Цк кп казахстана товарищу рахманову а.

На Ваш запрос о поэте Шакариме Худайбердиеве сообщаем:

Известный поэт конца XIX и первых трех десятилетий ХХ зека Шакарим Худайбердиев – выходец из крупной фео­дальной семьи (его отец был старшим сыном ага султана Кунанбая). Оставшись сиротой, он с 7 лет воспитывался в доме великого поэта Абая Кунанбаева, что во многом способствовало и развитию таланта Шакарима и оказало боль­шое влияние на направление его творчества.

Рано овладев арабской грамотой, под благотворным руко­водством Абая Шакарим Худайбердиев усердно изучает творчество восточных поэтов и русских клас­сиков и вскоре становится одним из образованных людей сво­его времени. Наряду со стихами, он пишет трактат по эти­ке, религии, и истории казахского народа.

В своих стихах Ш.Худайбердиев воспевает честность, гуманность, справедливость, призывает к овладению знаниями, обличает жадных баев, невежественных мулл и чванливых чиновников. О широте интересов поэта говорит дажа краткий перечень названий его стихов «Ей, көп халық» («0, множествс народа»), «Адамшылық» («Человечность»), «Кәрілік туралы» («Песня о старости»), «Жастық туралы» («Песня молодости»), «Ашу мен ынсап» («Гусь и сдержанность»), «Мақтау мен сөгіс («Похвала и хула»), «Мінеу мен Кундеу» (Порицание и зависть») и др.

Ш.Худайбердиевым созданы широко известные поэмы «Калкаман-Мамыр», «Энлик-Кебек», «Нартайлак-Айсұлу» и повесть «Адиль-Мариям». В поэме «Энлик-Кебек» поэт впервые в казахской литературе рисует образ женщины, которая смело заявляет о своем праве на счастье и актив­но борется за свою свободу, бросает вызов старым обычаям. Стройность композиции, образность языка, новизна трак­товки традиционной темы, обрисовка характеров глазных героев – особо выделяет эту поэму, как шаг вперед в развитии жанра поэмы в казахской литераторе.

Ш. Худайбердиев был горячим поклонником и популя­ризатором русской классической литератур. Он перевел на казахский язык повесть А.С.Пушкина «Дубровский» и его рассказ «Метель». Переведенные стихами, оба эти произведения в свое время пользовались большой популяр­ностью среди читателей, Шакарим перевел некоторое произведения Л.Н.Толстого, а также произведения ряда вос­точных поэтов Фзули, Хожа Хафиза и др.

Несколько особняком стоит поэма «Лейли-Межнун». Шакарим считал ее переводом из Фзули. На самом деле это не простой перевод и даже не переложение сюжетов, ранее бытовавших у восточных народов, под названием «Назира», а скорее оригинальная поэма на известный сюжет «Леили и Межнун».

Умело используя новаторские приемы Абая, внесенные им в форму казахского стиха, Ш.Худайбердиев несомненно внес известный вклад в казахскую литературу и в частнос­ти – в развитие жанра сюжетной поэмы.

Разумеется, в мировоззрении поэта встречаются про­тиворечия, ограниченность, обусловленные сложной эпохой, в которой он жил и творил. Эти слабости осо­бенно ясно видны в его философских, публицистических работах. Во многом Ш.Худайбердиев оставался на пози­циях просветительства, гуманизма и это получило свое отражение на его художественных произведениях.

Считаем, что сектор литературы Академии Наук Казахской ССР должен внимательно изучить творчество Ш.Худайбердиева, подготовить к изданию его лучшие произведения, а также принять меры к тому, чтобы его творчество вошло в курс истории литературы для Вузов и средних школ.

Лучшие произведения Ш.Худайбердиева заслуживают того, чтобы они стали достоянием широкого круга чита­телей.

Секретарь Правления Союза писателей Казахстана Мусрепов

ҚР ОММ, 1778 қор, 2 тізім, 255 іс, 7-9 бб.

*** *** ***

(№) ПИСЬМО ДИРЕКТОРА КАЗАХСКОГО ФИЛИАЛА ИМЛ Б.ТУЛЕПБАЕВА В ЦК КПСС «О ЛИЦАХ, УПОМИНАЕМЫХ В ПИСЬМЕ Л.Д.КУДЕРИНОЙ[116]

г. Алма-Ата 23 декабря 1987 г.

Секретно

На Ваш № 426188/03 от 18 ноября 1987 г. В заявлении Л.Д.Кудериной в ЦК КПСС сообщается, что в 30-е гг. многие представители казахской интел­лигенции были необоснованно репрессированы. Часть из них позднее была реабилитирована, но негативное отно­шение к ним не изменилось, несправедливо забыто их литературное и научное наследие.

Институт считает, что негативное отношение к именам и творческому наследию многих из тех, кто упоминается в этом заявлении, обусловлено их политической деятель­ностью в прошлом, тем, что они были тесно связаны с контрреволюционной организацией Алаш-Орда и выступали апологетами буржуазно-националистической идеологии.

Являются ли эти моменты бесспорными, ответить сейчас однозначно нельзя, т.к. глубоких научных исследований жизнедеятельности, называемых Л.Д.Куде­риной, представителей казахской интеллигенции не проводилось. Отсутствуют и компетентные оценки их литературных и научных трудов. Есть только документы ГПУ НКВД, отражающие их контрреволюционную, антисоветскую деятельность.

Мы не исключаем того, что литературное и научное наследие некоторых из них имеет большую ценность. Но определить это, очевидно, можно только на основании заключения соответствующих специалистов Союза Писателей и Академии наук Казахстана. При этом представляется, что признание литературных и научных заслуг указанных деятелей не должно подменяться реабилитацией их идеологических воззрений. Этот вопрос следует решать взвешенно, не компанейски, а строго индивидуально.

Считали бы целесообразным для этих целей создать специальную квалифицированную комиссию ЦК Компартии Казахстана или правительства республики.

О лицах, упоминаемых в письме Л.Д.Кудериной, Институт может сообщить следующее.

Букейханов Алихан Нурмухамедович 1886 г.р. Являлся одним из активистов партии кадетов. На VIII съезде этой партии в мае 1917 г. избран в состав ее ЦК. В июне 1917 г. был назначен комиссаром Временного правительства по Тургайской обл. Создатель буржуазно-националистической партии "Алаш". В июле 1917 г. организовал судебный процесс по делу активных участников национально-освободительного восстания 1916 г., которое возглавлял А. Иманов. В декабре 1917 г. на II съезде партии "Алаш" был избран председателем буржуазно-националистического правительства Алаш-Орди.

По окончании Гражданской войны и разгрома белогвардейцев и алашордынцев, получив амнистию, А. Букейханов прекратил легальную политическую деятель­ность, став консультантом в аппарате Наркомата земледелия КазАССР. Нелегально же он до конца 1920-х гг. продолжал руководить действиями буржуазных националистов, советуя им проталкивать своих людей в Советы, партийный и государственный аппарат, организовыиать клеветнические кампании против видных казахских коммунистов.

Арестован и осужден в 1937 г.

Байтурсунов Ахмет (1873 –1 937). В политическую деятельность активно включился в 1905 г., сразу же заняв место ведущего идеолога буржуазно-националистического движения. Главный редактор центрального органа нацио­налистов газеты "Казах" (1913 – 1918 гг.), один из осно­вателей буржуазно-националистической партии "Алаш", автор и составитель ее программных документов, замес­титель председателя правительства Алаш-Орды.

До апреля 1919 г. А. Байтурсунов открыто вел идейно-политическую борьбу с партией большевиков, советской властью. В мае 1919 г. по предложению чрезвычайного комиссара Казахского края А.Джангильдина согласился прекратить борьбу против народного строя, изъявил желание участвовать в строительстве казахской нацио­нальной государственности на Советской основе. В рамках мер по привлечению буржуазной интеллигенции в аппарат управления казахским краем был включен в состав Казревкома, выполнявшего до октября 1920 г. функции высшего органа власти в Казахстане. Надеясь, что А.Байтурсунов будет лоялен к рабоче-крестьянской власти, партийно-советское руководство Казахстана в октябре 1920 г. рекомендовало его в ЦИК Казахской АССР на пост наркома просвещения республики.

Занимая высокий пост наркома Каз АССР, А. Байтурсунов активно использовал его для восстановления позиций буржуазных националистов. После освобождения с поста наркома А.Байтурсунов уехал в г. Ташкент и вошел там в актив газеты "Ак жол", пропагандируя на ее страницах тезисы о необходимости установления в казахском ауле классового мира и противопоставления "класса казахов" "классу русских".

В 1929 г. органами ГПУ Казахстана был арестован и приговорен к расстрелу, последующем решением Коллегии ОГПУ эта мера была заменена 10 годами заключения. По инвалидности он затем был освобожден из-под стражи, а в 1937 г. вновь осужден.

Ермеков Алимхан Абеуович 1891 г.р. Один из осно­вателей и руководителей буржуазно-националистической партии "Алаш". В декабре 1917 г., на II съезде этой партии, избран в состав правительства Алаш Орда. В 1918-1919 гг. входил в состав эсеробелогвардейского правительства Западной Сибири и ставки Колчака как представитель Алаш-Орды.

По окончании Гражданской войны, получив амнистию, переехал в г. Ташкент, сотрудничал в газете "Ак жол". В 1932 г. решением тройки ПП ОГПУ по Казахстану осужден по ст. 58-10, 58-11. Вторично был осужден в 1938 г.

Джумабасв Магжан Бекенович 1893 г. р. В 1916-1917 гг., учась в г. Омске, входил там в молодежное общество 'Бірлік" (Единение). После выбытия из общества одного из его основателей С. Ссйфуллина, М. Джумабаев стал лидером "Бірлік", превратив его в молодежный филиал адашордынцев.

С 1917 г. М.Джумабаев видный политический деятель партии "Алаш", делегат ее II съезда, кандидат от бур­жуазных националистов на выборах в Учредительное собрание. На протяжении Гражданской войны открыто выступал с ложными обвинениями по адресу большевиков и советской власти. Негативно относился к советскому строю и после 1920 г. националисты и национал-уклонисты деятельно использовали творчество М.Джумабаева для нападок на политику коммунистической партии и советской власти. В 1960 г. специальная комиссия литераторов республики, проанализировав творческое наследие М.Джумабаева, подтвердила, что оно пронизано духом национализма. 14 марта 1968 г. Бюро ЦК КП Казахстана в своем постановлении указало, что поэтическое наследие М.Джумабаева "в своей идейной основе носило буржуазно-националистический, контрреволюционный характер".

В 1930 г. осужден, отбыл наказание, в 1938 г. был репрессирован.

Досмухамедов Халел (1883-1939). Активный деятель буржуазно-националистического движения в Казахстане в 1905 – 1919 гг. В 1917 г. становится одним из лидеров западно-уральской группы алашордынцев. Избран на II съезде "Алаш" в ее руководящее ядро. В 1918 г. в марте по поручению ЦК "Алаш" вел в г. Москве переговоры с Наркомнацем, выпросил у советского правительства несколько миллионов рублей на нужды казахского населения, ведение среди него идейно-разъяснительной работы. Основную часть денег передал уральским белока­закам для финансирования борьбы с советской властью. После белогвардейского переворота в г. Уральске стал главой западного отделения Алаш-Орды известного как Уильский оляят. Возглавлял в 1919 г. делегацию казахских баев к адмиралу Колчаку.

В 1932 г. X. Досмухамедов решением тройки ПП ОГПУ по Казахстану был осужден по ст. 58-7, 58-10, 58-11, 59-3, репрессирован в 1938 г.

Тынышпаев Мухамеджан (1878 – 1937). Один из активных деятелей буржуазно-националистического движения в Казахстане в 1905 – 1919 гг. В ноябре 1917 г. возглавил первое буржуазно-национшшстическос прави­тельство в Средней Азии – стал премьер-министром Кокандской автономии, чья платформа явилась идейной базой басмачества. После падения этой "автономии" в феврале 1918 г. нелегально перебирается в Семиречье. С июня 1918 г. совместно с А.Букейхановым (став его заместителем) возглавляет действия казахских нацио­налистов по оказанию всевозможной, в т. ч. и военной, помощи белогвардейцам.

С 1920 г., получив амнистию, находился в г. Ташкенте, сотрудничал в газете "Ак жол". В 1932 г. решением тройки ПП ОГПУ по Казахстану был осужден по ст. 58-7, 58-10, 58-11, 59-3.

Данными о Д.М.Кудерине и Б. Сулееве Институт не располагает18.

Л. Д. Кудериной ответ дан.

Директор Института, член-корреспондент АН СССР Б. ТУЛЕПБАЕВ

Ф.8Г1. On. 34. Д. 4 Л. 6. Отпуск.

*** *** ***

(№) В ПОЛИТБЮРО ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КПСС[117]

Комиссии по рассмотрению дел незаконно репрессированных

от гр. Байсаловой, урожденной Байтурсыновой Шолпан Ахметовны,проживающей в г. Алма-Ате, инд. 480083 по ул. Кашгарской, д. №3, кв. 8, тел. 39-41-43.

З А Я В Л Е Н И Е

Прошу рассмотреть дело моего отца Байтурсынова Ахмета Байтурсыновича, репрессированного в период массовых репрессий 30-х годов.

Мой отец Ахмет Байтурсынович Байтурсынов являлся крупным казахским ученым-лингвистом, поэтом-просветителем и переводчиком. 1873 года рождения, уроженец Тургайского уезда. Мать моя Александра, русская по национальности, выходя замуж за Ахмета Байтурсынова, приняла мусульманское вероисповедание и получила имя Бадрисафа.

После ареста своего отца Байтурсына (моего деда) и отправления его на каторжные работы в Сибирь за сопротивление царским властям (1885) Ахмет Байтурсынов поступил в 1886 г. в Тургайское русско-казахское двухклассное училище, после окончания которого затем в 1891 г. направился в г. Оренбург и поступил в киргизскую (казахскую) учительскую школу, которую закончил в 1895 г. В дальнейшем он, изучая европейскую литературу, занимался систематическим саморазвитием.

Педагогическая деятельность Ахмета Байтурсынова начинается с 1895 г. В период с 1895 по 1909 гг. он участвовал в аульных и волостных двухклассных училищах в Актюбинском, Кустанайском и Каркаралинском уездах.

В начале ХХ века, живя в Каркаралах, Ахмет Байтурсынов принимал участие в революционном движении, работая вначале нелегально, а затем после обнародвания манифеста 17 октября 1905 г. являлся одним из видных и активных руководителей казахской народной массы. С наступлением реакции Ахмет Байтурсынов 1 июля 1909 г. был арестован и заключен в Семипалатинскую тюрьму, где содержался до 21 февраля 1910 г., а затем выслан на 2 года за пределы киргизских (казахских) степей.

С начала 1913 г. А. Байтурсынов издавал первую казахскую газету «Казах», просуществовавшую до октября 1918 г. Наряду с публицистикой писал стихи, выпустил сборник стихов «Маса» («Комар»), перевел на казахский язык 40 басен И.А. Крылова.

После февральской революции Ахмет Байтурсынов втянулся в водоворот общественно-политической жизни. На всех съездах краевых и областных он являлся одним из активных руководителей. Вслед за свержением царизма А. Байтурсынов был избран в члены Всероссийского учредительного собрания от Тургайской области по списку националистической партии «Алаш». До 1919 г., находясь в рядах автономистов-националистов, в марте того же года А. Байтурсынов убедившись в пагубности для казахского народа национальной политики правых партий, перешел на сторону Советской власти.

Весной 1919 г. Восточная часть Временного Народного Совета «Алаш-Орда», в которую входил Ахмет Байтурсынов обратилась к Советскому правительству с просьбой дать им амнистию с условием разрешить им принять участие в установлении Советской власти на территории Казахстана. Эта просьба была удовлетворена. Президиум ВЦИК издал циркуляр, в котором указывалось: «На основании Постановления Всероссийского Центрального Комитета от 4 апреля 1919 года Президиум ВЦИК предлагает Киргизскому (Казахскому) и Сибирскому революционному комитетам и Челябинскому губисполкому широко оповестить население о вышеупомянутом постановлении ВЦИК и разъяснить, что Президиум ВЦИК находит своевременным допустить бывших членов правительства «Алаш-Орда» к советской работе и категорически запрещает преследование за прошлую их деятельность» (документ хранится в ЦГА Казахской ССР, ф.14, оп.3, д.4, л.11).

В соответствии с этим актом высшего органа Советской власти и по указанию ЦК РКП (б) Ахмет Байтурсынов принят в Коммунистическую партию. Его сознательное вступление в ряды Коммунистической партии расценивалось тогда как крупная идеологическая победа коммунистов. Заявление моего отца при вступлении в партию было напечатано в газете «Известия Киргизского (казахского) края» (документы прилагаются).

Мой отец, Ахмет Байтурсынов сразу же включился в активную работу по подготовке образования Казахской Автономной Советской Социалистической Республики, несколько раз был принят лично В.И. Лениным, о чем свидетельствуют следующие документы:

Июль 24, 1919 г. Ленин подписывает мандаты о назначении постановлением СНК от 24 июля 1919 г. С.С. Пестковского председателем, а Сейткали Мендешева, Бахытджана Каратаева, Ахмета Байтурсынова, Мухамедьяра Тунгачина, В.Л. Лукашева и А.Т. Джангильдина членами Военно-революционного комитета по управлению Киргизским краем (Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника, т.7, с.406).

Декабрь, позднее 9, 1919 г. Ленин принимает в Кремле председателя Военно-революционного комитета по управлению Киргизским краем С.С. Пестковского и члена ВРК А. Байтурсынова по их борьбе; слушает доклад Пестковского о хозяйственном и политическом положении края, о трудности политико-просвитительной работе; советует подготовить несколько хороших докладов, перевести их на казахский язык и записать на граммофонные пластинки, приобрести возможно большее количество граммофонов и разослать их вместе с пластинками по кочевьям в степи; предлагает не торопиться с политикой перераспределения скота у кочевников в пользу бедноты (Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника, т.8, с.108).

На первом и втором сьездах Советов Республики в 1920 и 1921 гг. А. Байтурсынов дважды избирался членам правительства – Народным Комиссаром просвещения Казахской АССР. В 1925 г. – преподователь-профессор Киргизского (Казахского) Института, председатель научно-литературной комиссии при Норкомпросе (Академцентра) и почетный председатель Общества изучения Киргизского (Казахского) Края.

Ахмет Байтурсынов – автор усовершенствованной казахской азбуки, созданной на основе арабского алфавита, им же создана грамматика казахского языка и учебники по фонетике, синтаксису и этимологии казахского языка, а также по теории словесности и истории культуры.

Игнорируя вышеупомянутое предупреждение В.И. Ленина и Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 4 апреля 1919 г[118]. Первый секретарь Компартии Казахстана Ф.И. Голощекин осенью 1928 г. осуществил конфискацию скота и имущества у баев-феодалов с перераспределением их среди неимущих, имеющую пагубные последствия, а также дальнейшие заготовительные кампании по изъятию мяса и зерна подчистую, что привело к голоду и массовой гибели людей.

Ф.И. Голощекин, будучи неуверенном в правильности этого насильственного мероприятия, названного им «Малым Октябрем», распорядился провести превентивные меры якобы по предотвращению возможных противодействий и арестовать более трех десятков представителей дореволюционной казахской интеллигенции

Отец мой, Ахмет Байтурсынов, живший и работавший в г. Алма-Ате с 8 октября 1928 г., был вызван 2 июня 1928 г. в г. Кызыл-Орду на совещание филологов и литераторов, где был арестован, переправлен в Алма-Атинскую тюрьму, куда мы носили передачи. Ничего о деле отца мы не знали. Получив письмо от отца из Архангельска мы узнали, что он сослан туда ОГПУ. А в октябре 1929 г. мою мать Бадрисафу и меня сослали как спец- переселенок в г. Томск, где мы жили до октября 1932 г. Из Томска мою мать выслали в Нарынский район Западно-Сибирского края.

Отец мой, Ахмет Байтурсынов, был освобожден из ссылки в 1934 г. через Международный Красный Крест после его обращения к Е.П. Пешковой (жене А.М. Горького), благодаря ее ходатайству и приехали к своей жене Бадрисафе в Кривошеинский район Западно-Сибирского Края, откуда затем вдвоем вернулись в Алма-Ату.

В 1937 г. 8 октября мой отец, Ахмет Байтурсынов, был вторично арестован органами НКВД Казахской ССР в Алма-Ате в период массовых репрессий, и с тех пор сведений о нем я не имею.

Сама же я вернулась из ссылки в Алма-Ату в 1933 г., вышла замуж за Байсалова, но в 1950 г. за отца была заключена в тюрьму и осуждена на 10 лет по ст. 58 Уголовного Кодекса Казахской ССР. Срок отбывала в Чемолгане и освобождена в 1953 г., а затем была полностью реабилитирована.

Прошу Комиссию Политбюро ЦК КПСС пересмотреть дело моего отца, Ахмета Байтурсынова, незаконно дважды репрессированного, вернуть ему честное имя гражданина Советского Союза.

Все казахское население республики до сих пор пользуется созданной Ахметом Байтурсыновым грамматикой казахского языка, а имя автора ее остается под запретом. Прошу снять запрет с литературных и научных трудов Ахмета Байтурсынова и восстановить его авторское право.

Шолпан Ахметовна Байсалова-Байтурсынова.

г Алма-Ата, 15 мая 1988 г.

*** *** ***

Наши рекомендации