Динамика общественного мнения

Динамика общественного мнения - student2.ru Состояние общественного сознания наиболее зримо проявляется в форме общественного мнения. Общественное мнение представляет собой распределение предпочтений членов общества на множестве возможных и существенных для этого общества альтернатив.

В зависимости от ситуации, существующей в социальных и других сферах, общественное мнение может материализоваться в форме тех или иных коллективных реакций и связанных с ними движений в социальной сфере. Например, оно может фиксироваться в результатах соответствующих голосований (выборов). Социологические опросы, проводимые различными исследователями, указывают на существование достаточно сильной временной изменчивости общественного мнения. Это обстоятельство во многом обусловлено тем, что информационные образы возможных альтернатив раскрываются в индивидуальном сознании не сразу вдруг, а постепенно и, что особенно важно, как правило, с различной скоростью. Вследствие чего их (информационных образов) сравнительные оценки могут испытывать значительные колебания. Помимо этого, системы знаний отдельных индивидов, в рамках которых осуществляются указанные оценки, под действием целенаправленных манипуляций могут сами испытывать кратковременные и даже долговременные деформации, способные приводить к значительным смещениям оценок реальных ситуаций. Другими словами, динамика общественного мнения есть лишь внешнее проявление смены состояний очарования и разочарования членов общества в той или иной альтернативе по мере проявления ее информационного образа на фоне образов других альтернатив.

Динамика общественного мнения - student2.ru Обозначим через Io величину информационного разнообразия некоторой альтернативы (т.е. полный объем семантически важной для индивида информации), а через Динамика общественного мнения - student2.ru – величину информационного разнообразия образа этой альтернативы, сложившегося к моменту времени t в сознании среднестатистического члена соответствующей группы населения. Тогда процесс формирования этого образа с учетом эффектов запоминания и забывания упрощенно можно записать с помощью уравнения вида

Динамика общественного мнения - student2.ru , (3.3.1)

где J – интенсивность запоминания семантически важной для индивида информации, выделяющей соответствующий образ среди других образов; βb-1 – среднее время забывания информации. Без учета ограниченной пропускной способности информационных каналов обмена можно записать

J = Jo[1 – ρ(I, Io)], (3.3.2)

где Jo – интенсивность информационного потока, несущего индивиду сведения о рассматриваемой альтернативе; ρ(I, Io) – коэффициент повторяемости (неновизны) поступающей информации, учитывающий, что в сознании фиксируется лишь новая для индивида информация, дополняющая сложившийся к этому моменту образ. В этом смысле величина (1 - rρ) характеризует степень новизны полученной в данном сообщении информации. С учетом информационной исчерпаемости (конечного разнообразия) Io альтернативы можно принять

Динамика общественного мнения - student2.ru . (3.3.3)

Таким образом, для изолированно воспринимаемой альтернативы будем иметь

Динамика общественного мнения - student2.ru . (3.3.4)

Откуда при βb = const и Io = const легко получить

Динамика общественного мнения - student2.ru . (3.3.5)

При βbIo << Jo (т.е. в случае хорошей социальной памяти) из (3.3.5) получаем

Динамика общественного мнения - student2.ru . (3.3.6)

Согласно (3.3.6) все разнообразие альтернативы с течением времени запечатлевается в общественном сознании. Если же члены общества имеют достаточно плохую (слабую) социальную память (т.е. βbIo >> Jo), то

Динамика общественного мнения - student2.ru . (3.3.7)

В этом случае в сознании членов общества (в общественном сознании) возникает лишь весьма смутное представление об альтернативе.

Динамика общественного мнения - student2.ru При наличии некоторого множества конкурирующих альтернатив, воздействующих на членов общества с интенсивностями Joi и с учетом ограниченной пропускной способности J каналов информационных обменов, эффективная интенсивность поступления информации об i-й альтернативе будет равна

Динамика общественного мнения - student2.ru , (3.3.8)

где Joo – интенсивность прочих информационных потоков, выступающих в роли естественного информационного шума.

Степень новизны информационных сообщений об i-й альтернативе в данном случае зависит уже не только от индивидуальной повторяемости одного и того же содержания, но и от степени содержательной коррелированности этих сообщений с сообщениями о других альтернативах, а также от степени раскрытия их образов в общественном сознании. Приближенно это обстоятельство можно учесть, приняв

Динамика общественного мнения - student2.ru , (3.3.9)

где rij – коэффициент совпадения (для полностью совпадающих) информационных образов альтернатив (rii = 1). Заметим, что величинам Ij(t) и Ioj может быть дано спектрально-ценностное толкование в духе идей, изложенных ранее. С учетом полученного выше динамика информационных образов альтернатив будет описываться системой уравнений вида

Динамика общественного мнения - student2.ru . (3.3.10)

В системе уравнений (3.3.10) учитывается, что интенсивности Joj и Joo могут меняться с течением времени. И в этом плане их можно рассматривать как некоторые функции времени, описывающие принятые стратегии информирования общества.

Динамика общественного мнения - student2.ru Динамика информационных образов альтернатив оказывает самое непосредственное влияние на динамику общественного мнения (т.е. на изменение состояния общественного сознания).

Предположим, что каждый индивид может поддерживать (высказываться тем или иным способом в поддержку) только одну из конкурирующих альтернатив. Кроме того, будем также предполагать, что процесс перехода индивидов из группы поддержки одной альтернативы в другие является марковским. В этом случае динамика изменения общественного мнения (изменения состояния общественного сознания) будет описываться системой уравнений вида

Динамика общественного мнения - student2.ru (3.3.11)

где aαij – интенсивность перехода индивидов из группы i в группу j; qi – доля индивидов, поддерживающих в момент времени t альтернативу i (придерживающихся соответствующего мнения о ней).

Величины aαij, по существу, характеризуют интенсивности обменов индивидами между группами i и j. Очевидно, они являются функциями информационных разнообразий образов соответствующих альтернатив и степени совпадения pi последних с соответствующими идеалами членов общества, т.е.

αaij = aαij (Ii(t), Ij(t), Pi, Pj).

В первом приближении можно принять

Динамика общественного мнения - student2.ru , (3.3.12)

где tτ – среднее время изменения мнения избирателей; Динамика общественного мнения - student2.ru – величина порога информационного различия (при превышении этого порога индивид начинает более активно реагировать на поступающие сообщения); pi – степень совпадения полного образа Ioi альтернативы i с идеалом среднестатистического индивида Динамика общественного мнения - student2.ru .

Учитывая условие нормировки Динамика общественного мнения - student2.ru , можно из системы (3.3.11) исключить одну из связанных переменных, например qm. В результате получим

Динамика общественного мнения - student2.ru (3.3.13)

где

Динамика общественного мнения - student2.ru (3.3.14)

Динамика общественного мнения - student2.ru (3.3.15)

Динамика общественного мнения - student2.ru (3.3.16)

В силу неотрицательности величин aij неотрицательными являются и коэффициенты Динамика общественного мнения - student2.ru и Динамика общественного мнения - student2.ru , коэффициенты же Динамика общественного мнения - student2.ru (i ¹ j) в зависимости от обстоятельств могут иметь любой знак или быть равными нулю.

Если Динамика общественного мнения - student2.ru = const, то система (3.3.13) превращается в систему линейных дифференциальных уравнений. Например, в случае трех альтернатив мы имеем систему

Динамика общественного мнения - student2.ru (3.3.17)

q3 = 1 - q1 - q2.

Или, обозначив

Динамика общественного мнения - student2.ru , (3.3.18)

приходим к одному уравнению второго порядка

Динамика общественного мнения - student2.ru . (3.3.19)

Отсюда легко найти условие возникновения колебаний общественного мнения в данном частном случае:

Динамика общественного мнения - student2.ru . (3.3.20)

Как показывает практический опыт, динамика изменения общественного мнения, как правило, носит ярко выраженный волнообразный характер (рис. 3.3.1–3.3.2)

 
  Динамика общественного мнения - student2.ru

Рис. 3.3.1. Эволюция представлений россиян о счастливой жизни:
Динамика общественного мнения - student2.ru – получение образования; Динамика общественного мнения - student2.ru – интересная работа;
Динамика общественного мнения - student2.ru – уважение людей; Динамика общественного мнения - student2.ru – надежные друзья; Динамика общественного мнения - student2.ru – процветание
России; qi – процент голосов от числа опрошенных [28]

Численные эксперименты, поставленные на описанной выше модели, свидетельствуют о том, что путем специального выбора функций Ji(t) и Joo(t) и коэффициентов rij, определяющих в конечном счете частоты, амплитуды и фазы манипуляционных возмущений, можно, в принципе, добиться наилучшего для конкретной альтернативы (кандидата, например) распределения общественного мнения на момент голосования (т.е. добиться совпадения пика волны популярности с моментом коллективного выбора). В этом смысле можно говорить о существовании оптимальных стратегий информационного воздействия на общественное сознание. Общественное сознание обладает своими резонансными частотами (рис. 3.3.2).

Динамика общественного мнения - student2.ru

Рис. 3.3.2. Изменение предпочтений граждан России
на множестве основных кандидатов в президенты РФ
перед и после президентских выборов 1996 г.:
Динамика общественного мнения - student2.ru – Г.А. Зюганов; Динамика общественного мнения - student2.ru – Б.Н. Ельцин; Динамика общественного мнения - student2.ru – А.И. Лебедь;
qi – процент от общего числа избирателей, поддерживающих данную кандидатуру

Наши рекомендации