Деятельность как фактор развития.

Влияние на развитие наследственности среды и воспитания дополняется ещё одним фактором – деятельностью личности.

Под этим понимается всё многообразие занятий человека, всё то, что он делает. Очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это ещё одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определённой области, тем выше уровень его развития в этой области.

Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а определяются «сдерживающими» факторами – способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности и т.д.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд.

По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) деятельность.

Особый вид деятельности – общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже маленький ребёнок проявляет себя как активное существо. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает своё отношение к людям, предметам.

В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повышаться, так и снижаться.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.

Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Для неё характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике.

Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник – потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.

На различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности.

Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели не опекали ребёнка, без собственного труда он мало чего достигнет.

Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер.

Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности: «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, - писал С.Л.Рубинштейн, - чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью – так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается».

Основные понятия: процесс, развитие, развитие человека, противоречия, преемственность, задатки, среда, внутренние и внешние условия, общения, активность.

Контрольные вопросы и учебные задания для студентов

1.Что значит познать закономерности человеческого развития? Приведите примеры.

2.Чем детерминируется процесс и результат человеческого развития? Приведите примеры.

3.Что является естественным (биологическим) в человеке?

4.Что такое наследственность? Приведите примеры.

5.Что такое гены? Объясните на примере своей личности.

6.Что такое наследственные программы развития человека? Приведите примеры.

7.Суть детерминированной части наследственной программы. Приведите примеры.

8.Принадлежат ли к наследственным качествам особенности нервной системы?

9.Переменная (варіативна) часть программы. Объясните на примере.

10.Являются ли наследственными интеллектуальные качества? Приведите примеры.

11.Являются ли наследственными моральные качества и психика? Приведите примеры.

12.Являются ли наследственными способности к интеллектуальной деятельности?

13.Что такое среда? Социальная среда и домашнее. Приведите примеры.

14.Влияние среды на формирование человека. Приведите примеры.

15.Что имеет наибольшее влияние на развитие человека: среда или наследственность? Приведите примеры.

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: в 3 кн.: учеб. для студ. вузов, обуч. по направлениям подгот. и спец. в области "Образование и педагогика" / И.П. Подласый; - 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1: Общие основы. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 527 с.

2. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: в 3 кн.: учеб. для студ. вузов, обуч. по направлениям подгот. и спец. в области "Образование и педагогика" / И.П. Подласый; - 2-е изд., испр. и доп. Кн. 2: Теория и технологии обучения. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 575 с.

3. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: в 3 кн.:учеб. для студ. вузов, обуч. по направлениям подгот. и спец. в области "Образование и педагогика" / И.П. Подласый; - 2-е изд., испр. и доп. Кн. 3: Теория и технологии воспитания. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 463 с.

4. Фібула М.М Педагогіка: Посібник. –К.: Академія, 2000. – С.52-57.

Наши рекомендации