УЧЕБНЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ. «Старшие символисты» – петербургская группа.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕСТЫ

СИМВОЛИЗМ

«Старшие символисты» – петербургская группа.

Лирика Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, Ф. Соло­губа.

Ф. Сологуб: роман-миф «Мелкий бес»; новеллы «Свет и тени», «Червяк», «В толпе», «Превращения», «Маленький человек» и др. (по выбору).

Д.С. Мережковский: трилогия «Христос и Антихрист» (один из романов по выбо­ру): «Смерть богов (Юлиан Отступник)», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)», «Антихрист (Петр и Алексей)».

«Старшие символисты» – московская группа.

Лирика К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова.

В. Брюсов: новеллы «В подземной тюрьме. (По итальянской рукописи XVI века)», «В зеркале. (Из архива психиатра)», «Бемоль. (Из жизни малых сих)», «Теперь, когда я проснулся…(Записки психиатра)», «За себя или за другую?» и др. (по выбору).

«Младшие символисты».

Лирика А. Блока; его поэмы «Возмездие», «Соловьи­ный сад», «Двенадцать»; его драмы «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» (по выбору).

Лирика А. Белого; его роман «Петербург».

АКМЕИЗМ

Лирика Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Н. Гумилев: новеллы «Радости земной любви», «Принцесса Зара», «Золотой рыцарь», «Черный Дик», «Последний придворный поэт», «Скрипка Страдивариуса» и др. (по выбору).

ФУТУРИЗМ

Лирика И. Северянина. В. Хлебникова, В. Маяковского.

«НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ»

Лирика С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова.

«ПЕРЕХОДНЫЕ» ЯВЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ РУБЕЖА ВЕКОВ

Проза Л. Андреева: «Баргамот и Гараська», «Ангело­чек», «Большой шлем», «Рассказ о Сергее Петровиче», «Мысль», «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех», «Бен-Товит», «Елеазар», «Иуда Искариот», «Губерна­тор», «Рассказ о семи повешенных», «Полет», «Герман и Марта», «Рогоносцы», «Чемода­нов», «Ослы», «Ска­зочки не совсем для детей», «Мои анекдоты», «Дневник Сатаны».

Драматургия Л. Андреева: «К звездам», «Жизнь Человека», «Анатэма», «Собачий вальс», «Реквием».

И.А. Бунин: лирика,«Перевал», «Эпитафия», «Анто­новские яблоки», «Де­ревня», «Суходол», «Древний человек», «Ночной разговор», «Весе­лый двор», «Захар Воробьев», «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Сны Чанга», «Старуха», «Пост», «Третьи петухи», «Роза Иерихона», «Готами», «Ландо», «Убийца», «Обреченный дом», «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», «Тем­ные аллеи», «Кавказ», «Руся», «Красавица», «Дурочка», «В Пари­же», «Галя Ганская», «Камарг», «Сто рупий», «Качели», «Чистый понедельник», «Часовня».

ЛИТЕРАТУРА НЕОРЕАЛИЗМА

А.И. Куприн: «Молох», «Олеся», «Поединок», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников», «Листри­гоны», «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Яма», «Каждое желание».

М. Горький: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Пес­ня о Соколе», «Коновалов», «Мальва», «Супруги Орловы», «Мать»; его драмы: «Мещане», «На дне».

УЧЕБНЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ

1. Келдыш В.А., Дьякова Е.А. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века: В 2-х т.. – М.: Академия, 2007.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. Николюкин А.Н. – М.: НПК «Интелвак», 2001.

3. Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Ранний символизм. – СПб.: Академ. проект, 1999.

4. Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Мифопоэтический симво­лизм начала века: Космическая символика. – СПб.: Академ. проект, 2003.

5. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. – М.: Республика, 1998.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): В 2-х кн. – М.: Наследие. – Кн. 1. – 2000; – Кн. 2. – 2001.

2. Поэтика русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века: Динамика жанра. Общие проблемы. Проза / Науч. ред.: В.А. Келдыш, В.В. Полонский. – М.: ИМЛИ РАН, 2009. – 832 с.

3. Колобаева Л.А. Русский символизм. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

4. Минц 3.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Учен. зап. Тартуск. ун-та. – Вып. 459: Творчество А.А. Блока и русская культура XX века: Блоковский сб. Ш. – Тарту, 1979. – С. 76–121.

5. 3ингерман Б. Очерки истории драмы ХХ века. – М., 1979. – С. 5–49.

6. История русской драматургии: Вторая половина XIX – начала XX в. (до 1917 г.). – Л., 1987.

7. Московкина И.И. Между «pro» и «contra»: координаты художественного мира Леонида Андреева. – Харьков: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2005.

8. Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: мир Ивана Бунина. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004.

9. Эйхенбаум Б. Писательский облик М. Горького // Эйхенбаум Б.

О литературе. – М., 1987. – с. 437–442.

10. Удодов А.Б. Феномен М. Горького как эстети­ческая реальность: генезис и функционирование (1880-е – начало 1900-х годов). – Воронеж, 1999.

Дополнительная литература

Наши рекомендации