Род- это исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве и совместном ведении хозяйства

Тема 2. Происхождение государства

1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе

2. Причины и формы возникновения государства

3. Основные теории происхождения государства

Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того: в каких условиях оно возникло и развивалось.

Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. (Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет.) Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Государство и право существовали не всегда. Они появились на известной ступени развития человечества. Современная антропология доказала, что человек современного, кроманьонского типа (неонантроп) существует около 3 - 4,5 млн. лет. Между тем первые государственные образования появились около пяти тысяч лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного типа, неонантропы, существовали, не зная государства.

Образованию государства предшествовал первобытнообщинный строй -древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом слабости отдельного обособленного человека перед окружающей природой. Самые ранние формы объединения предков современного человека -архоантропов и палеоантропов - были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями. Это могли быть отдельные "семьи" или первобытные стада, использующие самые примитивные орудия труда -

необработанные палки, колья, камни.

Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.д.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», но не как результат какого-либо обобществления, а как естественное состояние первоначально возникшей коллективности.

Только спустя многие тысячелетия первобытные люди научились создавать более совершенные орудия труда - обработанные каменные топоры, копья, скребки и т.п., а также добывать огонь, строить примитивные жилища. Одновременно возникли более устойчивые сообщества людей - первобытные родовые общины, где все члены рода были связаны кровными узами.

Кровнородственный принцип объединения первобытных людей в те времена был единственно возможным. Происхождение ребенка от матери являлось наиболее достоверным, очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины. Поэтому у многих предков современных народов род строился на основе матриархата.

Род- это исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве и совместном ведении хозяйства.

Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась. Несколько родов образовывали племя.

Родоплеменную организацию общества характеризуют следующие признаки:

1) Экономика родового строя была присваивающей(люди получали готовый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства, рыбной ловли). Полученный продукт составлял общую собственность родовой общины. Прибавочного продукта присваивающая экономика, как правило, не давала.

2) Равенство социального положения - единство интересов и сплоченность членов рода.

3) Наличие потестарной власти.

Любая социальная общность или группа, даже самая примитивная, нуждается в управлении. В основе управления лежит власть.

Социальная, или общественная, властьпредставляет собой способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение людей с помощью различных средств принуждения, авторитета, права, морали, богатства, знания и т.д.

Власть — это отношения «господства и подчинения», «управления и влияния», «контроля и давления», складывающиеся между «субъектом власти» и «объектом власти», которые придают действиям людей целесообразность, упорядоченность и обеспечивают подчинение индивидуальной воли общей цели. В этой связи власть является средством согласования разнородных интересов и формирования на их базе общезначимого интереса, составляющего основу целостности общества, выступающего фактором его развития. Следовательно, су­ществование социальной власти обусловлено объективной потребностью общества в саморегуляции. Эта потребность вызвана неодинаковым положением людей в обществе, первоначально выражающимся в их естественной неоднородности, т.е. природных, половозрастных различиях, а затем и в различных формах социального неравенства: неравенстве статусов, богатства, образования и т.д.

Субъектом власти являются личность, группа, социальная общность, орган государства, обладающие способностью и возможностью навязывать свою волю другим. Объекты власти — личность, группа, социальная общность, организация, испытывающие властное воздействие. Способность субъекта власти навязывать свою волю объекту власти основана на наличии ресурсов, т.е. средств, с помощью которых субъект подчиняет себе волю объекта. Среди ресурсов можно выделить авторитет, насилие, нормы права, богатство, знания, информацию т.д.

В зависимости от сферы реализации властной воли и субъекта-носителя социальная власть подразделяется на виды: политическая, экономическая, духовная, информационная, государственная, религиозная, родительская и т.д.

В своем первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Социальная власть в догосударственном обществе существовала в форме потестарной власти(от лат. роtestus - власть, мощь) - особой разновидности социальной власти, обладающей рядом специфических признаков:

1. распространялась только в рамках рода, выражала его нолю и базировалась на кровных связях.

2. Была непосредственно общественной, строилась на началах — первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали).

Власть не монополизирована какой-то группой общества, личностью, а осуществляется всеми членами рода без создания специальных органов.

3. Потестарная власть не предполагает выделения из общества социальной группы, занятой управлением на постоянной профессиональной основе и стоящей над обществом.

4. Органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

5. Власть предводителей, вождей, военачальников держится не на
специальном аппарате управления и принуждения, а на их личных качествах и
достоинствах, авторитете, харизме, силе, уме, опыте.

Споры между членами рода разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким и состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Крайней формой наказания было изгнание из рода.

3) Отношения в первобытном обществе регулировались посредством мононорм («моно» - единый,т.к. они носили слитный, нерасчлененный характер. Социальна нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, групповые и т. д., как это делается в современном обществе) в виде табу (непререкаемые запреты), обычаев, ритуалов, религиозных предписаний, мифов.

Признаки мононорм:

1. отношения в первобытном обществе регулировались главным образом
обычаями. Обычай - исторически сложившиеся правила поведения, передаваемые
из поколения в поколение и вошедшие в привычку людей в результате многократного
и длительного применения;

2. социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человек;

3. существовали в поведении и в сознании людей, не будучи, как правило, закрепленными в письменной форме;

4. мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями;

5. выражали интересы всех членов рода и племени;

6. обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода), а также страхом лишения жизни;

7. ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно прав и обязанностей.

Наши рекомендации