Жертва и подмешивание Души

Поглощение также оказывает воздействие на поглотителя.Оно не только отклоняет Тьму от ее первоначальной цели,самого мира Света, но поглощенная субстанция в нейдействует как успокоительный яд, ее желание либоудовлетворяется, либо притупляется, и ее нападения такимобразом приостанавливаются. Обе субстанции -- яд другдля друга, так что в некоторых версиях Изначальный Человекне столько побежден, сколько в ожидании возмездиядобровольно отдает себя на пожирание Тьме. В любом случае,сдача Души в плен Тьмы не только отводит непосредственнуюугрозу от подвергаемого опасности мира Света, но в то жевремя предоставляет средства, благодаря которым в итогепобеждают Тьму. Первая, близкая цель выражается в идее"соблазнения" и "успокоительного яда"; отдаленная цельхитрости (для жертвы -- одна, даже если и усиленнаябожеством) лежит в представлении о том, что окончательноепереразделение означает "смерть" Тьмы, т.е. ееокончательное превращение в не имеющую силы. Вот как онопредстает в источниках, которые сосредотачиваются на Душе иопускают Изначального Человека:

"Он послал вперед против Материи силу, которую мыназываем Душа, часть собственного света и субстанции, чтобызащищать границы, но на самом деле как приманку, так чтоона успокоила Материю против ее воли и полностью смешаласьс ней; и если бы впоследствии эта сила отделилась отМатерии, это означало бы смерть последней. И вот чтопроисходило: поскольку Материя постигла силу, что былапослана, она тянулась к ней в страстном желании и вяростном порыве поймала и пожрала ее, и та стала заключена,подобно дикому зверю, или (как они тоже говорят) заснула,будто благодаря заклинанию. Так благодаряпредусмотрительности Бога Душа смешалась с Материей,неподобное с неподобным. Из-за смешения, однако, Душа сталасубъектом привязанности Материи и против своей истиннойприроды выродилась в частицу зла".

Наиболее впечатляющее толкование этой стадии борьбы,сочетающее Изначального Человека, воителя и Душу, оружие ижертву, находится в четырех строфах Псалма CCXXIIIманихейской Книги Псалмов, который, несмотря на неизбежныеповторения, не стоит утаивать от читателя.

"Он подобен пастырю, что смотрит на льва, пришедшегоразрушить его овчарню: и он использует хитрость, и беретагнца, и кладет его в ловушку, в которую он может пойматьльва; и благодаря одному ягненку он спасет овчарню; и послеэтого он исцеляет ягненка, что был ранен львом. Это такжепуть Отца, который посылает своего сильного сына; и он[сын] производит из себя Деву, снаряженную пятью силами,которыми она может сражаться против пяти бездн Тьмы. КогдаСтраж [?] стоял на границе Света, он показал им свою Деву,которая есть его душа; они встряхнулись в своей бездне,желая превознести себя над ней, они открыли свои уста,желая поглотить ее. Он крепко держал ее силу, он распростерее над ними, подобно сетям над рыбой, он пролил на них еедождь, подобно очищенным облакам воды, она толкнула себя вних, подобно пронизывающей молнии. Она подкралась к ихвнутренним частям, она ограничила их, и они не зналиэтого".

(9:31 -- 10:19)

Читатель отметит в меняющейся образности этого отрывка,что "оружие" большинства текстов заменяется "девой" каксимволом души (несомненно, более уместный на наш вкусобраз) и что последний умышленно и наиболее действеннослужит Изначальному Человеку средством оскорбительнойвойны: упоминания о поражении там нет. Это -- один изпримеров той свободы, с которой манихейские мыслителиобращаются с символикой. И даже здесь ИзначальномуЧеловеку, очевидно, столь победоносному, после всего"помогает выбраться из бездны" "его брат" (Живой Дух -- см. ниже), который возвращает нас к ведущей теме данногоучения.

Итак, агента Света -- Изначального Человека с егопятикратным вооружением Души -- несмотря на его успехив остановке врага, улавливают во Тьму, "сильно на негодавят", приводят в оцепенение и бессознательное состояние,и "таким образом Бога принуждают к творению мира" во благотого не-смешиваемого, что было смешано.

Наши рекомендации