Становление советской тоталитарной системы. 1917-1953 гг.

Основные этапы:

1) 1917-20 гг. – Установление советской власти, гражданская война, политика «военного коммунизма».

2) 1920-30-е гг. – новая экономическая политика (НЭП), индустриализация и коллективизация, внутрипартийная борьба, установление тоталитарного режима.

3) 1940—нач.50-х гг. – Великая Отечественная война, послевоенное восстановление хозяйства.

1-й период. Советская власть утвердилась на большей части бывшей Российской империи с конца октября 1917 года по февраль 1918 года. Первые действия новой власти:

  • принятые на II Всероссийском съезде Советов Декреты о власти; Декрет о мире; Декрет о земле.
  • На этом же съезде образовано первое советское правительство – Совет народных комиссаров
  • Роспуск Учредительного собрания;
  • Принятие Конституция РСФСР (1918 г.).

Гражданская война — способ разрешения острых классовых столкновений противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил — начи­нается с середины 1918 года и продолжается до конца 1920 года, хо­тя военные действия продолжались и после 1920 года.

Внутренняя политика Советского правительства в период гражданской войны получила название «военный коммунизм» - непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению, основные черты:

  • национализация всей промышленности;
  • сверхцентрализация экономики;
  • запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных от­ношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих, бесплат­ность коммунальных услуг;
  • уравнительная оплата труда рабочих и служащих.
  • всеобщая трудовая повинность – «Кто не работает, тот не ест»;
  • продразверстка - обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков (кроме необходимого на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов.

Политика военного коммунизма как система чрезвычайных мер привела к полному развалу экономики и была заменена весной 1921 г. новой экономической политикой. НЭПрассматривался как антикризисная программа, направленная на восстановление хозяйства, обеспечение благоприятных условий для построения социалистического общества. В рамках реализации НЭПа допускались как временные меры экономические свободы. НЭП включал:

  • продналог (фиксированный на­лог с крестьянства),
  • свободу тор­говли,
  • разрешение аренды небольших частных предприятий,
  • найм рабочей силы,
  • отмена карточной системы и нормированного снабже­ния,
  • платность всех услуг,
  • перевод промышленности на полный хоз­расчет и самоокупаемость.

С достижением во 2-й половине 20-х гг. основных целей НЭПа, начинается его постепенное свертывание и переход к форсированной индустриализациис целью обеспечения обороноспособности страны, в первую очередь развития тяжелой промышленности. Курс на индустриализацию был провозглашен в декабре 1925 г. на XIV съезде партии, осуществлялся на основе пятилетних планов (с 1928 г.). Высокие темпы их реализации, благодаря чему были построены Ростсельмаш, Турксиб, Днепрогэс и др., обеспечивались за счет максимального напряжения сил, трудового энтузиазма, идеологической пропаганды строительства «светлого будущего», «перекачки» средств из аграрного сектора в индустриальный. На это же была нацелена политика коллективизации, включавшей создание коллективных хозяйств, обобществление средств производства, ликвидацию кулацких хозяйств.

В ходе внутрипартийной борьбы 20-х гг., ликвидации идейной оппозиции происходит установление тоталитарного режима, проявлением которого уже в 30-е гг. стал режим личной власти И. Сталина, создание однопартийной системы, массовые репрессии как инструмент управления обществом, поиск «врагов народа», на происки которых списывались просчеты и ошибки руководства (Шахтинское дело 1928 г., московские процессы 1936-38 гг.).

4) Внешняя политика Советской России, а с 1922 г. – СССР, была направлена в 20-е гг. в первую очередь на преодоление политической изоляции страны. Начало дипломатическому признанию советского государства было положено на Генуэзской конференции заключением Раппальского договора с Германией в 1922 г. В 30-е гг. основная задача внешней политики – борьба за создание системы коллективной безопасности в связи с нарастанием угрозы фашизма, вступление в Лигу Наций (1934 г.), заключение договоров с Францией и Чехословакией (1935 г.). Но политика «умиротворения» западных держав в отношении Германии вынудила советское руководство пойти на сближение с Германий. Заключение договора о ненападении (пакт Молотова-Риббентропа) в августе 1939 г. позволило отсрочить неизбежную войну.

Победа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. была достигнута ценой колоссального напряжения сил народа, огромных жертв и невосполнимых потерь, потребовала перестройки всей социально-экономической жизни для обеспечения нужд армии.

Послевоенное восстановление хозяйства происходило по пути возврата к довоенной модели социально-экономического развития, базировавшейся на приоритетном развитии тяжелой промышленности, достижении высоких темпов индустриализации за счет сокращения производства товаров широкого потребления. В политической жизни страны наступает новый виток репрессий («Ленинградское дело», «дело врачей»).

Лекция 5.4. Попытки либерализации социализма в СССР и его крушение. 1953 - 1991 гг.

1) Основные события и тенденции развития.

2) Культура советской эпохи.

1) Основные этапы:

1) сер. 50-х – сер. 60-х гг. «Хрущевская оттепель» - попытка демократизации общественно-политической жизни. XX съезд партии (1956 г), разоблачение культа личности Сталина, начало десталинизации, укрепление международных связей (Московский кинофестиваль, с 1958 г. открывается Международный конкурс исполнителей им. Чай­ковского). Попытки социально-экономических реформ:

  • освоение целинных и залежных земель (1954 г.),
  • реорганизация МТС (1958г.)
  • создание территориальной системы управления - совнархозов, заменивших министерства (1957 г.);
  • повышение пенсий (1956 г.), зарплат, отмена оплаты за обучение, массовое жилищное строительство.

Однако непоследовательность и непродуманность реформ, противоречивая внутренняя и внешняя политика, несмотря на успехи в освоении космоса (запуск первого искусственного спутника Земли – 1957 г., полет первого человека – 1961 г.) привели к усилению недовольства политикой Н.С. Хрущева и его отстранению от власти в 1964 г.

2) сер. 1960-х – сер. 80-х гг. – эпоха «застоя»:

· консерватизм политической системы (сворачивание критики сталинизма, концепция «развитого социализма», закрепление руководящей роли партии в Конституции 1977 г.),

· стагнация экономики, несмотря на попытки экономической реформы 1965 гг., предполагавшей допущение большей хозяйственной самостоятельности предприятий, но при сохранении командно-административной системы управления, плановой экономики. Сохранялся и усиливался дисбаланс между тяжелой промышленностью и другими отраслями хозяйства, преобладание экстенсивного пути развития за счет строительства новых предприятий (напр., ВАЗ). Большая зависимость экономики страны от продажи природных энергоресурсов (нефти, газа). Возникла «теневая» экономика, порожденная дефицитом товаров.

3) сер. 80-х-нач. 90-х гг. – «перестройка»: последняя попытка модернизировать социально-экономическое развитие страны, не меняя социалистической основы. В рамках политики «перестройки» были разрешены индивидуальная трудовая деятельность, создание кооперативов, широкие права предоставлялись предприятиям, развивался негосударственный сектор в экономике. Однако темпы роста производства сократились, происходил рост дефицита товаров, увеличивалась безработица. Политическая составляющая политики перестройки – гласность, демократизация страны, складывание многопартийной системы привели к ослаблению центральной власти, усилению сепаратистских настроений, «параду суверенитетов» и окончательному распаду СССР в декабре 1991 г.

Внешняя политика СССР в послевоенный период была противоречивой, в основном определялась противостоянием с США как соперничество двух систем – капиталистической и социалистической. Это противостояние получило название «холодная война», начало было положено речью У. Черчилля в 1946 г. в Фултоне о «коммунистической угрозе». Базировалось на «балансе сил» - обладании оружием, в первую очередь, ядерным. Одной из форм «холодной войны» стало создание военно-политических блоков: Североатлантического союза (НАТО, 1949 г.) и Организации Варшавского договора (ОВД, 1955 г.).

В сер.50-60-х гг. намечается либерализация внешнеполитического курса, исходящая из установки, сформулированной на XX съезде о необходимости мирного сосуществования государств с различным государственным строем и многовариантности путей построения социализма. Однако противоречия и невозможность урегулировать многие вопросы привела к обострению отношений с США в 1962 г. – «Карибский кризис».

1970-е гг. – идеологизация внешней политики СССР, попытки нормализовать отношения с Востоком и Западом, политика разрядки напряженности (1972-75 гг.) после встреч на высшем уровне Л. Брежнева и Р. Никсона, участие в международных конференциях (1975 г. – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, СБСЕ). С партнерами по соцлагерю отношения складывались также противоречиво: стремление «обновить» советскую модель социализма в некоторых странах было подавлено с помощью войск ОВД (подавление «пражской весны» - ввод войск в Чехословакию в 1968 г.). Новое обострение международной обстановки было вызвано вводом советских войск в Афганистан в декабре 1979 г., превратившимся в затянувшуюся Афганскую войну.

В сер. 80-х гг. М. Горбачева сформулировал концепцию нового политического мышления:

  • отказ от положения о расколе мира на две общественно-политические системы;
  • отказ от силовых методов решения международных проблем, «баланс интересов»;
  • осуществление политики исходя из приоритета общечеловеческих ценностей

Эти принципы способствовали нормализации отношений со странами Запада, разоружению, налаживанию и расширению политических, экономических, культурных связей. Однако наряду с интенсификацией международных контактов произошло ослабление влияние на страны социалистического лагеря, вследствие чего активизировалась борьба за демократизацию и свободы человека, что привело к падению социалистических режимов в странах Восточной Европы.

Таким образом, завершение советской эпохи сопровождалось перестройкой международных отношений, означавших окончание «холодной войны».

2) КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

История культуры советского периода достаточно сложна, полна противоречивых тенденций и явлений. В ее развитии довольно отчетливо прослеживаются этапы, связанные с динамикой изменений общественно-политической ситуации. Следует отметить, что культура советской эпохи и советская культура – явления не тождественные. Культура советской эпохи многогранна и многопланова, она не сводится к прославлению «идеального настоящего» и «светлого будущего», к восхвалению вождей. В ней выделяется официальная, «разрешенная» и противостоящая ей «запрещенная», нелегальная культура, культура русского зарубежья и существующая «подпольно» культура «андеграунда».

Существенные перемены в сфере культуры проявились сразу после событий октября 1917 г. Характер и направление этих изменений определялись установками на создание новой, социалистической культуры, которая должна была стать важным элементом в деле построения социалистического общества. В первые послереволюционные годы одной из важнейших задач в области культуры стало преодоление культурной отсталости населения, развитие новых художественных тенденций. Наиболее радикально настроенные представители нового искусства призывали к разрушению «буржуазной» культуры, отбрасыванию всякого «старья». Известность получило движение Пролеткульта (пролетарская культура) – литературно-художественной организации, основной целью которой стало создание пролетарской культуры, противопоставляя ее всей предшествующей художественной культуре.

В годы НЭПа в развитии культуры наметились новые тенденции, связанные с некоторой либерализацией общественной жизни. Многообразие форм социально-экономического развития 20-х годов сопровождалось творческим плюрализмом, возникновением различных объединений – научных, художественных, культурно-просветительских. На эти годы падает «отблеск» «серебряного века», продолжаются творческие искания в новых условиях многих крупнейших представителей предшествующего периода, пытавшихся осмыслить в своем творчестве происшедшие события. Идея преобразования мира и человека средствами искусства нашла отражение в творчестве литературной группы ЛЕФ («Левый фронт искусства» - В. Маяковский, Д. Бурлюк, Н. Асеев), театральных постановках В. Мейерхольда, фильмах С. Эйзенштейна, Г. Козинцева и др. Изобразительное искусство представлено работами групп ОСТ (Общество художников-станковистов – А. Дейнека, Ю. Пименов), ОМХ (Общество московских художников – И. Грабарь, Р. Фальк, А. Лентулов), «Четыре искусства» (К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, М. Сарьян, В. Мухина). Наряду с отражением современной действительности многие деятели искусства обращались к историческому прошлому России, в том числе и недавнему – тема революции и гражданской войны (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег» М. Булгакова).

В конце 20-х – начале 30-х гг. усиливается контроль со стороны государственной власти за развитием духовной культуры общества. Это приводит к свертыванию творческого плюрализма, упразднению художественных группировок, созданию единых творческих союзов (Союз советских писателей, Союз композиторов и т.п.), с возникновением которых относительная свобода художественного творчества ликвидировалась. Главным творческим методом стал социалистический реализм, основным принципом которого являлась партийность, социалистическая идейность, что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развитие литературы, живописи, музыки, театра, кино. Вместе с тем искусству этого периода свойственна идеализация, приукрашивание действительности в соответствии с идеологическими установками, оно выступало средством манипулирования общественным сознанием, орудием классового воспитания. Использование технических средств (радио, кино) способствовало распространению достижений культуры, делая их доступными широким слоям населения, но одновременно способствовало формированию массовой культуры.

В годы войны культура стала средством интеграции, способствующим сплочению общества в единое целое на основе мощного подъема патриотических чувств. В условиях общей борьбы с внешним врагом противоречия внутреннего развития отступают на второй план. Искусство стало выражением воли к победе, созданию выдающихся произведений художественной культуры способствовало некоторое ослабление административно-идеологического контроля в области литературы и искусства.

Но уже в первые послевоенные годы снова происходит усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Конец 40-х гг. ознаменован рядом идеологических кампаний, направленных против тех представителей творческой и научной интеллигенции, работы которых были признаны не соответствующими отражению социалистической действительности. В пропаганде буржуазной идеологии, «преклонении перед всем западным», аполитичности, формализме были обвинены М. Зощенко, А. Ахматова, С. Эйзенштейн, Д. Шостакович, С. Прокофьев и многие другие.

Тенденции либерализации общественно-политической жизни, наметившиеся во второй половине 50-х – начале 60-х гг., дали мощный импульс для развития художественной культуры. «Оттепель» хрущевской поры стала началом духовного обновления, временем осмысления событий предшествующих лет. В искусство входит тема репрессий, начало которой положила повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Происходит реабилитация многих деятелей науки и культуры, печатаются и исполняются ранее запрещенные, находившиеся долгие годы в забвении произведения отечественных и зарубежных авторов. Активизируются международные культурные связи – в Москве проходят международные конкурсы, фестивали. Открываются новые театры («Современник»), художественные выставки, издаются журналы («Новый мир»). Однако противоречивая позиция руководства страны, стремление ограничить свободу творчества идеологическими рамками привели к конфликту между властью и интеллигенцией, проявлением которого стало диссидентское движение. Деятели культуры (А. Сахаров, П. Григоренко, Л. Чуковская) выступали с требованиями сохранения свободы слова, творчества, соблюдения прав человека. Власть отвечала усилением контроля, преследованием инакомыслия, (гонения на Б. Пастернака, процессы над писателями Ю. Даниэлем и А. Синявским, суд над поэтом И. Бродским). Особенно эти противоречия углубились в 70-х – начале 80-х гг., характеризующиеся нарастанием кризисных явлений во всех сферах общественной жизни.

Изменение социально-политических процессов во второй половине 80-х гг. и в 90-е гг. (постсоветский период) открыло путь духовному плюрализму, возрождению достижений художественной культуры, ранее пребывавших в неизвестности. Была заново «открыта» культура Серебряного века, культура русского зарубежья, которая, развиваясь в эмиграции, стала неотъемлемой частью российской культуры и внесла большой вклад в развитие культуры мировой; происходит знакомство широкой публики с произведениями зарубежного искусства. Доступными становятся произведения, факты, документы, свидетельства, способствующие появлению новых взглядов на отечественную историю и культуру. Общество получило возможность приобщиться к ценностям православно-христианской культуры. Однако в новых условиях проявилась и противоречия современного культурного процесса: коммерциализация искусства, когда предпочтение отдается зрелищным, развлекательным видам искусства, приносящим быструю прибыль, засилье далеко не лучших образцов западной массовой культуры. Отсутствие достаточного внимания и поддержки со стороны государства театров, музеев, библиотек, образования, науки поставили национальную культуру в тяжелые условия, создав угрозу сохранности отечественного культурного наследия. Только осознание и преодоление этой проблемы в государственном масштабе будет способствовать сохранению культурной самобытности России, станет залогом ее существования в качестве цивилизованной мировой державы.

Лекция 5.5. РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (рубеж XX-XXI вв.)

Формирование российской государственности.В 1991 г. В результате распада СССР появилось новое государство – Российская Федерация (РФ). Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохране­ние территориальной целостности страны. В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской), также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкортостан. Якутия. Чечня взяли курс на выход из состава Феде­рации. Тем не менее, к 1992 г. отношения России с субъектами Федера­ции удалось частично урегулировать. 31 марта 1992 г в Москве был подписан Федеративный договор, определивший вза­имоотношения между субъектами Федерации.

В настоящее время в Федерацию входит 21 автономная республи­ка, б краев, 49 областей, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.

После длительных переговоров 15 февраля 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях.

Особенно напряженно сложились отношения Центрального пра­вительства и Чечни, вылившиеся в две военные чеченские кампании 1994-96 и 1999-2000 гг.

Оформление российской государственности также проходило в сложной борьбе между президентом и парламентом, что привело к их открытомустолкновению («войне властей»), которое произошло в сентябре-октябре 1993 г. 21 сентября 1993 г. Президент подписал указ о поэтапной конститу­ционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ и Вер­ховного Совета и проведении в декабре выборов в новые органы го­сударственной власти. Руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда признали действия Президента неконституционными. С помощью силовых структур конфликт был завершен подавлением оппозиции.

12 декабря 1993 г. На Всероссийском референдуме была принята Конституция РФ, в которой был установлен принцип разделения властей на законодательную исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной. Главой государства является всенародно избираемый на 4 года президент, он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Первым президентом РСФСР был избран Б.Ельцин 12 июня 1991 г., он же в июне 1996 г. выбран Президентом РФ. После добровольной отставки Ельцина 31 декабря 1999 г. исполняющим обязанности Президента стал В. Путин, дважды (в 2000 и 2004 гг.) избиравшийся Президентом РФ.

Структура власти

Президент  
Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть
Федеральное Собрание Правительство (состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров) Конституцион ный суд (разрешает дела о соответствии Конститу­ции федеральных законов и нормативных актов),   Верховный суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным и администра­тивным делам). Высший Арбитраж- ный суд РФ (разрешает экономи­ческие споры).
Совет Федера- ции Государственная Дума (принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотре­ние Совета Федерации, а после — Президенту для подписания)
           

В начале 1990-х годов в России сложилась многопартийная система. Наибольшую активность проявляют так называемые «левые», социально-ориентированные, партии – КПРФ, «Трудовая Россия» и др., в качестве либеральной оппозиции выступают «правые» партии (СПС, «Яблоко»).

Социально-экономическое развитие. С конца 1991г. в России проводятся радикальные экономические преобразования:

  • 1992 г. – «шоковая терапия» правительства Е. Гайдара, (с конца 1992 г. – В. Черномырдина), включающая либерализацию цен, приватизацию государственного имущества, следствием чего стала инфляция, нестабильность рубля, переход значительной части предприятий в собственность небольшой группы частных лиц, падение жизненного уровня населения, спад производства, безработица, криминализация экономики и социума.
  • 1998 г. – либерализация внешней торговли, деноминация рубля, формирование многоукладной экономики. После дефолта в августе 1998 г. и отставки правительства С. Кириенко, начинается введение более жесткого государственного регулирования рынка, борьба с криминализацией в сфере экономики, введение госмонополии на алкогольную продукцию (при премьер-министре Е. Примакове).
  • С 1999 г. правительство, возглавляемое В. Путиным, с 2000 г.- М. Касьяновым, с 2004г. – М. Фрадковым разработало и начало осуществлять программу реформ, включающую реструктуризацию естественных монополий, налоговую (введение единого социального налога), пенсионную (переход к накопительной пенсии) реформы, поддержку производителя и потребителя, реформа ЖКХ, повышение зарплат, пенсий. Результатами стало снижение темпов инфляции, некоторое увеличение доходов населения, но в целом уровень жизни населения остается невысоким.

Внешняя политика. Важным направлением внешнеполитического курса РФ являются отношения со странами так называемого дальнего зарубежья, прежде всего с США. После провозглашения окончания «холодной войны» был заключен ряд договоров о дальнейшем разоружении (в 1993 г. - ОСНВ-2, в 1994 г. – перенацеленность ядерных ракет в ненаселенные районы Земли). Внешнеполитический курс России определяется также стремлением сохранить свое влияние на Ближнем Востоке, развивать торгово-экономические отношения с различными странами, необходимостью сдерживать продвижение НАТО, противостоять угрозе международного терроризма (заявление 2002 г. Путина и Буша об антитеррористическом сотрудничестве).

Развитие партнерских отношений со странами Запада происходит в соответствии с соблюдением национальных интересов России.

Одним из главных партнеров России на восточном направлении является Китай.

В отношения с бывшими советскими республиками налаживаются в рамках СНГ (Содружества Независимых Государств), это направление в 1996 г. объявлено приоритетным во внешней политике страны. Наиболее тесные связи – с Белоруссией и Казахстаном (договор о коллективной безопасности).

Таким образом, для современной российской действительности характерно становление основных форм общественно-политического и экономического развития, поиск наиболее приемлемых путей обновления всей социокультурной системы.

Наши рекомендации