Соотношение общества и государства

Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.

Государство – социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство – явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль – возвышаться над обществом, огосударствлять его, т.е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества – на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.

Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху – авторитарные и тоталитарные государства.

Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.

Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства.

78.Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ.

Оно объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права. Это учение преувеличивает связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Длительное время в отечественной ТГП происхождение государства и права определялось в соответствии с взглядами Ф.Энгельса(Происхождение семьи, частной собственности и государства) и В.И.Ленина(лекция «О государстве»).Энгельспоказал определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества: форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, разделение труда, собственности-на появление и развитие государства. Примерно в таком же духеВ.И.Ленин в своей работе говорит о его происхождении.Но лекцию он читал в 1919 году, когда шла гражданская война. В этих конкретно-исторических условиях он делал упора на принудительные, насильные стороны государства. Он называл государство аппаратом для систематического применения насилия и подчинения людей насилию, подчеркивал, что государство-это машина для поддержания господства одного класса над другим, что первое государство-рабовладельческое-это аппарат, который давал в руки рабовладельцев власть, возможность управлять всеми рабами. Марксистская теория достаточно четко и конкретно определяет причины возникновения государства, его обусловленность экономическими факторами.Однако подобное понимание государства, основанное на абсолютизации роли экономического и классового факторов, объединяет его содержание, игнорирует общесоциальное назначение государства, его регулятивные и арбитражные возможности.

79. Форма государства. Характеристика видов.

Форма гос-ва – организация госуд власти, госуд-ва в целом, включ в себя методы осуществления полит власти, территориальное построение гос-ва, а также порядок формирования высших органов госуд власти.

Форма гос-ва включает в себя:

1. Форма правления

2. Форма госуд устройства

3. Полит режим.

Форма гос-ва зависит от:

1. От конкретных исторических условий, в кот существует и развивается гос-во.

2. От полит ситуации в стране, от соотношения полит сил

3. От размера территории страны и ко-ва национальностей проживающей в ней (форма гос устройства)

Форма правления

-представляет собой форму гос-ва, кот характеризует организацию высших органов государственной власти, порядок их создания и деятельности, взаимодействия их между собой и населением.

Форма правления отвечает на след вопросы:

1) Как создаются высшие органы госуд власти (выборные, наследованные, захват власти)

2) Какового участие населения в формировании высших органов госуд власти.

3) Существует или нет юр. ответственность главы государства перед населением

4) Какова структура высших органов госуд власти.

5) На какой срок формируются высшие органы госуд власти

6) Как органы взаимодействуют между собой и как органы взимодействуют с населением

Виды форм правления:

1) Монархия – форма правления, при которой власть осуществляется единолично главой гос-ва (монарх, царь, шейх) на наследуемой основе и не несет юр ответственности перед населением.

В монархии высшая госуд власть сосредоточена в одних руках – главы государства, кот существует пожизненно

Признаки монархии:

1) Наследуемый порядок передачи власти.

2) Население не участвует в формировании главы гос-ва.

3) Глава гос-ва единолично осуществляет управление обществом, либо приотсутсвии ограничивающего фактора (абсолютная монархия), либо при ограничении со стороны парламента или конституции.

4) Монарх не несет юр ответственности перед население (отвечает перед богом)

5) Монарх пользуются титулом и опред правовыми привилегиями.

Виды монархии:

1) Абсолютная монархия (вся полнота власти сосредоточена в одних руках и никем и ничем не ограничена)

2) Ограниченная монархия (власть главы ограничена либо парламентом (парламентская), либо Конституцией (Конституционная)) + Дуалистическая (в формировании участвует и правительство и паламент. И законодательная власть главы гос-ва (монарха) ограничена наличием совещательного органа)

2)Республиканская форма правления.

Республика –форма правления, при кот высшая госуд власть осущ-ся выборными органами, избираемая на опред срок, функционирующая на основе принципа разделения властей и несущая юр ответственность перед населением.

Признаки:

1) Выборность высших органов госуд власти.

2) Срочность осуществляемых полномочий госуд органами (органы избираются на опред срок)

3) Наличие юрид ответственности перед населением.

4) Госуд органы создаются и действуют на основе принципа разделения властей, при учете системы сдержек и противовесов.

5) Участие населения в управлении делами общества как путем непосредственной демократии, так и путем представительной демократии.

Виды республик:

1. Президентская республика, при кот правительство формируется президентом и несет ответ-ть перед президентом. (напр, США, Бразилия, Мексика)

2. Парламентская республика, при кот правительство формируется парламентом и несет отв-ть перед парламентом. Правительство формируется той партией , которая имеет большинство в парламенте, глава партии – глава гос-ва. (прим, Германия)

3. Смешанная республика (парламентская – президентская) В формировании правительства участвует и глава гос-ва и парламент.

Форма Госуд устройства.

Хар-ет территориальный признак

Территориальная образует форму государственного устройства

Соотношение власти и гос-ва –форма правления

Соотношение полит власти – правовой режим

Форма госуд устройства – это форма гос-ва , кот характеризует территориальную орг-ию госуд власти. Распределение власти между гос-ом в целом и его составными частями.

Форма госуд устройства отвечает на вопросы:

1. Какова степень само-ти составных частей гос-ва

2. На какие составные части поделено гос-во.

3. Как взаимодействуют между собой госуд органы и органы составных частей

4. Как власть организована по национально-территориальному признаку.

5. Каково правовое положение составных частей гос-ва

6. Какова степень централизации госуд власти

7. Как составные части взаимодействуют между собой

Виды форм госуд устройства

1) Унитарное (единое централизованное гос-во административно-территориальные единицы, которого не имеют статуса государственных образований.

Признаки унитарных гос-в:

- единство (единое законодательства (одна Конституция), единая налоговая система, единые высшие госуд органы)

- составные части гос-ва явл административно-территориальными образованиями. И не имеют статуса госуд образований.

- Местные органы зависят от государственных органов т.е. входят в систему.

Виды унитарных гос-в:

1) В зависимости от правового положения составных частей.

- симметричные (у всех районов одинаковое правовое положение)

- асимметричные (различное правовое положение составных частей). Это гос-ва с автономиями.

2) в зависимости от правового положения местных органов власти.

А)централизованные унитарные гос-ва, при кот подчинение местных органов гос-ву, осуществляется посредством назначаемых из центров чиновников) Прим. Нидерланды, Казахстан, Индонезия

Б) децентрализованные (территориальные органы формируется не зависимо от центральных органов власти) Прим, Нов. Зеландия, Великобритания.

В) относительно децентрализованные (в формировании територ органов принимает участие как гос-во так и население данной территории) Прим. Франция.

3) В зависимости от состава:

- простые (не имеют дополнит включений) Прим, Польша, Тайланд

-сложные (имеют доп включения в виде автономии) Прим, Швеция, Норвегия.

2)Федерация – сложное союзное гос-во, сост из госуд образований, имеющих опред юрид сам-ть.

Признаки Федеративных гос-в:

1. Составные части Федерации имеют статус госуд образований. Они обладают опред правами в различ сферах, опред самостоятельностью.

2. Федерация это сложное гос-во, кот харак-ся двумя уровнями законодательства (законод-во федерации и зак-во субъектов), двумя уровнями высших органов госуд власти (высшие органы гос-ва и высшие органы субъектов), двойной уровень налогообложения (налоги федеральные и налоги субъектов) и два уровня бюджета.

3. Федерация это союзное государство, а не союз гос-в (не путать с конфедерацией). Составные части федерации не явл гос-ми.

4. Компетенция между высшими органами гос-ва и высшими органами субъектов, распределяется на основе договоров о разграничении предметов ведения и/или на основе Конституции.

Виды Федерации:

1) В зависимости от основания объединения:

- договорные

- конституционные

- смешанные (конституционно-договорная) Прим, Россия

2) в зависимости от правового положения субъектов

- симметричные

- асимметричные (все субъекты не равны) Прим, Россия

Сам-но: конфедерация и ассоциативные гос-ва.

Полит режим – это система методов, осщуствления госуд власти.

Полит режим хар-ся:

- взаимодействием гос-ва и населения.

- соотношением полит сил в стране.

Выделяют 2 политических режима:

· демократический.

Характеризуется:

1. в качестве источника и верховного носителя власти в гос-ве выступает народ.

2. Гос-во и власть функционирует на основе принципа разделения властей (законод, исполнит, судебная)

3. Конституционное признание и реальное закрепление прав и свобод человека и гражданина

4. Гарантируется и равным образом защищаются все формы собственности.

5. Существует ряд полит партий, в том числе и оппозиционных правительств.

6. Защищенность граждан от произвола госуд органов, в том числе от незаконного вмешательства в частную личную жизнь

7. Гласность деятельности гос-ва.

8. Методы осуществления госуд власти только правовые.

Демократические идеи возникали еще в древнем Риме в период рабовладельческого общества. Но реальное их воплощение касалось только свободных граждан. Развитие и реальное воплощение эти труды получили в трудах Дж. Локка, Шарля Луи Монтексье «О духе законов», Жан Жак Руссо «Об общественном договоре», Джона Миля «О свободе».

Демократия предполагает такую гос власть, кот. осуществляется от имени народа и в интересах народа.

Демократический строй предполагает и т.н. парадоксы демократии (недостатки):

А) При осуществлении власти большинства могут страдать и интересы меньшинства

Б) При демократическом строе велико влияние на госуд власть финансово-промышленных групп (лоббирование законов в парламенте)

В) при демократическом режиме трудно проводить нужные, но не популярные решения (монетизация льгот)

Г) длительность и дороговизна принимаемых решений гос-ом (работа парламента, чтения и т.д.)

Формы демократии:

-непосредственная демократия (власть осуществляется народом) Прим, принятии конституции на референдуме

- представительная демократия (власть осущ-ся выборными предстваителями например, депутатами парламента.

Виды демократии:

- либеральная (направленная на реализацию индивида, личность как высшая ценность)

- социальная (реализация обществ интереса, высшая ценность – общество)

Типы демократии:

-рабовладельческая (Древняя Греция)

-феодальная (средневековый Новгород)

-буржуазная (соврем США)

- социалистическая (Соврем Китай)

· недемократический полит режим

1. авторитарное

Признаки:

- личность не явл высшей ценностью

- права и свободы гражданина реализуются частично, многие ограничены

-отсутствие свободы предпринимательской деятельности

- полит партий может быть несколько, но среди них нет оппозиционных.

-обществен организации в своем большинстве явл государственными

Пример, СССР в период оттепели и застоя, после культа личности или до его прихода власти

2. тоталитарное

Признаки:

- принцип разделения властей отсутствует

-вся власть в руках человека или узкой группы людей

- полный контроль гос-ва над всеми сферами жизни общества

-вмешательство гос-ва во все сферы жизни.

- права и свободы личности почти полностью ограничены

- господство одной идеологии

- абсолютное преобладание государственной собственности

3. фашистское (крайнее проявление тоталитаризма)

Признаки:

- признаки тоталитарного

- единоличный лидер с неограниченными возможностями во главе огромного госуд аппарата.

- максимальное ограничение прав и свобод

-возможность полного государственного произвола

- на уровне офиц госуд идеологии: признание и пропаганда нац и расового неравенства

+ разрешение и пропаганда террора.

Прим, Германия.

80.Государственный суверенитет. Понятие, виды, угрозы.

1. Госуд суверенитет –это политико-правовое свойство гос-ва, выражающее верховенство и независимость гос власти.

Суверенитет госуд власти выраж-ся в след:

1. В рамках гос-ва госуд власть выше. Она выше любой др власти и вправе признавать др власть незаконной.

2. Гос-во обладает спец атрибутами силы, ворож. подразделениями и спец учреждениями, а также тех. возможностями: - армия- полиция-тюрьмы и т.д.

Без наличия силы госуд суверенитет ничтожен.

3. Госуд суверенитет бывает внутренний и внешний

Внутр – обозначает независимость гос-ва от любых др видов общ власти в т.ч. полит партий, воор формирований, обществ религ и нац объединений и любых других.

Внеш- нез-ть гос-ва от др гос-в.

Угрозы: миграция, глобализация

82.Правовое воспитание и правовое обучение

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц – представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной.

Основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

Наши рекомендации