Международная уголовная ответственность индивидов за международные преступления

За совершение международного преступления ответственность несут как государство, виновное в его совершении, так и должностные лица этого государства, участвовавшие в преступных деяниях. Официальное положение лица в государственной иерархии (глава государства, глава правительства, ми обороны и т.д.) не освобождает его от уголовной ответственности. Также не освобождает индивидов от уголовной ответственности то обстоятельство, что совершали они преступные деяния во исполнение приказа своего командования или правительства.

В Декларации глав союзных держав в связи с геноцидом армян в Османской империи от 24 мая 1915 г. Провозглашено, что личную уголовную ответственность должны нести виновные турецкого правительства и его местные представители причастные к преступлению. Вопрос об индивидуальной уголовной ответственности Вильгельма II и других государственных чиновников Германской империи, виновных в развязывании первой мировой войны, ставился после ее окончания державами-победительницами, но практической реализации не получил.

Ужасы и трагедии периода второй мировой войны, является следствием международных преступлений, совершённых фашистской Германией и милитаристской Японией и их союзниками, привели к необходимости принятия практически со стороны государств-победителей по наказанию виновных в совершении злодеяний. В связи с этим были приняты важные международно-правовые акты: Московская декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, Лондонское соглашение о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси, неотъемлемой частью которого является Устав Международного Военного Трибунала в Нюрнберге; Устав Международного Военного Трибунала в Токио 1946 г.; В 1968 г. под эгидой ООН была принята Конвенция о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества.

Перечень международных преступлений, за которые и с государствами несут ответственность и индивиды, воплощённый в Уставе Международного Военного Трибунала в Нюрнберге, состоял из трех категорий: преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны); военные преступления, т.е. нарушение законов и обычаев войны; преступления против человечности (убийства, пытки и иные злодеяния, совершенные в отношении гражданского населения)1.

С течением времени данный перечень международных преступлений расширился. В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. и Конвенции о ликвидации апартеида и наказании за него 1973 г. геноцид и апартеид квалифицируются как преступления против человечества, ответственность за которые несут наряду с государствами и физические лица.

По действующим нормам международного права главные виновники совершения международных преступлений подвергаются уголовному преследованию международными уголовными судами, создаваемыми на основе заключения специальных международных соглашений. Примерами могут служить Международные Военные Трибуналы в Нюрнберге (1945 — 1946 гг.) и в Токио (1946 — 1948 гг.). Остальные преступники могут нести уголовную ответственность за совершенные злодеяния на основании уголовного законодательства соответствующих государств. В Соглашении о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси 1945 г. зафиксировано положение о необходимости отсылки неглавных преступников в те государства, где «были совершены их отвратительные деяния» Впоследствии термин «преступления против человечности» был заменен во многих документах термином «преступления против человечества».

68.Понятие, признаки, виды международных межправительственных организаций. Основные права и обязанности ММПО

Под международными межправительственными организациями понимается субъект международного права, созданный в соответствии со специальным международным договором (уставом), обладающий международной правосубъектностью и четко определенной организационной структурой, действующий в соответствии с нормами международного права.

Международная межправительственная организация должна отвечать следующим специфическим признакам:

- иметь учредительный характер, т.е. международный договор особого рода, создающий международную организацию и определяющий ее юридическую природу;

- обладать международной правосубъектностью, т.е. иметь международные права и обязанности, производные от создавших ее государств;

- иметь четко определенную организационную структуру, т.е. систему органов среди которых, как правило, выделяются: высшие органы, исполнительные органы, административные органы во главе с высшим административным должностным лицом организации (Генеральный секретарь) и комплекс специальных комитетов и комиссий;

- иметь определенные цели деятельности;

- в своей деятельности не противоречить нормам международного права.

Международные организации можно классифицировать по различным основаниям:

1) по сфере действия: универсальные и региональные (ООН - Европейский Союз);

2) по цели деятельности: общие и специальные (Лига арабских государств - Международная организация труда);

3) по социально-экономической сущности участвующих в международной организации государств: международные организации развивающихся государств, развитых государств, смешанного типа (Организация государств Юго-Восточной Азии АСЕАН - Мировой банк - ЮНЕСКО).

Международные межправительственные организации отличаются от международных неправительственных организаций следующими признаками, характеризующими неправительственный характер последних:

1) не имеют цели извлечения прибыли;

2) членами организации являются не субъекты международного права;

3) обладают консультативным статусом при международных межправительственных организациях;

4) финансируются из более чем одного государства и за счет членских взносов членов организации.

Права и обязанности лю­бой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствую­щей международной организацией. Государства вправе запретить орга­низации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5"С") Устава МАГАТЭ запрещает Агентству при выполнении своих функций, связанных с пре­доставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.

Основные права международных организаций:

1) право участвовать в создании международно-правовых норм;

2) право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленные как организации, так и ее сотрудникам;

3) право органов организации пользоваться определенными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для

исполнения;

4) право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях, и с не участвующими в данной организации государствами.

Наши рекомендации