Управление экономическим развитием
Правовое регулирование в сфере экономики основывается на КРФ и ее положениях: о защите права собственности, обеспечении единого экономического пространства, ограничении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и др. Государство издает сеть НПА, направленных на регулирование экономики. В условиях децентрализации гос. управления – сокращение прямого адм. воздействия.
Правовые акты: Указ Президента РФ 1998 г. «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства», Указ Президента РФ от 2003 г. «О мерах по проведении административной реформы в 2003-04 годах», распоряжение Правительства РФ «О концепции административной реформы в РФ в 2006-10 годах» - политика государства направлена на уменьшении вмешательства гос-ва в экономику, прекращение избыточного государственного регулирования, исключение дублирования функций и полномочий ФОИВ, развития системы саморегулируемых организаций в области экономики.
Цель изменений – поддержка реального сектора экономики в условиях финансового кризиса. Внесены изменения в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности…», в ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении гос. контроля…»
Приоритетные направления антикризисной политики государства:
1) освобождение от налогообложения средств, выделенных субъектам МСП для оказания финансовой поддержки в рамках фед (региональных, муниципальных) программ;
2) имущественная поддержка СМСП, осуществляющих инновационную деятельности или производство высокотехнологической продукции путем предост в аренду фед недвижимого имущества по льготным ставкам;
3) расширение перечня видов предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе патента;
4) привлечение субъектов малого бизнеса к реализации программ повышения энергоэф, в т.ч. для целей проведения энергоаудита предприятий.
Организационно-правовая система в сфере экономического развития основана на принципе федерализма, который предполагает разграничение полномочий в данной сфере между федеральными ОИВ и ОИВ субъектов РФ. Среди ОИВ федерального и регионального уровней выделяют органы общей и специальной компетенции. На федеральном уровне – Президент РФ и Правительство РФ (их полномочия; Указ Президента РФ от 05.10.2009 №1007 «Вопросы минэкономразвития РФ»).
Правительство РФ как орган общей компетенции в отношении ОИВ непосредственно руководит, контролирует деятельности, утверждает положения и изменения об ОИВ, устанавливает предельную численность работников аппаратов и размер ассигнований на их содержание, устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов, назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров и др.
Органы федерального центрального отраслевого управления – министерства: занимаются оперативным управлением подчиненными им предприятиями и учреждениями, устанавливают правила производства некоторых товаров.
Функции минэкономразвития:
1) выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере эк развития;
2) развитие предпринимательской деятельности, в т.ч. среднего и малого бизнеса;
3) защита прав ЮЛ и ИП при осуществлении гос контроля, надзора, муниц контроля во всех сферах эк деят;
4) регулирование оценочной деятельности;
5) регулирование процессов несостоятельности (банкротства);
6) выработка гос пол и нп регул в сфере обеспечения энергетической эффективности и энергосбережения.
Минэкономразвития возглавляет министр,несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий, имеет заместителей. Структурные подразделения – департаменты по основным направлениям деятельности министерства. В состав депар входят отделы. В составе министерства: загранаппарат, в который входят торговые представительства РФ в инос гос, специалисты мин при междунар организациях.
МЭР осуществляет координацию подведомственных служб и ФОИВ
Государственный контроль в сфере экономического развития.
Орг общей компетенции: През РФ, ФС РФ, Сч пал РФ, Уполн по правам человека в РФ, система органов исп вл, система судебных органов. Органы отр компетенции: мин фин, экон разв, ФНС, ФС по фин рынкам, Фтам сл.
Деятельность по контролю связана с иными функциями государственных органов.
Цели контроля:
1) охрана конституционного строя;
2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
3) повышение эффективности государственного управления;
4) поддержание стабильности государственного устройства;
5) обеспечение стабильности и правопорядка.
Гос. к-ль в сф эк - деят орг гос вл и долж лиц, направ на обесп законности и правопорядка в экономической сфере.
МЭР осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему: ФС государственной статистики, ФС гос регистрации, кадастра и картографии, ФА по гос резервам, ФА по управлению государственным имуществом.