Основные принципы 2 страница

Для сохранения рыбных запасов государства обязаны прини­мать меры по обеспечению их долгосрочной устойчивости. Такие меры основываются на наиболее достоверных научных данных. Государства широко применяют предосторожный подход к сохра­нению и управлению запасами и их использованию, с тем чтобы защитить морские живые ресурсы и сохранять морскую среду.

Соглашение 1995 г. предусматривает механизмы международ­ного сотрудничества в интересах сохранения и управления рыб­ными запасами как в зонах национальной юрисдикции, так и в районах открытого моря. Таковыми являются непосредственные переговоры с целью заключения соответствующего договора, соз

83 Охрана животногомира

Охрана диких животных.С момента зарождения жизни исчез­новение видов животного мира было и остается непреложным фактом. Из полумиллиарда видов к настоящему времени осталось несколько миллионов. Если в прошлом процесс исчезновения происходил в результате естественных причин, то сегодня основ­ной его движущей силой является деятельность человека. Под ме­ждународной охраной находятся киты, тюлени, моржи, белые медведи, дельфины и многие другие виды животного мира.

По данным Международного союза охраны природы и при­родных ресурсов (МСОП), количество видов позвоночных, нахо­дящихся под угрозой полного исчезновения, составило: в Афри­ке — 723 вида, Азии и Океании — 1469, Европе — 260, Латинской Америке и Карибском бассейне — 873, Северной Америке — 269, Западной Азии — 71, полярных регионах — 141.

Международные договоры по охране животного мира можно объединить в две группы: договоры, направленные на охрану фло­ры и фауны в целом, и договоры, охраняющие одну популяцию (вид, семейство и т. д.).

К первой группе договоров относится Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 г.Сохранение при­родной фауны и флоры в некоторых частях мира, особенно в Аф­рике, осуществляется путем создания национальных парков и за­поведников, регулирования охоты и коллекционирования отдель­ных видов. Участники Конвенции создают национальные парки и природные заповедники на своей территории (ст. 3) и контроли­руют все населенные пункты в них (ст. 4). Конвенция поощряет

«одомашнивание» экологически ценных диких животных (ст. 7). Конвенция призывает установить контроль над торговлей, охот­ничьими трофеями и производством изделий из них (ст. 9). Запре­щаются некоторые методы охоты, например применение ядов, взрывчатых веществ, ослепляющего света, сетей, ям, силков и т. д.

Примерно такие же методы охраны животного мира преду­смотрены в Конвенции об охране природы и сохранении животного мира в Западном полушарии 1940 г.Целью этой Конвенции являет­ся охрана всех видов и родов коренной американской фауны и флоры от исчезновения, а также районов, исключительных по своей живописности, геологическим образованиям или представ­ляющих эстетическую, историческую или научную ценность.

Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.заключена с целью защиты животных, мигрирующих через национальные границы или вне этих границ. Конвенция содержит перечень исчезающих видов животных и мигрирующих видов, ко­торые являются предметом соглашений государств (более 300 ви­дов). Целью каждого такого соглашения является восстановление или обеспечение благоприятного статуса сохранности конкретно­го мигрирующего вида. В ст. V Конвенции 1979 г. определено примерное содержание такого соглашения. Контроль за выполне­нием данной Конвенции осуществляет Конференция сторон.

Эффективной мерой охраны диких животных является между­народно-правовая регламентация их транспортировки и продажи. В этих целях 3 марта 1973 г. заключена Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).Конвенция 1973 г. содержит три приложе­ния. В приложение I включены все виды, находящиеся под угро­зой исчезновения, торговля которыми оказывает или может ока­зать на их существование неблагоприятное влияние. Торговля об­разцами этих видов должна особенно строго регулироваться, с тем чтобы не ставить далее под угрозу их выживание, и должна быть разрешена только в исключительных случаях. Приложение II включает все виды, которые в данное время хотя и не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под та­кой угрозой, если торговля образцами таких видов не будет строго регулироваться в целях недопущения такого использования, кото­рое несовместимо с их выживанием. Это приложение включает также другие виды диких животных, которые должны подлежать регулированию для того, чтобы над торговлей образцами некото­рых видов мог быть установлен эффективный контроль. В прило­жение III включены все виды, которые по определению любого государства — участника Конвенции 1973 г. подлежат регулирова­нию в пределах ее юрисдикции в целях предотвращения или огра­ничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество других сторон и контроль за торговлей. Статьи III—V этой Конвенции подробно регулируют торговлю образцами видов, включенных в приложения I, IIи III.

Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке от 13 декабря 1968 г.заключена в целях применения единых положений, касающихся международной перевозки жи­вотных. Она применяется в отношении международной перевозки домашних животных, птицы, собак, других млекопитающих и птиц, холоднокровных животных.

До погрузки животных для международной перевозки они ос­матриваются уполномоченным сотрудником ветеринарной служ­бы страны-экспортера, который удостоверяет то, что они годны к перевозке.

Конвенция устанавливает особые положения для железнодо­рожной, автомобильной, воздушной, водной перевозки животных.

СССР присоединился к этой Конвенции 14 мая 1991 г.

Ко второй группе договоров относятся Международная кон­венция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Согла­шение о сохранении белых медведей 1973 г. и многие другие.

Международная конвенция по регулированию китобойного про­мыслапредусматривает охрану всех видов китов от истребления и сохранение для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой запасы китов. Междуна­родная китобойная комиссия (МКК) ежегодно утверждает прило­жение к Конвенции 1946 г., в котором определяются охраняемые и неохраняемые виды китов, а также устанавливаются открытые и закрытые сезоны и районы промысла; размеры китов каждого вида, разрешенных к убою; типы орудий промысла; способы из­мерения и учета количества убитых китов.

С 1985 г. установлен мораторий на добычу всех видов китов (кроме мелких китов — малых полосатиков) для стран, ведущих экспедиционный промысел с помощью флотилий, а с 1986 г. — с береговых китобойных станций. С 1980 г. действует решение МКК о создании в открытой части Индийского океана к северу от 55° ю. ш. китового заповедника.

В 1979 г. ряд государств Латинской Америки подписали Кон­венцию об охране и рациональном использовании ламы-витони. Согласно ст. 2 запрещаются охота на этот вид лам и незаконная торговля ими. Запрещается также экспорт фертильной спермы и другого полового материала ламы-витони (за исключением экс­порта в страны-участницы для научных исследований и/или вос­становления популяций). Конвенция 1979 г. обязывает государст­ва создавать национальные парки, заповедники и прочие охраняе­мые районы в целях охраны и восстановления популяций зить, вывозить, перевозить, продавать, выставлять на продажу, по­купать, дарить или содержать в неволе в течение периода охраны данного вида любую птицу или даже любую часть птицы живой или мертвой, отстрелянной или отловленной в нарушение закона. Конвенция 1950 г. запрещает в течение периода охраны опреде­ленного вида, особенно в период размножения, снимать или уничтожать гнезда, строящиеся или уже используемые; брать или повреждать, перевозить, ввозить и вывозить, продавать, выстав­лять на продажу, покупать, уничтожать яйца или даже их скорлупу, а также выводки птенцов, живущих в условиях естественной свобо­ды. Государства-участники обязаны отразить в своем законодатель­стве положения, запрещающие или ставящие под контроль приме­нение силков, птичьего клея, ловушек, крючков, сетей, отравлен­ных приманок или дурманящих средств, садков сетевых для уток; зеркал; рыболовных сетей и т. д. Государства-участники создают заповедники для разведения птиц.

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплаваю­щих птиц 1971 г.преследует цель приостановить постепенное на­ступление на водно-болотные угодья и их уничтожение в настоя­щее время и в будущем. Государства-участники определяют по меньшей мере одно национальное водно-болотное угодье для включения в перечень водно-болотных угодий международного значения (ст. 2). Государства учитывают свою международную от­ветственность за охрану, управление и рациональное использова­ние популяций мигрирующих диких птиц. Одним из средств за­щиты птиц является создание природных заповедников на вод­но-болотных угодьях.

ламы-витони. Для контроля за выполнением требований этой Конвенции образована Техническая административная комиссия.

Соглашение о сохранении белых медведей запрещает добычу белых медведей, за исключением следующих случаев: а) для под­линно научных целей; б) в целях сохранения; в) для предотвраще­ния серьезного нарушения рационального использования других живых ресурсов; г) местным населением с использованием тради­ционных методов охоты; д) там, где белые медведи добываются или могут добываться традиционными средствами гражданами го­сударства — участника Соглашения 1973 г. Шкуры и другие цен­ные предметы, полученные в результате добычи в соответствии с пп.«б» и «в», не могут быть использованы в коммерческих це­лях. Статья IV Соглашения 1973 г. запрещает использование для добычи белых медведей самолетов и крупных моторных судов. Го­сударства-участники запрещают экспорт, импорт и доставку на свою территорию, а также торговлю в пределах своей территории белых медведей или любой их части, или полученной из них про­дукции, добытых в нарушение Соглашения 1973 г.

Эффективным средством охраны животных является охрана среды их обитания. В этой связи государства заключили ряд ре­гиональных договоров. Например, 19 сентября 1979 г. европейски­ми странами подписана Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе.Каждая договаривающаяся сторона принимает соответствующие и необходимые законода­тельные и административные меры для обеспечения специальной охраны видов дикой фауны, указанной в приложении I. Запреща­ется преднамеренно срывать, собирать, срезать или вырывать изземли такие растения. Каждое государство по мере необходимости запрещает владение такими видами или их продажу.

В приложении II приведен перечень диких животных и птиц. Конвенция запрещает все формы преднамеренного отлова и со­держания и преднамеренного убийства. Запрещается также пред­намеренное уничтожение или выемка яиц из мест обитания диких животных или хранение этих яиц, даже если они пусты.

Для контроля за выполнением требований данной Конвенции создан Постоянный комитет.

Охрана диких птицосуществляется с помощью универсальных и региональных международно-правовых норм. Одним из первых международных договоров в этой области явилась Международная конвенция об охране птиц 1950 г.Конвенция взяла под охрану (по крайней мере, на период размножения) все виды птиц и, кроме того, перелетных птиц во время пролета к местам гнездования, особенно в марте — июле. В течение всего года под охраной нахо­дятся те виды птиц, которым грозит вымирание или которые представляют научный интерес. Согласно ст. 3 запрещается вво

84.Охрана растительного мира

По мере уничтожения растительного мира снижается качество жизни миллионов людей. Более того, в результате разрушения растительности, которая служила людям в качестве источника энергии для бытовых нужд и многих других благ, поставлено под угрозу само существование человечества. Если разрушение влаж­но-тропических лесов не будет приостановлено, то от 10 до 20% животной и растительной жизни нашей планеты будет уничтоже­но. Согласно статистике, более 250 млн людей в мире напрямую страдают от опустынивания.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. одобрила Принципы для глобального консенсуса в отношении рационалыюго использования, сохранения и освоения всех видов лесов.

Этот документ впервые признал важную роль нетропических ле­сов в поддержании глобального баланса поглощения углерода и выделения кислорода. В Принципах речь идет о всех видах лесов: естественных и культивируемых, во всех географических регионах и климатических зонах, включая леса среднего пояса. Основная цель Принципов — содействие рациональному использованию, со­хранению и освоению лесов и реализации их многоцелевых и взаимодополняющих функций и видов использования. Они от­ражают впервые достигнутый глобальный консенсус по вопросу лесов.

Согласно Принципу 10 устойчивое и рациональное использо­вание лесных ресурсов необходимо осуществлять в соответствии с политикой и приоритетами в области национального развития, на основе экологически рациональных руководящих принципов следует надлежащим образом и в случае необходимости учитывать соответствующие методологии и критерии, согласованные на ме­ждународном уровне.

Принцип 1 призывает принять надлежащие меры по защите лесов от вредного воздействия загрязнения, включая загрязнение с воздуха, пожаров, насекомых, вредителей и заболеваний, с тем чтобы в полной мере сохранить их многоплановую ценность.

Целью Международного соглашения по тропической древесине 1983 г.является создание эффективной основы для сотрудничест­ва и консультаций между производителями и потребителями тро­пической древесины, содействие расширению и диверсификации международной торговли тропической древесиной, поощрение и поддержание исследований и разработок с целью рационального использования лесов и освоения запасов древесины, а также по­ощрение разработки национальной политики, направленной на долговременное использование и сохранение тропических лесов и их генетических ресурсов, на поддержание экологического ба­ланса в соответствующих регионах. Статья 3 Соглашения 1983 г. предусматривает создание Международной организации по тропи­ческой древесине.

В настоящее время имеется ряд международных договоров об охране растительного мира. Отметим некоторые из них.

Конвенция о создании Европейской и Средиземноморской орга­низации по защите растений 1951/55 гг.уполномочивает эту орга­низацию давать советы правительствам-членам по предотвраще­нию завоза и распространения вредителей и болезней растений и растительных продуктов.

Согласно Международной конвенции по защите растений 1951 г.каждый участник создает официальную организацию по охране растений в целях: а) инспекции культивируемых площадей и пар тий растений в международной торговле на наличие или появле­ние вредителей или заболеваний растений; б) выдачи удостовере­ний о фитосанитарном состоянии и происхождении растений и растительных продуктов; в) проведения исследований в области охраны растений. Участники Конвенции 1951 г. осуществляют строгий контроль над импортом и экспортом растений и расти­тельных продуктов, применяя, когда это необходимо, запреты, ин­спекции и уничтожение поставок (ст. 6).

Соглашение о сотрудничестве в применении карантина растений и их охране от вредителей и болезней 1959 г.уполномочивает его участников принимать необходимые меры против вредителей, сорняков и заболеваний. Они обмениваются информацией о вре­дителях и заболеваниях растений и борьбе с ними. Государства со­трудничают в применении единообразных фитосанитарных поло­жений об импорте и экспорте растительных материалов из одной страны в другую.

Значительный вклад в сотрудничество государств по защите растительного мира вносит Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезнове­ния 1973 г. (СИТЕС).

85. П0НЯТИе И становление международного уголовного права

Международное уголовное правопредставляет собой систему принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными международными договорами.

В настоящее время уже практически не вызывает сомнений тот факт, что международное уголовное право сформировалось именно как отрасль международного права.

Становление данной отрасли международного права можно отнести к XIX в. Однако отдельные институты этой отрасли меж­дународного права начали формироваться гораздо раньше. Преж­де всего это относится к институту экстрадиции (выдачи преступ­ников). Еще в 1296 г. до н.э. был заключен договор между царем хеттов Хаттусилем III и египетским фараоном Рамсесом II о выда­че беглых рабов, которые по законам того времени являлись пре­ступниками. Договор гласил: «Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса»1.

Но наибольшую активность в вопросах сотрудничества по борьбе с уголовными преступлениями международного характера государства проявили именно в XIX в. Примером тому Венский конгресс 1815 г., на котором была принята специальная Деклара­ция в отношении рабства и работорговли. В 1818 г. Аахенский конгресс рабство и работорговлю признал преступной. Буквально через два десятка лет договором между Россией, Австрией, Англи­ей, Францией и Пруссией (1841 г.) работорговля была приравнена к пиратству и военным кораблям стран — участниц договора была предоставлена возможность останавливать и обыскивать подозре­ваемые в работорговле суда, освобождать рабов и предавать ви­новных органам правосудия.

На рубеже XIX—XX вв. в отечественной науке международно­го права вопросами становления международного уголовного пра­ва занимались Н. М. Коркунов и Ф. Ф. Мартене. Н. М. Коркунов обосновал необходимость совершенствования международного уголовного права, а Ф. Ф. Мартене посвятил международному уго­ловному праву отдельную главу в своей книге «Современное меж­дународное право цивилизованных народов»2В целом в современной науке международного права нет еди­ного подхода к пониманию правовой природы международного уголовного права. В этом плане научная литература весьма обшир­на. Проблемы международного уголовного права освещались А. М. Бастрыкиным, И. П. Блищенко, С. В. Бородиным, П. Н. Галенской, В. Э. Грабарем, Н. В. Ждановым, Г. В. Игнатен-ко, Л. В. Иногамовой-Хегай, И. И. Карпецом, Е. Г. Ляховым, В. О. Меркушиным, Л. А. Моджорян, В. С. Овчинским, В. П. Па­новым, Н. И. Пашковским, К. С. Родионовым, В. В. Устиновым и др.

Следует отметить, что специалисты в области международного права на Западе и в России допускали возможность того, что уго-новно-правовые проблемы, возникающие в связи с совершением деяний преступного характера, могут себя проявлять и в области межгосударственных отношений. Можно сказать, что вопрос о преступности действий как государственных органов, так и фи-шческих лиц возник в рамках международного права прежде всего н связи с войнами, наносящими непоправимый ущерб государст-нам и всему мировому сообществу. Преступность войны, противо­правные методы ведения вооруженных конфликтов — вот та база, па которой начали возникать международные нормы уголовной ответственности физических лиц.

Началом кодификации международного уголовного права можно считать принятие в 1945 г. Устава Международного воен­ного трибунала. Далее процесс кодификации нашел свое отраже­ние в Уставе Токийского трибунала 1946 г., Уставе Международ­ного трибунала по Югославии 1993 г., Уставе Международного поенного трибунала по Руанде 1994 г. и Статуте Международного уголовного суда 1998 г.

Огромную роль в становлении международного уголовного права сыграли конвенции о запрете рабства и работорговли; пре­ступности и наказуемости фальшивомонетничества; терроризма; незаконного оборота наркотических средств и психотропных ве­ществ и др. Данные договоры, а также соглашения о правовой по­мощи по гражданским, семейным и уголовным делам и соглаше­ния о выдаче преступников составляют основной массив источни­ков международного уголовного права.

Фундаментом международного уголовного права, стержнем его системы являются общие и специальные принципы. В качестве об­щих принципов данной отрасли следует назвать принцип неприме­нения силы и угрозы силой, принцип мирного разрешения между­народных споров, принцип невмешательства во внутренние дела государств, принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип сотрудничества. Специальные принципы международного уголовного права получили закрепление в Уставе Международного Основные принципы 2 страница - student2.ru военного трибунала 1945 г., Всеобщей декларации прав и основных свобод человека 1948 г., Пакте о гражданских и политических пра­вах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав и основных сво­бод человека и др. Специальные принципы можно разделить на две группы, в зависимости от источников закрепления.

К первой группе относятся принципы, признанные Уставом Международного военного трибунала 1945 г.: запрещение агрес­сивных войн; неотвратимость уголовного наказания за преступле­ния против международного права; должностное положение лица, совершившего международное преступление, не освобождает его от персональной ответственности; если государство не устанавли­вает наказания за действия, которые международным правом от­несены к категории преступлений против мира и человечества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновного от международной уголовной ответственности; неприменение сроков давности к военным преступникам и др.

Вторую группу специальных принципов составляют нормы, закрепленные в актах, направленных на защиту прав и основных свобод человека. К ним относятся: презумпция невиновности; за­прещение пропаганды войны, рабства, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания; принуждение к даче показаний и призна­нию своей вины; осуществление правосудия только судом; глас­ность судебного разбирательства; равенство лиц перед законом и судом; право на защиту, на бесплатного переводчика в суде, на обжалование приговора суда; право лишенных свободы на гуман­ное обращение и уважение достоинства.

Таким образом, международное уголовное право представляет собой систему общепризнанных международно-правовых принци­пов и норм, регулирующих сотрудничество между субъектами меж­дународного права по предупреждению преступлений и привлече­нию виновных физических лиц к ответственности за совершение международных преступлений и преступлений международного ха­рактера, оказанию судебной помощи, проведению расследования, уголовного преследования и судебного разбирательства, примене­нию и исполнению меры наказания, обжалованию и пересмотру судебных решений.

,/ Впервые классификация международных преступлений была дана Уставом Международного военного трибунала 1945 г. В соот­ветствии с Уставом все международные преступления можно раз­делить на три группы:

— преступления против мира — планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение меж­дународных договоров, соглашений или заговоры, направленные на осуществление любого из вышеперечисленных действий;

военные преступления, т. е. нарушение законов и обычаев ведения войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной террито рии; убийства или истязания военнопленных или лиц, потерпев­ших кораблекрушение на море; убийства заложников, ограбление общественной или частной совбственности; бессмысленное разру­шение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и т. д.;

— преступления против человечности — убийства, истребле­
ние, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные по
политическим, расовым или религиозным мотивам.

Статут Международного уголовного суда, вступивший в силу 1 июля 2002 г., предусматривает наступление международной уго­ловной ответственности за:

а) преступления геноцида;

б) преступления против человечности;

в) военные преступления;

г) преступления агрессии.

Юридическое содержание геноцида раскрывается в Конвен­ции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. Геноцид — это действия, направленные на уничтоже­ние полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической или религиозной группы путем убийства членов этой группы; причинения серьезных телесных повреждений или дове­дения до умственного расстройства; предумышленного создания условий, невозможных для проживания; применения мер, направ­ленных на прекращение деторождения, а также мер по насильст­венной передаче детей из одной группы в другую. Статья 6 Статута включает геноцид в юрисдикцию Международного уголовного суда.

Преступления против человечности определяются ст. 7 Статута как совершение следующих действий:

— предумышленное убийство;

— истребление — предумышленное убийство большого коли­чества людей; включает также лишение людей пищи и медикамен­тов с намерением их уничтожения;

— порабощение — осуществление прав собственности над че­ловеком; включает торговлю людьми, в частности детьми и жен­щинами;

— депортация или насильственное переселение людей — при­нуждение покинуть свои законные земли без учета требований ме­ждународного законодательства; депортация подразумевает пере­сечение государственных границ, тогда как насильственное пере­селение имеет место внутри страны;

— заключение в тюрьму или применение других жестоких ме­тодов лишения свободы, нарушающих основные принципы меж­дународного законодательства;

— пытки — умышленное причинение физических или душев­ных страданий человеку, находящемуся в заключении или под следствием;

— изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуж­дение к занятию проституцией, насильственное оплодотворение, насильственная стерилизация и прочие виды нарушений законов, связанные с сексуальной сферой, сравнимой тяжести — изнасило­вание и другие формы сексуального насилия могут также попасть под юрисдикцию Международного уголовного суда как пытки или военные преступления;

— преследование определенной группы людей по политиче­ским, расовым, национальным, этническим, культурным, религи­озным, половым или другим мотивам, недопустимым с точки зре­ния международных законов и в связи с любым упомянутым в Римском статуте преступлением — намеренное и жестокое ли­шение фундаментальных прав вопреки нормам международного законодательства по причине принадлежности к некоторому сооб­ществу и в связи с преступлениями против человечества, военны­ми преступлениями или геноцидом;

— насильственное сокрытие человека — арест, задержание или похищение человека государством или политической органи­зацией, с их разрешения или согласия и с последующим отказом подтвердить факт лишения свободы или отказом в информации о судьбе «исчезнувшего» с намерением лишить его покровительст­ва закона на продолжительный срок;

— апартеид — антигуманные действия режима систематиче­ского угнетения и подавления одной расовой группы некоторой другой, с намерением дальнейшей поддержки его существования и другие антигуманные действия схожего характера, вызывающие сильные страдания, причинившие серьезный ущерб физическому или душевному здоровью.

Преступления против человечности могут совершаться как в мирное, так и в военное время.

Военные преступления традиционно определяются как наруше­ния законов и обычаев ведения войны. Статья 8 Римского статута устанавливает юрисдикцию Международного уголовного суда над обширным перечнем военных преступлений, совершенных во вре­мя международных конфликтов. Статут дает право Международ­ному уголовному суду расследовать военные преступления, совер­шенные во время внутренних конфликтов, таких как гражданские войны. В отличие от преступлений против человечности, военные преступления могут и не иметь распространенного и систематиче­ского характера, достаточно единичных случаев.

Статут предусматривает (п. 2 ст. 5), что Суд будет осуществлять юрисдикцию в отношении преступления агрессии, как только на Конференции по обзору будет принято приемлемое положение не

86.

87.Международные организации в борьбе с преступностью,

Другим видом сотрудничества государств в борьбе с уголовны­ми преступлениями международного характера является сотруд­ничество в рамках международных органов, т. е. сотрудничество на институционной основе.

Сотрудничество в рамках ООН.На сессиях Генеральной Ас­самблеи ООН и в рамках деятельности ЭКОСОС рассматриваются различные аспекты борьбы с преступностью. В системе ЭКОСОС с 1965 г. существует Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Специализированными конференциями в рамках деятельности ООН являются конгрессы по предупреждению пре­ступности и обращению с правонарушителями, которые прово­дятся один раз в пять лет.

I Конгресс — Женева, 1955 г. Приняты Минимальные стан­
дартные правила обращения с заключенными. В 1957 г. Правила
одобрены резолюцией ЭКОСОС, а в 1966 г. включены в Пакт
о гражданских и политических правах (ст. 9, 10).

Наши рекомендации