлеб и вино, на ужин то же, сто и в обед.

В более поздние времена, когда свободный гражд. Стал проводить большую часть дня на агоре, распорядок дня изменился. Время обеда было перенесено на более поздние часы или даже на вечер, зато в любое время можно было устроить второй завтрак. Этот завтрак даже стал более торжественным и обильным чем обед.

Хлеб раньше считался роскошью, также довольно долго не была в употреблении рыба. Одно время она считалась блюдом только для богатых.

Семья и брак.«…Легко понять», что добродетель мужчины в том, чтобы справляться с государственными делами… Добродетель женщины… состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя все, что в нем есть, и оставаясь послушной мужу.» Платон.

Греки, первыми из древних народов начала соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жен — обычай варварский и недостойный благородного эллина.

Все греки, в каких бы полисах они не жили имели общие взгляды на институт брака. Считалось, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частно-семейную. Первой целью брака было приумножение числа граждан, которые могли бы принять от отцов обязанности по отношению государству: прежде всего охранять его границы, отражать набеги врагов.

Производя на свет детей, гражданин выполнял и свой долг перед родом и семьей, ибо дети продолжали род и принимали на себя культовые обязанности по отношению к предкам, принося им жертвы и сохраняя семейные традиции. Наконец, вступая в брак, человек преследовал и сугубо личные цели — в старости обрести в детях опору.

Важнейшим считалось все же исполнение долга перед государством, и именно поэтому, в Афинах, хотя и не было формального правового принуждения к женитьбе, само общественное мнение заставляло мужчин обзаводиться семьями. Причем рекомендуемый возраст для мужчин был 30-35 лет, а для женщин 14-18. В Спарте бал даже закон против ревностных холостяков, их облагали крупным штрафом за уклонение от своих обязанностей перед государством.

Молодые спартанцы женились гораздо раньше афинян. Этому способствовали большая свобода, которой пользовались спартанские девушки по сравнению с афинскими, законодательные постановления, поощрявшие брак, и всеобщее презрение, которому подвергались старые холостяки.

Хотя брак заключался не иначе как с согласия родителей невесты, по стародавнему обычаю жених выкрадывал невесту из семьи (разумеется, с ведома последней) и скрывал ее у подруги. Там ей остригали волосы и одев, в мужское платье и башмаки, прятали в темной горнице, где она оставалась до тех пор, пока жених, поужинав за общим столом, не приходил к ней тайком, чтобы снять с нее пояс — символ девственности. Но и после этого молодые виделись лишь украдкой, и в дом мужа жена входила открыто лишь спустя некоторое время после брака.

В Афинах обручение жениха и невесты сопровождалось жертвоприношениями покровителям брака — богам Зевсу и Гере. Днем молодые мылись в бане, а вечером в доме невесты устраивался пир, в котором участвовали и женщины, но отдельно от мужчин. После пира жених увозил невесту к себе. Прибыв к дому, новобрачный переносил невесту через порог, тем самым подчеркивая ее особое положение в доме, в отличие от других женщин.

Роль женщины.В классической Греции свобода женщин, особенно афинских, подверглась существенным ограничениям. То, сто даже свободнорожденные женщины не имела гражданских прав, было в древнем обществе повсеместным явлением. Однако, и в частной жизни женщина все больше зависела от мужчины, во все большей мере подчинялась его власти и опеке. Девушкой в доме отца, она во всем должна была повиноваться воле своего родителя, а в случае его смерти — воле брата или опекуна, назначенного ей по завещанию отца или по решению должностных лиц государства. Становясь замужней женщиной, она и вовсе теряла всякую самостоятельность. Она не могла сама принимать решения, касающиеся ее имущественных дел, не имела она и такой свободы передвижения, какой располагали женщины более ранней эпохи. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома — в гинекее, занимаясь домашним хозяйством, воспитанием детей, пока те были совсем маленькие. На улицу афинская женщина всегда выходила в сопровождении рабыни, причем скромность заставляла госпожу прикрывать лицо от взоров встречных мужчин. Афиняне были убеждены, что женщина должна поступать и вести себя так, чтобы о ней нельзя было сказать ни хорошего, ни дурного; она просто вообще не должна была привлекать к себе чье-то внимание, а выходить на улицу чаще ей удавалось по достижении только такого возраста, когда о ней можно было скорее спросить: чья это мать, нежели: чья это жена. Лишь участие в религиозных обрядах и праздниках позволяло афинским женщинам ненадолго покидать гикеней и присоединяться к ликующей толпе.

ДетиЦелью брака является рождения детей.Вместе с тем часто греки старались избавиться от здоровых детей, в особенности девочек. Женщины не представляли ценности как рабочая сила. Часто число детей в семье ограничивалось 2-3.

Воспитание.В зависимости от условий развития древнегреческих полисов сложились различные системы воспитания и образования, из которых наиболее известны афинская и спартанская. Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была более разносторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (т. н. мусическое воспитание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома; затем они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и счёту, и позже (или одновременно) - кифаристские школы, где учились музыке. С 12-13 лет мальчики переходили на палестру, где получали физическое воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимнасии.

В Спарте контроль государства над воспитанием начинался с первых дней жизни ребёнка: новорождённых осматривали члены герусии и отбирали для государственного воспитания только здоровых детей (хилых и болезненных, по преданию, сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта). До 7 лет дети воспитывались дома. Существовавшая с середины 6 в. до н. э. система государственного школьного обучения была обязательна для каждого спартиата от 8- до 20-летнего возраста. Подобная же система существовала с 5 в. до н. э. на Крите, в Фуриях и в Трезене. В этих школах велось преимущественно военно-спортивное и общественно-религиозное обучение. В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в др. полисах в 5 в. до н. э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определённую специализацию, поэтому дети от 6-7 и до 14 лет посещали обычно не одну школу, а несколько - для обучения разным предметам. Занятия происходили в частных зданиях. Ученики писали на вощёных табличках, позднее на папирусе. Чтение (после усвоения грамматики) сводилось преимущественно к ознакомлению с классическими произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно (т. к. цифры изображались буквами).

Дальнейшее образование дети 13-15 лет получали в гимнасии. В Аттике гимнасии были организованы преимущественно частным порядком, хотя и под наблюдением выборных государственных лиц - гимнасиархов. В восточной Г. и особенно в Ионии обучение в школах, доступное для всех свободнорождённых, велось педагогами (оплачивались за счёт общества) и было рассчитано на два года. В некоторых местах (например, в Пергаме и Теосе) существовали подобные школы для девочек, в которых их обучали преимущественно музыке и литературе. Гимнасии распространились по всей Г. Они продолжали существовать и после утраты греками политической самостоятельности. Юноши в возрасте 18-20 лет проходили подготовку в эфебии. Зачатками высшего образования в Г. можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных учёных (риторов, софистов, медиков и др.). "Школы" в этих случаях именовались по имени учёного или месту обучения (Академия - школа Платона, школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др.).

Образование в Г., как правило, было доступно не только свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, крупные риторы и философы были рабского происхождения). По мере распространения школьного просвещения значительное развитие в Г. получила педагогика, преимущественно как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит). В Г. возникла и получила распространение идея гармонично развитого человека. Греческое образование и его педагогическая теория неоднократно менялись на протяжении истории. В период самостоятельного развития греческих полисов физическое воспитание и военное обучение занимали не только в Спарте, но и в демократических общинах важное место. После завоевания Г. сначала Македонией (конец 4 в. до н. э.), потом Римом (середина 2 в. до н. э.) физическое воспитание всё более уступало место гуманитарному образованию. В этот период наиболее известные центры высшего образования сосредоточились в городах, обладавших большими библиотеками (в Александрии, Пергаме, на Родосе, в Антиохии, на Оронте и др.). Система древнегреческого образования легла в основу не только римского, но и позднейшего европейского и арабского.

5. Литература.Огромным успехом в Древней Греции пользовалась поэзия. Первоначально развивалась ее эпическая форма. В ней наиболее заметна фигура Гомера, автора двух знаменитых поэм «Илиада» и «Одиссея», которые стали каноном поведения и источником знаний, кладезем мудрости. Воспевая подвиг как образ жизни, Гомер заложил основы всей греко-римской поэзии. Эпос, как форма поэтического творчества, на многие века стал носителем высших этических принципов. Позже появлялся дидактическая и лирическая формы. Дидактическая поэзия преследует обучающие и воспитательные цели. Произведения Гесиода «Труды» и «Дни» учат правилам поведения. Уникальным явлением античной поэзии была поэтесса Сапфо, автор любовных стихотворений. Эзоп, основоположник жанра басни в Греции, жил около VI в. до н. э. Его короткие анекдоты, построенные на образах животных, были понятны всем и побуждали к размышлениям о морали.

Театр

Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир -- это театральная сцена, а люди -- актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят с неба уходят туда же, там растворяются. Земля -- лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Поэтому древнегреческий театр органичен: в нем проявляется возвышенный, высокий и торжественный космологизм.

Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий и комедий стали брать не только из жизни Диониса. История сохранила пьесы трех великих трагиков древности; Эсхила, Софокла, Еврипида, и комедии Аристофана. В трагедиях рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В их основе лежали древние предания, мифы.

Герои комедий -- не легендарные личности, а жители современных Аристофану Афин: торговцы» ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к богам, как в трагедиях. Их иногда даже высмеивали.

Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность -- желтый, хитрость -- красный, а гнев -- багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой -- мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца.Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

Литература

С античным театром тесно связано развитие античной литературы, которая выросла из фольклора, из героических преданий о прошлом. Письменный период древнегреческой литературы начинается поэмами Гомера и продолжается в дидактическом эпосе Гесиода ("Теогония", "Труды и дни"). Одним из лучших римских лириков был Катулл, посвятивший множество стихов о любви знаменитой красавице Клодии. Однако "золотым веком" для римской поэзии был период правления Октавиана Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.). В "век Августа" жили и творили три самых знаменитых римских поэта: Вергилий, Гораций, Овидий. Незаконченная "Энеида" Вергилия прославляла величие Рима, римский дух. Гораций высоко ценил назначение поэта, что нашло выражение в его знаменитом "Памятнике", которому подражали многие поэты, в том числе и А. С. Пушкин. Несомненной вершиной римской любовной лирики является творчество Овидия, которое воплотилось в таких знаменитых произведениях, как поэмы "Метаморфозы", "Наука любви" и др.

Воспитатель Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе "нового стиля": затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.

Наши рекомендации