Принцип сочетания централизации и децентрализации

· Центра­лизациявытекает из единства системы исполнительной власти, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении фе­деральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Цент­рализованное осуществление исполнительной власти может со­средоточиваться в руках федеральных органов и органов субъек­тов РФ в пределах, определенных законодательством. За предела­ми совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

· Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоя­тельно, без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

Ø Особая разновидность децентрализации - делеги­рование органом исполнительной власти части своих полномо­чий подчиненному органу в целях удобства управления на ос­нове приближения его к объектам. Например, делегирование федеральными органами исполнительной власти создаваемым ими органам в федеральных округах, территориальным органам.

3) Принцип законности - все органы государственной власти, должностные лица обяза­ны соблюдать Конституцию РФ и законы.

· обязательность строгого соблюдения положений Конститу­ции РФ о соотношении актов органов государственной власти РФ и ее субъектов.Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соот­ветствии с Конституцией РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действу­ет федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нор­мативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне преде­лов ведения РФ и ее совместного ведения с субъектами РФ, дей­ствует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Система органов исполнительной власти создается в соот­ветствии с конституционным разграничением полномочий в этой области между РФ и ее субъектами:

· К ведению РФ отно­сятся установление системы федеральных органов исполнитель­ной власти, порядка их организации и деятельности, формиро­вание федеральных органов исполнительной власти

· В совместном ведении РФ и ее субъектов находится уста­новление общих принципов организации системы органов го­сударственной власти.

· На уров­не РФ по данному вопросу должны приниматься федеральные законы. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается этими субъектами самостоятельно в соответ­ствии с основами конституционного строя РФ и общими прин­ципами организации законодательных и ис­полнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами.

Система федеральных органов исполнительной власти сформирована исходя из принципа их классификации, закрепленного Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года. Федеральные ОИВ дифференцированы по своему правовому положению, в основе которого лежат их функциональное назначение и непосредственная подведомственность:

1. Президенту РФ

2. Правительству РФ

3. федеральным министерствам

По своему характеру существенно отличаются отношения ФОИВ по вертикали:

1. пря­мо подчиненных Президенту РФ;

2. находящихся в непосред­ственном подчинении Правительства РФ.

Вопросы их организации и деятельности решаются в основном соответственно Президентом РФ и Правительством РФ.

Иной характер отношений между фе­деральными министерствами и подведомственными им феде­ральными службами и федеральными агентствами. На эти министерства возложены координация и контроль деятельнос­ти подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств, которые, со своей стороны:

1. не могут осу­ществлять правовое регулирование в сфере соответствующих министерств,

2. могут вносить на рассмотрение мини­стерств предложения по широкому спектру своей деятельности.

Систему органов исполнительной власти об­разуют:

1. Правительство РФ;

2. Органы исполнительной власти

а) федеральные министерства;

б) федеральные службы;

в) федеральные агентства.

3. Органы исполнительной власти субъектов РФ

а) высшие ОИВ субъектов РФ

б) иные ОИВ субъектов РФ

Наши рекомендации