Источники права. Система права

После изучения рекомендованной литературы ответьте на вопрос, что относится к источникам права? В чем разница между позитивными и диспозитивными источниками? Дайте определение системы права, ее структуры. В чем состоит отличие отраслей, подотраслей и институтов права. Объясните это на конкретных примерах.

Семинарское занятие № 3.

Тема: Понятие Конституции и ее содержание.

План:

1. Определение конституции. Виды и типы конституций.

2. Конституция РФ 12 декабря 1993 г.: общая характеристика.

3. Федеративное устройство РФ.

4. Права и свободы человека и гражданина

А) политические права и свободы

Б) социально-экономические права и свободы

В) личные права и свободы

Г) культурные права и свободы

5. Конституционный статус Президента РФ.

6. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ в соответствии с Конституцией РФ.

Методические рекомендации

Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с ознакомления с текстом Конституции РФ 12 декабря 1993 года. После общего ознакомления необходимо перейти к типологической характеристике Конституции, основанной на данных, взятых из специальной литературы, и определить, к каким типам относится современная российская Конституция: октроированным, демократическим, «жестким» и т.п. Также в соответствии с конституционным учением о правах и свободах необходимо проанализировать соответствующую главу Конституции РФ и определить, какие из зафиксированных в данной главе права и свободы относятся к личным, политическим, социально-экономическим и культурным правам и свободам.

На заключительном этапе подготовки необходимо выявить особенности конституционного статуса Президента РФ, а также выявить виды и уровни государственной власти и соответствующие институты, которым принадлежит законодательная, исполнительная и судебная власть. Этим темам посвящены соответствующие разделы Конституции. Необходимо избегать типичных ошибок, свойственных студентам при определении конституционного статуса Президента РФ, которого зачастую ошибочно относят к исполнительной власти. Особенности его конституционного статуса состоят в том, что Президент, в соответствие с Конституцией РФ, не относится ни к исполнительной, ни к законодательной власти.

Литература:

1) Авакьян С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам: Учебно-методическое пособие. Изд-во МГУ, М., 2007.

2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов Изд. 7-е, изм., доп. М., 2007.

3) Баглай М.В., Габричидзе Г.А. Конституционное право РФ. М., 2005.

4) Безруков А.В. Бендюрина С.В. Игнатенко В.В.
Конституционное право России: Учебник для вузов (под ред. Кокотова А.Н., Кукушкина М.И.) Изд. 3-е, пересмотр., доп. М., Юристъ, 2007.

5) Жидков О.В. История государства и права России. Ч. 1. М., 2003.

6) Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI в. Изд. 2-е, доп. М., 2007.

7) Козлов А.В., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005.

8) Конституционное право России: Учебник для вузов Изд. 5-е, перераб., доп. Под. Ред. О.Е. Кутафина.М., Проспект, 2006.

9) Конституция Российской Федерации.

10) Цечоев В.К., Власов В.В., Степанов О.В. История российского государства и права. Ч. 2. Ростов-на-Дону, 2005.

11) Чиркин В.Е., Козлов А.В., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005.

Источники

1) Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (с изменениями от 1, 11 октября, 24 декабря 1993 г.) // Электронная публикация: www.garant.ru

2) Конституция РФ 12 декабря 1993 года. Официальный текст.

Вопросы для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Правоведение»

К теме 1

1. Что такое государство? Каковы его базовые признаки?

2. Какие теории происхождения государства Вы знаете? Перечислите их отличительные признаки?

3. Что такое политический режим?

4. Перечислите виды политических режимов и их отличительные признаки.

К теме 2

1. Дайте определение права? Почему в юридической науке существует столь разное толкование понятия права?

2. Каковы базовые, универсальные признаки права?

3. Что означает признак права, формулируемый как «право не тождественно закону»? Как Вы это понимаете?

4. Перечислите этапы формирования права и их взаимосвязь друг с другом.

5. Что относится к источникам права? В чем разница между позитивными и диспозитивными источниками?

6. Что такое правомерное поведение? В чем оно выражается?

7. Что такое система права? В чем состоит отличие отраслей, подотраслей и институтов права?

К теме 3

1. Что такое норма права? Какова структура нормы права?

2. Что такое гипотеза, диспозиция и санкция?

2. Какие виды норм права существуют? Перечислите виды норм права, используя различные способы их классификации.

3. Как воплощается в реалиях действие норм права?

4. Определите порядок применения норм права?

К теме 4

1. Кратко охарактеризуйте развитие государства и права в Древней Руси.

2. Какова структура «Русской Правды»? Выявите ее составные части.

3. Что можно сказать о развитии права в Древнерусском государстве, исследуя «Русскую Правду»?

4. Как шло формирование права в период создания Русского Централизованного государства?

5. Охарактеризуйте основные положения Судебника 1497 года.

6. Какие изменения претерпела российская государственная и правовая система в XVI и XVII вв.?

7. Как сложился государственно-правовой аппарат российского абсолютизма?

8. В чем состояли изменения, проведенные в период царствования Александра I?

9. Как изменилась система российского государства и права в пореформенные период после преобразований Александра II?

10. В чем состояли особенности советской правовой системы?

К теме 5

1. Дайте определение Конституции. Каковы виды и типы Конституций?

2. Выявите историю создания действующей российской Конституции?

3. Какова структура Конституции 12 декабря 1993 г.

4. Определите типологию прав и свобод человека и гражданина в соответствии с действующей Конституцией?

5. Выявите конституционный статус Президента РФ, его права и обязанности?

6. Определите конституционный статус функционирования законодательной, исполнительной и судебной властей в РФ.

7. Каковы основы организации местного самоуправления?

Тестовые задания к Модулю 1 по дисциплине «Правоведение»

1. Одним из основоположников «психологической теории» происхождения государства был:

а) К. Каутский; б) Л.И. Петражицкий; в) Платон; г) Гегель

2. В государстве N глава государства принимает верительные грамоты послов, представляет страну не международных форумах. Он избирается обеими палатами парламента. Исполнительная власть принадлежит премьер-министру. Какова форма правления в этом государстве?

а) смешанная республика

б) парламентарная республика

в) президентская республика

г) парламентская республика

3. В древних, раннеклассовых государствах формируются три центра управления:

А) законодательная, исполнительная и судебная власти;

Б) городская община, дворец, храм;

В) государство – гражданское общество – население;

В) народное собрание – сенат – магистратура

4. Признаками государства, отличающими его от социальной организации первобытного общества, являются:

А) деление населения на территории;

Б) наличие добровольных пожертвований старейшинам;

В) наличие аппарата управления;

Г) система налогов и сборов;

5. Политический режим, который характеризуется конституционным закреплением и реальным осуществлением прав и свобод человека, равноправием всех граждан, наличием многопартийной системы и идеологического плюрализма, выборностью и сменяемостью органов государственной власти, приоритетом права над государством, называется:

А) деспотическим

Б) демократическим

В) конституционным;

В) либеральным

6. Легальность власти – это:

А) признание ее большинством населения;

Б) добровольное выполнение ее распоряжений;

В) признание ее властной элитой;

Г) закрепление ее в официальных нормативно-правовых актах.

7. Современные формы правления – это (выберите все правильные ответы):

А) монархия;

Б) деспотия;

В) республика

Г) олигархия;

Д) охлократия

8. Для авторитарного политического режима характерно (выберите все правильные ответы):

А) ликвидация или значительное ограничение прав и свобод граждан;

Б) запрещение либо ограничение деятельности оппозиционных партий;

В) значительное усиление роли исполнительно-распорядительных органов;

Г) сосредоточение всей полноты властных полномочий в руках главы государства и правительства;

9. Форма государства включает:

А) механизм государства;

Б) форму правления;

В) историю и культуру общества;

Г) государственно-правовой режим

Д) форму национально-государственного и территориально-административного устройства.

10. Совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти – это:

А) форма государственного устройства;

Б) механизм государства;

В) государственно-правовой режим

Г) форма правления.

11. Основные принципы права – это (укажите все правильные ответы):

А) презумпция невиновности;

Б) гуманизм

В) равноправие

Г) единство прав и обязанностей;

Д) нормативность;

Е) формальная определенность

Функции права (укажите НЕПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ)

А) регулятивно-динамическая;

Б) оценочная;

В) регулятивно-статическая;

Г) дипломатическая;

Д) охранительная

13. Совокупность институтов, отраслей и подотраслей права – это:

А) функции права;

Б) признаки права;

В) система права;

Г) механизм реализации права.

14. Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права и выражающие его сущность, называются:

А) принципами права

Б) признаками права

В) функциями права

Г) нормами права.

15. Право по своей сути всегда предполагает:

А) фактическое равенство;

Б) формальное равенство;

В) возможность фактического неравенства;

Г) возможность формального неравенства;

Д) тесную связь со справедливостью

16. Понятие «право не тождественно закону» относится:

А) к принципами права;

Б) к функциям права;

В) к признакам права;

Г) к системе права.

17. Чем право отличается от социальных норм первобытного общества:

А) общеобязательная нормативность, формальная определенность;

Б) институциональность, обеспеченность государственным принуждением;

В) различие прав и обязанностей в соответствии с социальными функциями граждан;

Г) наличием традиций, обязательных для всеобщего исполнения.

18. Совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень развития того или иного государства, называется:

А) системой права;

Б) институтом права;

В) отраслью права;

Г) системой законодательства;

Источниками права являются (укажите все правильные ответы)

А) тексты законов

Б) священные тексты (Коран в мусульманском обществе и др.)

В) правовой обычай

Г) указ президента

20. Институт права – это:

А) правовое отношение между государством и человеком:

Б) урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения;

В) сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;

Г) совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

Критерии оценки: Контроль и оценка знаний студентов осуществляется в ходе выполнения ими предложенных письменных заданий для самостоятельной работы в соответствии с планом в системе удаленного обучения. Промежуточный контроль знаний осуществляется путем проверки предложенных тестов.

При проверке тестов:

- оценка «отлично» выставляется в случае, если студент дал 10 правильных ответов на предложенную группу тестов;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент дал от 9 до 8 правильных ответов;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент дал от 7 до 5 правильных ответов;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент дал менее 5 правильных ответов.

При итоговой аттестации студент, работающий в системе удаленного обучения, выполняет письменную работу, представляющую собой ответ на поставленные вопросы для самостоятельной работы. В этом случае:

- оценка «отлично» выставляется, если студентом даны полные, развернутые ответы в соответствии с заданиями на все четыре комплекса заданий;

- оценка «хорошо» выставляется, если студентом даны полные, развернутые ответы в соответствии с заданиями на три комплекса заданий;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентов выполнено в достаточном объеме выполнено два задания. Оценка «удовлетворительно» может быть выставлена также, если при условии выполнения всех четырех заданий студентом продемонстрировано слабое понимание задач, поставленных в самостоятельных заданиях, ответы не полные и (или) носят формальный характер;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студентов выполнено менее двух заданий данного модуля. Оценка «неудовлетворительно» также может быть выставлена в случае, если студентом выполнены от двух до четырех заданий, однако ответы на поставленные задания не соответствуют комплексным целям, студентами даны неправильные ответы или каждое из заданий выполнено не полностью, а также в случае, если работа свидетельствует, что при ее выполнении студентам не был проведен самостоятельный анализ, а само выполненное задание представляет собой скопированный текст уже имеющихся (в том числе опубликованных) работ.

МОДУЛЬ 2. «СИСТЕМА ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА РФ»

Комплексная цель:выявить и охарактеризовать систему права РФ, с учетом специфики системы подготовки специалистов сформировать у студентов как теоретические понятия, как и практические знания об основных отраслях права в РФ, особое внимание уделив изучению функционирования образовательных учреждений всех уровней и видов; познакомить их с законодательными требованиями, предъявляемыми к уставным документам образовательных учреждения в целях подготовки будущих специалистов образовательной сферы, в том числе на примере уставных документов Южного Федерального университета; дать практические знания о правилах издания, составления и применения внутренних документов образовательных учреждений.

Учебно-тематический план модуля. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

( 37 ч., в т.ч. ауд. – 32ч., сам. – 5.)

Наши рекомендации