От редактора

Вниманию читателя представляется своеобразное пособие по российскому избирательному процессу. Своеобразие его в том, что нормы избирательного законодательства в нем рассматриваются не только с точки зрения того, как они записаны в тексте закона, а так, как они трактуются и используются правоприменительными органами. При этом главный акцент делается на то, как эти нормы способствуют или препятствуют проведению честных и справедливых выборов.

Через эту призму автор рассматривает и такую специфическую черту российских выборов как административный ресурс. В литературе нет единства взглядов ни в отношении того, что же такое административный ресурс, ни в оценке его воздействия на институт российских выборов. И тем более не систематизированы методы противодействия использованию административного ресурса. Все это обусловливает чрезвычайную актуальность и практическую ценность предлагаемой книги.

Мы, как и автор книги, полагаем, что суть использования административного ресурса – во вмешательстве органов власти в избирательный процесс на стороне отдельных кандидатов и политических партий. Такое вмешательство формально запрещено российским законодательством и международными избирательными стандартами, однако оно процветает на российских выборах. Иногда оно принимает форму прямого нарушения закона (которое, к сожалению, обычно трудно выявить), но часто используется и несовершенство законодательства, пробелы в нем (в том числе сознательно оставленные), а также общие недостатки российской правовой культуры.

Отрицательная роль административного ресурса состоит в том, что в результате его использования искажается действительная воля избирателей. Это искажение при массированном использовании административного ресурса может достичь такого уровня, когда результат выборов вообще перестанет как-либо зависеть от позиции граждан, и выборы превратятся в чистую декорацию (как это было в советские годы). Тем самым будет полностью разрушена обратная связь между властью и гражданами, между властью и обществом, что обычно приводит к катастрофическим последствиям.

Автор данной книги поставил перед собой задачу в первую очередь систематизировать методы противодействия административному ресурсу. Для этого ему пришлось предварить практические рекомендации теоретическими главами, в которых анализируется суть административного ресурса и его проявления. Такой подход, с нашей точки зрения, представляется оправданным, поскольку, как отмечалось выше, подобный анализ в литературе отсутствует, а без него остается непонятным и основная направленность данной книги.

Серьезный анализ позволил автору трансформировать не вполне четкое понятие «использование административного ресурса» в более конкретное понятие «административные избирательные технологии». Использование последнего понятия является более продуктивным, поскольку позволяет анализировать данное явление именно как технологии, сопоставить административные избирательные технологии с другими известными политтехнологиями, исследовать отдельные методы и, в конечном итоге, противопоставить им методы правового контроля и противодействия.

Можно ли эффективно противодействовать административным избирательным технологиям? В последнее время был создан миф о всесилии административного ресурса, и даже автор данной книги в какой-то мере оказался под его воздействием, что иногда находит отражение на страницах книги. Не преуменьшая силу административных избирательных технологий, мы все же хотим выразить уверенность в том, что они не всесильны. Как и любые технологии, они опираются на ограниченные ресурсы: финансовые, людские, интеллектуальные, временные и т.п. И любое противодействие снижает их эффективность.

Важно однако, чтобы противодействие административным избирательным технологиям было грамотным и умелым, опирающимся на знание законодательства, российских традиций и опыта, в том числе накопленного опыта контроля на выборах. Очень часто оказывается, что кандидаты и политические партии, становящиеся жертвами административного ресурса, просто не были соответствующим образом подготовлены, допустили досадные ошибки, которых можно было легко избежать. Именно для того, чтобы вооружить всех, кто заинтересован в проведении честных выборов, эффективными методами противодействия административным избирательным технологиям, и написана эта книга.

Большое внимание в книге уделяется методам противодействия использованию административного ресурса через избирательные комиссии. И это не случайно. Согласно российскому законодательству, именно на избирательные комиссии возложены организация и проведение выборов. Кроме того, по закону избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые при участии гражданского общества и действующие на основе принципа открытости и гласности. Реальное воплощение этих важных законодательных норм в жизнь позволило бы в значительной степени снизить роль административного ресурса на выборах.

Автор книги имеет уникальный опыт работы (с правом решающего или совещательного голоса) в избирательных комиссиях всех уровней – от участковой до Центральной. Он принимал участие в избирательных кампаниях во многих регионах страны, имеет также большой опыт участия в судебных процессах по защите избирательных прав граждан. Книга написана на основании его собственного опыта, а также материалов, собранных Независимым институтом выборов и другими организациями, занимающимися контролем за избирательным процессом.

Остается пожелать, чтобы книга нашла своего заинтересованного читателя и содействовала борьбе за честные и справедливые выборы в России.

Любарев А.Е., кандидат юридических наук,

руководитель Дирекции программ

мониторинга избирательных кампаний
Независимого института выборов

Предисловие

Всенародные выборы органов власти принято считать необходимым атрибутом демократии. Это общепринятое положение заставляет проводить выборы не только в странах, обладающих широким спектром демократических механизмов (таких как разделение и баланс властей, развитое гражданское общество, децентрализованная собственность и охраняемые государством гражданские свободы), но и в странах, далеких от реальной демократии, по крайней мере, – от классической демократии западноевропейского образца.

В Советской России и СССР выборы органов власти формально существовали всегда (за исключением короткого периода Великой Отечественной войны), но они представляли собой лишь имитацию одного из демократических институтов. Советские выборы позволяли сохранять у власти одну и ту же политическую корпорацию. Основой, стержнем той корпорации была организация, называвшая себя партией (вопреки классическим политологическим определениям). На партийной платформе базировались все остальные органы: исполнительные, законодательные, профсоюзные и пр. В обновленной перестройкой политической корпорации произошло замещение партии на администрацию, изменился способ управления общенациональными ресурсами (способ «привязки» власти к собственности), но в главном российский государственный организм сумел восстановиться и опять занять позицию над гражданами.

Советские выборы не были и не могли быть движущим фактором перестройки политической системы, но углубление перестройки потребовало от ее инициаторов приближения процедуры выборов к классическому виду. И к середине 90-х годов российское избирательное законодательство приобрело вполне демократический вид. Однако после восстановления российской бюрократической корпорации, последняя озаботилась тем, чтобы приспособить новую избирательную систему к задаче собственного самовоспроизводства. Параллельно с процессом совершенствования избирательного законодательство шел процесс отладки технологий административного управления выборами. Этот процесс значительно ускорился с началом строительства «властной вертикали». А с 2004-го года началось массированное наступление и на избирательное законодательство.

К настоящему времени российские выборы совершили эволюционный виток и вновь приблизились к имитации, но теперь уже с элементом альтернативности. Властные корпорации различного уровня (от федеральной до местных) имеют на выборах собственный интерес, и они стремятся управлять процессом выборов с целью удовлетворения этого интереса. В результате российские выборы превратились в соревнование, организатором и судьей которого является один из участников. Вмешательство власти в выборы существенно снижает значимость этого важного демократического института.

Понятно, что наилучшим способом противодействия административным избирательным технологиям является использование другого административного ресурса. С региональным административным ресурсом можно бороться ресурсом федеральным. Например, прокуратура, как известно, является «единой федеральной централизованной системой органов», и региональный прокурор может быть эффективным федеральным ресурсом в борьбе против губернатора. У федеральных властей всегда в распоряжении находится мощная и закрытая структура ФСБ. А вот милиция может быть эффективным административным ресурсом даже против ресурса более высокого уровня.

Обычно, ресурс более высокого уровня побеждает ресурс более низкого уровня, но иногда верхний уровень бывает нейтрален по отношению к результатам выборов. В некоторых случаях у администрации более высокого уровня не хватает сил для влияния на более низкий уровень. Это, в частности, явилось одним из факторов, которые привели к отмене выборов губернаторов и к переходу на полностью пропорциональную систему выборов в Госдуму.

Но эта книга – не об использовании одного административного ресурса против другого. Мы также не рассматриваем здесь такие незаконные методы противодействия административному ресурсу, которые называются «черными» или «грязными» избирательными технологиями[1]. Эта книга адресована гражданам, не обладающим административным ресурсом, а лишь гражданской позицией, активностью, личными ресурсами. Возможности противодействия граждан административным избирательным технологиям ограничены: это – участие в работе избирательных комиссий, сбор и обнародование информации, обжалование нарушений в судах, наконец, – массовые акции.

Пока у других участников выборов остаются некоторые возможности если не предотвращать, то хотя бы выявлять и «смягчать» нарушения правил игры.

Одним из принципов российских выборов, закрепленных в статье 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является то, что выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Следование этому принципу дает возможность снизить степень вмешательства администрации в выборы.

Избирательные комиссии, с одной стороны, являются де-юре организаторами выборов, а с другой стороны, они представляют собой «полуобщественные» организации. В их работе могут участвовать представители кандидатов и избирательных объединений в статусе членов с совещательным голосом, доверенных и уполномоченных лиц, наблюдателей. Через избирательные комиссии проходит довольно большой поток информации о выборах. Поэтому в этой книге многие рекомендации касаются методов противодействия административным избирательным технологиям через избирательные комиссии.

Наши рекомендации