Типология как разновидность научной классификации. Критерии типологии государств

Введение

Термин "государство" употребляется в нескольких значениях.

Во-первых, можно рассматривать государство как организацию общества. Так, Аристотель определял государство как способное к экономической независимости сообщество равных граждан, имеющее целью совершенствование жизни. В таком случае государство тождественно таким понятиям, как "страна", "нация", "общество", "отчизна", "родина". Такая трактовка государства существовала до XVI–XVII веков, когда отсутствовало разграничение понятий "общество" и "государство". В настоящее время в данном смысле государство понимается, когда говорят, например, о российском, американском, французском и т.д. государстве, имея в виду все представляемое общество.

Во-вторых, можно понимать государство как систему связей и взаимоотношений внутри общества во всем многообразии форм и структур власти. В этом случае понятие "государство" будет отождествляться с "государственной машиной", "правительством", "аппаратом власти".

Понятие государства

Н. Макиавелли первым ввел термин stato для обозначения государства как института политической власти. До него для обозначения государства использовались разнообразные более конкретные понятия: княжество, королевство, республика, деспотия и др. Позднее, особенно в эпоху Просвещения, в контрактных (договорных) теориях государства Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и других представителей либерализма обосновано четкое разграничение понятий "общество", "государство", "индивид". При этом некоторые мыслители, например, немецкий ученый В. Гумбольдт, признавал приоритет общества над государством, а Г.В.Ф. Гегель – приоритет государства над обществом.

В этом контексте марксизм рассматривает государство как организацию, как орудие политической власти экономически господствующего класса. К. Маркс и В.И. Ленин зачастую использовали метафизическое выражение: государство – это машина для подавления одного класса другим.

Немецкий социолог М. Вебер акцентировал внимание на другой грани государства в данном подходе к пониманию его сущности. Он считал, что определение государства можно дать лишь исходя из специфики средств, применяемых им для выполнения своих функций. Государство, в понимании М. Вебера, "есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное... насилие как средство".

В-третьих, возможно понимание государства как совокупности юридических норм и правил, регулируемых органами власти. Государство – это общий правопорядок, утверждал Цицерон. Государство, с точки зрения И. Канта, – объединение людей под эгидой права. Это более узкий подход, при котором вне поля зрения остаются реалии внеюридических социально-политических процессов, воздействующих на государственные институты в реальной жизни.

В современной учебной литературе государство определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Признаки государства

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Каковы же эти признаки?

1. Организация политической власти. Этот признак государства означает, что, во-первых, оно является властью, которая не сливает­ся с обществом, а выделяясь из него, в определенном смысле стоит над ним; во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество, выступает в качестве особого органа управления обществом; в-третьих, эта власть призвана обеспечивать поддержание цивилизованного правопорядка, а отсюда нормальной жизнедеятельности людей.

2. Легализованное насилие (принуждение) является важнейшим признаком государства, поскольку только оно вправе применять на­силие вплоть до лишения жизни ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.

Насилие (принуждение) со стороны государства – это, безус­ловно, крайняя мера, и ее следует рассматривать как средство само­защиты общества от деяний, нарушающих его нормальную жизнедеятель­ность, и как средство для создания условий для нормальной жизнеде­ятельности и цивилизованного правопорядка. Следует заметить, что в современной теории государства ряд авторов (В.Е. Гулиев, Д.Н. Бах­рах) достаточно четко проводят отличие меж­ду насилием и принуждением: насилие в буквальном смысле слова про­тивоправно, принуждение осуществляется на основе и в соответствии с законом.

Для решения этих задач в любом государстве создается система правоохранительных органов: органы внутренних дел, органы государственной безо­пасности, прокуратура, суды, налоговая полиция, экологическая по­лиция и ряд других.

Важное значение имеет вопрос о формах легализации насилия. Они могут быть правовыми и антиправовыми. При этом легитимным может быть признано только то насилие, которое непосредственно предус­мотрено правом и осуществляется в установленном им порядке. Любое другое насилие по общему правилу нельзя считать легитимным, да­же если ему пытаются придать узаконенный характер.

Следует обратить внимание и на то, что любой государственный переворот всегда является незаконным, но не всегда антиправовым. Если установленный нормами закона порядок противоречит общечело­веческим ценностям, то народ вправе его изменить с помощью неза­конного насилия. Именно поэтому в конституцию США вошла норма о праве народа на сопротивление угнетению.

3. Суверенитет государства. Он выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного госу­дарства с другими государствами. Суверенитет государства внутри страны выражается:

- в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны;

- в общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются на территории государства и в пределах экстер­риториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей);

- в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтож­ным любого проявления другой общественной власти;

- в исключительных полномочиях государства на самостоятель­ное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, ука­зах, постановлениях, приказах и т.п.), решении судов, органов уп­равления и иных государственных учреждений.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

5. Налоги – это взимаемые государством с населения матери­альные средства, необходимые для содержания государственного ап­парата. Если появляются группы людей, которые не работают в сфере материального производства, то закономерно возникает необходи­мость их кормить, содержать и т.д. Законодательные и исполнитель­ные органы, армия и органы внутренних дел, наука и образование, культура и здравоохранение и т.д. и т.п. все нуждаются в соот­ветствующем финансировании. Все это объективно обуславливает не­обходимость налогов. К. Маркс писал: "В налогах воплощено, эконо­мически выражено существование государства: чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические богини, цивильный лист и табель о рангах – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном се­мени – в налогах".

6. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Если при родовом строе люди группировались в общины по кровнородственным связям, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальному признаку, т.е. по месту жительства. Новый принцип разделения на­селения позволил государству разрушить старые родовые связи и обеспечить тем самым большую эффективность управления своими гражданами. Управлять обществом – это значит управлять определен­ной массой людей, на которых и могут быть рассмотрены государс­твенные управленческие функции. Эта масса людей – не граждане од­ной национальности, живущие в разных странах, а все граждане, за­нимающие ту территорию, на которую и распространяется власть го­сударства. Поэтому территориальная, а не кровнородственная и не национальная подчиненность людей общему управлению – важнейший признак государства. Государство не только признает, ус­танавливает и гарантирует права и свободы граждан, но и возлагает на них целый ряд обязанностей. Оно должно знать, где найти челове­ка, чтобы взимать налоги, призывать в армию, привлекать на общест­венные работы и т.д.

С учетом рассмотренных признаков можно сформулировать следу­ющее определение государства:

Государство– это исторически выделившаяся из общества суверенная универсальная особая политическая организация, призванная обеспечить нормальную жизнедеятель­ность людей, имеющая собственную территорию и взимающая с населения на­логи, необходимые для осуществления его функций.

Сущность государства

В реальном мире существуют разные государства, преследующие различные цели и задачи. В этой связи особое значение приобретает проблема сущности государства. Ее выявление позволяет определить смысл государства, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Классовый подход при раскрытии сущности государства – крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно.

Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства – его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество – от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

Типология как разновидность научной классификации. Критерии типологии государств.

Типология государства представляет собой довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Теория государства и права пытается определить основные этапы исторического развития государства, сформулировать логику развития государства. Считается, что на каждом этапе исторического развития государство приобретает определенную совокупность черт, признаков, которые позволяют отнести его к определенному типу государств. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, дозволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Типология – это учение о типах, больших группах тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Таким образом, типология – это своеобразная научная классификация, которая направлена на упорядочение полученных данных об объекте, о возможных формах его существования.

Основная цель типологии государства – провести классификацию государственных образований по определенным основаниям, то есть выделить типы государств.

Тип государства – это совокупность общих, существенных признаков, присущих одновременно нескольким государствам.

На протяжении многовековой истории человечества, сменяя друг друга, существовало множество различных государств. На каж­дом историческом этапе государство приобретало те черты, которые были обусловлены культурой, уровнем экономического развития, традициями, психологией конкретного общества, его географическим расположением; оно отражало потребности существовавших в обще­стве групп, отдельных личностей. Возникая, некоторые государства достигали расцвета, а затем приходили в упадок, уступая место дру­гим. Все эти государства — малые, большие, средние — значительно отличались друг на друга. Не оставались неизменными на всех этапах эволюции сущность и социальное назначение государства, характер государственной власти, его место и роль в жизни общества.

Теоретическое значение понятия «тип государства» состоит в возможности обнаружить за калейдоскопом сменяющих друг друга монархий, республик, олигархий, тираний, аристократий устойчи­вые черты, общие принципы, некоторую логику и закономерности.

Классификация государств на определенные типы необходима для того, чтобы выявить закономерности их развития. Данная цель трудно достижима, так как для проведения типологии необходимо проанализировать огромное количество научных фактов, характеризующих как прошлое, так и настоящее всех государств.

Для проведения типологии государств необходимо применение множества научных методов и средств. Но среди них следует особо отметить системный, сравнительный и историко-логический методы.

Типология государства имеет в большей степени теоретическое, чем практическое значение. Типология государства включает в себя:

- исследование оснований деления государства на типы

- характеристику самих типов государства.

Основным и наиболее сложным вопросом в типологии государства является поиск основания деления государств на типы. В рамках теории государства и права существует множество точек зрения на проблему основания для классификации государств. В качестве основания типологии государств могут применяться следующие критерии: форма правления, характер политической власти, размеры территории, взаимоотношения государства и церкви, уровень экономического развития и пр.

При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность. На характер государственности и государственное устройство влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, укоренившиеся обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и другие факторы.

Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организованного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются: 1) количество властвующих в государстве;

2)осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства.

По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель главное различие государств видел в том, какое место занимает в них человек, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей)-естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. Развитие государства, его обновление и изменение – это замкнутый круг, считает Полибий. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Многие государства обьективно проходили фазы зарождения, становления, расцвета и упадка, но затем возрождались в виде новой, более совершенной государственности, другие же выпали из замкнутого круга развития и стали достоянием истории (Вавилон, Урарту, Афины, Рим, Спарта и другие). Тем не менее главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

Исторический путь развития каждого государства по своему уникален и неповторим. Однако, теоретики государства справедливо обращают внимание на некоторые сходные черты в развитии отдельных государств. Это позволяет им сформулировать определенные подходы к типологии государства.

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические. Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый. Австрийский юрист Кельзен – в основе типизации лежит идея политической свободы; два типа: демократия и автократия.

В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.
В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.

Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим.

Развитие государств представляет собой поливариантный процесс. Исторический путь развития каждого государства по своему уникален и неповторим. Однако, можно выделить некоторые сходные черты в развитии отдельных государств. Это позволяет им сформулировать определенные подходы к типологии государства.

Виды типологий:

1) формационная типология;

2) цивилизационная типология;

3) историческая типология. Используется в книгах по истории, истории государства и права. Тип государства определяется принадлежностью к исторической эпохе, временем существования. Выделяют 4 исторические эпохи:

а) Древний мир (до 476 г.)

б) Средние века (476 – 1642 г.г.)

в) Новое время (1642 – конец 19 века)

г) Новейшее время (20 век);

4) социально-экономическая типология. Ее представители делят общество на 3 типа:

а) аграрное общество

б) индустриальное

в) постиндустриальное (информационное). Основным товаром является информация. Большинство людей работает в сфере услуг.

Английский социолог Броун развил идею о «бедных» и «богатых» государствах:

– высокоразвитые индустриальные государства Западной Европы, Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии;

– государства со средним уровнем развития, в которых установлена коммунистическая власть;

– некоммунистические государства со средним уровнем промышленного дохода (Аргентина, Мексика, Бразилия, Португалия, Турция)

– бедные государства (Алжир, Марокко, Эквадор, Перу, Нигерия, Индия).

В теории государства и права сформулированы два основных подхода к типологии государства – формационный и цивилизационный.

У. Ростоу – теория стадий экономического роста.

М. Вебер – типология, основанная на типе властвования.

Два типа государственной власти: 1. легитимный (признанный), в число которых входят легальный, традиционный, харизматический;

2. нелегитимный (непризнанный).

Наши рекомендации