Консульство и Первая империя во Франции.

Правящие круги буржуазии видели свое политическое спасение в создании альтернативного режима военной диктатуры, которая силой оружия могла бы защитить их интересы. В среде заговорщиков оказался весьма популярным генерал Наполеон Бонапарт — более всего благодаря победам французских армий в Италии и Египте под его предводительством.

9-10 ноября 1799 г. Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию. Страной юридически стали управлять три консула, но реальная власть перешла в руки первого консула (Бонапарта).

Конституция 13 декабря 1799 г. (VIII года Республики), созданная по известной директиве Наполеона: «пишите коротко! и неясно», юридически закрепила новый государственный режим, основными признаками которого были: плебисцитарная основа конституции; игнорирование положений Декларации прав человека и гражданина; верховенство правительства; новая избирательная система.

Краткая, похожая на протокол, Конституция 1799 г. внешне сохранила республиканский строй. Законодательная власть «расщеплялась» между несколькими органами: Государственным советом, Трибунатом, Законодательным корпусом, Охранительным сенатом и Первым консулом:

- Государственный совет по указанию и под руководством! правительства составлял и предлагал законопроекты;

- трибуны (100 человек) обсуждали законопроект и направляли его в Законодательный корпус;

- Законодательный корпус не обсуждал, а только принимал законопроекты, за что его прозвали «300 немых»;

- Охранительный сенат выполнял функции конституционного контроля;

- Первый консул подписывал законопроекты.

В 1802 г. путем плебисцита Бонапарт был объявлен пожизненным консулом. Его власть приобретала все более явный монархический характер. И вот в 1804 г. плебисцитарным Органическим сенатус-консультом он был провозглашен императором французов Наполеоном I.

В своих руках Бонапарт сосредоточил всю исполнительную и законодательную власть. Армия к этому времени стала профессиональной. Соответственно монархической форме правления складывался и облик императорского двора: родственники, приближенные Бонапарта получали титулы графов, князей, принцев, и создавались придворные должности. Постепенно Наполеон I вообще перестал ссылаться на Конституцию 1799 г., так как считал себя выше любого, даже основного закона. Таким образом, при Наполеоне Бонапарте в целом сложился государственный аппарат буржуазной Франции, причем бюрократическая централизация стала его основным принципом.

24. Возникновение французского буржуазного гражданского права. Ликвидация феодальной собственности и феодальных повинностей в ходе революции 1789 – 1794 гг.

В отличие от Англии, во Франции правовая система мало соответствовала требованиям буржуазии, в стране отсутствовало единое национальное право. Создание единой правовой системы французская буржуазия считала одной из основных задач. Великая французская революция способствовала росту авторитета закона и превращению его в основной источник буржуазного права. Для французской буржуазии именно закон, а не обычай или судебная практика стал наиболее эффективным средством упразднения феодальных институтов и выработки правовой системы. Правовой порядок, при котором закон рассматривался как акт верховной власти, наделенной полномочиями устанавливать нормы, имеющие высшую юридическую силу, отражал ту степень развития капитализма, когда закон был наиболее удобной формой выражения общей воли господствующего класса. Поэтому во французской правовой системе с формально юридической точки зрения любое решение суда должно основываться на писаном праве (законе), а не предшествующей судебной практике (судебном прецеденте). Создавая новую правовую систему, французская буржуазия с самого начала стремилась придать ей систематизированный вид. Уже Конституция 1791 г. предусмотрела принятие гражданского и уголовного кодекса, хотя в силу бурного развития революции был принят только уголовный кодекс. Лишь после упрочения власти крупной буржуазии правительство Наполеона произвело окончательную отмену дореволюционного права и ряда революционных законов, не соответствовавших ее интересам, и приступила к выработке кодексов. За короткий отрезок времени, с 1804 по 1810 г., было издано 5 основных кодексов (гражданский, торговый, уголовный, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный), охвативших все основные для нового времени отрасли права и вошедших в историю под названием Кодификации Наполеона. Первым из них в 1804 г. был принят гражданский кодекс, или, как его еще называют, кодекс Наполеона.

Основным тормозом промышленного переворота во Франции являлись феодально-абсолютистские порядки, уничтожить которые была призвана революция 1789 – 1794 гг. В ходе революции был проведен ряд социально-экономических реформ прогрессивного характера. Так, решением Учредительного собрания от 5 августа 1789 г. декларировалась отмена феодального строя. Однако без выкупа отменялись лишь те повинности крестьян, которые относились к личному крепостному праву, остальные повинности подлежали выполнению, а в дальнейшем – выкупу. Ликвидировались суды. Декретировалась отмена налоговых привилегий дворянства и духовенства. Всем гражданам гарантировалось право на любые должности. Однако стоящая у власти крупная буржуазия не спешила с решением аграрного вопроса, с полной ликвидацией феодальных повинностей и даже тормозила ею. Все это показывает, что французская буржуазия в первый период революции оказалась не в состоянии осуществить полную ликвидацию феодального строя и разрешить аграрный вопрос. Страх за буржуазную собственность заставлял крупную буржуазию мириться и с феодальной собственностью.

Декретами 4-11 августа Учредительное собрание отменило личные феодальные повинности, сеньориальные суды, церковную десятину, привилегии отдельных провинций, городов и корпораций и объявило равенство всех перед законом в уплате государственных налогов и в праве занимать гражданские, военные и церковные должности. Но объявило при этом о ликвидации только «косвенных» повинностей (т. н. баналитетов): оставлялись «реальные» повинности крестьян, в частности, поземельный и подушный налоги.

Кодекс Наполеона 1804 г.

Гражданский кодекс французов (Кодекс Наполеона) 1804 года является одним из наиболее ярких и знаменитых гражданско-правовых актов за всю историю развития права. Несмотря на многочисленные исследования кодекса, изучение его историко-юридической характеристики не теряет актуальности и на сегодняшний день.

Одной из причин составления кодекса Наполеона были сложившиеся в средневековье бессистемность, хаотичность и разнообразие источников гражданского права. Приступая к составлению, авторы основными источниками формирования гражданского кодекса видели обычное и римское право, королевские ордонансы и законы революционного периода, а также научную юридическую литературу.

Кодекс состоял из 2281 статьи и делился на книги, книги на разделы, разделы на главы, главы на отделения, отделения на статьи, статьи на части. В целом его содержание было основано на римской или институциональной системе построения частного права, которая включает в себя три элемента: personae (лица), res (вещи), actions (действия, иски). Первая книга соответствует первому элементу и носит название des persones. Вторая и третья книги раскрывают второй элемент системы. Третий же элемент находит выражение в гражданско-процессуальном кодексе – Code de la procedure civil.

С появлением гражданского кодекса начался процесс формирования единой унифицированной системы законодательства, что придавало большую централизацию власти и давало возможность заново организовать иерархическую судебную систему. Общие юридические принципы должны были положить конец местным различиям и освободить государство от необходимости применять массу законов, декретов и уставов, содержащихся в многочисленных сборниках. Это удобство оценивалось и консулами и всеми французами.

Таким образом, кодекс Наполеона основывался на разнообразных источниках и воплощал различные исторические эпохи. В нем соединялись и согласовывались современные достижения юридической мысли с просуществовавшими ни одно тысячелетие правовыми конструкциями. Благодаря составителям, и прежде всего, самому Наполеону, кодекс вобрал нормы, наиболее соответствовавшие послереволюционной социально-экономической обстановке и потребностям общественного развития.

Наши рекомендации