Ценностные характеристики информации

1.Ценность (возможность использования для достижения социально значимых целей).

2. Стоимость (учитывая расходы на получение информа­ции).

3. Полезность (возможность использования для решения конкретной задачи).

В последнее время значительное внимание уделяется разра­ботке особого направления исследований: информационной аксиологии. Она призвана рассмотреть условия, при которых информация признается ценной1.

5.4. Классификация социальной информации (ее виды)

Классификация социальной информации соответствует он­тологическому ее пониманию. При этом возникает потребность в определении видов информации для того, чтобы знать, о ка­кой именно информации идет речь в том или ином случае.

Определение видов информации началось почти одновре­менно с распространением "информационного подхода" к яв­лениям действительности, а особенно с внедрением и развити­ем исследований "информационных систем" (как систем, связанных с получением, хранением, распространением и ис­пользованием информации).

Известно много попыток определить виды социальной ин­формации. Преимущественно это делалось эмпирическим пу­тем: давалась характеристика отдельных видов информации, не учитывая требований научного метода классификации.

В разных источниках можно найти перечни видов информа­ции, иногда достаточно развернутые. Но далеко не всегда ука­зывается, по каким признакам выделяются виды; не выдержи­ваются обычные требования к научной классификации.

В некоторых источниках определение видов информации осуществляется якобы методом классификации: избираются признаки классификации, являющиеся основой деления ин­формации на виды; виды информации перечисляются по каж­дому признаку. Но не всегда перечисленные виды выделяются именно по тому признаку, который определен как основание деления, а перечень определенных видов информации далеко не полон.

Поэтому считаем нужным систематизировать деление ин­формации на виды: определить признаки, по которым выделя­ются те или иные виды информации; дать наиболее полный перечень видов по каждому признаку; определить подчинен­ность одних видов другим или их самостоятельность. Наиболее пригодной для этой цели является параллельная фасетная классификация, которая в некоторых фасетах может быть иерархической.

Нужно также определить объем родового понятия "инфор­мация", которое классифицируется. Здесь деление на виды ка­сается понятия "социальная информация", которое рассмат­ривается как единственный возможный вариант информации, то есть принадлежит концепции социальной информации.

Предлагается осуществить классификацию социальной ин­формации по разным признакам методом параллельной фасет-ной классификации, создавая по каждому признаку отдельные фасеты классификации, не зависящие друг от друга.

Фасетов может быть много, поэтому лучше представить классификацию в виде таблицы 5.1. "Классификация социаль­ной информации". Отдельные фасеты объединим в блоки:

— А. По характеристикам источника информации.

— Б. По характеристикам канала передачи информации.

— В. По характеристикам сообщения.

— Г. По характеристикам потребителя информации.

— Д. По признакам, характеризующим восприятие инфор­мации потребителем и ее оценку.

Таким способом обеспечивается всесторонняя характерис­тика информации с учетом ее методологического понимания (как сведений, передающихся в процессе социальной коммуникации).

Важное значение придается тому, по какому именно при­знаку выделяется тот или иной вид информации. Как извест­но, параллельная фасетная классификация позволяет учиты­вать самые разнообразные признаки классификации, не зави­сящие друг от друга. Соответственно, одно и то же явление — информация — может быть проанализировано по разным признакам, что позволит получить ее многомерную характе­ристику.

В предложенной классификации информации на виды есть некоторые отличия от традиционных, широко распространен­ных классификаций.

Например, известное деление информации на массовую и специальную обычно трактуется как деление по общественно­му назначению1 или по социальному назначению2. По этому признаку авторы, как правило, выделяют только два назван­ных вида, но в учебнике "Информатика" назван еще и третий вид — "личная" информация, которая адресуется ограничен­ному кругу лиц, связанных семейными, дружескими или дру­гими отношениями. На второй ступени деления массовая ин­формация разделяется на публицистическую, эстетическую и бытовую, или на общественно-политическую, бытовую и науч­но-популярную. Специальная информация в такой классифи­кации делится на научную, техническую, технологическую, планово-экономическую "и другие виды специальной инфор­мации" (производственную, управленческую, коммерческую).

Таблица 5.1. Классификация социальной информации

Номер фасета Признак классификации Вид социальной информации
Блок А. По характеристикам источника информации
А1 По месту возникновения 1. Внешняя. 2. Внутренняя
А2 По месту в информационной системе 1. Входная. 2. Выходная
Блок Б. По характеристикам канала передачи информации
Б1 По отношению к материальному носителю 1.Закрепленная. 2. Незакрепленная
Б2 По отношению к документу 1. Документальная. 2. Недокументальная
БЗ По материалу носителя информации 1. Устная. 2. Бумажная. 3. Фото документальная. 4. Кинодокументальная. 5. Магнитопленочная. 6. Магнитодисковая. 7. Оптичнодисковая и т. п.
Б4 По каналу получения информации 1. Визуальная. 2. Аудиальная. 3. Тактильная. 4. Вкусовая. 5. Обонятельная. 6. Аудиовизуальная
Б5 По способу распространения информации 1.Опубликованная. 2 .Неопубликованная
Блок В. По характеристикам сообщения
В1 По способу отражения информации сознанием человека 1. Логическая. 2. Образная
В2 По объекту отражения в сообщении 1. Экономическая: 1.1. промышленная; 1.2.сельскохозяйственная;
    1.3. сферы обслуживания;
    1.4. сферы культуры. 2. Научная:
    2.1. естественно-научная;
      2.2. по техническим наукам; 2.3. общественно-научная;
    2.4. гуманитарно-научная. 3. Технологическая.
    4. Управленческая. 5. Художественная
    (эстетическая).
      6. Религиозная.
    7. Спортивная. 8. Бытовая.
    9. Личная
ВЗ По предмету отражения в сообщении 1. Концоптографическая. 2. Методографическая. 3. Фактографическая.
    4. Эмоциональная. 5. Волевая
В4 По наличию 1. Кодированная.
  кодирования 2. Некодированная
В5 По характеру знаковой 1. Текстовая:
  системы передачи 1.1. письменная;
  информации   1.2. цифровая.
          2. Изобразительная: 2.1. изобразительно-статиче-
    ская;
    2.2. изобразительно-динами-
    ческая.
    3. Картографическая. 4. Нотная.
    5. Звуковая: 5.1. вербальная; 5.2. музыкальная;
      5.3. шумовая
В6 По тематике 1. Универсальная. 2. Отраслевая. 3. Тематическая. 4. Персональная
В7 По времени поступления 1.Современная (актуальная). 2.Архивная (утратившая актуальность)
В8 По времени действия отраженных событий, фактов 1. Текущая. 2 .Ретроспективная. 3 .Перспективная
В9 По новизне данных 1. Новая. 2. Уже известная. 3. Устаревшая
В10 По наличию переработки информации 1.Первичная. 2. Вторичная
В11 По отношению к истине 1. Истинная. 2.Ложная (неправдивая)
В12 По характеру поступления 1. Дискретная. 2. Непрерывная
В13 По способу восприятия 1.Реценторная. 2.Чувственная. 3.Образная. 4.Логическая
В14 По времени предоставления для использования 1.Опережающая. 2.Оперативная. 3.Запоздалая
В15 По полноте 1. Полная. 2. Неполная: 2.1. выборочная; 2.2. частично утерянная. 3. Избыточная (излишняя)
Блок Г. По характеристикам потребителя информации
П По объему аудитории 1. Массовая. 2. Специальная. 3. Индивидуальная
Номер фасета Признак классификации Вид социальной информации
Г2 По степени конкретизации адресата 1. Аксиальная. 2. Ретиальная
ГЗ По степени доступности 1. Общедоступная. 2. Тайная (секретная). 3. Ограниченного доступа
Г4 По соответствию запросу потребителя информации 1. Релевантная. 2. Нерелевантная. 3. Индифферентная
Г5 По соответствию информационной потребности потребителя информации 1. Пертинентная. 2. Непертинентная
Блок Д. По признакам, характеризующим восприятие информации потребителем и ее оценку
Д1 По полезности 1. Полезная. 2. Вредная. 3. Нейтральная
Д2 По ожидаемости 1. Ожидаемая. 2. Неожиданная
ДЗ По желательности 1. Желанная. 2. Навязываемая
Д4 Насколько представляет интерес 1. Интересная. 2. Скучная. 3. Безразличная
Д5 По степени понятности 1. Понятная. 2. Сложная
Дб По степени разнообразия 1. Однообразная. 2. Разнообразная
Д7 По повторяемости 1. Одноразовая. 2. Повторяемая
Д8 По достоверности 1. Верная (правильная). 2. Неверная(неправильная)
Д9 По степени известности потребителю 1. Знакомая (известная). 2. Незнакомая (неизвестная)
Д10 По наличию предыдущего потребления 1. Потребляемая. 2. Непотребляемая
ДП По привычности для потребителя 1. Обычная (привычная). 2. Необычная
Д12 В зависимости от ценностного аспекта отражаемого общественного мнения 1. Позитивная. 2. Негативная. 3. Сбалансированная. 4. Нейтральная
           

В предложенной нами классификации деление информации на массовую и специальную осуществляется по объему ауди­тории, на которую рассчитана информация, а не по обществен­ному (или социальному) назначению. Массовая информация — это информация, предназначенная всем потребителям ин­формации, независимо от их групповых и индивидуальных особенностей; специальная информация — информация, рас­считанная на одну из категорий потребителей информации. В этом фасете можно выделить еще индивидуальную информа­цию, рассчитанную на одного, отдельного адресата.

Деление на экономическую, научную, технологическую, правовую, управленческую, политическую, публицисти­ческую, социально-демографическую, художественную (эс­тетическую), религиозную, спортивную, бытовую и лич­ную информацию осуществляется в другом фасете, не зависящем от предыдущего признака, — по объекту отраже­ния. Следовательно, информация, содержащаяся в определен­ном документе, может быть, например, массовой по объему ау­дитории и научной по объекту отражения, поскольку виды информации, выделяемые по разным признакам, не имеют на­всегда закрепленных связей друг с другом.

В таблице 5.1 перечислены как известные в литературе виды информации, так и виды, необходимые для выполнения требо­вания полноты классификации, которые раньше не упомина­лись. Вместе с тем некоторые виды информации, упоминаемые в литературе, не отражены в таблице, потому что они являются разновидностями определенных отраженных видов. Напри­мер: медицинская, географическая, историческая информа­ция являются разновидностями "отраслевой" информации, а вообще этих разновидностей столько, сколько можно было бы назвать отраслей знания и человеческой деятельности, поэто­му отдельные из них не перечисляются. Маркетинговая ин­формация (о рынках сбыта продукции) является разновиднос­тью коммерческой информации, а в целом разновидности последней еще не определены достаточно четко, поэтому они не перечисляются.

Кроме того, некоторые из видов информации, обсуждаемые в литературе, охватывают элементы разных видов и потому не могут быть названы рядом с ними. Например, так называемая деловая информация, или бизнес-информация, охватывает элементы производственной, коммерческой, правовой, бы­товой и личной информации и представляет собой такой ком­плекс, который не может быть выделен рядом с другими вида­ми информации по объекту отражения.

Не указаны в таблице некоторые из видов информации, ка­сающиеся дифференциации отдельных видов по другим при­знакам. Например, научная информация может быть диффе­ренцирована по целевому и читательскому назначению на научно-исследовательскую, производственную (практичес­кую), учебную, научно-популярную, справочную, научно-ин­формационную, рекламную, но такой перечень касается лишь научной информации, а не социальной информации вообще, поэтому он не включен в таблицу.

Отдельные виды информации, называемые некоторыми ис­следователями, не имеют четко определенной характеристики, поэтому они не отражены в таблице. Например, "педагогичес­кая информация" может пониматься и как отраслевая инфор­мация по педагогике, и как научная информация по любой от­расли знаний, функционально предназначенная тем, кто учится. "Социальная информация" некоторыми авторами трактуется как информация о занятости населения, числе без­работных, ценах на потребительские товары и т. п.1 Очевидно, что такая информация принадлежит к социально-демографи­ческой по объекту отражения.

Некоторые названия видов информации применяются разными авторами для обозначения разных видов, по разным признакам, поэтому от одного из омонимических названий предлагается отказаться. Например, "ретроспективная ин­формация" традиционно в информатике и библиографоведении трактуется как информация о событиях или документах, по­явившихся за определенный промежуток времени, предшест­вующий данному моменту. А в архивоведении понятие "ретроспективная документная информация" трактуется как

информация, находящаяся в документах, появившихся на про­тяжении определенного времени в прошлом, потерявших свою актуальность и сохраняющихся в архивах. Документы с такой информацией называют архивными. Возможно, и этот вид ин­формации следует называть архивная, а не "ретроспектив­ная"?

Термин оперативная информация традиционно трактуется как информация, которая быстро приходит к потребителю и ис­пользуется непосредственно в ходе выполняемого процесса. Но в одном из источников оперативной названа информация, кото­рая "циркулирует между объектами вещественного мира и ис­пользуется в процессах управления в живой природе и челове­ческом обществе", в отличие от "структурной (или связанной)" информации, которая якобы присуща любому материальному объекту1. Такой подход к определению оперативной информа­ции близок к пониманию "относительной" информации в атри­бутивной концепции, рассмотренной выше. Нами за основу принята первая трактовка "оперативной информации".

Возможны еще и другие случаи, когда тот или иной вид ин­формации выделяется не в связи с классификацией социаль­ной информации вообще, а с необходимостью комплексного объединения некоторых видов информации или выделения некоторых разновидностей. Такие случаи нуждаются в осо­бом рассмотрении (например, понятие "международная ин­формация", "внешнеэкономическая информация", "библио­графическая информация" и др.).

В целом представление видов информации в виде классифи­кационной системы дает возможность более четко представить сложную характеристику социальной информации, взаимо­связи ее отдельных видов и признаки их дифференциации. Представленная классификация не претендует на завершен­ность, она является открытой для дополнения и уточнения.

Онтологический подход к социальной информации, ее по­ниманию как реальному явлению, существующему в действи­тельности, позволяет учитывать характеристики отдельных иидов социальной информации при исследовании документов и определении отдельных направлений информационной де­ятельности документальных коммуникационных систем. По­нимание того, по какому признаку выделяется тот или иной вид информации, уточнение и согласование терминов, обозна­чающих ее отдельные виды, являются необходимым условием последующего развития исследований социальной информа­ции и их использования в документоведении.

Выводы

Деятельность социальных коммуникационно-информаци­онных систем непосредственно связана с таким явлением, как информация, поэтому определению информации и ее видов уделяется значительное внимание. Но единства мнений по этим вопросам пока еще не достигнуто.

Анализ и обобщение существующих взглядов дают возмож­ность сформировать определенные представления об определе­нии, структуре и свойствах социальной информации, требова­ниях к ней.

Классификация социальной информации в виде многоаспект­ной фасетной схемы позволяет конкретизировать определенные признаки классификации информации и уточнить перечни ви­дов информации, выделяющихся по тому или иному признаку.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как различаются понятия "документальная информация", "документная информация" и "информация в документе"?

2. Охарактеризуйте атрибутивную концепцию информа­ции. Какие виды информации выделяются согласно этой кон­цепции?

3. В чем заключается функционально-кибернетическая кон­цепция информации?

4. Как характеризуется информация согласно концепции социальной информации?

5. Объясните методологическую, метонимическую и онто­логическую трактовку социальной информации.

6. Назовите элементы смысловой структуры социальной информации.

7. В чем заключается формальная структура социальной информации?

8. Перечислите и охарактеризуйте свойства социальной ин­формации.

9. Какие требования выдвигаются к социальной информа­ции?

10. По каким признакам выделяют виды социальной инфор­мации?

11. Проанализируйте несколько документов с точки зрения того, какая информация в них отражена (используя таблицу "Классификация социальной информации").

Тема 6

Наши рекомендации