Правонарушениях

Подведомственность в широком смысле слова - это опреде­ление объектов, на которые распространяется власть субъек­тов - носителей властных полномочий.

Что же касается подведомственности дел об администра­тивных правонарушениях, то она представляет собой распре­деление (закрепление) всех дел об административных правона­рушениях между органами административной юрисдикции, ко­торые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и налагать на виновных лиц административ­ные взыскания.

При определении подведомственности дел об администра­тивных правонарушениях необходимо учитывать существова­ние различных видов подведомственности и порядок их после­довательного выявления.

Выделяют следующие основные виды подведомственности дел об административных правонарушениях:

видовая подведомственность;

территориальная подведомственность;

должностная подведомственность.

Видовая подведомственность - это административная под­ведомственность, правила которой определяют, какой вид госу­дарственных органов или иных общественно-государственных объединений (к которым можно отнести, например, комиссии по делам несовершеннолетних) занимается рассмотрением кон­кретных видов административных дел (ст. 3.2-3.27 ПИКоАП). Видовая подведомственность закрепляется чаще всего однознач­но (дело рассматривается, например, только судом). Иногда за­конодательством допускается рассмотрение дела альтернатив­но, т.е. одним или другим органом (например, дела об админи­стративных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.13, 17.6, 18.20, 18.23 и др. КоАП, может быть рассмотрено должност­ным лицом органа внутренних дел или судьей).

Определив видовую подведомственность, необходимо решить вопрос о территориальной подведомственности. Территориаль­ная подведомственность - это административная подведом­ственность, правила которой устанавливают, какой из органов одного вида ведает делами: по месту жительства, по месту со­вершения, по месту обнаружения или по месту нахождения.

В соответствии со ст. 3.31 ПИКоАП административный процесс ведется, как правило, по месту совершения администра­тивного правонарушения, находящемуся в границах соответству­ющей административно-территориальной единицы.

Допускаются и изъятия из этого правила. Так, в целях обес­печения оперативности, объективности и полноты администра­тивного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту житель­ства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей.

Дела об административных правонарушениях, предусмот­ренных ст. 15.50, 17.3, 18.7, 18.9, 18.12-18.27, 18.29, 18.35, частью 4 ст. 18.36, ст. 18.38 КоАП, рассматриваются по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Комиссиями по делам несовершеннолетних дела об админи­стративных правонарушениях рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется административ­ный процесс.

Дела об административных таможенных правонарушениях рассматриваются судом по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, могут быть рассмотрены по месту регистрации транспортного средства.

Дела об административных правонарушениях, предусмот­ренных ст. 23.29-23.32, 23.55 КоАП, рассматриваются по мес­ту расположения соединений, частей и подразделений погра­ничных войск Республики Беларусь.

Получив или собрав (подготовив) материалы дела об адми­нистративном правонарушении, следует определить тех долж­ностных лиц, кто имеет право и должен в государственном органе заниматься рассмотрением конкретного дела. Это и есть долж­ностная подведомственность. То есть должностная подведом­ственность - это административная подведомственность, допус­кающая, что в рамках органа контролировать, ведать, решать и т.д. могут разные должностные лица.

Она закреплена в статьях главы 3 ПИКоАП, определяющих компетенцию конкретных государственных органов, обладающих юрисдикционными полномочиями. Например, ч. 2 ст. 3.26 ПИКоАП предусматривает, что от имени государственных при­родоохранных учреждений, осуществляющих управление запо­ведниками и национальными парками, дела об административ­ных правонарушениях вправе рассматривать директор (генераль­ный директор) государственного природоохранного учреждения и его заместители.

Наши рекомендации