Обособленные согласованные определения

Пугачев (какой?), верный своему обещанию, приближался к Петербургу.

Солнце (какое?), великолепное и яркое, поднималось над морем.

Правило: согласованное определение обосабливается, если стоит после слова, от которого зависит (определяемое слово), т.е. в постпозиции.

Исключения:

1. Бледный, он лежал на полу. (причина обособления - определение зависит от местоимения)

2. Выросший в нищете и голоде, Павел ненавидел богатых. (почему?) (определение осложнено значением обстоятельства, как правило, причины или уступки, и это вызывает его обособление).

3. Давший истории великие открытия науки и техники, завершился 20 век. (находится на дистанции от определяемого слова – проявление инверсии, т. е. необычного словорасположения)

Тренировочные упражнения

Задание 1.Подчеркните обособлен­ное определение, в скобках укажите причину его обособления.

Образец: Сад спускался к реке, поросшей густым камы­шом (стоит после определяемого слова). (Ч.).

1.Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыль­цом нового деревянного дома, выкрашенного серою краской и покрытого железною красною крышей (Т.). 2. Легкий ветерок, врывавшийся иногда с озер, разливал в воздухе запах сырой лесистой почвы (Т.). 3. По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные черным виноградом (Л. Т.). 4. Однообразный глухой шум моря, доносившийся сни­зу, говорил о покое (Ч.). 5. Забытый, обделенный, я весь был тьмой ночной (К. Бальм.). 6. Дорога, вся изрытая глубокими колеями, шла темным хвойным лесом (Л. Т.). 7. Мать, не уснувшая ночью ни на минуту, вскочила с постели и сунула огонь в самовар, приготовленный с вечера (М. Г.). 8. Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт (М. Г.). 9. Не ты ль в моих мечтах, певучая, про­шла над берегом Невы… (А. Бл.). 10. Увяда­нья золота охваченный, я не буду больше молодым (С. Ее.). 11.Широкая улица, вся исполосованная мокрыми темными колеями, из белой стала грязно-желтой (А. Купр.). 12. Ты теперь не так уж будешь биться, серд­це, тронутое холодком, и страна березового ситца не заманит шляться босиком (С. Ее.). 13. Я в глазах твоих увидел море, полыха­ющее голубым огнем (С. Ее.). 14. Не покину я товарища, и беспутного, и нежного (А. Ахм.). 15. Но Искариот смотрел спокойно, а Анну уже начала покалывать тихая злость, сухая и холодная, как предут­ренний иней зимою (Л. Андр.). 16. Утомленный дневным переходом, Семенов заснул скоро. (Кор.) 17. Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. (П.)

Ответ:

1.Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыль­цом нового деревянного дома, выкрашенного серою краской и покрытого железною красною крышей (стоит после определяемого слова)(Т.). 2. Легкий ветерок, врывавшийся иногда с озер, (стоит после определяемого слова) разливал в воздухе запах сырой лесистой почвы (Т.). 3. По пыльной дороге, ведущей к садам, (стоит после определяемого слова) тянулись скрипучие арбы, наполненные черным виноградом(стоит после определяемого слова) (Л. Т.). 4. Однообразный глухой шум моря, доносившийся сни­зу, (стоит после определяемого слова) говорил о покое (Ч.). 5. Забытый, обделенный,(относится к местоимению) я весь был тьмой ночной (К. Бальм.). 6. Дорога, вся изрытая глубокими колеями, (стоит после определяемого слова) шла темным хвойным лесом (Л. Т.). 7. Мать, не уснувшая ночью ни на минуту,(стоит после определяемого слова)вскочила с постели и сунула огонь в самовар, приготовленный с вечера(стоит после определяемого слова) (М. Г.). 8. Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, (стоит после определяемого слова) тихо бились о борт (М. Г.). 9. Не ты ль в моих мечтах, певучая, (относится к местоимению) про­шла над берегом Невы… (А. Бл.). 10. Увяда­нья золота охваченный, (относится к местоимению) я не буду больше молодым (С. Ее.). 11.Широкая улица, вся исполосованная мокрыми темными колеями, (стоит после определяемого слова) из белой стала грязно-желтой (А. Купр.). 12. Ты теперь не так уж будешь биться, серд­це, тронутое холодком, (стоит после определяемого слова) и страна березового ситца не заманит шляться босиком (С. Ее.). 13. Я в глазах твоих увидел море, полыха­ющее голубым огнем (стоит после определяемого слова) (С. Ее.). 14. Не покину я товарища, и беспутного, и нежного(стоит после определяемого слова)(А. Ахм.). 15. Но Искариот смотрел спокойно, а Анну уже начала покалывать тихая злость, сухая и холодная, (стоит после определяемого слова) как предут­ренний иней зимою (Л. Андр.). 16. Утомленный дневным переходом (имеет добавочное обстоятельственное значение), Семенов заснул скоро. (Кор.) 17. Ещё прозрачные, (имеет добавочное обстоятельственное значение), леса как будто пухом зеленеют. (П.)

Задание 2. Расставьте знаки препинания.

1) Только люди способные сильно любить могут испыты­вать и сильные огорчения; но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. (Л. Т.) 2) Ули­ца ведущая в город была свободна. (Н. О.) 3) Они вступили в ко­ридор узкий и тёмный. (Г.) 4) Ленивый от природы он [Захар] был ленив ещё и по своему лакейскому воспитанию. (Гонч.) 5) Страстно преданный барину он, однако ж, редкий день в чём- нибудь не солжёт ему. (Гонч.) 6) Мужчина лет тридцати здоро­вый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.) 7) Жизнь в городе сонная и однообразная пошла своей колеёй. (Кор.) 8) Рассказы матери более живые и яр­кие производили на мальчика большое впечатление. (Кор.) 9) Покрытые инеем они [скалы] уходили в неясную озарённую даль искрящиеся почти прозрачные. (Кор.) 10) Мы выбрали себе мес­то около груды осокорей набрали камней на берегу речонки мут­ной от дождя и на камнях развели костёр. (М. Г.) 11) Ржавая осока всё ещё зелёная и сочная склонялась к земле. (Ч.) 12) Тревога смутная неясная всё крепче охватывала Ваську. (А. Г.) 13) Одарённый необычайной силой он [Герасим] работал за четверых. (Т.) 14) Его [Вернера] маленькие чёрные глаза всегда беспокой­ные старались проникнуть в ваши мысли. (Л.)15)

Ответ:

1) Только люди, способные сильно любить, могут испыты­вать и сильные огорчения; но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. (Л. Т.) 2) Ули­ца, ведущая в город, была свободна. (Н. О.) 3) Они вступили в ко­ридор, узкий и тёмный. (Г.) 4) Ленивый от природы, он [Захар] был ленив ещё и по своему лакейскому воспитанию. (Гонч.) 5) Страстно преданный барину, он, однако ж, редкий день в чём-нибудь не солжёт ему. (Гонч.) 6) Мужчина лет тридцати, здоро­вый, красивый и сильный, лежал на телеге. (Кор.) 7) Жизнь в городе, сонная и однообразная, пошла своей колеёй. (Кор.) 8) Рассказы матери, более живые и яр­кие, производили на мальчика большое впечатление. (Кор.) 9) Покрытые инеем, они [скалы] уходили в неясную озарённую даль, искрящиеся, почти прозрачные. (Кор.) 10) Мы выбрали себе мес­то около груды осокорей, набрали камней на берегу речонки, мут­ной от дождя, и на камнях развели костёр. (М. Г.) 11) Ржавая осока, всё ещё зелёная и сочная, склонялась к земле. (Ч.) 12) Тревога, смутная неясная всё крепче охватывала Ваську. (А. Г.) 13) Одарённый необычайной силой, он [Герасим] работал за четверых. (Т.) 14) Его [Вернера] маленькие чёрные глаза, всегда беспокой­ные, старались проникнуть в ваши мысли. (Л.)

Контрольная работа № 3

Задание 1. Перестройте предложение так, чтобы у вас получилось простое предложение, осложненное обособлен­ными определениями.

Человек обладает разумом, силой и знаниями, поэтому он может и должен сохранить природу для поколений, которые идут за ним.

Ответ:

Человек, обладающий разумом, силой и знаниями, может и должен сохранить природу для поколений, идущих за ним.

Задание 2. Какое предложение осложнено обособленным определе­нием?(знаки препинания не расставлены)

1) Егор возбужденно говоря и размахивая руками входил в комнату.

2) Оставшись вдвоем друзья долго сидели молча.

3) Обвитое виноградником это место было похоже на кры­тую уютную беседку темную и прохладную.

4) Бросив поводья опустив голову на грудь я ехал еще дол­го.

Ответ: 3

1) Проснувшись рано утром он сразу же вспомнил разговор с другом.

2) И звезды слушают меня лучами радостно играя.

3) Наклонивший голову мальчик переписывал текст стихотворения.

4) Не жаль мне лет растраченных напрасно.

Ответ: 4

Задание 3. Расставьте знаки препинания.

Время проведенное в Крыму представлялось ему непрерывным утром когда воздух остоявшийся за день так чист что издалека видна роса стекающая с листьев и за десятки миль белеет пена волн идущих к каменистым берегам таинственным и угрюмым.

Задание 4.

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А) непромока..мый

Б) ноздр..ватый

В) застра..вать

Г) голуб..нький

1) А, Б, Г 3) Б, В, Г

2) А, Б, В 4) Г

Ответ: 1

А) марл..вый

Б) уродл..вый

В) раска..ваться

Г) застенч..вый

1) А 3) Б

2) А, Б 4) Г

Ответ: 1

Урок 3.

Предлог как часть речи.

Наши рекомендации