Дети - значимые другие (родители, педагоги и т.д.)

Значимой стороной профилактики агрессии и ее негативных последствий является возможность членам буллинг-структуры высказывать свое мнение.

Удовлетворению данной потребности учащихся может быть посвящен ряд регулярных мероприятий в классных коллективах. В качестве примера приведем мероприятие под названием «Ток-шоу».

Общая цель: научиться озвучивать свои проблемы, выслушивать мнение со стороны, принимать решение о путях и способах решения проблемы.

В процессе формирования примерной тематики должны быть учтены пожелания учащихся, предложения педагогов, а также содержание основных проблем учащихся школы, выявленных на диагностическом и предварительном этапах.

В ходе организации конкретной встречи учащиеся самостоятельно выбирают тему, разрабатывают сценарий мероприятия, определяют перечень приглашаемых гостей, посещают психолога школы для получения консультаций по содержанию и пр. Учителя в подавляющем большинстве случаев принимают участие в роли стороннего наблюдателя.

Выборочная тематика ток-шоу

Возрастная категория Темы
Младшее звено Взаимоотношения с отцом (грубость, физические наказания и т.п.)
Взаимоотношения с одноклассниками (ссоры, обзывания и т.п.)
Отбор денег старшеклассниками
Среднее звено Если тебе объявили бойкот
Грубость учителя на уроке
Проблемы агрессивности во взаимоотношениях в классе с представителями другого пола
Старшее звено Проблемы психологического давления со стороны педагога
Что делать, если тебя шантажируют
«Забита стрелка» на разборки, как себя вести
Угрожают расправой твоему другу

Педагоги-дети

Деятельность по формированию эффективного режима взаимодействия педагогов и учащихся должна решить двуединую задачу:

1. обеспечить организацию процесса общения на уроке как актуальной деятельности, приносящей удовольствие;

2. создать условия для рефлективной деятельности учащихся по отношению к процессу общения и своей деятельности на уроке.

Известно, что это решение этих двух аспектов создает условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности, повышает степень заинтересованности и удовлетворенности учащихся процессом обучения в школе и – степень удовлетворенности своей деятельностью на уроке преподавателя-предметника.

С достаточной степенью условности, можно выделить следующие элементы данной системы взаимодействия.

1. Поддержка ребенка, имеющего затруднения при подготовке к урокам, проявление участия к его проблемам, демонстрация педагогом оказания поддержки и помощи ребенку.

Педагогам-предметникам может быть рекомендовано в начале первого урока ежедневно тратить до 3-х минут на беседу (в форме выборочного опроса) с 1-2 учащимися о затруднениях, с которыми те столкнулись в процессе подготовки домашнего задания. Начинать следует с наиболее ответственных ребят, которые зададут тон, контекст для последующих высказываний. Необходимо жестко ограничивать высказывания по времени, для того, чтобы процедура не занимала более 2-3 минут. Пример перечня вопросов, задаваемых учащимся:

  • с какими сложностями ты столкнулся(ась) при подготовке к сегодняшнему уроку? (трудности организационного и психологического характера)
  • что из изученного тебе показалось полезным? что из домашнего задания было особенно легко и удобно выполнять, почему?
  • что ты можешь предложить?

2. Развитие у учащихся мотивации достижения успеха, а не мотивации избегания неудач и выученной беспомощности через акцентирование внимания учеников на их достижениях.

Педагогам может быть рекомендовано любое замечание, высказываемое учащемуся в ходе урока, заканчивать словами: «в следующий раз постарайся…», с тем, чтобы не оставлять ребенка «один на один» с констатацией факта его неуспеха либо негативного поведения.

Кроме того, при окончании урока может быть рекомендовано персонально благодарить ребят, проявивших усилия в достижении лучшего результата (путем сравнения сегодняшнего успеха ребенка с предыдущим результатом, но не ребят между собой).

Пример фразы: «сегодня Аня, Татьяна,… были более успешными, чем в прошлый раз», «сегодня тебе удалось сделать это лучше».

3. Формирование учебной мотивации учащихся за счет поддержки и оказания индивидуального влияния на отстающих, неуверенных, исключенных из общего контекста общения учеников может быть осуществлено за счет повышения среднего балла успеваемости ученика по конкретному предмету искусственными способами. Педагогам предлагается произвести учет успеваемости класса по своему предмету и подсчитать средний балл успеваемости каждого ученика, определив 1-2 самых слабых учащихся по данному предмету. (С этими учащимися рекомендуется проведение дополнительных работ во время и вне урока, поддержка и положительная оценка их усилий при других учениках и т.п. Однако, причина подобного отношения среди учащихся не афишируется). Основное же воздействие на учебную мотивацию остальных учащихся и класса в целом осуществляется в результате инициированного педагогом сопоставления личных успехов учащихся по данному предмету с результатами «худшего ученика класса». Сопоставление происходит в процессе индивидуальной работы педагога с конкретным учащимся. Педагогам рекомендовано постоянно иметь оперативную информацию об успеваемости каждого учащегося и предоставлять ее по первому требованию конкретного ребенка.

4. Стимулирование учебной деятельности учащихся за счет внедрения дополнительных критериев оценки работы учащихся, отличающихся от традиционно учитываемых отметкой (например: «самый творческий подход при подготовке домашнего задания», «самый ответственный подход», «ученик, внесший разнообразие в форму, способ изложения материала», «за проявление большой эрудиции на занятиях» и т.п.). Учителям- предметникам может быть предложено самостоятельно разработать дополнительные критерии оценки (до 10 критериев), учитывающие специфику предмета, возрастные особенности и сложности образовательного процесса. Для преподавателей младшего звена- оценивать ребенка по совокупности его поступков и успехов по всем предметам, приоритетное внимание уделяя критериям, оценивающим поведенческие характеристики: «за старательность, за посещение занятий без опозданий, за трудолюбие, за помощь другим» и т.д. В процессе подведения итогов за четверть педагогам следует рекомендовать проводить ознакомление родителей с индивидуальными заслугами учеников в процессе обучения, положительными примерами их поведения и т.п. Можно внедрить в практику деятельности письма родителям информационно-благодарственного характера.

Педагоги-педагоги

В качестве основы для организации процесса взаимодействия внутри педагогического сообщества школы может быть применена методика групповых занятий, разработанная в 50-е гг. 20 века врачом-психоаналитиком М. Балинтом и зарекомендовавшая свою эффективность в работе именно с педагогами.Группа взаимопомощи педагогов должна собираться под руководством психолога-консультанта по мере возникновения запроса со стороны преподавателей, но не реже раза в месяц.Схема работы группы взаимопомощи по методике Балинта включает в себя:1) рассказ одного из педагогов о конкретном случае издевательств в ученической среде;2) обмен мыслями, чувствами, ассоциациями, фантазиями по поводу рассказа между остальными участниками с упором на свою мысленную идентификацию во время рассказа (с учителем или с учащимся отождествлял себя слушатель);3) чувства и мысли рассказчика по поводу откликов;4) оценка руководителя группы, его вывод о наличии или отсутствии переноса учителем собственных трудностей и проблем на отношения с учеником и затруднении таким образом учебно-воспитательного процесса.Результатом обычно являлся длительный, часто болезненный процесс перестройки личности учителя в результате работы в группе. Осознание и переработка собственных комплексов влияет на изменение личности учителя и, в свою очередь, на изменение взаимоотношений с учащимися, что положительно сказывается на учебном процессе.

Родители - дети

Освоение родителями навыков взаимоподдержки детей, приобретение опыта оказания им помощи целесообразно организовать через участие родителей в работе дискуссионного клуба родителей и учащихся «Поделись опытом решения проблем».

Дискуссионный клуб учащихся и родителей «Поделись опытом решения проблемы»

Цель: создание условий для совместной деятельности учащихся и родителей по обсуждению проблем школьного обучения и школьной жизни.

Основными задачами развития деятельности дискуссионного клуба явилось желание сблизить родителей и детей, расширить поле их взаимодействия, объединить их в процессе обсуждения и решения взаимно актуальных проблем.

Работа клуба проводилась на регулярной основе (не реже 1 раза в месяц). Участники могли быть из числа учащихся одного класса, но чаще – одной параллели. На заключительных этапах экспериментальной работы у коллектива организаторов возникла и начала реализовываться вариативная форма – смешанные группы участников, объединяющие различные возрастные группы учащихся и родителей. Ведущим конкретного заседания обычно выступал психолог либо социальный педагог школы.

Структура работы дисскуссионного клуба:

1. Анализ действий участников клуба по решению проблемы, которой было посвящено предыдущее заседание.

2. Краткое описание проблемы - предмета данного заседания клуба (ведущий).

3. Демонстрация проблемы участниками-волонтерами (если это возможно и желательно, а также, если проблема, выносимая на обсуждение, связана с конфликтным межличностным взаимодействием).

4. Совместная дискуссия по поводу увиденного (осуществляется лишь при наличии предыдущей операции).

5. Рассказы родителей о личном опыте решения проблемы. Ответы на вопросы учащихся.

6. Рассказы учащихся о специфике проблемы, способах ее решения в современных условиях и связанных с этим трудностях.

7. Совместное обсуждение вариантов решения проблемы, выхода из конфликта и т.п.

8. Выбор оптимального варианта.

Предметом обсуждения может выступать та или иная сложная ситуация межличностного взаимодействия. Первоначально подбор осуществляется ведущим, исходя из типичных проблем той или иной возрастной категории учащихся, либо с учетом пожеланий, высказываемых участниками на предыдущих заседаниях). Постепенно инициатива отбора тем для дискуссии и кандидатур приглашаемых родителей переходит к самим учащимся.

Известно, что для того, чтобы играть познавательно-обучающую роль, конфликт либо конфликтная ситуация как предмет обсуждения должна, во-первых, формулироваться на актуальном для школьников материале, во-вторых, включать прогноз позиций и реакций лидеров мнений, определение острых и спорных вопросов, в-третьих, таких “болевых вопросов” должно быть не более пяти за одно заседание.

В качестве получивших наибольшое распространение способов и приемов выработки умений и навыков конструктивного конфликтного взаимодействия зарекомендовали себя такие как: драматизация конфликта; управление конфликтом; “третий нелишний”.

Остановимся подробнее на технологии осуществления этих приемов.

Наши рекомендации