Вопрос 1. Предмет и метод теории государства и права

Формирование теории государства и права как науки было слож­ным и противоречивым. Ведь общенаучные взгляды на государство и право базировались на реалиях общественной жизни определенных ис­торических периодов. Поэтому научные прогнозы, представления, вы­воды о настоящем и будущем государственно-правового устройства общества, закономерностях его развития многоплановы и неоднознач­ны. Современная наука теории государства и права использует все положительное прошлого во благо настоящего и будущего человека.

Что представляет собою теория государства и права? Это наука, которая изучает государственные и правовые явления общественной жизни.

Каждая наука имеет свой предмет исследования: строго опреде­ленный круг изучаемых явлений и их закономерностей.

Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития госу­дарства и права. Данная наука изучает причины происхождения госу­дарства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функцио­нальное воздействие на общественную жизнь.

Особенности предмета теории государства и права как науки вы­ражаются в следующем:

1. теория государства и права изучает государственную и право­вую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и право­вого строительства в обществе на всех этапах его развития;

2. содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в кото­рых проявляется их сущность и социальное значение для всей обще­ственной жизни;

3. предмет теории составляют государство и право в их единстве. Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки? Пото­му, что они являются органически взаимосвязанными между собой час­тями надстройки общества и существовать изолированно не могут. Го­сударство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах пра­ва государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, кото­рые определяют форму государственного правления, структуру госу­дарства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.

Исходя из особенностей предмета данной науки можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:

1. общественной наукой, так как изучает такие общественные яв­ления, как государство и право;

2. юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;

3. общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

Методология теории государства и права.

Если предмет теории показывает, что изучает данная наука, то ее метод отвечает на вопрос, как изучается государство и право. Метод науки — это способы изучения реальной действительности, общие исходные принципы, на которых базируется данная наука.

Методология теории государства и права — это применение со­вокупности определенных теоретических принципов, логических прие­мов и специальных способов исследования основных общих закономер­ностей возникновения и развития государственно-правовых явлений.

Важнейшими принципами (подходами) общетеоретического иссле­дования государства и права являются следующие:

1. историзм (исторический подход требует рассмотрения государ­ственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвя­зи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права);

2. объективность (принцип объективности означает истинное от­ражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, вскрывает их сущ­ность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни);

3. конкретность (данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект позна­ния, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается най­ти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию);

4. плюрализм (речь идет о многоаспектности в исследовании го­сударства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными, она неизбежно приходит в тупик. Плю­рализм научного познания означает одновременно и его универсаль­ность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направлен­ности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическо­му подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой отра­жаются объективные данные о реальной действительности. Например, научные представления о том, что государство возникло преимуще­ственно в результате экономических изменений в обществе, лишь час­тично объясняют причины его образования. Для понимания общих за­кономерностей его возникновения необходимо учитывать представле­ния органической, естественно-правовой, психологической концепций, в том числе и теории насилия. Однолинейный подход к изучению госу­дарства и права приводит к неполным, односторонним выводам, кото­рые не могут объяснить действительную сущность этих явлений и опре­делить их практическое значение в жизни общества).

Для познания и объяснения основных закономерностей государ­ственно-правовых явлений теория широко использует логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования пере­водятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией. При выработке научных понятий о государстве и праве применяются разно­образные логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотеза и другие. Это те рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории.

Приемы:

- анализ (как прием научного мышления выявляет структуру го­сударства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического ана­лиза государственно-правовой надстройки является метод формализа­ции. Он дает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второ­степенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвя­зи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решен­ные проблемы);

- синтез (как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом);

- индукция (такой логический прием заключается в изначаль­ном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств госу­дарства и права, на основе которого затем даются обобщения различ­ного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том, что такое ме­ханизм государства (совокупность государственных органов));

- дедукция (посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. За­тем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные обра­зования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к анализу от­расли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и, наконец, завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры);

- гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и тео­ретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. По выражению И. Канта, гипотеза — это не мечта, а мнение о действитель­ном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Теория государства и права не только констатирует достигнутое, познанное наукой. Ее задача состоит в том, чтобы перейти на основе имеющихся фактов от незнания к знанию, выявить более глубинные закономерности государства и права, их определенные стороны и тен­денции развития.

В познании закономерностей, свойств и тенденций развития госу­дарства и права важную роль играет метод сравнительного правоведе­ния, посредством которого исследуются аналогичные, сходные институ­ты нескольких государств или систем права.

Сравнение как логический прием позволяет, с одной стороны, вы­явить в исследуемых объектах сходные признаки, а с другой — установить различия между ними. На этой основе делаются выводы о наиболее оптимальных путях развития государства и права.

Теория государства и права широко использует конкретно-социологические исследования, математические и статистические при­емы. В результате собирания, обработки, изучения и проверки фактиче­ского материала наука выявляет эффективность государственного управления и правового регулирования, вырабатывает конкретные ре­комендации по их совершенствованию.

Совокупность указанных и других методов и приемов научного исследования и составляет методологию теории государства и права как науки.

Наши рекомендации