Управление внутренними делами

Главная цель, стоящая перед системой органов внутренних дел, - охрана общественного порядка и общественной безопас­ности на всей территории государства.

Общественный порядок - определенная система отноше­ний, надлежащий порядок, который сложился в обществе и отвечает интересам государства и всех его граждан. Это сово­купность установленных в государстве правил поведения в об­щественных местах, которые регулируются правовыми, мораль­ными и другими социальными нормами.

Под терминами «общественная безопасность» и «обществен­ный порядок» вообще понимается определенное положительное состояние, существующее в обществе, обеспечение которого га­рантирует устранение определенных опасностей, стоящих как перед обществом, так и перед отдельными гражданами. Ценнос­ти, которым угрожает опасность, достаточно разнообразны.

Если речь идет об общественной безопасности, то на пер­вый план выступает элемент угрозы, который посягает на та­кие ценности, как жизнь, здоровье, собственность, т.е. это система отношений, которая складывается в процессе предотвраще­ния и устранения угрозы жизни, здоровью граждан и их имуще­ству. В более широком понимании общественную безопасность можно определить как состояние, в котором граждане не обо­значены индивидуально, как и иные государственные объекты, и им не угрожает никакая опасность, а также не существует угрозы нарушения ежедневной жизни общества и нормального функционирования государственных и негосударственных орга­низаций.

Причинами возникновения опасности могут быть стихий­ные бедствия, эпидемии, неправомерные действия, посягающие на такие ценности, как жизнь, здоровье, собственность, неконт­ролируемое использование механизмов и машин, которые явля­ются источником повышенной опасности, а также проведение отдельных работ, связанных с риском для населения, и т.д.

Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» определяет правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел Республики Бела­русь (далее - органы внутренних дел), устанавливает обязанно­сти и права органов внутренних дел и их сотрудников, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов внутрен­них дел.

Органы внутренних дел — государственные правоохранитель­ные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безо­пасность в соответствии с задачами, возложенными на них ука­занным Законом и иными законодательными актами Респуб­лики Беларусь. Они являются составной частью системы обес­печения национальной безопасности Республики Беларусь.

Основные задачи органов внутренних дел:

защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имуще­ственной безопасности, защита прав и законных интересов орга­низаций;

защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного по­рядка и обеспечение общественной безопасности;

защита собственности от преступных и иных противоправ­ных посягательств;

профилактика, выявление, пресечение преступлений и ад­министративных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компе­тенцией;

розыск лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уго­ловный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственнос­ти, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотрен­ных законодательными актами Республики Беларусь;

организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;

участие в реализации государственной политики в области гражданства и миграции;

оказание на условиях и в порядке, предусмотренных зако­нодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, госу­дарственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.

На органы внутренних дел законодательными актами Рес­публики Беларусь могут быть возложены иные задачи.

Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются Конституция Республики Беларусь, Закон Республи­ки Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», указы и декреты Президента Республики Беларусь, иные акты законодательства Республики Беларусь.

Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах:

• законности;

• уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан;

• гуманизма;

• единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими;

• сочетания гласных и негласных методов и средств деятель­ности;

• независимости от деятельности политических партий и дру­гих общественных объединений.

Деятельность органов внутренних дел является гласной, от­крытой для граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодатель­ства Республики Беларусь о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

Президент Республики Беларусь в сфере деятельности орга­нов внутренних дел:

осуществляет общее руководство органами внутренних дел;

утверждает положения о Министерстве внутренних дел Рес­публики Беларусь (далее - Министерство внутренних дел) и его департаментах;

утверждает Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, Дисциплинарный устав органов внутренних дел, текст Присяги лиц рядового и начальствующего состава орга­нов внутренних дел;

определяет штатную численность органов внутренних дел;

согласовывает по представлению Министра внутренних дел Республики Беларусь (далее - Министр внутренних дел) струк­туру центрального аппарата Министерства внутренних дел;

принимает решения об образовании, реорганизации и лик­видации департаментов Министерства внутренних дел и органи­заций, входящих в систему органов внутренних дел;

устанавливает перечень должностей высшего начальствую­щего состава органов внутренних дел и соответствующие этим должностям специальные звания;

назначает на должность и освобождает от должности Мини­стра внутренних дел и его заместителей, начальников департа­ментов Министерства внутренних дел, Государственного экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел, учреждения образования «Академия Министерства внутренних

дел Республики Беларусь», главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управ­ления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел, а также руководителей других подразделений органов внут­ренних дел и организаций, входящих в систему органов внут­ренних дел, в случаях, предусмотренных законодательными ак­тами Республики Беларусь;

утверждает перечень вооружения, боевой и специальной тех­ники, специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел, если иное не определено Президентом Респуб­лики Беларусь;

устанавливает порядок и нормы материально-технического обеспечения органов внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

принимает решения о привлечении органов внутренних дел для усиления охраны общественного порядка, обеспечения ре­жимов чрезвычайного положения и военного положения;

устанавливает перечень объектов, подлежащих обязатель­ной охране органами внутренних дел;

принимает решения по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и членов их се­мей;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законо­дательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в сфере деятельно­сти органов внутренних дел:

обеспечивает исполнение решений Президента Республики Беларусь, положений Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь » по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и членов их семей;

осуществляет иные полномочия, делегированные ему Прези­дентом Республики Беларусь, а также полномочия, предусмот­ренные законодательными актами Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распоря­дительные органы в сфере деятельности органов внутренних дел:

предоставляют органам внутренних дел административные и иные помещения, коммунальные, бытовые и иные услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

обеспечивают потребности органов внутренних дел в мате­риальных средствах, энергетических и других ресурсах и услу­гах по их заказам, предоставляют для дислокации органов внут­ренних дел земельные участки;

обеспечивают реализацию гарантий правовой и социаль­ной защиты сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, в пределах своей компетенции могут устанавливать дру­гие, не предусмотренные настоящим Законом гарантии по их социальной защите.

Местные исполнительные и распорядительные органы со­гласовывают кандидатуры на должности начальников органов внутренних дел, входящих в структуру этих исполнительных и распорядительных органов.

Систему органов внутренних дел образуют:

организационно:

Министерство внутренних дел (центральный аппарат);

территориальные органы внутренних дел - главное управ­ление внутренних дел Минского городского исполнительного ко­митета, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, рай­онных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внут­ренних дел и подчиненные ему отделы, отделения, линейные пункты (далее, если не указано иное, - органы внутренних дел на транспорте);

учреждения образования и организации здравоохранения, созданные для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел;

функционально:

милиция;

подразделения предварительного расследования;

подразделения по гражданству и миграции;

подразделения охраны;

подразделения финансов и тыла;

органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

иные подразделения, которые создаются по решению мини­стра внутренних дел, если иное не определено Президентом Рес­публики Беларусь, и другие организации, создаваемые по реше­нию Президента Республики Беларусь.

Министерство внутренних дел - республиканский орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска Министерства внутренних дел (далее - внутренние войска), осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения об­щественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управ­ления.

Общее руководство органами внутренних дел осуществляют Президент Республики Беларусь, а также Совет Министров Рес­публики Беларусь в пределах полномочий, делегированных ему Президентом Республики Беларусь.

Непосредственное руководство органами внутренних дел осу­ществляет министр внутренних дел.

В городе Минске, областях, других городах, районах (райо­нах в городах) руководство органами внутренних дел осуществ­ляется соответственно начальником главного управления внут­ренних дел Минского городского исполнительного комитета, уп­равления внутренних дел областного исполнительного комите­та, управления, отдела внутренних дел городского, районного исполнительного комитета (местной администрации), а органа­ми внутренних дел на транспорте - начальником соответствую­щего органа внутренних дел на транспорте.

Милиция - система подразделений органов внутренних дел, призванная защищать жизнь, здоровье, честь, достоинство, пра­ва, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы организаций, интересы общества и государства от пре­ступных и иных противоправных посягательств.

Состоит из криминальной милиции, милиции обществен­ной безопасности и иных подразделений, создаваемых для вы­полнения задач милиции по решению министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

• Криминальная милиция решает задачи профилактики, вы­явления, пресечения преступлений, розыска лиц, их совершив­ших, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный про­цесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Респуб­лики Беларусь, идентификации неопознанных трупов.

В состав криминальной милиции входят подразделения уго­ловного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, экспертно-криминалистические, а также другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности криминальной милиции.

• Милиция общественной безопасности решает задачи обес­печения личной и имущественной безопасности граждан, обще­ственной безопасности, охраны общественного порядка, профи­лактики, выявления, пресечения преступлений, административ­ных правонарушений, розыска лиц, их совершивших, и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Рес­публики Беларусь.

В состав милиции общественной безопасности входят опе­ративно-дежурные службы, служба участковых инспекторов ми­лиции, инспекции по делам несовершеннолетних, строевые под­разделения милиции, государственная автомобильная инспек­ция, дорожно-патрульная служба, подразделения, предназначен­ные для содержания лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, а также другие подразделения, не­обходимые для осуществления деятельности милиции обществен­ной безопасности.

• Подразделения предварительного расследования органов внутренних дел осуществляют в пределах своей компетенции предварительное следствие и дознание по уголовным делам.

В состав подразделений предварительного расследования входят подразделения предварительного следствия и дознания.

• Подразделения по гражданству и миграции органов внут­ренних дел (департамент по гражданству и миграции Министер­ства внутренних дел, подразделения по гражданству и миграции территориальных органов внутренних дел) осуществляют меры, направленные на реализацию законодательства о гражданстве и миграции, в том числе о выезде из Республики Беларусь и въез­де в Республику Беларусь граждан, о передвижении и выборе ими места жительства, о правовом положении иностранных граж­дан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, о предостав­лении статуса беженца или убежища на территории Республики Беларусь.

• Подразделения охраны органов внутренних дел (департа­мент охраны Министерства внутренних дел и подчиненные ему подразделения) осуществляют функции в сфере охранной дея­тельности, охрану общественного порядка на охраняемых объек­тах, в зонах постов и маршрутов патрулирования.

Организационная структура, формы, методы и направления деятельности подразделений охраны органов внутренних дел определяются законодательными актами Республики Беларусь.

Подразделения финансов и тыла органов внутренних дел (департамент финансов и тыла Министерства внутренних дел, подразделения финансов и тыла территориальных органов внут­ренних дел) осуществляют организацию финансовой и тыловой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обес­печивают их финансирование и централизованное снабжение материальными ресурсами, разрабатывают и реализуют меры, направленные на создание необходимых социально-бытовых ус­ловий для сотрудников и гражданского персонала органов внут­ренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внут­ренних войск, членов их семей.

Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы (департамент исполнения наказаний Министерства внутренних дел и подчиненные ему подразделения и учреждения) организу­ют (осуществляют) исполнение и отбывание наказания и иных мер уголовной ответственности, исполнение меры пресечения в виде заключения под стражу, актов амнистии и помилования, осуществляют розыск лиц, уклоняющихся от отбывания нака­зания и иных мер уголовной ответственности.

Контроль за деятельностью органов внутренних дел осуще­ствляют государственные органы, уполномоченные Президентом Республики Беларусь.

Государственные органы, осуществляя контроль за деятель­ностью органов внутренних дел, не вмешиваются в оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность, а также в ведение административного процесса.

Надзор за точным и единообразным исполнением органами внутренних дел законодательства Республики Беларусь осуще­ствляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчи­ненные ему прокуроры в пределах своей компетенции.

Наши рекомендации