Раздел X. СССР в 50- х - начале 80- гг. XX вв. 2 страница

«Я слишком часто и на всех почти путях встречаюсь и с страстями, и с самолюбием, и с завистью, а еще более с неразумием. Толпа вельмож со всею их свитою, с женами и детьми, меня заключенного в моем кабинете, без всяких связей, меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежащего к их сословию, целыми родами преследуют как опасного уновителя».

86. Установите соответствие между территорией и мирным договором, по которому эта территория вошла в состав России. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2 Б, 3В, 4Г).

Территория Мирный договор
1. Финляндия А. Гюлистанский мир
2. Центральная Польша Б. Фридрихсгамский мир
3. Бессарабия В. Решение Венского конгресса
4. Северный Азербайджан Г. Тильзитский мир
  Д. Бухарестский мир

87. Прочтите отрывок из речи Александра I и напишите название страны или города, где была произнесена эта речь.

«Образование, существовавшее в ваших краях, дозволило мне ввести немедленно то устройство, которое я вам даровал, руководствуясь правилами законосвободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих размышлений … Таким образом, вы мне подали средство явить моему отечеству то, что я уже с давних пор ему приуготовляю и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости …».

88. Внешняя политика Александра I после Венского конгресса характеризуется:

1) поддержкой борьбы славян за независимость от Австрии;

2) стремлением усилить позиции России на Дальнем Востоке;

3) активным участием в деятельности Священного союза;

4) многочисленными войнами.

89. Тильзитский мир:

1) вынудил Россию присоединиться к «континентальной блокаде»;

2) отрезал Россию от побережья Балтийского моря;

3) ликвидировал независимость Пруссии и Австрии;

4) окончательно уничтожил независимость Польши.

90. Дорохов, Сеславин, Фигнер – это:

1) члены Негласного комитета;

2) члены Южного общества декабристов;

3) командиры армейских партизанских отрядов;

4) командиры крестьянских партизанских отрядов.

91. Внутренняя политика Александра I до войны 1812 г. характеризуется:

1) цензурным гнетом, преследованием противников существующего строя;

2) проведением преобразований в различных сферах общественной жизни

3) решительными действиями по подготовке к отмене крепостного права;

4) отменой привилегий Русской православной церкви.

92. При Александре I в состав России вошла территория:

1) Западной Украины;

2) Западной Грузии;

3) Восточной Пруссии;

4) Восточной Армении.

93. Вольные хлебопашцы – это крестьяне:

1) переселенные правительством на южные окраины России;

2) проживавшие на землях, отошедших государству в результате секуляризации;

3) отпущенные помещиком на воля с землей за выкуп;

4) получившие свободу за активное участие в войне с Наполеоном.

94. Внутренняя политика Николая I характеризуется:

1) решительными действиями по подготовке к отмене крепостного права;

2) цензурным гнетом, преследованием противников существующего строя;

3) отсутствием преобразований в системе государственного управления;

4) отменой привилегий Русской православной церкви.

95. Поражение восстания декабристов привело к:

1) временному упадку революционного движения в России;

2) переходу правительства к политике массового террора;

3) массовой эмиграции деятелей русской культуры;

4) лишению дворянства части привилегий.

96.Внешняя политика Николая I характеризуется:

1) созданием прочного тройственного союза России, Англии и Франции;

2) стремлением разделить и подчинить Австрийскую империю;

3) борьбой с революционным движением в Европе;

4) большими территориальными приобретениями в Средней Азии.

97. Установите соответствие между общественным деятелем и направлением общественной мысли, которого он придерживался. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя за­пятые. Например: 1А2БЗВ4Г

Деятели   Направления  
1. Ф.В. Булгарин   А. Революционная демократия  
2. Н.П. Огарев (после 1848г.)   Б. Славянофильство  
3. А. С. Хомяков   В. Декабризм  
4. Т.Н. Грановский   Г. «Официальная народность»  
    Д. Западничество  

98. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора.

«Число их [людей, «склонных к злоумышлениям»] возросло до ужасающей степени с тех пор, как множество французских искателей приключений, овладев у нас воспитанием юношества, занесли в Россию революционные начала своего отечества, и еще более со времени последней войны чрез сближение наших молодых офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили нас наши победы... Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов».

99. Земские управы – это:

1) распорядительные органы земского самоуправления, избиравшиеся населением;

2) суды по мелким правонарушениям и гражданским делам на сумму до 500 руб.;

3) исполнительные органы земского самоуправления;

4) собрания земских гласных.

100. Прочтите отрывок из речи Александра II и укажите год, в котором она была произнесена:

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

1) 1856 г.;

2) 1860 г.;

3) 1861 г.;

4) 1864 г.

101. Н. Г. Чернышевский:

1) создал подпольную террористическую организацию;

2) проповедовал свои взгляды в основном через легальную печать;

3) был казнен по приговору царского суда;

4) организовал «хождение в народ».

102. Обе организации с названием «Земля и воля» объединяло то, что они:

1) действовали в тесном союзе с европейским рабочим движением;

2) возлагали главную надежду на крестьянскую революцию;

3) были раскрыты и уничтожены полицией.

103. Новый принцип, положенный в основу органов местного самоуправления, созданных при Александре II:

1) выборность;

2) независимость;

3) всесословность;

4) публичность.

104. Польское восстание было в:

1) 1855 – 1858 гг.;

2) 1863 – 1864 гг.;

3) 1874 – 1875 гг.;

4) 1879 – 1881 гг.

105. Прочтите стихотворение Ф. И. Тютчева и назовите фамилию человека, к которому обращается поэт.

Да, вы сдержали ваше слово:

Не двинув пушки, ни рубля,

В свои права вступает снова

Родная Русская земля.

И нам завещанное море

Опять свободною волной,

О кратком позабыв позоре,

Лобзает берег свой родной.

106. Установите соответствие между общественным деятелем и организацией, к которой он принадлежал. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2Б3В4Г.

Деятели Организации
1. С. Г. Нечаев А. Первая «Земля и воля»
2. Г. В. Плеханов Б. Редакция журнала «Современник»
3. А. Д. Михайлов В. «Черный передел»
4. Н. А. Добролюбов Г. «Народная расправа»
  Д. «Народная воля»

107. Прочтите отрывок из статьи и напишите фамилию автора.

«Ближайшая, непосредственная цель революции должна заключаться не в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственною властью и превратить данное, консервативное государство в государство революционное».

108. Генерал Гурко командовал:

1) подавлением Польского восстания;

2) взятием Ташкента;

3) обороной Шипки;

4) осадой Плевны.

109. Какие территории вошли в состав Российской империи при Александре II:

А. Туркмения.

Б. Армения.

В. Камчатка.

Г. Забайкаль

Д. Приморье.

Е. Батум.

Укажите верный ответ:

1) АБД; 2) АДЕ; 3) АВД; 4) ВГЕ.

110. К 1906 г. относится:

1) формирование Прогрессивного блока;

2) Кровавое воскресенье;

3) созыв I Государственной думы;

4) создание РСРП.

111. Лидером партии октябристов был:

1) С. Ю. Витте;

2) П. Н. Милюков;

3) А. И. Гучков;

4) П. А. Столыпин.

112. Прочтите отрывок из думской речи лидера политической партии и напишите фамилию оратора.

«Мы говорим этому правительству, как сказала декларация блока: мы будем бороться с вами; будем бороться всеми законными средствами до тех пор, пока вы не уйдете … Вы спрашиваете, как же мы начнем бороться во время войны? Да ведь, господа, только во время войны они и опасны. Они для войны опасны, и именно поэтому во время войны и во имя войны, во имя того самого, что заставило нас соединиться, мы с ним теперь боремся».

113. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографий. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, Не делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2Б3В4Г.

Исторические деятели Факты биографии
1. А. И. Дубровин А. Председатель IV Государственной думы
2. Г. Гапон Б. Руководитель Боевой организации ПСР, агент полиции
3. П. А. Столыпин В. Один из лидеров «Союза русского народа»
4. Е. Азеф Г. Организатор мирного шествия к Зимнему дворцу.
  Д. Убит террористом (и агентом полиции).

114. Прочтите отрывок из книги Н. А. Бердяева «Самопознание» и напишите, о какой идеологии говорит автор.

«В [нем] меня более всего пленил историософический размах, широта мировых перспектив. По сравнению с [ним] старый русский социализм мне представлялся явлением провинциальным. [Он] конца 90-х годов был несомненным процессом европеизации русской интеллигенции, приобщением ее к западным течениям, выходом на большой простор. Я был очень антинационалистически настроен и очень обращен к Западу.

115. Напишите аббревиатуру политической партии, в Манифесте которой были приведены ниже слова.

«Политическая свобода нужна русскому пролетариату, как чистый воздух нужен для свободного дыхания. Она – основное условие его свободного развития и успешной борьбы за частичные улучшения и конечное освобождение».

116. Отруб – это земля:

1) предоставлявшаяся Крестьянским банком для организации хуторского хозяйства;

2) дававшаяся переселенцам в Сибири и на Дальнем Востоке;

3) арендовавшаяся крестьянами у помещиков и государства;

4) выделявшаяся как единый участок пожелавшему выйти из общины.

117. Принятие второго избирательного закона было вызвано разочарованием правительства в поддержке со стороны депутатов от:

1) предпринимателей;

2) рабочих;

3) крестьян;

4) интеллигенции.

118. Цитата: «Привлечь … к участию в Думе те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав» взята из документа:

1) Положение о губернских и уездных земских учреждениях;

2) Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1917 г.);

3) Манифест об учреждении Государственной думы (август 1905 г.);

4) Манифест о роспуске Государственно думы (3 июня 1907 г.).

119. В каком году произошли все названные события – Ленский расстрел, окончательный раскол РСДРП на большевиков и меньшевиков, очередные выборы в Государственную думу:

1) 1904 г.;

2) 1906 г.;

3) 1912 г.;

4) 1914 г.?

120. Какая военная операция русской армии началась с успеха, но закончилась крупным поражением?

1) Брусиловский прорыв;

2) Восточно-Прусская;

3) Галицийская;

4) оборона Порт-Артура?

121. Как назывался сборник статей, в котором ряд русских мыслителей осудил увлечение интеллигенции революционными идеями:

1) «Интеллигенция и революция»;

2) «Из-под глыб»;

3) «Смена вех»;

4) «Вехи»?

122. Какие из приведенных ниже понятий связано с процессами монополизации в русской промышленности:

1) «винная монополия»;

2) «черносотенство»;

3) «синдикат»;

4) «банковский хутор».

123. Начало первой мировой войны привело к:

1) к началу революционных выступлений в армии и флоте;

2) к всплеску забастовочного движения;

3) к патриотическому подъему в русском обществе;

4) к беспорядкам на национальных окраинах России.

124. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о ком идет речь.

«Он умел с одинаковым увлечением играть в шахматы, рассматривать «Историю костюма», часами вести спор с товарищем, удить рыбу, ходить по каменным тропам Капри, раскаленным солнцем юга, любоваться золотыми цветами дрока и чумазыми ребятами рыбаков. А вечером, слушая рассказы о России, о деревне, завистливо вздыхал: «А мало я знаю Россию. Симбирск, Казань, Петербург, ссылка и – почти все!».

1) В. И. Ленин;

2) Ю. О. Мартов;

3) Г. В. Плеханов;

4) В. М. Мартов.

125. В I Государственной думе преобладали:

1) черносотенцы и октябристы;

2) октябристы и кадеты;

3) кадеты и трудовики;

4) левые партии и трудовики.

126. Автором проекта социализации земли был:

1) П. А. Столыпин;

2) В. И. Ленин;

3) Г. В. Плеханов;

4) В. М. Чернов.

127. Первый Совет был создан в городе:

1) Санкт-Петербург;

2) Иваново-Вознесенск;

3) Москва;

4) Нижний Новгород.

128. В период «двоевластия»:

1) были приняты «Декрет о земле» и «Декрет о мире»;

2) большевики выдвинули лозунг «Вся власть Советам!»;

3) произошел разгон Учредительного собрания;

4) произошел Корниловский мятеж.

129. Период с ноября 1917 г. по февраль 1918 г. характеризуется:

1) установлением власти большевиков на большей части территории страны;

2) масштабным изъятием хлеба у крестьян в рамках продовольственной диктатуры;

3) созданием военно-политического союза советских республик;

4) развертыванием интервенции Антанты.

130. Причина победы большевиков в 1917 г.:

1) последовательное выступление большевиков за продолжение «войны до победного конца»;

2) привлекательность и доступность большевистских лозунгов и призывов для большинства населения;

3) мощная поддержка со стороны основной массы населения – крестьянства

4) помощь (финансовая и моральная) со стороны Антанты.

132. С военным действиями на Восточном фронте в годы Гражданской связана борьба большевиков с:

1) генералом Врангелем;

2) петлюровцами;

3) наступлением чехословаков;

4) Нестором Махно.

133. Обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды в годы военного коммунизма называлась:

1) трудовая повинность;

2) национализация;

3) продразверстка;

4) продналог.

134. Советский государственный и партийный деятель, первый руководитель ВЧК:

1) А. Ф. Керенский;

2) Ф. Э. Дзержинский;

3) Л. Д. Троцкий;

4) Н. И. Бухарин.

135. К периоду с марта по июль 1917 г. имеет отношение термин:

1) милитаризация труда;

2) третьеиюньская монархия;

3) Белое движение;

4) аграрный вопрос.

136. В течение всей гражданской войны противникам большевиков не удавалось занять этот город:

1) Нижний Новгород;

2) Екатеринбург;

3) Казань;

4) Архангельск.

137. Народные комиссариаты – это аналог в дореволюционной системе управления:

1) губернаторов;

2) министров;

3) сенаторов;

4) депутатов Государственной Думы.

138. Прочтите отрывок из обращения и укажите год, в котором оно было принято.

«Всероссийское Временное правительство распалось. Совет Министров принял всю полноту власти и передал ее мне, адмиралу русского флота Александру Колчаку. Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю: Я не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности».

1) 1917 г.;

2) 1918 г.;

3) 1919 г.;

4) 1920 г.

139. В апреле 1917 г. В. И. Ленин провозгласил курс на:

1) защиту социалистического Отечества;

2) электрификацию России;

3) борьбу с голодом;

4) социалистическую революцию.

140. Прочтите отрывок из воззвания и напишите фамилию его автора.

«Русские люди, великая Родина наша умирает! Вынужденный выступать открыто, я … заявляю, что Временное правительство под давление большевистского большинства Советов действует в полном согласии с планами германского Генерального штаба …».

Ответ: Корнилов.

141. Установите соответствие между политическим деятелями и политическими течениями, к которым они принадлежали (возглавляли). При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и Не ставя запятые. Например: 1А2Б3В4Г.

Деятель Политические течения
1. Н. И. Махно А. Левые эсеры
2. Н. И. Бухарин Б. Правые эсеры
3. В. М. Чернов В. Анархисты
4. М. А. Спиридонова Г. Монархисты
  Д. Левые коммунисты

142. Прочтите отрывок из стихотворения В. В. Маяковского и напишите фамилию человека, о котором идет речь.

Царям дворец построил Растрелли.

Цари рождались, жили, старели.

Дворец не думал о вертлявом постреле,

не гадал, что в кровати, царицам вверенной,

раскинется какой-то присяжный поверенный.

От орлов, от власти, одеял и кружевца

голова присяжного поверенного кружится.

143. Установите соответствие между политическими деятелями и занимаемыми ими в 1920-е гг. должностями. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2Б3В4Г.

Деятель Должность
1. А. В. Луначарский А. Нарком обороны
2. Г. В. Чичерин Б. Нарком иностранных дел
3. К. Е. Ворошилов В. Нарком просвещения
4. В. В. Куйбышев Г. Председатель ОГПУ
  Д. Председатель ВСНХ

144. Напишите псевдоним политического деятеля, который пропущен в отрывке из «Письма к съезду» В. И. Ленина:

« _________________ отличается не только выдающимися способностями. Лично он, пожалуй, самый способный человек в ЦК, но и чрезмерно хватающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела».

145. В период нэпа:

1) завершилась коллективизация крестьянских хозяйств;

2) был восстановлен довоенный уровень производства;

3) развернулось стахановское движение;

4) была введена продразверстка.

146. Политика коллективной безопасности характеризуется:

1) желанием СССР вернуть бывшие территории Российской империи;

2) либерализацией внутриполитической жизни в СССР;

3) созданием военно-политического блока во главе с СССР;

4) стремлением СССР заключить двусторонние соглашения о взаимопомощи в случае агрессии.

147. Результат проведения коллективизации:

1) установление жесткого партийного контроля над деревней;

2) рост заинтересованности крестьян в результате труда;

3) усиление позиций частных собственников в деревне;

4) существенный рост жизненного уровня крестьян.

148. Курс на индустриализацию провозгласил:

1) X съезд партии;

2) XV съезд партии;

3) XIV съезд партии;

4) XVII съезд партии.

149. Показатель, существенно (т. е. в несколько раз) выросший в первую пятилетку:

1) производство предметов потребления;

2) производительность труда;

3) добыча сырья;

4) безработица.

150. Советский государственный и партийный деятель, руководитель НКВД в 1937 г.:

1) К. Е. Ворошилов;

2) Ф. Э. Дзержинский;

3) Л. П. Берия;

4) Н. И. Ежов.

151. К середине 1920-х гг. имеет отношение термин:

1) милитаризация труда;

2) смычка города и деревни;

3) социалистическое соревнование;

4) ликвидация кулачества.

152. Республика, входившая в число основателей СССР:

1) Казахская ССР;

2) Узбекская ССР;

3) Белорусская ССР;

4) Литовская ССР.

153. Согласно уставу компартии ее высшим органом был (о):

1) Центральный комитет;

2) Политбюро;

3) Секретариат;

4) съезд.

154. Прочтите отрывок из выступления И. В. Сталина и укажите, в каком году могли быть произнесены эти слова.

«Если кулаки ведут разнузданную спекуляцию на хлебных ценах, почему вы не привлекаете их за спекуляцию? Неужели вы боитесь нарушить спокойствие господ спекулянтов?»

1) 1922 г.; 2) 1925 г.; 3) 1928 г.; 4) 1931 г.

155. В 1929 г. был взят курс на:

1) сплошную коллективизацию;

2) социалистическую революцию;

3) электрификацию России;

4) борьбу с голодом.

156. Участие России (СССР) в Первой и Второй мировых войнах имело следующую общую черту:

1) целенаправленное уничтожение врагом части населения страны;

2) потеря значительных территории в ходе войны;

3) территориальные приобретения по итогам войн;

4) отсутствие союзников.

157. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны:

1) ограничивалось территорией Белоруссии;

2) распускало колхозы на территории «освобожденных районов»;

3) внесло решающий вклад в победу над врагом;

4) координировалось из Москвы.

158. Результат советско-японской войны:

1) возвращение СССР Курильских островов;

2) оккупация Северной Японии советскими войсками;

3) победа народной революции в Монголии;

4) разгром японских войск у р. Халхин-Гол.

159. Берлинская битва включает эпизод:

1) вступление Красной армии на территорию Германии;

2) встреча Красной армии с войсками союзников;

3) Висло-Одерская операция;

4) Взятие Кенигсберга.

160. В 1939 г.:

1) состоялась встреча И. В. Сталина и А. Гитлера;

2) началась советско-финская война;

3) в состав СССР была включена часть Восточной Пруссии;

4) прибалтийские государства стали советскими республиками.

161. А. М. Матросов:

1) направил свой подбитый самолет на скопление техники врага;

2) мужественно держался на допросе и был казнен фашистами;

3) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота;

4) одним из первых применил ночной таран.

162. Подвиг героев-панфиловцев был совершен во время:

1) обороны Брестской крепости;

2) битвы на Курской дуге;

3) обороны Сталинграда;

4) битвы под Москвой.

163. Установите соответствие между героями Великой Отечественной войны и фактами их биографии. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбца. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2Б3В4Г.

Герой войны Факт биографии
1. С. А. Ковпак А. Талантливый разведчик, добывавший очень ценную информацию
2. А. И. Покрышкин Б. Командир одного из самых больших партизанских соединений
3. О. В. Кошевой В. Советский полководец, маршал Советского Союза
4. Н. И. Кузнецов Г. Выдающийся летчик, трижды Герой Советского Союза
  Д. Комиссар подпольной организации «Молодая гвардия»

164. Напишите фамилию советского военного деятеля, о котором идет речь в отрывке из воспоминаний маршала А. Е. Голованова.

«Узнал я [его] на Халхин-Голе. Провел он там блестящую операцию по разгрому японских самураев, после чего получил в командование округ, которым успешно командовал. Война застала его в должности начальника Генерального штаба Красной армии … Настоящий полководческий талант проявился у него, когда он занял свое место там, где ему и надлежало быть, т. е. в войсках. Первое, что мне стало известно, это его деятельность под Ленинградом».

165. Установите соответствие между конференциями и основными вопросами, рассматриваемыми на них. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2Б3В4Г.

Конференции Вопросы
1. Тегеранская А. Создание антигитлеровской коалиции
2. Потсдамская Б. Послевоенное устройство, раздел Германии на зоны оккупации
3. Ялтинская В. Послевоенное устройство, новые границы Германии
4. Сан-францисская Г. Открытие Второго фронта
  Д. Обсуждение и подписание устава ООН

166. Прочтите отрывок из стихотворения О. Берггольц и напишите название города, где происходили описанные события.

Один, стуча, трудился метроном …

И стыли ноги, и томилась свечка.

Вокруг ее слепого огонька

образовалось лунное колечко,

похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады

рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то Армия рвала кольцо блокады,

вела огонь по нашему врагу.

167. Союзная советская республика, созданная в 1940 г., оккупированная немцами в 1941 г. и освобожденная в 1944 г.:

1) Украинская ССР;

2) Крымская ССР;

3) Белорусская ССР;

4) Молдавская ССР.

168. В ходе Сталинградской битвы:

1) произошло открытие Второго фронта в Европе;

2) начался коренной перелом в войне;

3) активное участие в боях приняло народное ополчение;

4) немцы были остановлены на окраине Сталинграда.

169. Прочтите отрывок из работы историка и укажите о каком сражении идет речь.

«Сражение завершилось … Впервые с начала Второй мировой войны германские войска вынуждены были перейти к обороне на своем главном направлении, в результате чего Ставка ВГК выиграла время для совершенствования стратегической обороны … Советские войска проявили небывалую стойкость и массовый героизм».

1) под Киевом;

2) под Смоленском;

3) под Минском;

4) под Москвой.

170. В 1942 г.:

1) в войну против СССР на стороне Германии вступила Финляндия;

2) развернулись ожесточенные бои на Серном Кавказе;

Наши рекомендации