Анализ психологической работы.

Свою работу в детском саду я начала со знакомства с персоналом и детьми двух подготовительных групп. С этими детьми необходимо было пройти диагностику психологической готовности к школе. Для достижения поставленной задачи мне необходимо было изучить литературу по психологической готовности к школе (Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе»).

Для проведения диагностики изучалось учебно-методическое пособие «Комплексная диагностика готовности детей к началу обучения в школе» и «Методические материалы для проведения комплексной диагностики готовности детей к началу обучения в школе» Н.В. Нижегородцевой. Далее необходимо было подготовить весь стимульный материал, согласно методикам.

Согласно, данной методики необходимо определить уровень развития учебно-важных качеств. К ним относятся: мотивы учения, отношение к школе и учению, отношение к детям, отношение к себе, принятие учебной задачи, вводные навыки, графический навык, уровень обобщений, зрительный анализ, вербальная механическая память, развитие мелкой моторики, произвольная регуляция деятельности, обучаемость.

Для этого проводила групповую диагностику («Графический диктант», «Графическая проба», «Рисунок школы»). Исследование проводилось на двух группах общей численностью 50 человек.

Группы делились на подгруппы по 8 человек. В течение двух дней проходило данное обследование.

Данные методики предназначены для оценки уровня развития графического навыка и готовности руки к письму (графическая проба);

Для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности (рисунок школы);

Для выявления способности ребенка слушать взрослого и выполнять его задания, произвольно управлять своей деятельностью в пределах поставленной задачи.

В ходе выполнения задания дети по-разному справлялись с поставленными задачами: одни выполняли все правильно и быстро, другие медленно, или допускали ошибки. Так же наблюдалось то, что быстро уставали руки при графических тестах. Это свидетельствует о том, что мышцы рук не сильно развиты, значит, в данном направлении предстоит дальнейшая работа. Не все дети могли подписать свои работы. В подготовительной группе есть двое детей, которые на год младше остальных (им по 5 лет) и они в этом году в школу не пойдут, останутся еще на год в детском саду. Качество выполнения заданий ими отличается от остальных. Это проявляется в том, что они медленнее других выполняют задания, допускают ошибки, быстро утомляются.

С помощью групповой диагностики мы смогли определить такие важные качества как: способности ребенка принять задачу, произвольно управлять своей деятельностью в пределах поставленной задачи, графический навык, т.е. готовность руки к письму и отношение ребенка к школе и уровень школьной тревожности.

Такие учебно–важные качества как: отношения ребенка с детьми, уровень вербальной механической памяти, уровень обобщений, выраженность синкинезий, уровень обучаемости, отношение к себе, способность ребенка анализировать целостный графический образ, определяются с помощью индивидуального обследования.

Для этого с ними проводили следующие методики:

1. Обучающий эксперимент

2. тесты: «Выраженность синкинезий», «4-й лишний», «Лесенка», «Зрительный анализ», «10 слов», «социометрия»

В ходе исследования выявлено, что дети по-разному справляются с заданиями. Хорошо проходят тесты на память; у подавляющего большинства завышенная самооценка (они ставят себя на первую ступень, при этом уверенны и могут объяснить свой выбор). Такой показатель самооценки свойствен детям данного возраста. Но есть и дети, которые поставили себя на вторую ступень, объясняя тем, что они иногда хорошо себя ведут, а иногда плохо, непослушно. Из этого можно сделать вывод о том, что у таких детей появляются зачатки рефлексии, что означает умение видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия, а это, в свою очередь, основа формирования самоконтроля и самооценки в учебной деятельности.

В ходе обучающего эксперимента большинство детей показали достаточно высокий уровень обучаемости. Есть дети, которые не справились с данным заданием, они так и не поняли принцип деления на группы предлагаемые карточки. В основе обучаемости лежит положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка», которая определяет его возможности в сотрудничестве с взрослым усваивать новые знания, поднимаясь, таким образом на новую ступень умственного развития.

Развитие мелкой моторики рук определяется по количеству синкинезий, когда при выполнении заданных движений возникают «лишние» движения других пальцев и всей кисти. В ходе исследования встречались дети, у которых не было синкинезий – это значит, что у их высокий уровень развития мышц рук. Но в большинстве случаев встречались дети, у которых среднее число синкинезий составляло 3,5 что свидетельствует о среднем уровне развитии мелкой моторики рук. Низкий уровень развития мелкой моторики рук является причиной следующих трудностей в обучении письу:

1. низкий темп письма;

2. быстрая утомляемость при письме;

3. неровная, «дрожащая» линия;

4. «угловатое» письмо;

5. слишком сильный нажим;

6. несоблюдение размера графических элементов;

7. несоблюдение наклона письма;

8. большое количество исправлений и помарок.

Для всех детей достаточно сложным оказался зрительный анализ. Не все могли справиться с первым простым заданием, а третье - самое сложное не выполнили единицы. Зрительный анализ является базой в усвоении графического образа буквы.

Социометрия использовалась для оценки отношений ребенка с детьми в группе детского сада. Это исследование проводилось в индивидуальном порядке. Детям задавался вопрос: «Кого бы они из группы позвали к себе на день рождение, но только троих человек». Выявлен лидер и аутсайдер (Леня), который в свою очередь сам выбрал только одного человека – девочку Василину. Психолог сказала, что у этого мальчика сложные взаимоотношения в группе, его никто не любит. В подтверждение могу привести пример при наблюдении за группой во время фотосъемки. Пока выстраивали всю группу для общей фотографии, один мальчик заплакал, вскоре стало ясно, что инициатором конфликта стал Леня. По замечанию воспитателя, он провоцировал и других детей, стоящих рядом в тот момент.

Отношение к детям оказывает влияние на успешность обучения в школе. У учащихся с трудностями в общении с одноклассниками нередко формируется негативное отношение к учебе, т.к. они постоянно испытывают дискомфорт в школе. Поэтому необходимо обратить внимание психолога на этого мальчика и проводить коррекционную работу с ним для более успешной социализации ребенка.

В данную комплексную методику входит еще экспертная оценка учебно-важных качеств детей, но это проводят воспитатели. Для них необходимо будет подготовить стимульный материал и провести с ними инструктаж.

Затем все данные исследований будут проанализированы и использоваться для заполнения характеристики выпускника детского сада и построения индивидуального профиля готовности ребенка к обучению в школе.

Результаты комплексной диагностики используются для решения следующих задач:

1. Определения уровня школьной готовности ребенка и выбор соответствующей его развитию программы начального обучения.

2. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ и консультирование родителей и педагогов.

3. Анализ учебно-воспитательного процесса и эффективности используемых программ, форм и методов работы с детьми в дошкольном учреждении.

Выводы.

В ходе данной практики у меня сформировались представления о работе психологической службы в детском саду. Так же теперь у меня более четкие представления о профилактической, психодиагностической, консультационной, коррекционной, развивающей и просветительской направленности работы педагога-психолога.

Закрепились знания, умения, навыки по общей, возрастной и педагогической психологии. Появился навык психолого-педагогического анализа занятия. Так же использовался метод наблюдения в учебно-воспитательном процессе. Сформирован навыки планирования, выполнения и анализа деятельности педагога-психолога.

В ходе практики получилось установить контакт с детьми дошкольного возраста, взаимодействовать с педагогом-психологом, продуктивно ей помогать проводить диагностику психологической готовности к школе.

Трудности в работе вызвал объем работы, а именно комплексной методики. Необходимо было достаточно подробно изучить материал, подготовить большое количество стимульного материала. Детей в группах много, объем работы большой. При индивидуальном обследовании в день реально было взять не больше четырех человек потому, что дети были заняты своими делами (подготовка к 8 марта на музыкальном занятии). Процесс диагностики достаточно трудоемкий, не все дети могли сразу понять задания и правильно их выполнить.

Практика мне понравилась. Интересно работать с детьми. Я рада, что удалось выполнить одну из важных задач педагога-психолога – это определение уровня психологической готовности к школе.

Хотелось бы пожелать дальнейшего развития, расширения психологической службы данного детского сада, эффективной работы и слаженного коллектива.

Приложение 1

«Стимульный материал к групповой диагностике».

Приложение 2

«Стимульный материал к индивидуальному обследованию».

Приложение 3

«Пример результата тестирования ребенка».

Наши рекомендации