Формы политического взаимодействия
Тема 12. Политический процесс и формы политического взаимодействия.
1. Содержание категории «политический процесс».
Политические кризисы, их причины и разновидности.
Группы интересов как участники политического процесса.
Формы политического взаимодействия.
Вопрос 1. Содержание категории «политический процесс».
Политическая жизнь очень насыщенная и многоплановая, она наполнена самыми разными воздействиями и событиями. Их смысл и содержание определяются множеством факторов – политических, исторических, социальных и иных. Политический процессотражает совокупность и взаимосвязь всех этих событий.
Политический процесс – это динамическая характеристика понятия «политическая система». При этом политическая реальность рассматривается через призму поведения субъектов политики, следствием которого становятся те или иные сдвиги, изменения в политической системы.
В авторитетной «Международной энциклопедии социальных наук» (1968) написано: «Политический процесс сводится к деятельности людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов».
Классическим считается определение доктора политологических наук, профессора МГУ Александра Ивановича Соловьева:«Политический процесс – это совокупность всех динамических изменений и поведений в отношениях субъектов, в исполнении ими ролей в функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющих под влиянием внешних и внутренних факторов».
Иными словами, политический процесс – это смена состояний политической системы. Она характеризуется разнообразием соотношения политических сил, переходами от равновесия между ними к дисбалансу и установлению нового равновесия.
Исходя из трактовки политики как особого вида социальной деятельности, политический процесс следует, прежде всего, определять как процесс подготовки и принятия политических решений. При этом в качестве объекта политического процессамогут выступать вопросы самого разнообразного характера – экономики, сферы социальных отношений, науки, культуры, образования и проч.
Процесс подготовки и принятия решений проявляется через взаимодействие различных социальных и политических субъектов (индивидов, партий, движений, заинтересованных групп), которые преследуют различные, часто противоположные цели. От глубины этих противоречий, а также от социальной значимости решений, зависит острота и напряженность политического процесса. Поэтому, например, принятие парламентом бюджета на очередной год неизменно происходит в гораздо более затяжной и напряженной форме, чем, скажем, внесение чисто технических поправок в те или иных устаревшие законодательные акты.
Субъекты политического процесса (акторы) –это все известные нам субъекты политики – от макроуровня (государства и их объединения) до микроуровня (индивид).
В любой политической ситуации влияние субъектов неравнозначно – есть свои «тяжеловесы», есть субъекты, занимающие второстепенные позиции. Чаще всего в роли «тяжеловесов» политических процессов выступают элиты, лидеры (в том числе общественного мнения), разного рода руководители и вожди. Вместе с тем сводить роль политических акторов лишь к лидерам неверно. Об этом писал американский политолог Габриэль Алмонд в «Сравнительной политике сегодня»: «Рядом с «большим человеком» всегда есть анонимные помощники и соответствующая система взаимодействий между ними: рядом с партийным боссом – аппарат функционеров, возле государственного деятеля – его окружение, и даже рядом с традиционным вождем клана – его родня, влиятельная жена и так далее».
Чем руководствуются в своих действиях участники политического процесса? Прежде всего, своими собственными интересами. При этом предполагается, что государство как главный участник политического процесса отражает общезначимые интересы, а не интересы отдельных групп. Но на практике так бывает далеко не всегда.
Совокупность политических процессов в каком-либо обществе, их взаимосвязь и взаимовлияние американские ученые назвали политической сценой(political performance). Существует ряд понятий, описывающих политическую сцену:
1. Расстановка сил (на политической сцене) связывает текущий политический процесс с фундаментальными параметрами системы власти в конкретной стране.
2. Соотношение силпоказывает их равновесие или неравновесное состояние.
Понятия расстановки и соотношения сил дают возможность охарактеризовать позиции всех политических акторов в конкретной ситуации. Перегруппировка позиций означает переход к следующему состоянию (следующей стадии) политического процесса.
Ряд критериев позволяет выделить основные разновидности политических процессов:
1. Локально-региональные и глобальные политические процессы.Разделение политических процессов по данному признаку обусловлено развитием политической жизни в пространственно-временном континууме. При этом, результат того или иного локально-регионального процесса может воздействовать на общий ход мировой политики. Например, этнополитический конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами изначально был внутренним делом бывшей Югославии. Однако со временем он перерос в масштабный политический процесс, повлиявший на основы европейской политики. Пример же типично локального процесса – выборы в муниципальные органы.
2. Внутрисистемные и переходные (транзитные) политические процессы.Внутрисистемные политические процессы разворачиваются в таком политическом пространстве, которое можно сравнить с футболом: четко определено число игроков и судий (то есть институты), а также время и правила игры (то есть политические нормы). Пример такой политической системы – это страна с давно и четко установившимся режимом (демократией, тоталитаризмом), в довольно жестких границах которого и разворачивается политический процесс – например, 70-летний период III Республики во Франции. Ко второму – транзитному типу – относятся политические процессы в странах, переживающих период трансформации власти и ее институтов – как это было в России после 1917 года.
3. Стабильные и кризисные политические процессы.Различение политических процессов по этому критерию связано с наличием либо отсутствием баланса и консенсуса ведущих социальных сил, которые выступают субъектами исследуемого политического процесса. В марксистской литературе различение процессов на стабильные и кризисные зачастую сводилось к дилемме - реформа или революция. Действительно, в политике острые кризисные ситуации нередко переходят в революционные взрывы, в то время как реформы, даже глубокие, могут обеспечить государства стабильную эволюцию (эпоха Нового курса при Франклине Рузвельте в США 1930-х годов).
4. Легальные и нелегальные (теневые) политические процессы.В основе всякого политического процесса лежат ценности и нормы доминирующей политической культуры и отдельных ее субкультур. Эти ценности определяют правила политической игры, границы дозволенного и запрещенного. Например, восстание, переворот, террор и путч – при всех типах режимов запрещены конституцией и нормами политической жизни.