График освоения дисциплины

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  Название разделов и тем Кол-во лекцион. часов Практич. занятия
Раздел 1. Введение  
Тема 1.1История как наука. Учение об общественно-экономических формациях  
Тема 1.1Хронология основных событий истории РоссииXX века. Практикум (групповая работа)  
Раздел 2. Развитие СССР и его место в мире в 80-е годы
Тема 2.1.Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.  
Практическое занятие № 1  
Тема 2.2Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х годов  
Практическое занятие № 2  
Практическое занятие № 3  
Раздел 3 Россия и мир в конце XX – в начале XXI века
Тема 3.1 Постсоветское пространство в 90-е годы XX века  
Практическое занятие № 4  
Тема 3.2Укрепление влияния России на постсоветском пространстве  
Практическое занятие № 5  
Тема 3.3Россия и мировые интеграционные процессы  
Тема 3.4 Развитие культуры в России  
Практическое занятие № 6  
Контрольная работа № 1  
Тема 3.5 Перспективы развития Российской Федерации в современном мире  
Практическое занятие № 7  
Зачет    
ИТОГО

ГРАФИК ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Общее количество занятий курса: 23 пары

Преподаватель: Суриков Юрий Николаевич, кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики ИПиП САФУ имени М.В.Ломоносова, руководитель Научно-методического и консультативного центра ГБУК АО «Архангельский краеведческий музей», тел.: 8-921-073-54-51, [email protected]

НОМЕР ЗАНЯТИЯ ТЕМА ФОРМА ЗАНЯТИЯ СОДЕРЖАНИЕ Кол-во баллов
Посещение Выполнение обязательных заданий Выполнение заданий по выбору
Методологические основы исторической науки Лекция Объект и предмет изучения исторической науки; учение об общественно-экономических формациях. -   См. ниже
Социально-экономическое положение Российской империи в нач. XX и РФ в нач XXI в.: сравнительный анализ Лекция Сравнительная таблица (форма правления, АТУ, политический режим, территория и население) -
Хронология основных событий истории РоссииXX века. Практикум Групповая работа (хронологическая таблица событий и персоналий десятилетий XX века)
Россия и мир в нач. и середине 20 века. Лекция Первая мировая война. Февральская буржуазно-демократическая революция, свержение монархии. Октябрьская революция, приход к власти большевиков. Установление тоталитарного режима в СССР, культ личности Сталина. Вторая мировая война. Построение социалистического общества в СССР в шестидесятые, семидесятые годы. -
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.   Лекция Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 80-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Внешняя политика СССР, отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. -
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х годов. Лекция Отражение событий в Восточной Европе на политической ситуации в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР. -
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х годов. Практическое занятие   Деятельность политических партий противостоящих государственной власти в Восточной Европе в 80-е годы.
Деятельность различных политических сил в СССР во второй половине 80-х годов. Практическое занятие   Подготовка доклада
Локальные, национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е годы. Лекция Участие международных организаций в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. -
Локальные конфликты в Российской Федерации и СНГ в 90-е годы. Практическое занятие   ПРОСМОТР ВИДЕОЛЕКЦИИ
Роль Россия на постсоветском пространстве Лекция Договора с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание вооруженного конфликта в этом регионе. -
Политические национальные лидеры Северного Кавказа, их программные документы. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта. Практическое занятие   Подготовка доклада с м.м.сопровождением
Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Лекция Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. -
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Лекция Тенденция сохранения национальных, религиозных, традиций в России. Идеи толерантности и молодежные экстремистские движения. -
Экстремистские молодежные организации в Европе и в России. Практическое занятие   ДЕЛОВАЯ ИГРА -
Россия и мир в конце XX – в начале XXI века. Постсоветское пространство в 90-е годы XX века Лекция   -
Укрепление влияния России на постсоветском пространстве Практическое занятие ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА -
Россия и мировые интеграционные процессы Лекция   -
Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Лекция Территориальная целостность России. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. -
Развитие культуры в России Лекция Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ. -
Важнейшие научные открытия и культурные достижения современной России. Практическое занятие Подготовка доклада с м.м.сопровождением
Перспективы развития Российской Федерации в современном мире Диспут   -
ЗАЧЕТ  
             

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

  • Занятие № 3 - Хронология основных событий истории РоссииXX века.

Подготовить групповое сообщение раскрывающее историю десятилетия 20 века (социально-экономическое положение, исторические события и личности, внутренняя и внешняя политика, развитие культуры в данный период) – 30 баллов

  • Занятие № 7 - Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х годов.

Подготовка доклада с м.м.сопровождением по ИНДИВИДУАЛЬНОЙ теме (тему необходимо взять у преподавателя) – 30 баллов

  • Занятие № 8 -Деятельность различных политических сил в СССР во второй половине 80-х годов.

Подготовка доклада по теме практического занятия (раскрывающего идеологию, историю создания и развития общественного движения или политической партии, политического лидера России данного периода) – 30 баллов

  • Занятие № 10 – Локальные конфликты в Российской Федерации и СНГ в 90-е годы.

Подготовка проблемного план-конспекта по видеолекции. Аналитический вывод – 15 баллов

  • Занятие № 12 – Политические национальные лидеры Северного Кавказа, их программные документы. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта.

Подготовка доклада с м.м.сопровождением по теме практического занятия (раскрывающего идеологию, биографию политического лидера Северного Кавказа) – 35 баллов

  • Занятие № 21Важнейшие научные открытия и культурные достижения современной России.

Подготовка доклада с м.м.сопровождением по теме практического занятия – 35 баллов

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ

(в случае если не указан точная дата сдачи выполненного задания – задания должны быть сданы не позднее чем за одну неделю до зачета)

(выполняются по желанию студента, сдаются либо в распечатанном виде, либо в рукописном, либо высылаются в электронной форме на эл.почту преподавателя)

  1. Подготовить глоссарий по теме «История России XX века» (не менее 50 терминов) – 15 баллов
  2. Подготовить подборку наглядного и текстового материала, раскрывающего характер творчества писателей, поэтов, музыкантов, художников, архитекторов СССР 70-х гг. – 25 баллов
  3. Подготовить сообщения по биографиям политических деятелей СССР во второй половине 80-х годов. Собрать подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998 – 2000 гг. и представить результат на Занятии № 8 – 30 баллов
  4. Проанализировать программные документы ООН, ЮНЕСКО в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты. По результатам работы представить аналитическую таблицу – 25 баллов:
  Наименование программного документа Отношение к постсоветскому пространству
Культурный аспект Социально-экономический аспект Политический аспект
ЮНЕСКО        
ООН        
  1. Используя различные источники проанализировать материалы по конфликту в Чеченской республике (90-е годы), выстроить основные события в хронологической последовательности и написать проблемное эссе на тему: «Чеченская проблема: война идей или …» - 30 баллов
  2. Подобрать наглядный и текстовый материал, отражающий традиции национальных культур народов России. Представить итоговую м.м. презентацию – 20 баллов
  3. Подготовить видеолекции по курсу (съемка, монтаж, титры) – 60 баллов
  4. Написать творческое эссе на тему: «XX век в истории моей семьи» - 40 баллов
  5. Выполнить реферативную работу (5–7 стр.), раскрывающую пути и средства формирования духовных ценностей общества – 20 баллов.

БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ШКАЛА:

  • Общее кол-во баллов за посещаемость занятий курса – 44 б.
  • Общее кол-во баллов за выполнение обязательных заданий – 175 б.
  • Общее кол-во баллов за выполнение заданий по выбору – 265 б.

ИТОГО:

Наши рекомендации