Информационное обеспечение дисциплины

1. Сайт Ассоциации Даун-синдром [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.downsideup.org.htm.

2. Сайт Ассоциации Ушер-форум [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://usherik.narod.ru/sindrom_usher.html-

3. Сайт Института коррекционной педагогики [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.ise.iip.net

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:

· видеозаписи уроков, внеклассных занятий, праздников, заседаний школьного ПМПк, круглого стола, обучающих семинаров;

· фильм «БИ-БИ-СИ» «Не вижу, не слышу»;

· аудиозаписи детской речи;

· компьютерное оборудование для сопровождения лекций.

Приложение 1

Методические материалы к лекции «Классификации сложных и множественных нарушений развития у детей»   Варианты сочетанных нарушений по Т.А. Басиловой     Умственно отсталые дети   Разные сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте                
             
      Сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата и интеллекта   Дети с тяжелыми формами ДЦП и выраженной умственной отсталостью   Дети с тяжелыми формами ДЦП и легкой умственной отсталостью   Дети с легкими формами ДЦП и выраженной умственной отсталостью   Дети с легкими формами ДЦП и легкой умственной отсталостью
             
      Сочетание нарушений зрения и интеллекта   Слепые с выраженной умственной отсталостью   Слепые с легкой умственной отсталостью   Слабовидящие с выраженной умственной отсталостью   Слабовидящие с легкой умственной отсталостью
             
      Сочетание нарушений слуха и интеллекта   Глухие с выраженной умственной отсталостью   Глухие с легкой умственной отсталостью   Слабослышащие с выраженной умственной отсталостью   Слабослышащие с легкой умственной отсталостью
             
      ПО СОЧЕТАННОСТИ НАРУШЕНИЙ   ПО ВЫРАЖЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ            
    Дети с сохранными потенциальными возможностями развития        
      Сочетание нарушений слуха и опорно-двигательного аппарата   Глухие с тяжелыми формами ДЦП   Тугоухие с тяжелыми формами ДЦП   Глухие с легкими формами ДЦП   Тугоухие с легкими формами ДЦП
             
      Сочетание нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата   Слепые непередвигаю-щиеся самостоятельно   Слабовидящие непередвигаю-щиеся самостоятельно   Слепые с остаточными явлениями ДЦП   Слабовидящие с остаточными явлениями ДЦП
             
      Сочетание нарушений зрения и системного недоразвития речи   Слепые алалики   Слабовидящие алалики   Слепые дети с ОНР   Слабовидящие дети с ОНР
             
      Сочетание нарушений зрения и слуха   Тотально или практически слепоглухие   Слепые слабослышащие   Слабовидящие глухие   Слабовидящие слабослышащие
             

Приложение 2.

Терминологический словарь к лекции «Этиология и патогенез сложных нарушений развития»

Амблиопия — понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения.

Атрофия зрительного нерва — заболевание, характеризующееся нарушением связи между сетчаткой глаза и зрительными центрами коры больших полушарий мозга, в результате чего возникает расстройство зрительных функций.

Бинокулярное зрение — зрение двумя глазами, при котором отдельные изображения, получаемые в каждом глазу, сливаются в одно, единое изображение.

Гипертелориз – увеличение расстояния между органами (обычно о глазах).

Гипопластичные – недоразвитые.

Глаукома — заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления, понижением зрительных функций, особой формой атрофии зрительного нерва.

Иридоциклит – воспаление радужки и ресничного тела (различают: гнойный, папулезный, серозный, туберкулезный).

Ирит – воспаление радужки, сочетается, как правило, с воспалением ресничного тела.

Катаракта - помутнение хрусталика глаза.

Колобома – щелевидный дефект глаза.

Косоглазие — заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместной точки фиксации.

Микрокорнеа – уменьшение диаметра роговицы.

Микрофтальмия - уменьшение размеров глазного яблока.

Миопия - (близорукость) — вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются перед сетчаткой.

Нистагм — своеобразная форма судорог глазных мышц, проявляющихся в непроизвольных, быстро следующих друг за другом движениях глаз.

Остаточное зрение — сохранившиеся функции нарушенной или недоразвитой зрительной системы (острота зрения в пределах от светоощущения до 0,04 при использовании оптических средств коррекции).

Пигментный ретинит – скопление гранул пигмента на периферии сетчатки, симптомами которого является снижение ночного зрения и сужение полей зрения, вследствие наследственного заболевания или перенесенного внутриутробно инфекционного заболевания (например краснухи).

Поле зрения — пространство, одновременно видимое глазом при неподвижном положении головы и фиксации взгляда в одной точке.

Слабовидение — значительное снижение зрения. При слабовидении острота зрения на лучше видящем глазу с использованием очков находится в пределах от 0,05 до 0,3—0,4.

Хориоретиниты – воспаление заднего отдела сосудистого тракта глаза с вовлечением в процесс сетчатки.

Эпикант – вертикальная кожная складка внутреннего угла глазной щели.

Приложение 3

Наши рекомендации