Системы кумулятивного индексирования качества знаний

Системы кумулятивного индексирования качества знаний (или ИКИ – индивидуального кумулятивного индексирования) тесным образом связаны с системами тестирования знаний и являются действенным инструментом

ü повышения уровня качества знаний;

ü активизации учебного процесса.

Как правило, разнообразные системы оценки качества и количества знаний носят констатирующий характер, не влияют прямо на качество и редко доставляют удовольствие как ученикам, так и педагогам. Кумулятивные системы лишены этого недостатка.

Идея кумулятивных систем проста:

ü каждое действие (учебное) учащегося имеет назначенную цену в очках;

ü получаемые каждым учащимся за свои действия очки суммируются (кумулируются) в течение учебного периода;

ü неуспехи учащихся никак не отмечаются (при неверных ответах, пропусках занятий и пр. суммы очков не снижаются, остаются теми же);

ü суммы очков зависят от даты действий (опоздал со сдачей контрольной работы - получи понижение прибавляемого количества очков);

ü итоговые семестровые оценки выставляются педагогом на основании сравнения сумм очков (кумулянтов) в учебной группе, скажем, первые 10% учащихся (имеющих лучшие суммы) получают пятерки, затем следуют четверки и т. д.;

ü учебные "долги", а также самостоятельно изученный дополнительный учебный материал можно также «сдавать» в определенное время, набирая дополнительные суммы очков.

В 70-80-х годах прошлого века на ряде образовательных конференций звучала информация о использовании в вузах СССР систем кумулятивного индексирования знаний. Такие системы развивались в 60-х годах за рубежом. В СССР среди первопроходцев выделяются педагоги ФЕН НГУ - факультета Естественных наук Новосибирского государственного университета.

В 1982-1992 гг. аналогичные эксперименты проводились группой преподавателей Дальневосточного государственного университета (ДВГУ) на химическом, математическом, физическом, историческом факультетах ДВГУ и в классах нескольких государственных и негосударственных средних школах г. Владивостока.

Перечислим отрицательные черты системы, проявляющиеся на начальном этапе внедрения:

ü в группах, где введена кумулятивная система в учебных занятиях по какой-либо дисциплине, учащиеся начинают посвящать данной дисциплине значительное количество сил и времени, в ущерб другим дисциплинам. Это порождает отрицательные эмоции среди коллег-преподавателей;

ü кумулятивная система противоречат традиционной пятибалльной системе (нарушается график отчетности и пр.), что вызывает негативное отношение к введению кумулятивной системы со стороны руководителей учебного процесса;

ü кумулятивная система резко дифференцирует успехи учащихся, их суммы очков часто различаются в десятки раз. Это порождает нервозность родителей учащихся, т.к. они привыкли к традиционной пятибалльной шкале, "нивелирующей" различия в активности учащихся;

ü возникает необходимость дополнительной работы с учащимися, не воспринявшими систему на начальном этапе и значительно отставшими (можно с ними работать и традиционно, однако через некоторое время они все равно захотят быть «как все» и воспринимают кумулятивную систему как должное);

ü кумулятивная система может вызвать "неспортивные" явления среди учащихся (исчезновение у «передовиков» тетрадей, обуви), т.к. не всем желающим иметь пятерку в четверти выгодно присутствие на занятиях лидеров.

Перечислим положительные качества кумулятивных систем:

ü у учащихся значительно возрастает интерес к дополнительной литературе и получению знаний опережающим образом;

ü велика активность учащихся на консультациях и коллоквиумах;

ü публикация кумулянт приводит к возникновению духа состязательности, приводит к появлению у учащихся стремления к овладению дополнительными знаниями по предмету;

ü исчезают текущие "долги", а если и появляются, то сдаются оперативно;

ü на занятиях исчезает "негатив", связанный с боязнью учащихся неправильно решить задачу, не выполнить задание, получить двойку - учащиеся всегда имеют право и возможность улучшить свои результаты.

В целом, по-нашему мнению. положительные качества таких систем с лихвой перекрывает отрицательные. Последние же исчезают по прошествии периода адаптации.

Наилучшим "ареалом" для внедрения кумулятивных систем является среда дистанционного образования. Именно здесь знание оценивается компьютером и, следовательно, есть все предпосылки для отработки количественных критериев.

Текущие значения кумулянт, будучи собранными в компьютерной базе данных, вполне могут служить основой для проведения работ по сравнительному мониторингу качества образования в различных образовательных учреждениях.

В настоящее время коллектив Открытого университета ДВГУ работает над анализом, внедрением и развитием вышеописанных принципов в среде дистанционного обучения и открытого образования. (Морев И. А. Системы кумулятивного индексирования качества знаний – способ повышения качества образования и активизации учебного процесса // Перспективы высшего образования в малых городах. Материалы второй региональной научно-практической конференции, октябрь, 12-14, 2000, Находка. Владивосток, Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001. С. 94-97).

Наши рекомендации