Понятие, значение и признаки функций государства

Тема 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

1. Понятие, значение и признаки функций государства

2. Классификация и эволюция функций государства

3. Внутренние и внешние функции современного Российского государства

4. Формы осуществления функций государства

Понятие, значение и признаки функций государства

Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной главе государство и рассматривается с его функциональной, деятельностной стороны. Функциональный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Функции реализуются в воздействии на общественные· отношения и устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на определенном этапе его развития.

Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере — в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве — его сущность с учетом классовых, групповых (корпоративных), национальных и частных интересов членов общества. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

6. Функции государства возникают и развиваются в соответствии с задачами и целями государства в конкретный исторический период.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.

В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Понятие функции государства не следует отождествлять с такими поня­тиями, как цели и задачи гocyдapcтвa. Eсли цель общества – то к чему стремит­ся государство, задача – то, что требует разрeшения, то функция – это основное направление деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Следовательно, задачи и функции – явления взаимосвязанные, но не тождест­венные, цели и задачи определяют функции, выполнение какой-либо задачи ве­дет к исчезновению функции, появление новых задач – к возникновению новых функций. Таки образом, задачи являются предпосылкой функций, в них определяется социальное назначение государства, функции – средства выполнения задач.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача — это то, что требует разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а, следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых — к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне – главная задача военного ведомства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

Содержание функции государства – конкретная деятельность государ­ства, управленческие действия в определенной сфере общественной жизни. Содержание функции определяется теми конкретными задачами, которые встают перед обществом. Поэтому содержание функции не остается неизменным на отдельных этапах развития государства. Одни функции npекращают свое суще­ствование (например, функция классовой борьбы), другие – углубляются и видоизменяют свое содержание (охрана прав и свобод граждан, различных форм собственности), третьи – возникают вновь. Элементы определенной функции могут npиобретать само­стоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными (экологическая функция).

Наши рекомендации