Понятие, предмет, метод и задачи уголовного права

Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Предмет регулирования правовой отрасли — это совокупность общественных отношений, которые регулируются данной отраслью. Обычно считается, что предметом регулирования в уголовном праве являются следующие виды общественных отношений:

Охранительные правоотношения

Возникают между государством в лице органов охраны правопорядка с одной стороны, и лицом, совершившим преступное деяние, с другой стороны. Государство в данном правоотношении вправе и обязано привлечь виновного к ответственности за данное деяние и назначить ему наказание, применить иные меры уголовно-правового воздействия, либо при наличии оснований освободить его от неблагоприятных последствий, связанных с совершением преступления. Совершившее преступное деяние лицо обязано подвергнуться принудительному воздействию со стороны государства и имеет право на то, чтобы его действия получили правильную правовую оценку.

Регулятивные правоотношения

Связаны с наделением граждан правом на причинение вреда или создание угрозы причинения вреда охраняемым уголовным правом общественным отношениям, благам и интересам при определённых условиях (например, при обороне от посягательства, под воздействием принуждения или других обстоятельствах, исключающих преступность деяния).

Существует и другая точка зрения, согласно которой уголовное право не имеет своего предмета регулирования, поскольку регулированием общественных отношений занимаются другие отрасли права, а уголовное право лишь устанавливает ответственность, санкцию за их нарушение, выступает механизмом их охраны; такой точки зрения придерживались К. Биндинг, О. Э. Лейст, А. А. Пионтковский, В. Г. Смирнов. Противниками этой точки зрения (Н. С. Таганцев, Н. Д. Дурманов) отмечается наличие многих уголовно-правовых запретов, которые неизвестны другим отраслям права; к их числу относятся, например, запреты, касающиеся многих посягательств против личности.

Вопрос о моменте возникновения охранительного правоотношения и его субъектах в уголовно-правовой теории является спорным. Помимо описанной выше, в этом отношении высказывались следующие точки зрения:

  • Моментом возникновения охранительного правоотношения является момент вступления в законную силу приговора суда, а его субъектами являются осуждённый и суд, вынесший приговор (В. Г. Смирнов).
  • Моментом возникновения охранительного правоотношения является момент возбуждения уголовного дела, а субъектами выступают обвиняемый и орган предварительного расследования (Я. М. Брайнин).
  • Субъектами являются общество в целом и лицо, совершившее преступное деяние (Г. О. Петрова).

Некоторые ученые (в частности, А. В. Наумов) предлагают расширить определение регулятивных уголовно-правовых отношений, включив в него также общепревентивные (общепредупредительные) отношения, которые возникают при принятии уголовного закона и налагают на граждан обязанность воздержаться от совершения преступных деяний под угрозой наказания. Данная позиция подвергается критике на том основании, что предлагаемая конструкция не укладывается в традиционную схему абсолютных правоотношений (в которых право одного конкретного лица защищается от посягательств со стороны неопределённого круга лиц), не имеют собственного метода регулирования (поскольку угроза наказания может реализоваться лишь через охранительные правоотношения) и относятся к методам правового воздействия, а не правового регулирования.

Как и для любой другой правовой отрасли, для уголовного права характерны особые методы регулирования:

Уголовно-правовое принуждение (метод уголовных репрессий)

Применяется к лицам, совершившим преступные деяния и выражается в ограничении их прав или ином лишении принадлежащих им благ. Применение уголовно-правового принуждения не ограничивается наказанием, принудительными могут являться и иные меры уголовно-правового характера. Этот метод характерен для охранительных правоотношений.

Уголовно-правовое поощрение (антирепрессивный метод)

Применяется к лицам, совершившим преступление и стремящимся искупить свою вину перед обществом, либо к лицам, причиняющим вред при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния. Выражается в стимулировании лица к совершению определённых действий путём освобождения его от обременений, связанных с уголовно-правовым принуждением. Этот метод характерен как для охранительных, так и для регулятивных правоотношений.

Г. В. Назаренко выделяет также метод социальной защиты, который применяется к малолетним, недоразвитым и психически больным лицам и выражается в исключении их из числа уголовно-ответственных субъектов. Тем не менее, поскольку к данным лицам, как правило, применяются иные принудительные меры, которые могут включать недобровольное психиатрическое лечение или помещение в специальное воспитательное учреждение, данные отношения обычно попадают в сферу применимости уголовно-правового принуждения.

В последнее время в уголовном праве большинства государств наметился сдвиг от пунитивного (карательного) правосудия, целью которого является наказание преступника, к реституционному правосудию, целью которого является урегулирование социального конфликта, реставрация общественных отношений, нарушенных преступлением.

Статья 2 "Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации" в ч. 1 говорит: "Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений". Пути и средства решения таких задач определяет ч. 2 той же статьи: "Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений".

Приоритеты объектов уголовно-правовой охраны основаны на положениях Конституции РФ, которая раскрывает содержание основных прав и свобод граждан: на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; защиту своей чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и так далее. Для того, чтобы эти и другие права могли осуществляться, Уголовный кодекс провозглашает их охрану.

Действующая Конституция РФ уравнивает все виды собственности: частную, государственную, муниципальную и иные. УК РФ также не делает различий в охране этих видов собственности.

Общественный порядок как объект уголовно-правовой охраны представляет собой совокупность общественных отношений, обеспечивающих общественное спокойствие, бесперебойную работу транспорта, предприятий, учреждений и организаций, неприкосновенность личности. Общественная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов общества от внутренних и внешних угроз.

Окружающая среда является самостоятельным объектом уголовно-правовой охраны. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Понятие конституционного строя в качестве объекта уголовно-правовой охраны содержится в главе 1 Конституции РФ.

Вторая задача уголовного права решается путем введения в УК РФ раздела XII "Преступления против мира и безопасности человечества" и одноименной главы. В нее сведены наиболее опасные преступные деяния, такие как "Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны", "Геноцид", "Наемничество" и другие. За эти преступления предусмотрены наиболее строгие наказания.

Предупреждение преступлений как третья из перечисленных в УК РФ задач уголовного права предполагает два аспекта. Первым является общая превенция уголовного закона, то есть предупреждение совершения преступлений гражданами под воздействием уголовно-правового запрета. Другим аспектом уголовно-правовой охраны является частная превенция уголовного закона. Под ней понимается предупреждение совершения преступлений лицами, ранее уже совершавшими преступления. Частное предупреждение -это и выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений. Предупредительная работа состоит в оказании на них, а также на их окружение воспитательных и иных мер воздействия. Типичный пример частного предупреждения - это оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве конкретному лицу, освобожденному из мест лишения свободы.


2.Понятие, предмет, метод, задачи и система науки уголовного права.

Наука уголовного права представляет собой систему идей, взглядов и теоретических положений, касающихся всех проблем уголовного права как правовой отрасли. Наука уголовного права занимается обобщением опыта конструирования уголовно-правовых норм и практики их применения, оценкой их эффективности и решает задачи совершенствования уголовного права, прогнозирования путей его развития. Выполняются ею также и идеологические функции: перед ней стоит задача правового воспитания граждан.

В науке уголовного права выделяют несколько направлений: просветительско-гуманистическое, классическое, антропологическое, социологическое.


3.Уголовная политика России, её содержание, основные направления и формы реализации.

Уголовная политика — это вырабатываемая и поддерживаемая государством стратегия и тактика борьбы с преступностью, включающая в себя как уголовно-правовые, так и уголовно- процессуальные, криминологические и иные меры, направленные на сокращение преступности, уменьшение причиняемого ей вреда.

Уголовно-правовая политика представляет собой часть уголовной политики, в рамках которой:

  • Определяются основные принципы и направления уголовно-правового регулирования
  • Происходит криминализация (признание деяния преступным) и декриминализация деяний
  • Происходит пенализация (определение конкретной меры наказания за совершение определенного деяния) и депенализация (установление условий, при которых принудительные меры, связанные с совершением преступления, не применяются)
  • Устанавливаются альтернативные и применяемые наряду с наказанием иные меры уголовно-правового характера
  • Даётся толкование существующих норм уголовного права с целью уточнения их смысла в текущем историческом контексте.
  • Правоохранительные органы ориентируются на практическое применение норм и институтов уголовного права.

Направления:

- декриминализация большинства малозначительных, неопасных деяний с "переводом" части из них в разряд административных или гражданско-правовых проступков. Неужели столь уж необходимо предусматривать уголовную ответственность за побои (ст.116 УК РФ), оскорбление (ст.130 УК), незаконное усыновление (ст.154 УК), уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст.168 УК) и многое другое? Не достаточно ли в подобных случаях применения административных и/или гражданско-правовых санкций?

- реализация принципа "минимум репрессий"; безусловная законодательная отмена смертной казни; отношение к лишению свободы как к "высшей мере наказания", применяемой, как правило, только в отношении совершеннолетних насильственных преступников. Разумеется, лица, совершившие тяжкие насильственные преступления (убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование), заслуживают относительно длительного лишения свободы (пока и поскольку общество не нашло иных мер социального контроля), но ведь их доля в общем количестве осужденных к лишению свободы составляла последние годы в России от 1,3 до 1,8%.

- на основе вышеназванного - более последовательная реализация принципа неотвратимости наказания, независимо от социального статуса виновного. Освобождение сотрудников милиции от выявления и расследования малозначительных деяний, "мелочевки", позволит требовательнее относиться к выявлению, раскрытию и доведению до суда деяний, действительно представляющих общественную опасность. Особо важное превентивное значение имеет реальное привлечение к ответственности виновных лиц, независимо от их социального и экономического статуса.

- либерально-демократическая реформа полиции (давно следует переименовать милицию в соответствии с ее реальными задачами и статусом); главная задача полиции (кстати говоря, провозглашенная в ст.1 действующего закона о милиции) - защита граждан от преступных посягательств; сервисный характер деятельности полиции - оказание услуг (по защите, охране и т.п.) населению, налогоплательщикам, а не "борьба с преступностью"; абсолютная недопустимость применения незаконного насилия, включая пытки, которыми "славится" милиция;

- либерально-демократическая судебная реформа;

- разработка и реализация антикоррупционной программы на основе экономических, политических, социальных, правовых мер противодействия массовой продажности чиновников и работников правоохранительных и судебных органов. С нашей точки зрения, это проблема N1, без решения которой бессмысленны все остальные реформаторские потуги;

- приоритет превенции преступлений;

- формирование альтернативной "восстановительной" юстиции, обеспечивающей права и интересы потерпевших вне рамок уголовного правосудия;

- формирование либерально-демократического правосознания населения. Это чрезвычайно сложная, важная, долговременная и совершенно необходимая задача. Исторически в России не развиты правовое мышление и правовое сознание. Это неудивительно, ибо Россия никогда не была демократическим государством, никогда не была правовым государством (провозглашение ее таковым в Конституции - пока что благое пожелание, очень далекое от воплощения). Население страны слабо представляет себе возможности отстаивания своих прав и законных интересов. Чаще всего народ или по привычке "безмолвствует", или совершает не всегда разумные и эффективные акции (вроде "марша пустых кастрюль").


4.Уголовно-правовая норма. Ее виды и соотношение со статьей Уголовного Кодекса.

Уголовно-правовая норма— установленное уголовным законом правило поведения, соблюдение которого обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения уголовной ответственности и наказания в случае её применения.

Виды:

1) Деление на нормы общей и специальной части.

2) В зависимости от формы выражения правовых предписаний:

А) Нормы-запреты, устанавливающие недопустимость совершения определённых общественно опасных действий под страхом наказания.

Б) Нормы-предписания, устанавливающие нормативные определения понятий, относящихся к сфере уголовного права («преступление», «наказание») или содержащие общеобязательные правила поведения.

В) Управомачивающие нормы – предоставляют субъектам право на совершение каких-либо действий.

Г) Нормы-поощрения, стимулирующие лицо к совершению определённых действий.

3) По кругу лиц: общие и специальные.

4) По содержанию: дефинитивные, декларативные, освобождающие от уголовной ответственности, общерегулятивные.

Со ст. УК соотносятся как содержание и форма:

1) 1 норма – 1 статья

2) 1 норма в нескольких статьях УК (п. "в" ч. 7 ст. 79 УК, регламентирующий условно-досрочное освобождение от наказания). В нем сказано, что если условно-досрочно освобожденный в течение испытательного срока совершит умышленное преступление, то наказание ему назначается по правилам, предусмотренным ст. 70 УК РФ (по совокупности приговоров)

3) В 1 ст. УК несколько У-П норм

Наши рекомендации