Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

Хельсинки. 1 августа 1975 г.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начав­шееся в Хельсинки 3 июля 1973 года и продолжавшееся в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года, было завершено в Хельсинки 1 августа 1975 года Высокими Представителями Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Да­нии, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святого Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Аме­рики, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии...

Высокие Представители государств-участников торжественно приняли следующее.

Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе

Государства-участники Совещания по безопасности и сотрудни­честву в Европе... приняли следующее.

1. а) Декларация принципов, которыми государства-участники бу­дут руководствоваться во взаимных отношениях

Государства-участники... заявляют о своей решимости уважать и применять в отношении каждого из них со всеми другими государ­ствами-участниками, независимо от их политических, экономиче­ских и социальных систем, а также их размера, географического по­ложения и уровня экономического развития, следующие принципы, которые все имеют первостепенную важность и которыми они будут руководствоваться во взаимных отношениях:

I. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету

Государства-участники будут уважать суверенное равенство и свое­образие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждо­го государства на юридическое равенство, на территориальную целост­ность, на свободу и политическую независимость…

П. Неприменение силы или угрозы силой

Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или по­литической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использо­ваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа…

III. Нерушимость границ

Государства-участники рассматривают как нерушимые все гра­ницы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэто­му они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посяга­тельств на эти границы…

IV. Территориальная целостность государств
Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников…

V. Мирное урегулирование споров

Государства-участники будут разрешать споры между ними мир­ными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе меж­дународный мир и безопасность и справедливость…

VI. Невмешательство во внутренние дела

Государства-участники будут воздерживаться от любого вмеша­тельства, прямого или косвенного, индивидуального или коллектив­ного, во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства-участника, независимо от их взаимоотношений…

VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений

Государства-участники будут уважать права человека и основ­ные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убежде­ний, для всех, без различия расы, пола, языка и религии…

VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой Государства-участники будут уважать равноправие и право на­родов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к
территориальной целостности государств…

IX. Сотрудничество между государствами
Государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответ­ствии с целями и принципами Устава ООН…

X. Добросовестное выполнение обязательств по международно­му праву

Государства-участники будут добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как те обязательства, ко­торые вытекают из общепризнанных принципов и норм междуна­родного права, так и те обязательства, которые вытекают из соот­ветствующих международному праву договоров или других согла­шений, участниками которых они являются…

Все принципы, изложенные выше, имеют первостепенную важ­ность, и, следовательно, они будут одинаково и неукоснительно при­меняться при интерпретации каждого из них с учетом других.

Государства-участники заявляют о своем намерении осуществ­лять свои отношения со всеми другими государствами в духе прин­ципов, изложенных в настоящей Декларации... (27. С. 270-279)

12. Заявление генерального секретаря ЦК КПСС, председателя президиума Верховного совета СССР Ю.В.АндроповаМосква. 24 ноября 1983 г.

Руководство Советского Союза уже доводило до сведения со­ветских людей и других народов свои оценки милитаристского курса нынешней американской администрации и предостерегало прави­тельства США и выступающих заодно с ними западных стран насчет опасных последствий такого курса.

Однако Вашингтон, Бонн, Лондон и Рим не прислушались к го­лосу разума — на территории ФРГ, Великобритании и Италии на­чинается размещение американских ракет средней дальности. Таким образом, появление на европейском континенте американских «Першингов» и крылатых ракет становится свершившимся фактом…

Развертывание американских ядерных ракет в Западной Европе — это отнюдь не шаг, вызванный реакцией на какую-то якобы су­ществующую на Западе озабоченность по поводу нынешнего соот­ношения сил сторон в Европе. Многократно, на конкретных цифрах было доказано — и с этим согласны многие политические деятели и специалисты на Западе, — что в настоящее время в Европе между НАТО и Варшавским Договором сохраняется примерное равенство в ядерных средствах средней дальности, а по ядерным зарядам су­щественный перевес на стороне НАТО. Так что если у кого и мо­жет быть озабоченность, то ее должны испытывать страны Варшав­ского Договора, которым угрожают военные машины государств НАТО...

Тщательно взвесив все стороны создавшейся обстановки, советское руководство приняло следующие решения.

Первое. Поскольку США своими действиями сорвали возмож­ность достижения взаимоприемлемой договоренности на перегово­рах по вопросам ограничения ядерных вооружений в Европе и их продолжение в этих условиях было бы лишь прикрытием для на­правленных на подрыв европейской и международной безопасности действий США и ряда других стран НАТО, Советский Союз счи­тает невозможным свое дальнейшее участие в этих переговорах.

Второе. Отменяются взятые на себя Советским Союзом в одно­стороннем порядке обязательства, имевшие своей целью создание более благоприятных условий для достижения успеха на переговорах. Тем самым отменяется мораторий на развертывание советских ядерных средств средней дальности в европейской части СССР.

Третье. По согласованию с правительствами ГДР и ЧССР бу­дут ускорены начатые некоторое время назад, о чем было объявле­но, подготовительные работы по размещению на территории этих стран оперативно-тактических ракет повышенной дальности.

Четвертое. Поскольку путем размещения своих ракет в Европе США повышают ядерную угрозу для Советского Союза, соответствующие советские средства будут развертываться с учетом этого обстоятель­ства в океанских районах и морях. Эти наши средства по своим характеристикам будут адекватны той угрозе, которую создают для нас и наших союзников американские ракеты, размещаемые в Европе.

Будут, разумеется, приняты и другие меры, направленные на обеспечение безопасности СССР и других стран социалистического содружества...

Если США и другие страны НАТО проявят готовность вер­нуться к положению, существовавшему до начала размещения в Ев­ропе американских ракет средней дальности. Советский Союз будет также готов сделать это, Тогда вновь обрели бы силу и внесенные нами ранее предложения по вопросам ограничения и сокращения ядерных вооружений в Европе... (27. С. 311-314)

13. Политический доклад Центрального комитета КПСС XXVII съезду КПССМосква. 25 февраля 1986 г.

...Сегодня как никогда важно найти пути более тесного и про­дуктивного сотрудничества с правительствами, партиями, общест­венными организациями и движениями, которые действительно оза­бочены судьбами мира на Земле, со всеми народами ради создания всеобъемлющей системы международной безопасности. Принципи­альные основы такой системы представляются следующим образом:

1. В военной области

- отказ ядерных держав от войны друг против друга или против третьих государств — как ядерной, так и обычной;

- недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация, запрет и уничтожение химического оружия, отказ от создания других средств массового истребления;

- строго контролируемое снижение уровней военных потенциалов государств до пределов разумной достаточности;

- роспуск военных группировок, а как ступень к этому — отказ от их расширения и образования новых;

- пропорциональное и соразмерное сокращение военных бюджетов.

2. В политической области

- безусловное уважение в международной практике права каждого народа суверенно избирать пути и формы своего развития;

- справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов;

- разработка комплекса мер, нацеленных на укрепление доверия между государствами, на создание действенных гарантий от нападения на них извне, неприкосновенности их границ;

- выработка эффективных методов предотвращения междуна­родного терроризма, включая безопасность пользования международными наземными, воздушными и морскими коммуникациями.

3. В экономической области

- исключение из международной практики всех форм дискриминации; отказ от политики экономических блокад и санкций, если это прямо не предусматривается рекомендациями мирового сообщества;

- совместный поиск путей справедливого урегулирования про­блемы задолженности;

- установление нового мирового экономического порядка, гарантирующего равную экономическую безопасность всех государств;

- разработка принципов использования на благо мирового сообщества, прежде всего развивающихся стран, части средств, которые будут высвобождаться в результате сокращения военных бюджетов;

- объединение усилий в исследовании и мирном использовании космоса, решении глобальных проблем, от которых зависят судьбы цивилизации.

4. В гуманитарной области

- сотрудничество в распространении идей мира, разоружения, международной безопасности; повышение уровня общей объектив­ной информированности, взаимного ознакомления народов с жизнью друг друга; укрепление в отношениях между ними духа взаимопонимания и согласия;

- искоренение геноцида, апартеида, проповеди фашизма и вся­кой иной расовой, национальной или религиозной исключительно­сти, а также дискриминации людей на этой основе;

- расширение — при уважении законов каждой страны — международного сотрудничества в осуществлении политических, социальных и личных прав человека;

- решение в гуманном и позитивном духе вопросов воссоединения семей, заключения браков, развитие контактов между людьми, организациями;

- укрепление и поиски новых форм сотрудничества в сфере культуры, искусства, науки, образования и медицины... (27. С. 317-318)

14. Договор об обычных вооруженных силах в ЕвропеПариж. 19 ноября 1990 г.

Королевство Бельгии, Республика Болгария, Венгерская Рес­публика, Федеративная Республика Германия, Греческая Респуб­лика, Королевство Дания, Республика Исландия, Королевство Ис­пания, Итальянская Республика, Канада, Великое Герцогство Люк­сембург, Королевство Нидерландов, Королевство Норвегия, Рес­публика Польша, Португальская Республика, Румыния, Соединен­ное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соеди­ненные Штаты Америки, Союз Советских Социалистических Рес­публик, Турецкая Республика, Французская Республика и Чешская и Словацкая Федеративная Республика, ниже именуемые Государ­ствами-участниками...

будучи приверженными цели обеспечить, чтобы в пределах рай­она применения настоящего Договора количества обычных вооруже­ний и техники, ограничиваемых Договором, не превышали 40000 боевых танков, 60000 боевых бронированных машин, 40000 артил­лерийских единиц, 13600 боевых самолетов и 4000 ударных верто­летов;...

согласились о нижеследующем:

...1 Статья IV . В пределах района применения, как он определен в статье II, каждое Государство-участник ограничивает и, при необходимости, сокращает свои боевые танки, боевые бронированные машины, ар­тиллерию, боевые самолеты и ударные вертолеты таким образом, чтобы через 40 месяцев после вступления в силу настоящего Дого­вора и в дальнейшем для группы Государств-участников, к которой оно принадлежит, как она определена в статье II, суммарные коли­чества не превышали:

(A) 20000 боевых танков, из которых не более 16500 в регу­лярных частях;

(B) 30000 боевых бронированных машин, из которых не более 27300 в регулярных частях. Из 30000 боевых бронированных ма­шин не более 18000 составляют боевые машины пехоты и боевые машины с тяжелым вооружением; из боевых машин пехоты и бое­вых машин с тяжелым вооружением не более 1500 составляют бое­вые машины с тяжелым вооружением;

(C) 20000 артиллерийских единиц, из которых не более 17000 в регулярных частях;

(D) 6800 боевых самолетов; и

(E) 2000 ударных вертолетов…

Статья XIV

1. В целях обеспечения контроля за соблюдением положений на­стоящего Договора каждое Государство-участник имеет право про­водить и несет обязательство принимать в пределах района приме­нения инспекции в соответствии с положениями Протокола об ин­спекциях.

Статья XIX

1. Настоящий Договор является бессрочным. Он может быть дополнен последующим договором... (27. С. 352-353)

15.Парижская хартия для новой ЕвропыПариж. 21 ноября 1990 г.

Новая эра демократии, мира и единства

Мы, главы государств и правительств государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, собрались в Париже в период глубоких перемен и исторических ожиданий. Эра конфронтации и раскола Европы закончилась. Мы заявляем, что отныне наши отношения будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве.

Европа освобождается от наследия прошлого. Храбрость муж­чин и женщин, сила воли народов и мощь идей хельсинкского Заклю­чительного акта открыли новую эпоху демократии, мира и единства в Европе.

Наше время — это время осуществления тех надежд и ожида­ний, которые жили в сердцах наших народов на протяжении десяти­летий: твердая приверженность демократии, основанной на правах человека и основных свободах; процветание через экономическую свободу и социальную справедливость и равная безопасность для всех наших стран...

Права человека, демократия и верховенство закона

Мы обязуемся строить, консолидировать и укреплять демокра­тию как единственную систему правления в наших странах. В этом начинании мы будем руководствоваться следующим.

Права человека и основные свободы с рождения принадлежат всем людям, они неотъемлемы и гарантируются законом. Их защита и содействие им — первейшая обязанность правительства. Их ува­жение — существенная гарантия против обладающего чрезмерной властью государства. Их соблюдение и полное осуществление — основа свободы, справедливости и мира.

Демократическое правление основывается на воле народа, вы­ражаемой регулярно в ходе свободных и справедливых выборов. В основе демократии лежит уважение человеческой личности и верхо­венства закона. Демократия является наилучшей гарантией свободы выражения своего мнения, терпимости по отношению ко всем груп­пам в обществе и равенства возможностей для каждого человека.

Демократия, имеющая представительный и плюралистический характер, влечет за собой подотчетность избирателям, обязательст­во государственных властей соблюдать законы и беспристрастное отправление правосудия. Никто не должен стоять над законом...

Экономическая свобода и ответственность

Экономическая свобода, социальная справедливость и ответст­венное отношение к окружающей среде абсолютно необходимы для процветания…

Сохранение окружающей среды — совместная обязанность всех наших стран. Поддерживая усилия, предпринимаемые в этой облас­ти на национальном и региональном уровнях, мы также должны иметь в виду острую потребность в совместных действиях на более широкой основе.

Дружественные отношения между государствами-участниками

Теперь, когда над Европой занимается заря новой эры, мы ис­полнены решимости расширять и укреплять дружественные отноше­ния и сотрудничество между государствами Европы, Соединенными Штатами Америки и Канадой, а также способствовать дружбе меж­ду нашими народами...

Наши отношения будут покоиться на нашей общей привержен­ности демократическим ценностям, а также правам человека и основ­ным свободам. Мы убеждены, что для укрепления мира и безопас­ности наших государств абсолютно необходимы развитие демокра­тии и уважение и эффективное осуществление прав человека. Мы вновь подтверждаем равноправие народов и их право распоряжаться своей судьбой в соответствии с Уставом Организации Объединен­ных Наций и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности госу­дарств...

Безопасность

Упрочение демократии и укрепление безопасности благоприятно скажутся на дружественных отношениях между нами.

Мы приветствуем подписание двадцатью двумя государствами-участниками Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который приведет к снижению уровней вооруженных сил…

Ориентиры на будущее

Исходя из нашей твердой приверженности полному соблюдению всех принципов и положений СБСЕ, мы принимаем сейчас решение придать новый импульс сбалансированному и всестороннему разви­тию нашего сотрудничества в целях удовлетворения нужд и чаяний наших народов…

Новые структуры и институты процесса СБСЕ

Встречи государств-участников в рамках дальнейших шагов будут проводиться, как правило, раз в два года с тем, чтобы дать возможность государствам-участникам подводить итоги происшед­ших событий, делать обзор выполнения ими своих обязательств и рассматривать дальнейшие шаги в рамках процесса СБСЕ.

Мы принимаем решение создать в Вене центр по предотвраще­нию конфликтов для оказания Совету содействия в деле уменьше­ния опасности возникновения конфликтов.

Мы принимаем решение создать в Варшаве бюро по свободным выборам для содействия контактам и обмену информацией о выбо­рах в государствах-участниках…

Подлинник Парижской хартии для новой Европы, составленный на английском, испанском, итальянском, немецком, русском и фран­цузском языках, будет передан правительству Французской Рес­публики, которое будет хранить его в своих архивах. Каждое из го­сударств-участников получит от правительства Французской Рес­публики заверенную копию Парижской хартии... (27. С. 353-358)

XXVII. Страны Запада в 1990-е гг. – начале XXI в.

1. Договор о Европейском Союзе. («Маастрихтский договор») Маастрихт. 7 февраля 1992 г.

Его Величество Король Бельгийцев, Ее Величество Королева Дании, Президент Федеративной Республики Германии, Прези­дент Греческой Республики, Его Величество Король Испании, Президент Французской Республики, Президент Ирландии, Пре­зидент Итальянской Республики, Его Королевское Высочество Великий Герцог Люксембурга, Ее Величество Королева Нидерлан­дов, Президент Португальской Республики, Ее Величество Коро­лева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ир­ландии... договорились о следующем.

Раздел I. Общие условия

Статья А

Согласно настоящему Договору Высокие Договаривающиеся Стороны учреждают Европейский союз, называемый в дальнейшем «Союз»…

Союз учреждается на базе Европейского сообщества, дополнен­ного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с настоящим Договором. Его задача состоит в том, чтобы организо­вать, с помощью методов, характеризуемых сплоченностью и соли­дарностью, отношения между государствами-членами и между их народами.

Статья В

Союз ставит перед собой следующие цели:

— содействовать устойчивому и гармоничному экономическому и
социальному прогрессу, особенно путем создания пространства без внутренних границ, экономического и социального сплочения и соз­дания экономического и валютного союза, в конечном счете, вклю­чающего введение единой валюты в соответствии с положениями на­стоящего Договора;

- способствовать утверждению его индивидуальности на меж­дународной арене, особенно путем осуществления общей внешней
политики и общей политики безопасности, включая возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной политики, которая
могла бы привести со временем к созданию общих сил обороны;

— усилить защиту прав и интересов граждан государств-членов посредством введения гражданства Союза;

- развивать тесное сотрудничество в области правосудия и внут­ренних дел;

— полностью сохранять достигнутый уровень интеграции Сооб­щества (acquis communautaire) и опираться на него, чтобы опреде­лить посредством применения процедуры, изложенной в статье 2, в какой мере политика и формы сотрудничества, сформулированные
настоящим Договором, нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности механизмов и институтов Сообщества…

Статья С

…Союз должен особо обеспечивать согласованность своих внешне­политических действий в общем контексте внешней политики, поли­тики в сферах безопасности, экономики и содействия развитию. Со­вет и Комиссия несут ответственность за обеспечение такой согласованности. Они обеспечивают осуществление этой политики в со­ответствии со своими полномочиями…

Статья F

1. Союз уважает национальную индивидуальность государств-чле­нов, чьи политические системы основаны на принципах демократии.

2. Союз уважает основные права личности, как они гарантиро­ваны Европейской конвенцией по защите прав человека и основных
свобод, подписанной 4 ноября 1950 г. в Риме, и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов, в качестве
общих принципов права Сообщества.

3. Союз наделяет себя средствами, необходимыми для достиже­ния своих целей и осуществления своей политики...

Раздел V. Положения об общей внешней политике и политике безопасности

Статья J

Союз начинает проводить общую внешнюю политику и общую по­литику безопасности, которая регулируется следующими положениями.

Статья J.1

1.Союз и его государства-члены определяют и осуществляют общую внешнюю политику и политику безопасности, регулируемую
положениями данного раздела и охватывающую все области внеш­ней политики и политики безопасности.

2. Целями общей внешней политики и политики безопасности являются:

- защита общих ценностей, основных интересов и независимо­сти Союза;

- укрепление безопасности Союза и его государств-членов все­ми способами;

- сохранение мира и укрепление международной безопасности, в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных
Наций, так же как и с принципами Хельсинкского Заключитель­ного акта и целями Парижской хартии;

—содействие международному сотрудничеству;

—развитие и консолидация демократии и законности и уваже­ние прав человека и основных свобод…

Статья J.4

1.Общая внешняя политика и общая политика безопасности включают вопросы, относящиеся к безопасности Союза, в том чис­ле и формирования в конечном счете общей оборонной политики, которая могла бы быть преобразована со временем в общую обо­рону.

2. Союз обращается к Западноевропейскому союзу, который является неотъемлемой частью развития Союза, с целью разработки
и осуществления решений и действий Союза, имеющих оборонное значение. Совет, по соглашению с институтами Западноевропейско­го союза, принимает необходимые практические меры… (27. С. 422-429)

Североамериканское соглашение о свободной торговле. (НАФТА)

Вашингтон — Оттава — Мехико. 17 декабря 1992 г.

Преамбула

Правительство Канады, Правительство Соединенных Шта­тов Мексики и правительство Соединенных Штатов Америки... со­гласились со следующим…

Статья 102. Цели

1. Целями данного Соглашения, как то конкретизируется прин­ципами и правилами, установленными данным Соглашением, отно­сящимся к разделам о национальном режиме, режиме наибольшего благоприятствования и транспарентности, являются:

а) устранение барьеров в торговле и усовершенствование про­цессов свободного движения товаров и услуг на территории госу­дарств-участников Соглашения;

б) обеспечение условий честной конкуренции в зоне свободной торговли;

в) увеличение в значительной степени возможностей осуществ­ления инвестиций на территории государств-участников Соглашения;

г) обеспечение адекватных и эффективных мер по защите и
осуществлению на практике прав по интеллектуальной собствен­ности на территории государств-участников Соглашения;

д) создание эффективных процедур по введению в действие и
практическому применению данного Соглашения, для координиро­вания совместного управления данных процедур, а также для разре­шения споров;

е) установление основ для дальнейшего трехстороннего, региональ­ного и многостороннего сотрудничества, с целью увеличения приобре­тения выгод и преимуществ от использования данного Соглашения…

Статья 2001. Комиссия по свободной торговле

1.Государства-участники Соглашения учреждают Комиссию по
свободной торговле, включающую в себя представителей на уровне ми­нистерств государств-участников Договора или назначенных ими лиц.

2. Комиссия:

(а) осуществляет надзор по введению в действие (имплементации) данного Соглашения;

(б) осуществляет надзор по дальнейшей разработке положений данного Соглашения;

(в) разрешает спорные вопросы, которые могут возникнуть в ходе толкования или применения;

(г) осуществляет надзор за работой всех комитетов и рабочих групп, учрежденных в рамках данного Соглашения…

(д) рассматривает любые вопросы, которые могут каким-либо
образом оказать воздействие на исполнение положений данного Со­глашения.

Комиссия может:

(а) устанавливать и передавать обязанности временным или по­стоянным комитетам, рабочим или экспертным группам;

(б) прибегать к советам неправительственных групп или отдель­ных физических лиц;

(в) по взаимному согласию государств-участников Соглашения,
принимать любые действия по выполнению своих функций…

Статья 2204. Прием новых членов

1.Любая страна или группа стран могут быть допущены к участию
в этом соглашении на условиях, которые будут согласованы между
соответствующей страной или странами и Комиссией после и одобре­ны в соответствии с законодательными процедурами каждой страны.

2.Данное соглашение не будет применяться в отношениях меж­ду любой из стран-участниц и вновь присоединяющейся страной или
странами, если в момент присоединения одна из сторон будет про­тив его применения... (27. С. 429-431)

3. Стратегическая концепция Североатлантического союзаВашингтон. 24 апреля 1999 г.

Введение

1. На проходившем в апреле 1999 года в Вашингтоне заседании на
высшем уровне главы государств и правительств стран НАТО одоб­рили новую Стратегическую концепцию Североатлантического союза.

НАТО успешно обеспечивала свободу своих членов и предотвращала возникновение войны в Европе на протяжении сорока лет
«холодной войны». Сочетая оборону и диалог, она сыграла незаменимую роль в мирном разрешении конфронтации между Востоком и
Западом…

С исчезновением опасности «холодной войны» открылись мно­гообещающие перспективы, но одновременно возникли и сложные
задачи, новые возможности и факторы риска. Идет процесс станов­ления новой, основанной на большей интеграции Европы, создается
структура евроатлантической безопасности, в которой НАТО играет
главную роль. Североатлантический союз был средоточием усилий по
развитию новых форм сотрудничества и взаимопонимания в Евроатлантическом регионе, посвятив себя важным новым видам деятель­ности в интересах более широкого распространения стабильности...

Часть I. Цель и задачи Североатлантического союза

6. Основная и неизменная цель НАТО, сформулированная в Вашингтонском договоре, состоит в защите свободы и безопасности всех своих членов политическими и военными средствами...

7. Североатлантический союз является воплощением неразрывной трансатлантической связи между безопасностью Северной Аме­рики и безопасностью Европы. Она является практическим выраже­нием действенных коллективных усилий его членов, направленных на обеспечение их общих интересов.

8. Основополагающим руководящим принципом деятельности
Североатлантического союза являются совместные обязательства и сотрудничество суверенных стран по обеспечению неделимости без­опасности всех его членов...

10. Для достижения своей главной цели Североатлантический союз как союз государств, приверженных Вашингтонскому договору и Уставу Организации Объединенных Наций, осуществляет сле­дующие первостепенные задачи в сфере безопасности.

Безопасность: обеспечивать одну из жизненно важных основ ус­тойчивой безопасности в Евроатлантическом регионе, опирающейся на развитие демократических институтов и приверженность мирно­му разрешению споров, при котором ни одно из государств не смо­жет устрашать другое или оказывать на него давление путем угрозы силой или применения силы.

Консультации: в соответствии со статьей 4 Вашингтонского до­говора служить основным трансатлантическим форумом для консуль­таций между союзниками по вопросам, затрагивающим их жизнен­ные интересы, включая возможные события, представляющие риск для безопасности государств-членов, и для соответствующей коорди­нации их усилий по вопросам, вызывающим общую озабоченность.

Сдерживание и оборона: обеспечивать сдерживание и оборону про­тив любой угрозы агрессии в отношении любого государства-члена НАТО в соответствии со статьями 5 и 6 Вашингтонского договора...

Вызовы в сфере обеспечения безопасности и факторы риска

20.Вопреки позитивным переменам в области безопасности и тому, что крупномасштабная агрессия против Североатлантического союза с применением обычных вооружений весьма маловероятна, возможность возникновения такой угрозы в далекой перспективе сохраняется. Безопасность Североатлантического союза по-прежне­му остается подверженной широкому диапазону военных и невоенных потенциальных угроз, проистекающих из разных источников и за­частую трудно предсказуемых…

21.Присутствие мощных ядерных сил за пределами Северо­атлантического союза также представляет собой серьезный фактор,
который следует принимать во внимание с тем, чтобы сохранить
безопасность и стабильность в Евроатлантическом регионе.

22.Распространение ядерного, химического и бактериологиче­ского оружия и средств его доставки остается предметом серьезной
озабоченности. Несмотря на позитивные результаты в деле укреп­ления международных режимов нераспространения, основные проб­лемы в отношении распространения остаются нерешенными...

Часть III. Подход к безопасности в XXI веке

...26. Североатлантический союз стремится к сохранению ми­ра и укреплению евроатлантической безопасности и стабильности путем: сохранения трансатлантических связей; поддержания военно­го потенциала на уровне, достаточном для сдерживания и обороны и выполнения всего комплекса своих задач; создания европейской со­ставляющей в области безопасности и обороны в рамках союза; обеспечения полного потенциала средств для успешного урегулиро­вания кризисов; своей постоянной открытости для приема новых членов; продолжения линии на партнерство, сотрудничество и диа­лог с другими государствами как составной части его коллективного подхода к евроатлантической безопасности, включая и область кон­троля над вооружениями и разоружение…

Европейская составляющая в области безопасности и обороны

30. Будучи оплотом коллективной обороны своих членов, Северо­атлантический союз, добивающийся, по мере возможности, достиже­ния общих целей по обеспечению безопасности, остается привержен­ным сбалансированному и динамичному трансатлантическому парт­нерству. Европейские государства-союзники приняли решения, на ос­нове которых они смогут взять на себя больше ответственности за безопасность и оборону во имя укрепления мира и стабильности в Евроатлантическом регионе, а значит, и безопасности всех союзников…

Предотвращение конфликтов и урегулирование кризисов

31.Проводя политику сохранения мира, предотвращения войны
и укрепления безопасности и стабильности, изложенную в первосте­пенных задачах по обеспечению безопасности, НАТО, в сотрудни­честве с другими организациями, будет содействовать предотвраще­нию конфликтов, а в случае возникновения кризиса — участвовать в его эффективном урегулировании в соответствии с международным правом, включая возможность проведения операций реагирования
на кризис вне статьи 5 Вашингтонского договора…

Партнерство, сотрудничество и диалог

36. Россия играет исключительную роль в обеспечении евроатлантической безопасности. В рамках Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Орга­низацией Североатлантического договора и Российской Федерацией НАТО и Россия приняли на себя обязательства развивать отноше­ния на основе общих интересов, взаимности и транспарентности во
имя строительства прочного и всеобъемлющего мира в Евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, осно­вывающейся на сотрудничестве…

37. Украина занимает особое место в евроатлантическом про­странстве безопасности и является важным и ценным партнером в деле защиты стабильности и общих демократических ценностей. НАТО твердо придерживается линии на дальнейшее укрепление особых отно­шений партнерства с Украиной на основе Хартии НАТО — Украи­на, включая политические консультации по вопросам, представляю­щим предмет озабоченности для обеих сторон, и по широкому кругу вопросов, касающихся практических аспектов сотрудничества…

Расширение НАТО

39. В соответствии со статьей 10 Вашингтонского договора Севе­роатлантический союз остается открытым для приема новых членов.
В предстоящие годы он предполагает направить новые приглашения для вступления государствам, желающим и готовым принять на себя
ответственность и обязательства, налагаемые членством, при условии, что НАТО сочтет, что включение в состав союза этих государств бу­дет служить общим политическим и стратегическим интересам Севе­роатлантического союза, укреплению его действенности и единства и упрочению общеевропейской безопасности и стабильности. Для это­го, в рамках более широких взаимоотношений с государствами, стре­мящимся к вступлению, НАТО разработала программу мероприятий помощи при их подготовке к возможному будущему членству. Ни
одно демократическое европейское государство, чье членство будет о

Наши рекомендации