Приложение 1. ФИЛОСОФСКИЕ ПРИТЧИ

ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ

...Далеко-далеко в горах, в маленьком горном поселении жил старик. Среди людей он слыл мудрецом. Каждый день со всех ближайших селений к нему спешили люди: кто попросить совета, кто поделиться своей бедой. И для каждого у него находилось доброе слово, каждому он старался помочь. И действительно, его слова исцеляли душу, помогали найти выход, из, казалось бы, совсем безвыходной ситуации.

В этом же селении жил злой, завистливый человек. Никто его не любил, редко в его доме можно было услышать радостный смех, да и друзей у него совсем не было.

Решил он, во что бы то ни стало придумать вопрос, на который бы мудрец не смог дать ответа. Думал день, два, неделю и, наконец, придумал.

Взял он в руки бабочку и сказал сам себе:

– Вот приду я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая?». Если он скажет, что бабочка живая, я сожму ладони, и бабочка умрет; а если он скажет, что бабочка мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит.

Довольный таким решением, он отправился к дому мудреца. Придя к нему, он, заранее предвкушая беспомощность мудреца, задал свой вопрос:

– Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня – живая или мертвая?

А мудрец подошел к нему, посмотрел своими добрыми, лучистыми глазами в его глаза, развел в стороны его руки – бабочка вспорхнула ввысь, – и сказал:

– Все в твоих руках.

ИГРОК И СВЯТОЙ

Некогда в одном старинном городе жил святой человек. Жил в этом же городе и человек, который полностью посвятил себя азартным играм. Ночи напролет он просиживал в игорном доме.

Однажды Святой встретил его и подумал:

– Этот человек очень грешен. Я должен помочь ему избавиться от его порока.

С тех пор, когда Игрок приходил в игорный дом, Святой садился у порога и сидел всю ночь, ожидая, когда Игрок выйдет. Утром, когда тот выходил после долгой ночи Игры, Святой с укоризной глядел на него, думая, какой это грешный человек, и клал камень, как напоминание Игроку о бренности его порока. А Игрок думал:

– Этот человек действительно Святой. Он так беспокоится за меня и старается избавить меня от моего порока.

Спустя время, когда гора камней была уже больше, чем гора камней Тамерлана, в городе произошло стихийное бедствие. Множество людей погибло. Вместе с ними погибли Игрок и Святой.

Явились ангелы, чтобы забрать души умерших, подошли к Игроку и сказали:

– Пойдем с нами в рай.

Игрок спросил:

– А этот святой человек тоже пойдет в рай?

– Нет, – ответили ангелы. – Он пойдет в ад.

– Но почему? – изумился Игрок

– Ты замечал в этом человеке лишь хорошее, а он в тебе – только плохое.

ИСТОЧНИК

Могущественный колдун, желая уничтожить королевство, вылил в источник, из которого пили все жители отвар волшебного зелья. Стоило кому-нибудь глотнуть этой воды, и он сходил с ума.

На утро все жители напились этой воды, и все до одного сошли с ума, кроме короля, у которого был свой личный колодец для него и его семьи, и находился этот колодец там, куда колдун добраться не мог.

Встревоженный король пытался призвать к порядку подданных, издав ряд указов о мерах безопасности и здравоохранения, но полицейские и инспектора успели выпить отравленную воду и сочли королевские решения абсурдом, а потому решили ни за что их не выполнять.

Когда в стране узнали о королевских указах, то все решили, что их властитель сошел с ума, и теперь отдает бессмысленные приказы. С криками они пришли к замку и стали требовать, чтобы король отрекся от престола.

В отчаянии король уже собирался сложить с себя корону, когда его остановила королева, которая сказала:

– Давай пойдем к тому источнику и тоже выпьем из него. Тогда мы станем такими же, как они.

Так они и сделали. Король и королева выпили воды из источника безумия и тут же понесли околесицу. В тот же час их подданные отказались от своих требований: если теперь король проявляет такую мудрость, то почему бы, не позволить ему и дальше править страной?

В стране воцарилось спокойствие, несмотря на то, что ее жители вели себя совсем не так, как их соседи. И король смог править до конца своих дней.

КАКОЙ «СВЕТ» ИМЕЕТ ЧЕЛОВЕК?

Один мудрец беседует с царём:

– Какой свет имеет человек?

– Свет солнца, о, царь!

– Когда солнце зашло, какой свет имеет человек?

– Луна служит ему светом.

– А когда зашли солнце и луна?

– Огонь служит ему светом.

– А когда зашло солнце, зашла луна, и погас огонь, что служит ему светом?

– Речь служит ему светом... Поистине, государь, человек идёт туда, где произносится речь, пусть даже там нельзя различить и собственной руки.

– А когда солнце зашло, зашла луна, погас огонь, и замолкла речь, какой свет имеет человек? Что остаётся человеку в полном молчании, без мелькающих образов вещей, без слов даже, наедине с самим собой? Есть ли внутри него творческий источник жизни, или он зависит целиком от окружающего и не имеет опоры в самом себе?

КОЛЬЦО ЦАРЯ СОЛОМОНА

Жил был мудрый царь Соломон. Но, несмотря на свою мудрость, жизнь его не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой:

– Помоги мне – очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я сильно подвержен страстям, и это очень мне мешает!

На что Мудрец ответил:

– Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо – на нем высечена фраза: «Это пройдет!» Когда тебе постигнет сильный гнев или радость, посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!

Шло время, Соломон последовал совету Мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент и однажды, как обычно, взглянув на кольцо, он не успокоился, а наоборот – еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имелась какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И это тоже пройдет...».

КРЕСТ

Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Господу Богу с такой просьбой:

– Спаситель, мой крест слишком тяжел и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?

И сказал Бог:

– Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов – выбери себе тот, который тебе самому понравится.

Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты, и все ему казались слишком тяжелыми. Перемеряя все кресты, заметил он у самого выхода крест, который показался ему легче других и сказал Господу:

– Позволь мне взять этот.

И Бог сказал:

– Так ведь это есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, чтобы примерить остальные.

ЛЮБОПЫТНЫЕ И СЛОН

Слона выставили для обозрения ночью и в темном помещении. Любопытные толпами устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть, тогда они стали его ощупывать, чтобы представить себе, как он выглядит. Слон был огромен, а потому каждый из посетителей мог ощупать только часть животного и таким образом составить свое представление о нем. Один из посетителей ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну. Другой потрогал бивни и сказал, что слон – это острый предмет. Третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер. Четвертый, который гладил слона по спине, утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка.

НАБЕРИСЬ СМЕЛОСТИ–СДЕЛАЙ ПОПЫТКУ

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

– О, вы, подданные мои, – обратился к ним царь, – у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал.

– Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его? – спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут его открыть. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его рассматривать и ощупывать, затем пытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его.

О чудо, замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Надо было только попытаться понять, в чем дело, и смело действовать. Тогда царь объявил:

– Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.

НАРЦИСС

Когда Нарцисс погиб, нимфы леса – дриады – заметили, что пресная вода в ручье сделалась от слез соленой.

– О чем ты плачешь? – спросили у него дриады.

– Я оплакиваю Нарцисса, – отвечал ручей.

– Неудивительно, – сказали дриады. – В конце концов, мы ведь всегда бежали за ним вслед, когда он проходил по лесу, а ты – единственный, кто видел его красоту вблизи.

– А он был красив? – спросил тогда ручей.

– Да кто же лучше тебя может судить об этом? – удивились лесные нимфы. – Не на твоем ли берегу, склонясь, не над твоими ли водами, проводил он дни?

Ручей долго молчал и, наконец, ответил:

– Я плачу по Нарциссу, хотя никогда не понимал, что он – прекрасен. Я плачу потому, что всякий раз, когда он опускался на мой берег и склонялся над моими водами, в глубине его глаз отражалась моя красота.

НАСЛЕДНИК

У великого короля было три сына, и он хотел выбрать одного, наследника. Это было очень трудно, потому что все три были очень разумными, очень храбрыми. И они были близнецами, все одного возраста, так что невозможно было решить. Он посоветовался с великим мудрецом, и тот дал ему идею. Король вернулся домой и попросил всех трех сыновей прийти. Он дал каждому сумку цветочных семян и сказал им, что он должен совершить паломничество. Оно займет несколько лет один, два, три, может больше. И это испытание для вас. Эти семена вы вернете мне, когда я вернусь. И тот, кто лучше сохранит их, тот станет моим наследником.

И король отправился в паломничество. Первый сын подумал:

– Что мне делать с семенами?

Он стал держать их в железном сейфе, когда отец вернется, они будут такими, как были. Второй сын подумал:

– Если я буду хранить их так, как это делает мой брат, они умрут. А мертвые семена, вообще не семена. Он пошел в магазин, продал их и получил деньги. И при этом подумал:

– Когда придет мой отец, я пойду в магазин и куплю новых семян, я дам их отцу лучшими, чем они были.

А третий сын пошел в сад и высыпал семена, где только было свободное место.

Через три года, когда отец вернулся, первый сын открыл свой сейф. Семена умерли и завонялись. Отец сказал:

– Что это? Разве эти семена я дал тебе? Они должны быть способны расцвести цветами и дать прекрасный аромат, а эти семена воняют! Это не мои семена!

Сын возразил, что это те же самые семена, но отец сказал:

– Ты, материалист. Второй сын бросился в магазин, купил семян, вернулся домой и преподнес их отцу. Но отец сказал:

– Но они не те же самые. Твоя мысль лучше, но все же это не то качество, которое я хотел бы видеть в тебе. Ты, психолог.

Он пошел к третьему сыну в большой надежде и страхе одновременно:

– Что он сделал?

А третий сын повел отца в сад, где цвели миллионы цветов вокруг. И сын сказал:

– Это те семена, что ты дал мне. Как только они созреют, я соберу их и верну тебе.

Отец сказал:

– Ты – мой наследник. Вот так и нужно поступать с семенами!

НЕ ВСЁ СРАЗУ

Однажды мулла пришёл в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, если не считать молодого конюха, что сидел в первом ряду. Мулла подумал про себя:

– Должен я говорить или нет?

И он решил спросить у конюха:

– Кроме тебя здесь никого нет. Как ты думаешь должен ли я говорить?

Конюх ответил:

– Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все мои лошади разбежались, а осталась только одна, я всё равно дам ей поесть.

Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать, насколько хороша была его речь. Он спросил:

– Как тебе понравилась моя проповедь?

Конюх ответил:

– Я уже сказал, что я простой человек и не очень – то понимаю всё это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что лошади разбежались, и осталось только одна, я всё равно её накормлю. Но я не дам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей.

НЕБОЛЬШАЯ РАЗНИЦА

Один восточный властелин увидел сон – будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабочено и сказал:

– Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

– Я счастлив, сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились.

– Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён? – спрашивали они.

На что последовал ответ:

– Всё зависит от того, как сказать то, что сказано.

О МЕДВЕДЕ В ТЕСНОЙ КЛЕТКЕ

В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, так что он мог только сделать четыре шага в одну сторону, повернуться и сделать четыре шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно. Посетители жалели медведя и говорили:

– Как, наверное, он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе.

Время шло, зоопарк стали ремонтировать, и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а загоне у медведя даже бассейн. Работники зоопарка предвкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в просторный вольер.

И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место. Даже находясь в транспортной клетке, медведь ухитрялся делать свои обязательные четыре шага взад-вперед.

Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый... А потом повернулся и снова сделал четыре шага обратно. Он так и не смог понять, что теперь прутья клети, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих.

Так медведь до сих пор и ходит в огромном вольере: четыре шага туда и четыре шага обратно.

О ЧАСАХ

Жил-был один мудрый правитель.

Однажды, решил он порадовать своих подданных, привез из дальней поездки солнечные часы и установил на главной площади столицы. Этот подарок изменил жизнь людей в государстве, подданные научились распределять и ценить свое время, стали точными и аккуратными. Через некоторое время все разбогатели и зажили счастливо.

Когда царь умер, подданные стали думать, как же отблагодарить его за то, что он сделал для них. А поскольку именно солнечные часы были символом успеха, то они решили построить вокруг часов огромный храм с золотыми куполами. Но после того как храм был возведен, солнечные лучи перестали достигать часов, и тень, указывающая время, исчезла. Люди перестали быть точным, аккуратными – порядок в государстве постепенно разрушился, и оно распалось.

ПЕРВАЯ СТРЕЛА

Мастер стрельбы из лука предложил Ученика приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошел к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел, и бросил ее в сторону.

– Почему ты отобрал у меня вторую стрелу? – удивился Ученик.

– Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую – она все равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть еще одна попытка, – сказал Мастер.

– Так вот почему человеку дается только одна жизнь, – подумал Ученик.

ПЕЧАЛЬ И РАДОСТЬ

Крестьянин, у которого был красивый жеребец, считался богатым человеком в своей деревне. Ему завидовали. Но когда его конь ушел в степь и не вернулся, ему перестали завидовать, а некоторые даже жалели его. Но старик не печалился и был спокоен. Его спрашивали:

– Почему на твоем лице нет печали?

– А я не знаю хорошо это или плохо, – отвечал он.

Но когда его конь вернулся и привел с собой из степи табун диких лошадей, все снова стали ему завидовать. И только старик не радовался и был спокоен. Его снова спросили:

– Почему же теперь на твоем лице нет радости?

– Мне не дано знать хорошо это или плохо, – как и в первый раз отвечал он им.

И когда его сын упал с необъезженной лошади и покалечил ногу, некоторые печалились, а иные тайком радовались. Но крестьянин был спокоен. Его снова спрашивали, но он отвечал, как и прежде. Началась война, и всех парней забрали в армию, а его сына не взяли, все снова стали завидовать ему. Только сам старик не печалился и не радовался.

Он не хотел этого делать, потому что не понимал, какой прок от большой печали и неуемной радости.

То, что гусеница называет Концом света, Мудрый назовет бабочкой.

ПРОРОК И ДЛИННЫЕ ЛОЖКИ

Один правоверный пришел как-то к пророку Элиасу. Его очень волновало, что такое ад и рай, потому что он хотел жить праведно.

– Где ад и где рай? – с этим вопросом человек обратился к пророку.

Но Элиас не ответил. Он взял вопрошавшего за руку и повел темными переулками во дворец. Через железные врата они вошли в большой зал со множеством народа, бедными и богатыми, в лохмотьях и драгоценных одеяниях. Посреди зала стоял на огне огромный котел, в нем кипел суп, который на Востоке называется «ащ». От варева шел приятный запах по всему залу. Вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и бессмысленными глазами, стараясь получить свою порцию супа. Спутник пророка Элиаса поразился, когда увидел у них в руках по ложке, величиной с них самих. Вся ложка была из металла, раскалённая от супа, и лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. С жадностью голодные люди тыкали своими ложками в котле. Каждый хотел получить свою долю, но никому это не удавалось. Они с трудом вытаскивали тяжелые ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. Слишком ретивые обжигали руки и лицо и, охваченные жадностью, обливали супом плечи соседей. С руганью они набрасывались друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Пророк Элиас взял своего спутника за руку и сказал: «Вот это – ад!».

Они покинули зал и вскоре уже не слышали адских воплей. После долгих странствий по темным коридорам они вошли в другой зал. Здесь тоже было много людей, сидящих вокруг. Посреди зала стоял котел с кипящим супом. У каждого было по такой же громадной ложке в руке, какие Элиас и его спутник уже видели в аду. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звуки окунаемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, то сразу же другая пара помогала своими ложками, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщался один, его место занимал другой. Пророк Элиас сказал своему спутнику: «А вот это – рай!».

РАЗГОВОР

– Жаль мне тебя, – сказала не зажженная свеча своей зажжённой подруге. – Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены. Отвечала горящая свеча:

– Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой – душа свечи – соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаз ребёнка на праздничной елке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, не зажженная моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя – огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость и польза от тебя? Право, «лучше гореть, нежели почивать», потому что в горении жизнь, а в спячке – смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоём сохранном бездействии и не начинала существовать, и так и умрешь, не начав. А жизнь пройдёт мимо.

Так говорили две свечи.

Наши рекомендации